Самообразование по теме "Логико-математическое развитие детей 3-4 лет"
учебно-методический материал по математике (младшая группа)
Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников являются:
Логические блоки Дьенеша и комплект логических геометрических фигур, изготовленных по типу блоков;
Цветные счетные палочки Кюизенера и их плоский аналог – разноцветные полоски;
Наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.
Цель: становление у детей субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko-matematicheskoe_razvitie_detey_3-4_let.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Логико-математическое развитие детей 3-4 лет»».
Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников являются:
- Логические блоки Дьенеша и комплект логических геометрических фигур, изготовленных по типу блоков;
- Цветные счетные палочки Кюизенера и их плоский аналог – разноцветные полоски;
- Наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.
Цель: становление у детей субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности.
Срок работы над темой: 2023 - 2024 уч. г.
Задачи:
- Побуждать детей к сравнению логических блоков, разноцветных счетных палочек и полосок по одному и двум свойствам; по количеству; по пространственному расположению.
- Побуждать к объединению в группы блоки и полоски: по одному свойству; по двум свойствам.
- Вызвать интерес к выстраиванию логических цепочек по одному свойству.
- Активизировать действия детей в разбиении блоков на группы по одному признаку: по размеру – на 2 группы, по толщине – на 2, по цвету – на 3; по форме – на 4.
- Активизировать речь детей в процессе называния единичных свойств блоков, фигур, полосок.
- Побуждать детей к воссозданию силуэтов из палочек и блоков по образцам и без них.
Прогнозируемый результат: ребенок осваивает: сенсорные эталоны формы, цвета; представления о длине, высоте, ширине, массе, расположении предмета относительно другого; действия (раскладывание, накладывание, прикладывание, перекладывание, вкладывание, соотнесение, обследование, сравнение); свойства и отношения.
Актуальность: детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического математического исследования, является по своей сути логико-математической. С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – составление плана работы;
3 этап – практический.
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Логико-математическое развитие детей 3-4 лет»;
- изучение опыта коллег по теме «Логико-математическое развитие детей 3-4 лет»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
- разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Логико-математическое развитие детей 3-4 лет».
3 этап (сентябрь – май)
Поквартальное распределение содержания логико-математического развития детей 3-4 лет. |
Игры, пособия: 1. Блоки Дьенеша. 2. Палочки Кюизенера. 3. Пособие «Веселые цветные числа». 4. Альбом-игра «Блоки Дьенеша для самых маленьких». 5. Альбом «Волшебные дорожки». |
Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь). |
Совместная со взрослым - Строим дорожки к домикам из блоков и фигур одного цвета (одной формы, одной толщины), пособия №1. - Составляем силуэты больших и маленьких парусников, ракет, собачек, грузовичка из блоков (с блоками), пособие № 4, стр. 4-7. - Находим и сравниваем по цвету и длине разноцветные полоски, пособие №3. - Составляем одноцветные и разноцветные дорожки одинаковой и разной длины из полосок и палочек, пособия №2,3,5. - Сравниваем ряды блоков, фигур по количеству, пользуясь приемами наложения, составления пар. Самостоятельная - Играем с блоками, разноцветными полосками, геометрическими фигурами. - Накладываем и воссоздаем простые силуэты, составляем и украшаем домики, елки. - Выкладываем разные длинные красивые дорожки из полосок и палочек. |
Второй квартал (декабрь, январь, февраль). |
Совместная со взрослым - Строим дрожки из блоков, фигур, чередуем их по цвету, форме, пособия №1,4. - Находим блоки и фигуры другого цвета (формы, размера), пособие №1. - Выкладываем разноцветные дорожки из палочек и полосок, чередуя их по цвету и длине, пособия №1,2,3. - Дорисовываем картинку: «Для нашей мамы-кошки поем мы на дорожке», «Вот козлят считает мама: рожек много, деток мало», «Надоело колобку лежать, он и покатился…», пособие №5, стр. 5-8. - Подбираем блоки по размеру и цвету, делаем бусы для мамы, строим дорожку к детскому саду, пособие №6, стр. 1-4. - Сравниваем по количеству ряды блоков (столько же; больше на 1,2; меньше на 1,2), уравниваем их, называем сколько блоков в ряду, пособие №1. - Делим блоки и фигуры по цвету, по форме, по размеру; называем числом количество полученных групп. Самостоятельная - Воссоздаем силуэты парусников, лодок, человечков, елок, пособие №4. - Строим дорожки, пособие №5. - Угощаем кукол конфетами, печеньями. - Заезжаем на машинах в гаражи. |
Третий квартал (март, апрель, май). |
Совместная со взрослым - Ориентируемся на форму, размер, цвет и составляем силуэты из блоков: клоун, экскаватор, пароход, пособие №4, стр. 12-14. - Чередуем: палочки, полоски по длине и цвету, пособия №2,3; блоки (фигуры) по цвету, форме, толщине, размеру, пособие №1. - Придумываем красивые дорожки с чередованием блоков по цвету, форме, размеру; палочек и полосок по длине и цвету, пособия №1,2,3. - Выкладываем блоки, фигуры в ряды, сравниваем их по количеству, пользуясь разными приемами. - Делим на группы по-разному блоки, палочки, фигуры (по цвету, по форме, по размеру, по толщине), называем число групп. - Сравниваем по длине две разноцветные полоски (палочки), уравниваем их по длине, пособия №2,3. - Придумываем и составляем силуэты (с блоками, фигурами), пособия №1,4. Самостоятельная: - Нагружаем вагоны, строим и украшаем дорожки. - Чередуем красные, синие, желтые круги. Составляем гусеницу (с блоками). - Чередуем, группируем, составляем. - Воссоздаем силуэты, «дорисовываем картины». - Придумываем сами и выкладываем силуэты, картинки. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
- Семинар-практикум «Занимательные математические игры».
- Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей 3-4 лет через логико-математические игры».
Изучение литературы по теме:
- Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию по теме "Социальное развитие детей младшего возраста через окружающий мир"
Социальное развитие ребенка - процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение и неважно с...
Отчёт по самообразованию на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Отчёт по самообразованию за 2013-2014учебный год воспитателя I младшей группы по теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...
Самообразования по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пол...
План по самообразованию "Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста"
план по самообразованию...
Представление моего педагогического опыта работы по самообразованию по теме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»
Детство – это летний ветер,Парус неба и хрустальный звон зимы.Детство – это значит дети!Дети – это значит мы! ”Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной...
Проект самообразования на тему «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год
Проект самообразования...
Самообразование. Тема "Познавательно-речевое развитие детей посредством трудовой деятельности"
1 слайдОтчет по самообразованию «Познавательно-речевое развитие детей посредством трудовой деятельности» Камалиева Резеда Талгтовна 2 слайд«Труд становится великим воспитателем, когда ...