Счет в пределах 10. Знакомство с цифрами 1 и 2. Закрепление представления о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Пространственное направление. (декабрь)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Счет в пределах 10. Знакомство с цифрами 1 и 2. Закрепление представления о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Пространственное направление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
Счет в пределах 10. Знакомство с цифрами 1 и 2. Закрепление представления о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Пространственное направление.
Цель: развитие умения считать в пределах 10.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
- Познакомить с цифрами 1 и 2.
- Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
- Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
Развивающие:
- Развивать мышление, внимание, память.
- Развивать словарный запас детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике через игру.
Предварительная работа: игровые упражнения – «Считай дальше», «Расставь ёлочки в ряд», «Геометрические фигуры».
Формы работы: Индивидуальная, групповая, совместная деятельность воспитателя с детьми.
Методы:
Словесные: вопросы к детям, игровое упражнение «Считай дальше», «Звуки леса».
Наглядные: набор квадратов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски-модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук), карточки с цифрами 1 и 2 .
Практические: физкультминутка, игровое упражнение «Сравни фигуры», «Найди четырехугольники», «Покажи цифру», игра с кругами, игровое упражнение «Не ошибись».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Индивидуальная работа: Игровое упражнение «Не ошибись» (по образцу).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: набор квадратов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски-модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук), карточки с цифрами 1 и 2 .
Раздаточный материал: Наборы плоских геометрических фигур, карточки с цифрами 1 и 2.
Мотивация: помощь квадрату и прямоугольнику.
Ход занятия:
I.Вводная часть. Мотивационный момент:
Воспитатель: (дети стоят на ковре) Ребята, сегодня просят вас о помощи прямоугольник и квадрат. Они спорят, и считают каждый себя главным. Прямоугольник считает что он выше, и значит он главный, а квадрат считает раз он весь ровный со всех сторон, значит он главный. Поможем им разобраться?
II.Основная часть.
Игровое упражнение «Сравни фигуры».
На магнитной доске выложены квадрат и прямоугольник. Воспитатель выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? (Четыре стороны и четыре угла.) Как можно назвать их одним словом?» (Четырехугольники.) Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.
Игровое упражнение «Найди четырехугольники».
У детей на столах разложены геометрические фигуры. Воспитатель предлагает найти среди них четырехугольники. Один ребенок выполняет задание на магнитной доске.
Затем воспитатель проверяет задание и просит детей обосновать свой выбор.
Воспитатель: Ребята сегодня мы познакомимся с цифрами. Что такое цифра? Цифра - это знак для обозначения числа. Кто знает, какая цифра изображена? Сколько предметов может она обозначать? Воспитатель открывает коробку, показывает шар и спрашивает: «Сколько шаров в коробке? Какой цифрой можно обозначить число один?» Обращает внимание на цифру на коробке и спрашивает: «На что похожа цифра один?» (ответы детей)
Эта цифра — единица.
Тонкий носик, будто спица,
Вниз повесила. Грустна,
Ведь она всего одна.
Воспитатель предлагает детям найти цифру 1 у себя, показать ее и обвести пальцем.
Аналогично воспитатель знакомит детей с цифрой 2.
По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.
Игровое упражнение «Покажи цифру»
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с цифрами 1и 2. Я буду называть части тела, а ваша задача показывать соответствующую цифру. Готовы? Тогда слушайте внимательно: один нос, два глаза, одна голова, два уха, один рот, две руки. - Какую цифру показали? Какую цифру вы показали? Почему показали цифру один (два?) (Я показал цифру один, потому что число один обозначается цифрой один) Правильно!Цифра -это знак. Она показывает число.
Физкультминутка
Два хлопка над головой
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Игра с кругами.
В верхней части доски воспитатель располагает 10 больших кругов близко друг к другу, а в нижней части – 10 маленьких кругов далеко друг от друга.
«Чем отличаются круги в верхней и нижней частях доски? – спрашивает воспитатель. – Одинаковые ли они по величине и одинаково ли расположены? Что можно сказать о количестве кругов? Как это можно проверить?» (С помощью счета и способами наложения и приложения.)
Дети закрывают глаза, а воспитатель располагает 8 больших кругов близко друг к другу, а часть – далеко друг от друга. Дети определяют количество кругов (вопросы аналогичны предыдущим).
Игровое упражнение «Не ошибись». (потолк-нос-пол)
III.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали? Мы смогли им помочь?
А теперь я предлагаю вам отправиться погулять и поиграть в наши любимые игры.
1)
- Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Круг) Объясни, почему. (Все остальные - четырехугольники)
2)
- Одна из фигур отличается от всех других. Какая по счету? (Четвертая) Чем она отличается? (Все фигуры зеленые, а она красная)
3)
- Какая фигура лишняя? Какая она по счету? Покажите цифру. Почему?
4)
Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. Какая она по счету? Покажите цифру. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?
Задачи о лесных жителях:
1)На полянке в день весенний
Под высокою сосной
К медвежонку в день рожденья
Собрался народ лесной:
Ежик, волк, енот, барсук,
Заяц, лось, лисенок – друг.
Посчитайте поскорей,
Сколько было всех гостей!
(Покажите цифру)
2)Белка сушит на веревке
Два грибка и три морковки.
Прибежал хорек, утащил грибок.
Съел зайчонок две морковки.
Что осталось на веревке? (Покажите цифру)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игровое упражнение «Сравни фигуры» Посмотрите внимательно на них. Что общего у этих фигур? Как они называются? Посмотрите внимательно на них. Что общего у этих фигур? Четыре стороны и четыре угла - А чем они отличаются? Разная длина сторон
КАКАЯ ФИГУРА ЛИШНЯЯ
Игровое упражнение «Найди четырехугольники»
Прямой и обратный счет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. У Зайчихи было 10 зайчат. Сосчитай их всех от 1 до 10 и обратно. 2. От 9 до 3 Помоги Зайчихе сосчитать своих зайчат
1 2 3 5 7 8 9 10 4 0 6 Положи карточки с цифрами БОЛЬШЕ 5 на красный стол, а карточки с цифрами МЕНЬШЕ 5 на зеленый стол
Игровое упражнение «Найди цифру»
Игровое упражнение «Покажи цифру» Я буду называть части тела, а вы показывать соответствующую цифру: нос, глаза, руки, ноги….
ИГРА «СНЕЖКИ» Чем отличаются круги в верхней и нижней частях доски? Одинаковые ли они по величине и одинаково ли расположены? Что можно сказать о количестве кругов? Сколько кругов в верхней части и нижней? Давайте посчитаем . А как это можно проверить, кроме счета? - С помощью способов наложения и приложения.
Работа в тетради
Молодец!
Сюрпризный момент Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, Рот — дуга, и нос — морковка, А два глаза — угольки, Да из веток две руки.
1 2 3 6 8 9 4 Разложи цифры на соответствующие ей картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: «Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. Части суток.»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.Тема: «Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. Части суток.»Цель:- упражнять в умении называть и разли...
Конспект занятия в средней группе по ФЭМП Тема: « Счет в пределах 4. Знакомство с цифрой 4. Сравнение квадрата, треугольника и прямоугольника». (Посуда)
Конспект занятия в средней группе по ФЭМП Тема: « Счет в пределах 4. Знакомство с цифрой 4. Сравнение квадрата, треугольника и прямоугольника». (Посуда)...
Конспект НОД во 2 мл группе Тема: Прямоугольник. Счет в пределах 5, соотношение цифры и количества. Определение признаков сходства и различия предметов. Сравнение предметов по длине и ширине
Продолжать учить детей считать в пределах 5,учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длиннее, короче, развивать представление о геометрических фигурах)....
Занятие по ФЭМП "Счет в пределах 10. Знакомство с цифрами 1 и 2"
Занятие по ФЭМП...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Счет в пределах 8. Знакомство с цифрой 5
Программное содержание:- продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?...
Закрепление знаний о геометрических фигурах. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и ромб
Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах с помощью игр с песком, развитие речи, активизация и обогащение словарного запаса....
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП по теме "Сравнение чисел в пределах 8. Знакомство с цифрой 5" (январь)
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП Тема: «Сравнение чисел в пределах 8. Знакомство с цифрой 5»...