Самообразование по теме "Логико-математическое развитие детей 3-4 лет"
учебно-методический материал по математике (младшая группа)

Краснова Татьяна Владимировна

Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников являются:

Логические блоки Дьенеша и комплект логических геометрических фигур, изготовленных по типу блоков;

Цветные счетные палочки Кюизенера и их плоский аналог – разноцветные полоски;

Наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.

Цель: становление у детей субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko-matematicheskoe_razvitie_detey_3-4_let.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Логико-математическое развитие детей 3-4 лет»».

Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников являются:

  • Логические блоки Дьенеша и комплект логических геометрических фигур, изготовленных по типу блоков;
  • Цветные счетные палочки Кюизенера и их плоский аналог – разноцветные полоски;
  • Наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.

Цель: становление у детей субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности.

Срок работы над темой: 2023 - 2024 уч. г.

Задачи:

  1. Побуждать детей к сравнению логических блоков, разноцветных счетных палочек и полосок по одному и двум свойствам; по количеству; по пространственному расположению.
  2. Побуждать к объединению в группы блоки и полоски: по одному свойству; по двум свойствам.
  3. Вызвать интерес к выстраиванию логических цепочек по одному свойству.
  4. Активизировать действия детей в разбиении блоков на группы по одному признаку: по размеру – на 2 группы, по толщине – на 2, по цвету – на 3; по форме – на 4.
  5. Активизировать речь детей в процессе называния единичных свойств блоков, фигур, полосок.
  6. Побуждать детей к воссозданию силуэтов из палочек и блоков по образцам и без них.

Прогнозируемый результат: ребенок осваивает: сенсорные эталоны формы, цвета; представления о длине, высоте, ширине, массе, расположении предмета относительно другого; действия (раскладывание, накладывание, прикладывание, перекладывание, вкладывание, соотнесение, обследование, сравнение); свойства и отношения.

Актуальность: детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического математического исследования, является по своей сути логико-математической. С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.

Схема работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – составление плана работы;

3 этап – практический.

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Логико-математическое развитие детей 3-4 лет»;

- изучение опыта коллег по теме «Логико-математическое развитие детей 3-4 лет»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

- разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Логико-математическое развитие детей 3-4 лет».

3 этап (сентябрь – май)

Поквартальное распределение содержания логико-математического развития детей 3-4 лет.

Игры, пособия:

1. Блоки Дьенеша.

2. Палочки Кюизенера.

3. Пособие «Веселые цветные числа».

4. Альбом-игра «Блоки Дьенеша для самых маленьких».

5. Альбом «Волшебные дорожки».

Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Совместная со взрослым

- Строим дорожки к домикам из блоков и фигур одного цвета (одной формы, одной толщины), пособия №1.

- Составляем силуэты больших и маленьких парусников, ракет, собачек, грузовичка из блоков (с блоками), пособие № 4, стр. 4-7.

- Находим и сравниваем по цвету и длине разноцветные полоски, пособие №3.

- Составляем одноцветные и разноцветные дорожки одинаковой и разной длины из полосок и палочек, пособия №2,3,5.

- Сравниваем ряды блоков, фигур по количеству, пользуясь приемами наложения, составления пар.

Самостоятельная

- Играем с блоками, разноцветными полосками, геометрическими фигурами.

- Накладываем и воссоздаем простые силуэты, составляем и украшаем домики, елки.

- Выкладываем разные длинные красивые дорожки из полосок и палочек.

Второй квартал (декабрь, январь, февраль).

Совместная со взрослым

- Строим дрожки из блоков, фигур, чередуем их по цвету, форме, пособия №1,4.

- Находим блоки и фигуры другого цвета (формы, размера), пособие №1.

- Выкладываем разноцветные дорожки из палочек и полосок, чередуя их по цвету и длине, пособия №1,2,3.

- Дорисовываем картинку: «Для нашей мамы-кошки поем мы на дорожке», «Вот козлят считает мама: рожек много, деток мало», «Надоело колобку лежать, он и покатился…», пособие №5, стр. 5-8.

- Подбираем блоки по размеру и цвету, делаем бусы для мамы, строим дорожку к детскому саду, пособие №6, стр. 1-4.

- Сравниваем по количеству ряды блоков (столько же; больше на 1,2; меньше на 1,2), уравниваем их, называем сколько блоков в ряду, пособие №1.

- Делим блоки и фигуры по цвету, по форме, по размеру; называем числом количество полученных групп.

Самостоятельная

- Воссоздаем силуэты парусников, лодок, человечков, елок, пособие №4.

- Строим дорожки, пособие №5.

- Угощаем кукол конфетами, печеньями.

- Заезжаем на машинах в гаражи.

Третий квартал (март, апрель, май).

Совместная со взрослым

- Ориентируемся на форму, размер, цвет и составляем силуэты из блоков: клоун, экскаватор, пароход, пособие №4, стр. 12-14.

- Чередуем: палочки, полоски по длине и цвету, пособия №2,3; блоки (фигуры) по цвету, форме, толщине, размеру, пособие №1.

- Придумываем красивые дорожки с чередованием блоков по цвету, форме, размеру; палочек и полосок по длине и цвету, пособия №1,2,3.

- Выкладываем блоки, фигуры в ряды, сравниваем их по количеству, пользуясь разными приемами.

- Делим на группы по-разному блоки, палочки, фигуры (по цвету, по форме, по размеру, по толщине), называем число групп.

- Сравниваем по длине две разноцветные полоски (палочки), уравниваем их по длине, пособия №2,3.

- Придумываем и составляем силуэты (с блоками, фигурами), пособия №1,4.

Самостоятельная:

- Нагружаем вагоны, строим и украшаем дорожки.

- Чередуем красные, синие, желтые круги. Составляем гусеницу (с блоками).

- Чередуем, группируем, составляем.

- Воссоздаем силуэты, «дорисовываем картины».

- Придумываем сами и выкладываем силуэты, картинки.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Семинар-практикум «Занимательные математические игры».
  2. Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей 3-4 лет через логико-математические игры».

Изучение литературы по теме:

  1. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
  2. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
  3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме "Социальное развитие детей младшего возраста через окружающий мир"

Социальное  развитие ребенка - процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение и неважно с...

Отчёт по самообразованию на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Отчёт по самообразованию за 2013-2014учебный год воспитателя I младшей группы по теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...

Самообразования по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пол...

Представление моего педагогического опыта работы по самообразованию по теме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Детство – это летний ветер,Парус неба и хрустальный звон зимы.Детство – это значит дети!Дети – это значит мы! ”Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной...

Самообразование. Тема "Познавательно-речевое развитие детей посредством трудовой деятельности"

1 слайдОтчет по самообразованию «Познавательно-речевое развитие детей посредством трудовой деятельности» Камалиева Резеда Талгтовна  2 слайд«Труд становится великим воспитателем, когда ...