Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речетворчество дошкольников»
материал
Направленность программы социально-гуманитарная: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Детство – удивительная страна. В ней, возможно, все: слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное – веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
ФГОС ДО и «Закон об образовании РФ» определяют одним из ключевых направлений поддержку разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № 5 от 26.05.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. Приказ от 12.08.2021 г. № 77-од |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речетворчество дошкольников»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Фоминова Екатерина Владимировна
учитель-логопед
Смоленск 2021г.
Пояснительная записка
Направленность программы
Направленность программы социально-гуманитарная: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Детство – удивительная страна. В ней, возможно, все: слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное – веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
ФГОС ДО и «Закон об образовании РФ» определяют одним из ключевых направлений поддержку разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Актуальность темы.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, еще очень часто обучение сводится к запоминанию воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений развивать творческие способности детей.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Отличительные особенности программы
Занятия кружка проводятся с использованием теории решения изобретательных задач – (ТРИЗ-технологии) и Кругов Луллия. Уникальность программы заключается в том, что игры и творческие задания предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Адресат и объем программы
Программа рассчитана на 2 года и предназначена для детей дошкольного возраста – 5-7 лет.
Формы организации образовательного процесса
Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает себя теоретические и практические занятия. Дети не только познают фольклор, но и играют в дидактические игры, слушают и инсценируют рассказы. Чтобы дети не уставали, в организации занятий используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (чтение, беседа, просмотр видеофильмов, пальчиковые игры, дидактические игры, творческие задания, театрализация и т. д.)
Методы:
Наглядный:
1. Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
2. Демонстрационный материал;
3. Наблюдение;
4. Рассматривание иллюстраций, информационных плакатов.
Словесный:
1. Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;
2. Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;
3. Исследование предметов, материалов, способов изготовления. Практический:
1. Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения;
2. Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания;
3. Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 учебных года, с сентября 2021 по май 2023 года. Программа содержит 36 часов.
Режим занятий
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Программа предполагает проведение дополнительных занятий один раз в две недели ( 2 раза в месяц) продолжительностью 25-30 минут в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня.
Формы организации занятий:
- игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, речевой);
- экскурсия, путешествие;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулка в природу в разные сезоны;
- развлечение;
- проектирование решения проблемы;
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- посещение гостей;
- чтение, прослушивание сказки;
- трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.
Принципы реализации программы:
- доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
- личностно-ориентированный подход;
- изучение интересов и потребностей детей;
- практическое участие и наглядное оформление;
- творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- изучение состояния устной речи детей;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
Цели и задачи реализации программы
Цель: способствовать формированию качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения на занятиях кружка.
Задачи программы:
Образовательные:
- учить детей высказывать свои мысли по теме, побуждать составлять рассказы, сказки, рифмовки на заданную тему;
- создать дополнительные условия для развития речевой активности детей на занятиях кружка;
- обогащать словарный запас детей,
- учить определять и называть интонацию услышанного произведения.
Развивающие:
- совершенствовать звуковую культуру речи: интонационную выразительность, дикцию, развивать артикуляционный аппарат;
- развивать связную речь (диалогическую, монологическую, описание и повествование);
- развивать творческую фантазию, умение сочинять небольшие сказки и рассказы, подбирать простейшие рифмы, используя дополнительный художественный материал.
Воспитательные:
- сформировать коммуникативные навыки детей через речевое творчество, чувство принадлежности к группе, вызвать интерес к сверстнику;
- воспитывать уважение к словотворчеству друг друга, умение слушать друг друга, давать добрые советы.
- вызвать желание самим импровизировать, фантазировать, находить нужную информацию.
Ожидаемые результаты освоения Программы:
- умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям;
- владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни;
- наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов;
- развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.
Критерии результативности обучения:
- придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий;
- придумывание новых сказок, небылиц, рассказов;
- придумывание продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки);
- сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов.
Оценивание уровня достигнутого ребенком образовательного результата может проводиться через:
- организацию педагогического наблюдения;
- открытые мероприятия для детей и родителей;
- творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи, сопровождаемые рисунками и фотографиями).
Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению данной программы
Критерии результативности обучения:
- Придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий
Высокий: Ребенок придумывает самостоятельно словесные загадки на основе сравнений, противоречий;
Средний: Ребенок затрудняется придумать или придумывает с помощью взрослого словесные загадки на основе сравнений, противоречий;
Низкий: Ребенок не может составить словесные загадки на основе сравнений, противоречий даже с опорой на вопросы педагога.
- Придумывание новых сказок, небылиц, рассказов.
Высокий: Ребенок придумывает самостоятельно новые сказки, небылицы, рассказы;
Средний: Ребенок затрудняется придумать или придумывает с помощью взрослого новые сказки, небылицы, рассказы
Низкий: Ребенок не может придумать новые сказки, небылицы, рассказы даже с опорой на вопросы педагога
- Придумывание продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки)
Высокий: Ребенок придумывает самостоятельно продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки).
Средний: Ребенок затрудняется придумать или придумывает с помощью взрослого продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки).
Низкий: Ребенок не может придумать продолжения прочитанных произведений даже с опорой на вопросы педагога.
- Сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов.
Высокий: Ребенок сочиняет самостоятельно стихи, загадки, скороговорки с помощью рифмованных слов.
Средний: Ребенок затрудняется придумать или придумывает с помощью взрослого стихи, загадки, скороговорки с помощью рифмованных слов.
Низкий: Ребенок не может сочинить стихи, загадки, скороговорки с помощью рифмованных слов даже с опорой на вопросы педагога.
Оценивание уровня достигнутого ребенком образовательного результата может проводиться через:
- организацию педагогического наблюдения;
- открытые мероприятия для детей и родителей;
- творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи, сопровождаемые рисунками и фотографиями).
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№ п/п | фамилия, имя ребенка | Критерии результативности обучения | |||||||||
придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий | придумывание новых сказок, небылиц, рассказов | придумывание продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки) | сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов | Общий уровень развития ребенка | |||||||
1 срез | 2 срез | 1 срез | 2 срез | 1 срез | 2 срез | 1 срез | 2 срез | 1 срез | 2 срез | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 |
1-й срез проводится в сентябре
2-й срез проводится в мае
ВВН – выше возрастной нормы
ВН - возрастная норма
НВН - ниже возрастной нормы
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Программа предполагает проведение дополнительных занятий один раз в две недели (2 раза в месяц) продолжительностью 25-30 минут в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня.
Общее количество занятий в год – 18 занятий, общее количество занятий, предусмотренных программой – 36.
Учебный план работы
№ п/п | Название блока | Количество часов |
1 | «Угадайка» | 9 |
2 | «Сочиняйка» | 6 |
3 | «Вообразилия» | 3 |
Итого: | 18 |
Содержание учебного плана
Программа состоит из трех основных блоков:
1 блок – «Угадайка»;
2 блок – «Сочиняйка»;
3 блок – «Вообразилия».
Темы занятий кружка: «Овощи – фрукты»; «Хозяюшка Осень»; «Деревня»; «В мире много сказок»; «Волшебница Зима»; «Моя семья»; «Весна красна»; «Дикие животные»; «Кем быть?».
Каждая тема может быть представлена в нескольких блоках.
Каждое занятие состоит из двух частей:
1 часть направлена на формирование культуры устной речи: артикуляционные упражнения, упражнения для развития речевого дыхания, упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений.
2 часть - на формирование творческого мышления: дидактические игры, творческие задания, сюжетно-ролевые игры.
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев проведения занятий.
- блок «УГАДАЙКА»
Блок включает в себя отгадывание словесных загадок, стихов - добавлялок, загадки – рифмы, анализ загадок, сопоставление похожих предметов, нахождение сходства и различия. Творческие задания из программы ТРИЗ.
1 год обучения
«Овощи - фрукты»
Рассматривание овощей и фруктов, выделение особенностей внешнего вида и качеств.
Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
«Хозяюшка Осень»
Занятие «Приметы осени».
Отгадывание словесных загадок об осенних явлениях, деревьях.
«Деревня»
Отгадывание словесных загадок о домашних животных, птицах и их детенышах.
Наблюдение за домашними животными, их повадками.
«В мире много сказок»
Рассматривание книг-сказок.
Рассказывание стихов - добавлялок о сказочных героях.
«Волшебница Зима»
Целевая прогулка «Приметы зимы».
Чтение стихов - добавлялок о зиме. Составление альбома «Волшебница Зима» (рассказы, рисунки детей – совместное творчество детей и взрослых).
«Моя семья»
Отгадывание словесных загадок «Кто кем приходится».
Чтение стихов – добавлялок о членах семьи.
«Весна – Красна»
Целевая прогулка «Приметы весны».
Чтение стихов – добавлялок о весне.
«Дикие животные»
Отгадывание словесных загадок о диких животных наших лесов и жарких стран.
«Кем быть?»
Отгадывание загадок - рифм о профессиях людей.
2 год обучения
«Овощи - фрукты»
Выделение особенностей внешнего вида и качеств овощей и фруктов, нахождение сходства с предметами живого и неживого мира природы.
Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
«Хозяюшка Осень»
Целевая прогулка «Осенний лес».
Отгадывание словесных загадок о ягодах, грибах.
Чтение стихов – добавлялок об осени.
«Деревня»
Загадывание загадок - рифм друг другу.
Сравнение и сопоставление домашних животных с различными явлениями окружающего мира с предметами живой и неживой природы.
«В мире много сказок»
Отгадывание загадок о сказочных героях.
Литературная викторина.
«Волшебница Зима»
Целевая прогулка «Зимние забавы».
Отгадывание загадок - рифм о зиме, снеге, зимних развлечениях, зимующих птицах.
«Моя семья»
Рассматривание фотографий семьи, нахождение сходства и различий между членами семьи.
Чтение стихов – добавлялок о членах семьи.
«Весна – Красна»
Целевая прогулка «Весенние цветы».
Отгадывание загадок - рифм о весне, весенних явлениях, цветах.
Чтение стихов – добавлялок о весне.
«Дикие животные»
Отгадывание загадок - рифм о диких животных наших лесов и жарких стран.
Конкурс «Кто больше загадает загадок о животных».
«Кем быть?»
Отгадывание словесных загадок о профессиях людей и «машинах помощниках».
- блок «СОЧИНЯЙКА»
Блок предполагает сочинение рассказов, считалок, скороговорок, стихов, основанных на реальных явлениях. В занятия данного блока также включены творческие задания на придумывание новых загадок на основе сравнения предметов, противоречий, сопоставлений.
1 год обучения
«Овощи – фрукты»
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах с использованием символов.
« Хозяюшка Осень»
Придумывание словесных загадок об осенних явлениях природы на основе сравнения предметов.
«Деревня»
Придумывание загадок – рифм о домашних животных и птицах, выделяя характерные особенности.
«В мире много сказок»
Придумывание стихов – добавлялок о сказочных героях.
«Волшебница Зима»
Придумывание скороговорок и чистоговорок о снеге, морозе.
Составление рассказов о приметах зимы, зимних забавах.
«Моя семья»
Придумывание игры с пальчиками «Моя семья».
Придумывание ласковых слов о маме и бабушке.
«Весна - Красна»
Составление словесных загадок о приметах весны.
«Кем быть?»
Придумывание считалок и стихов о профессиях людей.
Составление рассказов на тему «Кем ты хочешь быть?»
2 год обучения
«Овощи – фрукты»
Сочинение скороговорок и считалок об овощах и фруктах.
« Хозяюшка Осень»
Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится осень?»
Составление альбома «Хозяюшка Осень» (рисунки и рассказы – совместное творчество детей и взрослых).
«Деревня»
Придумывание словесных загадок о домашних животных и птицах.
Составление альбома о домашних животных с рассказами, сказками, загадками и рисунками детей.
«В мире много сказок»
Придумывание загадок – рифм о сказках, сказочных героях.
«Волшебница Зима»
Сочинение рассказов на тему «За то ты любишь зиму?»
«Моя семья»
Сочинение стихов – добавлялок на тему «Моя семья».
Составление рассказов о своей семье по рисунку.
«Весна - Красна»
Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится весна?»
Составление альбома «Приметы весны» (стихи, рассказы, рисунки – совместное творчество детей и взрослых)
«Кем быть?»
Составление альбома о профессиях (словесные загадки, рисунки).
- блок «ВООБРАЗИЛИЯ»
Блок предполагает придумывание небылиц, сказок. В занятия данного блока также включены творческие задания на придумывание новых сказок, изменение сюжета старых сказок, продолжение известных сказок, придумывание необычных героев (элементы программы ТРИЗ)
1 год обучения
«В мире много сказок»
Сочинение сказок на тему «Как звери встречают Новый год», с использованием графической аналогии.
Составление письма Деду Морозу.
«Моя семья»
Придумывание сказки для мамочки по опорным словам.
«Весна – Красна»
Придумывание небылиц «Когда это бывает?»
«Дикие животные»
Придумывание фантастических животных (рисунки, описательные рассказы).
2 год обучения
«В мире много сказок»
Придумывание нового сюжета к сказке «Морозко».
Составление письма Деду Морозу.
«Моя семья»
Придумывание сказки для мамочки.
«Весна – Красна»
Сочинение сказки «Весна в лесу».
«Дикие животные»
Придумывание небылиц «Так бывает или нет?»
3 год обучения по программе «Речетворчество дошкольников» предполагает обобщение знаний и умений детей, полученных ранее, представление результатов практической (речевой) деятельности через оформление книг, альбомов, стенгазет, выставок по всем темам.
Календарный учебный график на 2021-2022 год
(1 год обучения)
№ занятия | Блок | Организационные формы обучения Тема | Содержание |
Сентябрь | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Овощи – фрукты» |
|
2 | «Сочиняйка» «Угадайка» | Занятие «Овощи – фрукты» |
|
Октябрь | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Хозяюшка Осень» |
|
2 | «Сочиняйка» | Занятие «Хозяюшка Осень» |
|
Ноябрь | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Деревня» |
|
2 | «Сочиняйка» «Угадайка» | Занятие «Деревня» |
|
Декабрь | |||
1 | «Угадайка» «Сочиняйка» | Занятие «В мире много сказок» |
|
2 | «Вообразилия» «Угадайка» | Занятие «В мире много сказок» |
|
Январь | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Волшебница Зима» |
|
2 | «Сочиняйка» «Угадайка» | Занятие «Волшебница Зима» |
|
Февраль | |||
1 | «Угадайка» «Сочиняйка» | Занятие «Моя семья» |
|
2 | «Вообразилия» «Сочиняйка» | Занятие «Моя семья» |
|
Март | |||
1 | «Угадайка» «Вообразилия» | Занятие «Весна – Красна» |
|
2 | «Сочиняйка» «Угадайка» | Занятие «Весна – Красна» |
|
Апрель | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Дикие животные» |
|
2 | «Вообразилия» «Угадайка» | Занятие «Дикие животные» |
|
Май | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Кем быть?» |
|
2 | «Сочиняйка» | Занятие «Кем быть?» |
|
Календарный учебный график на 2022-2023 год
(2 год обучения)
№ занятия | Блок | Организационные формы обучения Тема | Содержание |
Сентябрь | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Овощи – фрукты» | Выделение особенностей внешнего вида и качеств овощей и фруктов, нахождение сходства с предметами живого и неживого мира природы. |
2 | «Угадайка» | Занятие «Овощи – фрукты» | Отгадывание загадок об овощах и фруктах. |
3 | «Сочиняйка» | Занятие «Овощи – фрукты» | Сочинение скороговорок и считалок об овощах и фруктах. |
4 | «Угадайка» | Развлечение «Овощи – фрукты» | Драматизация белорусской народной сказки «Пых». |
Октябрь | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Хозяюшка Осень» |
|
2 | «Угадайка» | Занятие «Хозяюшка Осень» | Чтение стихов – добавлялок об осени. |
3 | «Сочиняйка» | Занятие «Хозяюшка Осень» | Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится осень?» |
4 | «Сочиняйка» | Развлечение «Хозяюшка Осень» | Составление альбома «Хозяюшка Осень» (рисунки и рассказы – совместное творчество детей и взрослых). |
Ноябрь | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Деревня» | Сравнение и сопоставление домашних животных с различными явлениями окружающего мира с предметами живой и неживой природы. |
2 | «Угадайка» | Занятие «Деревня» | Загадывание загадок - рифм друг другу. |
3 | «Сочиняйка» | Занятие «Деревня» | Придумывание словесных загадок о домашних животных и птицах. |
4 | «Угадайка» | Развлечение «Деревня» | Составление альбома о домашних животных с рассказами, сказками, загадками и рисунками детей. |
Декабрь | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «В мире много сказок» | Отгадывание загадок о сказочных героях. |
2 | «Сочиняйка» | Занятие «В мире много сказок» | Придумывание загадок – рифм о сказках, сказочных героях. |
3 | «Вообразилия» | Занятие «В мире много сказок» | Придумывание нового сюжета к сказке «Морозко». Составление письма Деду Морозу. |
4 | «Угадайка» | Праздник «В мире много сказок» | Литературная викторина для малышей. |
Январь | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Волшебница Зима» | Занятие «Зимние забавы». |
2 | «Угадайка» | Занятие «Волшебница Зима» | Отгадывание загадок - рифм о зиме, снеге, зимних развлечениях. |
3 | «Сочиняйка» | Занятие «Волшебница Зима» | Сочинение рассказов на тему «За то ты любишь зиму?» |
4 | «Угадайка» | Развлечение «Волшебница Зима» | Рассказывание стихов и рассказов о зиме младшим дошкольникам собственного сочинения. |
Февраль | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Моя семья» | Рассматривание фотографий семьи, нахождение сходства и различий между членами семьи. Чтение стихов – добавлялок о членах семьи. |
2 | «Сочиняйка» | Занятие «Моя семья» | Сочинение стихов – добавлялок на тему «Моя семья». |
3 | «Вообразилия» | Занятие «Моя семья» | Придумывание сказки для мамочки. |
4 | «Сочиняйка» | Развлечение «Моя семья» | Составление рассказов о своей семье по рисунку. |
Март | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Весна – Красна» | Занятие «Весенние цветы». Чтение стихов – добавлялок о весне. |
2 | «Вообразилия» | Занятие «Весна – Красна» | Сочинение сказки «Весна в лесу». |
3 | «Сочиняйка» | Занятие «Весна – Красна» | Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится весна?» |
4 | «Угадайка» | Развлечение «Весна – Красна» | Составление альбома «Приметы весны» (стихи, рассказы, рисунки – совместное творчество детей и взрослых). Отгадывание загадок - рифм о весне. |
Апрель | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Дикие животные» | Отгадывание загадок - рифм о диких животных наших лесов и жарких стран. |
2 | «Угадайка» | Занятие «Дикие животные» | Игра – путешествие «Где мы были мы не скажем, кого видели, расскажем». |
3 | «Вообразилия» | Занятие «Дикие животные» | Придумывание небылиц «Так бывает или нет?» |
4 | «Угадайка» | Занятие «Дикие животные» | Занятие «Кто больше загадает загадок о животных». |
Май | |||
1 | «Угадайка» | Занятие «Кем быть?» | Отгадывание словесных загадок о профессиях людей и «машинах помощниках». |
2 | «Угадайка» | Занятие «Кем быть?» | Игра – путешествие «В страну профессий» |
3 | «Сочиняйка» | Занятие «Кем быть?» | Составление альбома о профессиях (словесные загадки, рисунки). |
4 | «Сочиняйка» | Занятие «Кем быть?» | Составление альбома «Кем быть?» (стихи, рассказы, рисунки – совместное творчество детей и взрослых) |
Способы и направления поддержки детской инициативы
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:
- использование игровых мотиваций;
- использование сюрпризных моментов;
- включение игровых и сказочных персонажей;
- использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;
- использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);
- «минутки общения»;
- групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп;
- предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.);
- поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Методы, направленные на повышения познавательной активности детей:
- развивающие игры;
- игры-инсценировки, игры-сотрудничества;
- динамические игры познавательного содержания;
- классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
- использование художественного слова, музыкального сопровождения;
- познавательные беседы;
- вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;
- сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;
- обследование различных предметов;
- наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
- демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
- словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции комментарии и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»;
- совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Принципы взаимодействия с родителями воспитанников:
- доверительные отношения между родителями и педагогами;
- родители полноправные партнеры воспитания и обучения детей;
- единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач, условий, результата развития ребенка;
- личная заинтересованность родителей – изменение педагогической позиции родителей.
Формы сотрудничества с родителями воспитанников:
- участие родителей в проведении занятий;
- организация выставок работ детей;
- наглядно-информационные материалы для родителей;
- презентации деятельности для родителей;
- участие родителей совместно с детьми в конкурсах, выставках;
- помощь родителей в создании предметно-развивающей среды;
- организация развлечений с участием родителей.
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
В ДОУ существуют необходимые условия для реализации Программы: групповые помещения, музыкальный зал, которые соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
В групповых помещениях создана необходимая предметно-развивающая среда, имеется разнообразная тематика материалов и оборудования для организации занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Построение программы опирается на:
- Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – М: Мозаика-синтез. – 2014г.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. – М.: ТЦ «Сфера», – 2008г.
- Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО. - 2013г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.
- Колодяжная Т.П. Речевое развитие в детском саду: новые подходы. – Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 2002.
- Лазаренко О.И. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи / О.И. Лазаренко, Е.Б. Спорышева. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль «Академия развития», 1997.
- Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
- Симановский А.Э Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. – М.: ТЦ «Сфера», – 2008.
- Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО. - 2013.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. -М.: Гензис, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Речетворчество дошкольников»
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности«Речетворчество дошкольников»...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...