Публикация Дополнительная общеразвивающая программа кружка для детей «DInno Math»
рабочая программа по математике (средняя группа)

Актуальность разработки программы кружка «DInno math» обусловлена поиском путей совершенствования процесса формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа Иннополис»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАОУ «Школа Иннополис»

_________________Ежов С.К.

Введено в действие приказом

№ ____ «___»_________201___ г.

Дополнительная общеразвивающая программа

кружка для детей «DInno Math»

Возраст детей: 3-5 лет

Срок реализации программы: один учебный год

Составитель: воспитатель Минеева Вероника Валерьевна

г. Иннополис 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи
  3. Учебно-тематический план
  4. Содержание программы
  5. Годовой календарный учебный график
  6. Планируемые результаты
  7. Карта мониторинга
  8. Использованная литература
  9. Приложения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интеллектуальное развитие дошкольников – одна из основных задач в дошкольном образовании. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения к наиболее перспективному – развивающему обучению. Обучение дошкольников должно развивать у детей активность, самостоятельность, творческое мышление, познавательные навыки. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.

Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих уровней – начального и основного общего образования –заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется не в учебной деятельности, а через различные виды детской деятельности. Именно поэтому программа «DInno math» строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности, таких как, игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование, практические ситуации (работа с крупами, пластилином, разноцветными прищепками, пинцетами, пипетками др.)

Актуальность разработки программы кружка «DInno math» обусловлена поиском путей совершенствования процесса формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели программы:

  • Прививать детям интерес к получению знаний по математике, сформировать мотивационную среду, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы
  • Создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей
  • Введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта, художественно-эстетическую деятельность, подвижные игры и многое другое

Задачи программы:

Образовательные:

  • Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало, ни одного; учить отвечать на вопрос «Сколько?»
  • Познакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), уметь выделять их.
  • Закреплять знание сенсорных эталонов (большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий), уметь сравнивать предметы между собой по длине, ширине, высоте и величине.
  • Учить сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения, понимать значение слов по много, поровну; столько-сколько.
  • Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами слева-справа, вверху-внизу, на-под, спереди-сзади, далеко-близко.
  • Закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Познакомить с цифрами и числами от 1 до 5, научить количественному и порядковому счету.
  • Познакомить и закреплять умение различать шар, куб и цилиндр.

Развивающие:

  • Развитие памяти, внимания;
  • Развитие мышления (умений обобщать, сравнивать, контролировать, анализировать, делать выводы);
  • Развитие познавательных способностей, творческих способностей;
  • Развитие самостоятельности;
  • Развитие логического мышления;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математике
  • Воспитывать целеустремленность, усидчивость, желание выполнить работу аккуратно, доводить начатое дело до конца.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Тема периода

Тема занятия

Кол-во

1

Сентябрь

«Осень в гости к нам пришла»

«Добро пожаловать в страну математику!»

(Сенсорные эталоны, геометрические фигуры, счет)

1

2

«Динозаврик на ферме»

(Цифра 1, один-много, большой-маленький)

1

3

Октябрь

«Однажды в осеннем лесу…»

(Цифра 2, длинный-короткий, круг)

1

4

«Динозаврик и Художник-осень»

(Квадрат, широкий-узкий, части суток)

1

5

«Динозаврик в гостях у белочек на дереве»

(Цифра 3, треугольник)

1

6

«Путешествие в страну «Неразбериха»

(Повторение и закрепление)

1

7

Ноябрь

«Мой город и мой дом»

«Динозаврик и экскурсия по Иннополису»

(Число и цифра 4, выше-ниже)

1

8

«Динозаврик на спортивном мероприятии»

(Сенсорика)

1

9

«Динозаврик на спектакле»

(Число и цифра 5, толстый-тонкий, овал)

1

10

«Динозаврик и его дом»

(Цвета, прямоугольник)

1

11

Декабрь

«Новый год!»

«На нос Динозаврика упала первая снежинка»

(Порядковый счет)

1

12

«Динозаврик готовит подарки!»

(Геометрические фигуры)

1

13

«Динозаврик заблудился в зимнем лесу»

(Пространственные отношения)

1

14

«Динозаврик отмечает Новый год!»

(Повторение)

1

15

Январь

«Красавица-зима!»

«Динозаврик и зимние забавы»

(Слева, справа, на, под)

1

16

«Динозаврик проводит эксперименты с водой»

Составление целого из частей

1

17

«Динозаврик и Зимующие птицы»

(Логическое мышление)

1

18

Февраль

«Наши защитники»

«Динозаврик заботится о здоровье»

(Установление равенства, вчера-сегодня-завтра)

1

19

«Динозаврик повстречал Солдата»

(Алгоритмы)

1

20

«Динозаврик на соревнованиях»

(Повторение и закрепление материала)

1

21

«Динозаврик – пилот самолета»

(Пространственные отношения)

1

22

Март

«Весенняя капель»

«Динозаврик мастерит подарок маме»

(Порядковый счет, тяжелый-легкий)

1

23

«Динозаврик пускает кораблики»

(Быстрый-медленный)

1

24

«Динозаврик на спектакле»

(Геометрические фигуры)

1

25

«Динозаврик в весеннем лесу»

(Установление равенства)

1

26

Апрель

«Наши друзья»

«Динозаврик в гостях у робота-доставщика»

(Порядковый счет)

1

27

«Динозаврик на дне рождения у крокодила»

(Слева, справа, на, под)

1

28

«Динозаврик и путешествие в подводный мир»

(Глубокий, мелкий, алгоритмы)

1

29

«Динозаврик и его друзья-ребята»

(Итоговое мероприятие)

1

Всего занятий в неделю

1 занятие

Всего занятий в месяц

4 занятия

Всего занятий в год

29 занятий

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа разработана в соответствии с ФОП и ФГОС дошкольного образования. Реализация программы ведется в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
  • Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23–16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Интеграция образовательных областей

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

Принципы реализации программы:

  • Принцип наглядности: использование наглядно-дидактического материала, иллюстраций, образцов, схем
  • Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)
  • Принцип индивидуально – личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка в соответствии с возрастом
  • Принцип проблемности - предполагает обучение на основе поисковой (исследовательской) деятельности
  • Принцип успешности: создание ситуаций успеха

Методы, используемые на занятиях:

  • Игровые (дидактические игры, музыкальные и малоподвижные игры)
  • Практические (пальчиковые игры с математическим содержанием, математические физкультминутки, работа с разноцветными прищепками, крупами, лепка цифр и фигур, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др.)
  • Наглядные (карточки с цифрами, фигурами, плакаты сенсорных эталонов)
  • Нетрадиционные (опыты, эксперименты)

Форма занятий: групповая

Способы проверки результатов:

Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:

  • данных планового мониторинга уровня математического развития детей в ДОУ (октябрь, май)
  • бесед с воспитанниками и их родителями
  • проведение консультаций для родителей

Формы подведения итогов реализации программы:

1 этап – открытое занятие кружка в форме математического праздника.

2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями

занятие, выставка детских работ – аппликаций на основе наглядной геометрии, участие в конкурсах.

  1. ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарно-тематический план занятий на 2023 – 2024 учебный год

Тема занятия

Программное содержание

Материалы

СЕНТЯБРЬ

1

«Добро пожаловать в страну математику!»

Познакомить с работой кружка, заинтересовать в изучении математики, закрепить геометрические фигуры, сенсорные эталоны.

Ортопедический цветной коврик, блоки Дьенеша, деревянная дорога, поезд и вагончики, счетный набор, сенсорные коробки, макет замка и ключ

2

«Динозаврик на ферме»

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один-много, умение различать контрастные по величине предметы «большой», «маленький». Познакомить с числом и цифрой 1.

Макет «Ферма», животные разных размеров, Д/И «Урожай», счетный набор, сенсорные коробки

ОКТЯБРЬ

1

«Однажды в осеннем лесу…»

Познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2. Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный-короткий, длиннее-короче. Закреплять умение различать и называть круг.

Два воздушных шара, счетный набор, животные леса, обруч, ленточки, Д/И «Найди пару»

2

«Динозаврик и художник-осень»

Закреплять умение различать и называть квадрат. Учились сравнивать два предмета, контрастных по ширине. Уметь различать и называть части суток.

Блоки Дьенеша, пластилин, листы с изображением квадрата, Д/И «Части суток», карточка П/И «День-ночь», два полотна разных по ширине.

3

«В гостях у белочек на дереве»

Познакомить с образованием и составом числа цифры 3. Закреплять умение различать и называть треугольник.

Шар-цифра 3, счетный набор, овощи и фрукты набор, макеты деревьев – геометрические фигуры, книга «Математические сказки»

4

«Путешествие в страну «Неразбериха»

Закрепление и повторение ранее пройденного материала.

Геометрические фигуры, сенсорные коробки, счетный набор, блоки Дьенеша, ортопедический коврик.

НОЯБРЬ

1

«Динозаврик и экскурсия по Иннополису»

Познакомить с образованием и составом числа цифры 4. Учить сравнивать два предмета по высоте и обозначать результат сравнения словами высокий-низкий.

Карточки с изображениями на что похожа цифра 4, счетный набор, раскраски, фото Иннополиса, презентация, макеты домиков.

2

«Динозаврик на спортивном мероприятии»

Закреплять знание сенсорных эталонов (цвета, умение сравнивать предметы по длине-ширине, высоте, размеру и др.)

Ортопедическая дорожка, ортопедические коврики, кубики разноцветные, обручи, мячи разных размеров, ленточки разной длины.

3

«Динозаврик на спектакле»

Познакомить с образованием и составом числа цифры 5. Закреплять умение различать и называть овал. Закреплять умение сравнивать предметы по толщине (толстый-тонкий)

Ширма «спектакль», геометрические фигуры и цифры, книга «Математические сказки», деревья разной толщины, раскраска овала.

4

«Динозаврик и его дом»

Закреплять умение различать и называть прямоугольник. Закрепление основных цветов.

Макет дома, предметы схожие с геометрическими фигурами, лист с изображением прямоугольника, корзинки и игрушки разных цветов.

ДЕКАБРЬ

1

«На нос Динозаврика упала первая снежинка»

Расширить знания детей о счёте и числах (количественный и порядковый счет)

Счетный набор, палочки Кюизенера, макет «Считаем на пальцах», счеты, Рабочие тетради

2

«Динозаврик готовит подарки!»

Закреплять знание геометрических фигур, умение находить их, выделять в других предметах.

Геометрические фигуры, Д/И «Найди предмет», Раскраска, сказка «Математические сказки»

3

«Динозаврик заблудился в зимнем лесу»

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа», «на» «под». Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

Макет зимнего леса, лупа, карточки со следами, Д/И «Стрелочки», Рабочие тетради

4

«Динозаврик отмечает Новый год!»

Закрепление и повторение ранее пройденного материала.

Геометрические фигуры, сенсорные коробки, счетный набор, блоки Дьенеша, ортопедический коврик.

ЯНВАРЬ

1

«Динозаврик и зимние забавы»

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа», «на» «под». Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

Животные набор, макет зимнего леса, карточки с изображением зимних забав, сенсорные коробки.

2

«Динозаврик проводит эксперименты с водой»

Развитие умения быстро ориентироваться на плоскости, составлять целое из частей.

Вода, стаканчики, краски, пипетки, макет елки, Д/И «Собери»

3

«Динозаврик и Зимующие птицы»

Создать условия для развития логического мышления

Д/И «Зимующие птицы», макет зимнего леса, сенсорные коробки, Рабочие тетради

ФЕВРАЛЬ

1

«Динозаврик заботится о здоровье»

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Формировать умение детей различать направление и нахождение предметов по отношению к себе; закреплять умение устанавливать соответствия между множествами путем наложения

Презентация «Моё здоровье», схема «Тело человека», Д/И «Целое-части», карточки с действиями, сенсорные коробки, карточки с полезными и вредными продуктами, карточки виды спорта.

2

«Динозаврик повстречал Солдата»

Учить пользоваться простыми алгоритмами, действовать по заранее заданному и неменяющемся образцу.  

Карточки с алгоритмами, Д/И «Свари суп», геометрические фигуры, блоки Дьенеша, рабочие тетради

3

«Динозаврик на соревнованиях»

Закрепление и повторение ранее пройденного материала.

Геометрические фигуры, сенсорные коробки, счетный набор, блоки Дьенеша, ортопедический коврик.

4

«Динозаврик – пилот самолета»

Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

Макет неба, самолеты, Д/И «Стрелочки», «Аэродром»,

МАРТ

1

«Динозаврик мастерит подарок маме»

Расширить знания детей о счёте и числах (количественный и порядковый счет). Закреплять умение сравнивать предметы по тяжести (тяжелый-легкий).

Счетный набор, счеты, сенсорная коробка, палочки Кюизенера, Д/И «Считаем на пальцах», предметы разного веса, весы.

2

«Динозаврик пускает кораблики»

Закреплять умение сравнивать предметы по движению (быстрый-медленный).

Кораблики, тазики с водой, пинцеты, рабочие тетради.

3

«Динозаврик на спектакле»

Закреплять знание геометрических фигур, умение находить их, выделять в других предметах.

Геометрические фигуры, блоки Дьенеша, Ширма спектакля, герои-геометрические фигуры, книга «Матем сказки».

4

«Динозаврик в весеннем лесу»

Формировать умение детей различать направление и нахождение предметов по отношению к себе; закреплять умение устанавливать соответствия между множествами путем наложения

Макет весеннего леса, животные, домики, цветы, рабочие тетради, сенсорные коробки, пинцеты.

АПРЕЛЬ

1

«Динозаврик в гостях у робота-доставщика»

Расширить знания детей о счёте и числах (количественный и порядковый счет).

Счетный набор, счеты, сенсорная коробка, палочки Кюизенера, Д/И «Считаем на пальцах», Д/И «Робот-ровер»

2

«Динозаврик на дне рождения у крокодила»

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа», «на» «под». Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

Д/И «Стрелочки», сенсорные коробки, Д/И «Найди подарок», макет озера.

3

«Динозаврик и путешествие в подводный мир»

Учить пользоваться простыми алгоритмами, действовать по заранее заданному и неменяющемся образцу.  Закреплять умение сравнивать предметы по глубине (глубокий-мелкий)

Карточки с алгоритмами, тазики с водой, мерные палочки, животные подводного мира, макет Подводной мир.

4

«Динозаврик и его друзья-ребята»

Закрепление и повторение ранее пройденного материала.

Геометрические фигуры, сенсорные коробки, счетный набор, блоки Дьенеша, ортопедический коврик.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате посещения кружка дети будут знать:

  • Что такое математика, для чего она нужна, где полученные знания можно применить
  • Порядковый и количественный счет
  • Геометрические фигуры и цвета
  • Сенсорные эталоны
  • Части суток и пространственные отношения

В результате посещения кружка дети должны научиться:

  • Различать количество предметов, используя слова один, много, мало, ни одного; отвечать на вопрос «Сколько?»
  • Выделять и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
  • Определять сенсорные эталоны (большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий), сравнивать предметы между собой по длине, ширине, высоте и величине и др.
  • Сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения, понимать значение слов по много, поровну; столько-сколько.
  • Определять пространственные направлений от себя и обозначать их словами слева-справа, вверху-внизу, на-под, спереди-сзади, далеко-близко.
  • Различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Количественному и порядковому счету от 1 до 5, определять цифру, число, знать ее его состав.
  • Различать шар, куб, цилиндр.

В результате посещения кружка дети будут развивать:

  • Пространственное мышление, глазомер, воображение
  • Память, внимание
  • Мышление (умение обобщать, сравнивать, контролировать, анализировать, делать выводы)
  • Мелкую моторику рук
  • Коммуникативные способности
  • Познавательные, творческие способности
  • Самостоятельность
  • Логическое мышление
  • Целеустремленность и усидчивость

  1. КАРТА МОНИТОРИНГА

Карта мониторинга по развитию продуктивной деятельности детей

ФИ ребенка

Геометрические фигуры

Количество

Величина

Ориентировка

Итог

время

Пространство

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Выше стандарта – 42-50 баллов

Стандарт – 30-42 баллов

Ниже стандарта – 30 баллов

  1. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М.: Детство-Пресс, 2008
  2. Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  3. Новикова, В. П. Математика в детском саду: 3-4 года. Младший дошкольный возраст: конспекты занятий: учеб.-метод, пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Первые шаги в математику. Вторая младшая группа: метод, пособие / сост. Л.В. Буланова, М. В. Корепанова, А. М. Яценко, Л. С. Яценко. - Волгоград: Волгоградский гос. ин-т повышения квалификации работников образования, 2004
  5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» Методические рекомендации.» М.: Просвещение, 2021
  6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 3-4 лет М.: Баласс, 2004
  7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет М.: Баласс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Модельная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мастерская маленьких волшебников» по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста

Модельная дополнительная программа кружка "Мастерская маленьких волшебников" по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-педагогической направленности "Экономь-ка" (финансово-экономическая грамотность дошкольников. Для дете 5-7 лет

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителям...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» Срок реализации - 4 года Возраст детей - 3-7 лет

Цель программы:Создание благоприятных условий  для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей  на основе LEGO– конструир...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка «Шахматёнок»

Образовательная программа «Шахматёнок» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных документов РФ с учетом приоритетов развития системы дополнительного образо...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...