КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)
рабочая программа по математике (средняя группа)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 21 "Радуга"
СОГЛАСОВАНО Пед. советом протокол №1 от 01.09.2023г. |
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МКДОУ №21 "Радуга" ____________И.Б. Керус "___" __________2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
(средняя группа 4-5 лет)
Воспитатель: Губанова С.В.
Квалификационная категория: высшая
Срок освоения: 1 год
С. Кочубеевское
2023 г.
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.
Организация кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей, учитывает возрастные особенности и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Цель кружковой работы:
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания. Формирование основ математических представлений, развитие психических процессов ( памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Основные задачи кружка:
- Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- Развитие математических способностей , склонности.
- Развитие творческих способностей
- Развитие личностных качеств
- Развитие навыков самоконтроля и самооценки
- Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
- Овладение мыслительными операциями ( анализ и синтез, сравнение и классификация).
Основными принципами программы математического кружка являются:
- Умственное развитие ребенка
- Индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка так и педагога
- Индивидуальный подход: максимально учитываются математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для развития.
Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды для общения детей
Формы организации кружка:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры - конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный метод (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
- Показ мультимедийных материалов
Разделы рабочей программы:
- «Количество и счёт»
- Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счётом в пределах 10, упражнять в решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
- «Ознакомление с геометрическими фигурами»
- Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
- «Определение величины»
- Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
- «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
- Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев.
- «Решение логических задач»
- Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
№ | Список детей | «Количество и счет» | «Ознакомление с геометрическими фигурами» | «Определение величины» | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» | «Решение логических задач» |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
«+» – ребенок владеет информацией в полном объеме
«-» – имеет частичное представление по данному разделу
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
- «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
- «Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/
Тематическое планирование
№ | Темы | Содержание | Цели | Месяц |
1 | «Волшебная страна- математика» | «Знакомство с цифрами» | Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0. | Сентябрь |
«Геометрические фигуры» | Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. | |||
«Счёты» | Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение. | |||
2 | «Волшебные фигуры» | «На что похоже?» | Беседа о предметах, окружающих нас. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. | |
«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. | Октябрь | ||
«Кошкин дом» | Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. | |||
3 | «Деление целого на части» | «Волшебные пазлы» | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. | |
«Осенний урожай» | Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру. | |||
4 | «Порядковый счёт» | «Что такое порядок?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. | Ноябрь |
«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | |||
«Какой? Сколько?» | Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. | |||
«По порядку рассчитайся!» | Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. | |||
5 | «Ориентирование на плоскости (на листе бумаги) | «Ориентирование на листе» | Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | Декабрь |
«Аппликация на листе» | Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навыки аккуратной работы. | |||
«Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить верх, низ, лево, право на листе бумаги, выполнять графические задания. | |||
«Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. |
6 | «Ориентирование в пространстве» | «Левая и правая рука» | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» | Январь |
«Близко – далеко Ох, ориентироваться как нелегко» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | |||
7 | «Ориентирование во времени» | «Сутки. Часы. Минутки» | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. | |
«Дни недели» | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | |||
«12 месяцев» | Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь» | Февраль | ||
«Время года. Сезоны» | Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их. | |||
8 | «Измерительные приборы: линейка, весы, часы»» | «Знакомство с часами» | Познакомить детей с часами, рассказать об их назначении, рассказать какие виды часов бывают. | |
«Весы. Их использование» | Познакомить детей с весами, рассказать какие бывают весы и их назначение. Дать понятие «вес» | |||
«Какие бывают линейки» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её назначении. | Март | ||
«Рисуем по линейке» | Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | |||
9 | «Королевство цифр» | «Пишем цифры: 0,1,2,3» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | |
«Пишем цифры: 4,5,6» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | |||
«Пишем цифры: 7,8,9» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | Апрель | ||
«Расставь числа по порядку» | Развивать умение расставлять числа по порядку. | |||
10 | «Логические задачки» | «Задачи на смекалку» | Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. | |
«Задачи на действия (сложение и вычитание)» | Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. | |||
«Задачи на составление целого из частей» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | Май | ||
«Задачи на разделение целого на части» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | |||
11 | «Волшебные монетки» | «Деньги. Их назначение» | Познакомить детей с деньгами, их назначением | |
12 | «Волшебная страна -математика» | Итоговое занятие |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhok_zanmatelnaya_matematika_-_kopiya.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 21 "Радуга"
СОГЛАСОВАНО Пед. советом протокол №1 от 01.09.2023г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МКДОУ №21 "Радуга" ____________И.Б. Керус "___" __________2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
(средняя группа 4-5 лет)
Воспитатель: Губанова С.В.
Квалификационная категория: высшая
Срок освоения: 1 год
С. Кочубеевское
2023 г.
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.
Организация кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей, учитывает возрастные особенности и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Цель кружковой работы:
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания. Формирование основ математических представлений, развитие психических процессов ( памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Основные задачи кружка:
- Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- Развитие математических способностей , склонности.
- Развитие творческих способностей
- Развитие личностных качеств
- Развитие навыков самоконтроля и самооценки
- Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
- Овладение мыслительными операциями ( анализ и синтез, сравнение и классификация).
Основными принципами программы математического кружка являются:
- Умственное развитие ребенка
- Индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка так и педагога
- Индивидуальный подход: максимально учитываются математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для развития.
Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды для общения детей
Формы организации кружка:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры - конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный метод (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
- Показ мультимедийных материалов
Разделы рабочей программы:
- «Количество и счёт»
- Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счётом в пределах 10, упражнять в решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
- «Ознакомление с геометрическими фигурами»
- Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
- «Определение величины»
- Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
- «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
- Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев.
- «Решение логических задач»
- Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
№ | Список детей | «Количество и счет» | «Ознакомление с геометрическими фигурами» | «Определение величины» | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» | «Решение логических задач» |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 |
«+» – ребенок владеет информацией в полном объеме
«-» – имеет частичное представление по данному разделу
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
- «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
- «Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/
Тематическое планирование
№ | Темы | Содержание | Цели | Месяц |
1 | «Волшебная страна- математика» | «Знакомство с цифрами» | Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0. | Сентябрь |
«Геометрические фигуры» | Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. | |||
«Счёты» | Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение. | |||
2 | «Волшебные фигуры» | «На что похоже?» | Беседа о предметах, окружающих нас. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. | |
«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. | Октябрь | ||
«Кошкин дом» | Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. | |||
3 | «Деление целого на части» | «Волшебные пазлы» | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. | |
«Осенний урожай» | Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру. | |||
4 | «Порядковый счёт» | «Что такое порядок?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. | Ноябрь |
«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | |||
«Какой? Сколько?» | Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. | |||
«По порядку рассчитайся!» | Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. | |||
5 | «Ориентирование на плоскости (на листе бумаги) | «Ориентирование на листе» | Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | Декабрь |
«Аппликация на листе» | Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навыки аккуратной работы. | |||
«Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить верх, низ, лево, право на листе бумаги, выполнять графические задания. | |||
«Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. |
6 | «Ориентирование в пространстве» | «Левая и правая рука» | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» | Январь |
«Близко – далеко Ох, ориентироваться как нелегко» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | |||
7 | «Ориентирование во времени» | «Сутки. Часы. Минутки» | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. | |
«Дни недели» | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | |||
«12 месяцев» | Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь» | Февраль | ||
«Время года. Сезоны» | Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их. | |||
8 | «Измерительные приборы: линейка, весы, часы»» | «Знакомство с часами» | Познакомить детей с часами, рассказать об их назначении, рассказать какие виды часов бывают. | |
«Весы. Их использование» | Познакомить детей с весами, рассказать какие бывают весы и их назначение. Дать понятие «вес» | |||
«Какие бывают линейки» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её назначении. | Март | ||
«Рисуем по линейке» | Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | |||
9 | «Королевство цифр» | «Пишем цифры: 0,1,2,3» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | |
«Пишем цифры: 4,5,6» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | |||
«Пишем цифры: 7,8,9» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. | Апрель | ||
«Расставь числа по порядку» | Развивать умение расставлять числа по порядку. | |||
10 | «Логические задачки» | «Задачи на смекалку» | Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. | |
«Задачи на действия (сложение и вычитание)» | Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. | |||
«Задачи на составление целого из частей» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | Май | ||
«Задачи на разделение целого на части» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | |||
11 | «Волшебные монетки» | «Деньги. Их назначение» | Познакомить детей с деньгами, их назначением | |
12 | «Волшебная страна -математика» | Итоговое занятие |
Список детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная математика" (средняя группа)
Непосредственно образовательная деятельность в рамках методической недели по теме: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста» для воспитателей групп на базе МБДОУ детский сад №3...
Кружок «Занимательная математика» Старшая группа
Развитие математических способностей старших дошкольников...
Кружок "Занимательная пластилинография" средняя группа
Программа работы кружка пластилинографии «Занимательная пластилинография» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возра...
Кружок «Занимательная математика» Средняя группа
Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача педагогов-психологов, воспитателей и родителей. Однако в практической работе данному вопросу уделяется незначительное количество време...
Программа кружковой деятельности "Занимательная математика" средней группы
дополнительное образовние...
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.Организация кружка «Зани...
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания....