Кружок «Занимательная математика» Старшая группа
рабочая программа по математике
Развитие математических способностей старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_kruzhok.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»
Кружок «Занимательная математика» Развитие математических способностей старших дошкольников
Руководитель: Третьякова Ю.А.
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Основные задачи кружка:
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- качественная подготовка ребенка к школе.
Организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создаю картотеку игр, разрабатываю конспекты занятий, подбираю материал для экспериментирования и исследовательской деятельности. Программа распределена по разделам:
- количество и счет;
- ознакомление с геометрическими фигурами;
- определение величины;
- ориентировка во времени, пространстве;
- решение логических задач.
В соответствии с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.
- Количество и счет.
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх вниз по числовой лестнице»
«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
2. Геометрические фигуры.
В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы»
«Что общего и чем различаются фигуры»
«Найди предмет такой же формы»
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»
«Найди лишнюю фигуру»
«Конструктор»
«Почини одеяло»
«Танграм»
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
3. Определение величины.
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
«Короче — длиннее»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Данные игры развивают память, внимание, глазомер, совершенствуют мыслительную активность.
4. Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Определи время по часам»
«Когда это бывает?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: последовательность дней недели, частей суток, месяцев и времен года, совершенствуют представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
5. Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребусы «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграмм», головоломки «Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Планирование на ноябрь:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка | Закрепить знания о числах от 1 до 10; умение отгадывать математическую загадку, записывать ее решение | 1 неделя |
Математические задачи, ориентировка на листе | Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку | 2 неделя |
Счет по образцу и заданному числу, независимость числа от расположения предметов | Закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов | 3 неделя |
Соотнесение количества предметов с цифрой | Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, его обозначающей | 4 неделя |
Планирование на декабрь:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших | Учить отгадывать загадку, записывать решение с помощью цифр знаков; закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4, учить писать цифру 5, знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел | 1 неделя |
Число и цифра 6, знаки =, +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий» | Познакомить с цифрой 6, учить писать цифру 6, учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?, знакомить с составом числа 6 | 2 неделя |
Числа и цифры 3, 4, 5, 6, знаки <, >, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник | Закрепить умение писать цифры 3, 4, 5, 6, учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, познакомить со знаками <,> | 3 неделя |
Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов | Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов | 4 неделя |
Планирование на январь:
Планирование на февраль:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1 – 8, знаки +, -, логическая задача на установление закономерностей | Познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; учить правильно использовать и писать знаки + или - | 1 неделя |
Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части | Упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале: учить делить предмет на 2, 4 части | 2 неделя |
Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей | Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитания; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить решать логическую задачу; учить рисовать овалы в тетради в клетку | 3 неделя |
Знаки <, >, логическая задача на анализ и синтез, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет | Закреплять умение правильно пользоваться знаками <,>; учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; упражнять в различии количественного и порядкового счета; правильно отвечать на вопросы сколько? Который?, на каком по счету месте? | 4 неделя |
Планирование на март:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1 – 9, логическая задача на установление закономерностей, высокий – низкий, ориентировка во времени – дни недели | Познакомить с цифрой 9; учить писать цифру 9; знакомить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями (1 кружок – понедельник, 2 кружка – вторник и. т.д.); закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «еще пониже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще повыше» | 1 неделя |
Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат | Учить соотносить количество предметов с цифрой; учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба | 2 неделя |
Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунков | Познакомить с числом 10; учить писать число 10; познакомить с геометрической фигурой – трапецией; учить выкладывать трапецию из счетных палочек; рисовать трапецию в тетради в клетку; учить находить различия в двух похожих рисунках | 3 неделя |
Числа от 1 – 10, сложение числа 10 из двух меньших, геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат | Закрепить умение писать цифры от 1 – 10; учить составлять число десять их двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике | 4 неделя |
Планирование на апрель:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, - | Продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру; учить пользоваться знаками +, -, учить рисовать в тетради в клетку кораблик | 1 неделя |
Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, работа со счетными палочками | Упражнять в количественном и порядковом счете, учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елка, лодка) | 2 неделя |
Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник | Продолжать решать примеры на сложение и вычитание; учить составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел; учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад», учить двигаться в указанных направлениях; способствовать развитию графических навыков – рисование машины | 3 неделя |
Установление соответствия между цифрой и количеством предметов, знаки <, >, ориентировка во времени – дни недели, логическая задача на установление закономерностей, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция | Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством; учить пользоваться знаками <, >; закрепить знания о днях недели; учить решать логическую задачу на установление закономерностей | 4 неделя |
Планирование на май:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Решение задач на сложение и вычитание, логическая задача | Продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись; учить решать логическую задачу на сходство и различие | 1 неделя |
Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, ориентировка во времени – части суток, понятия «больше», «поменьше», «самый маленький» | Продолжать учить записывать решение и читать запись; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь), учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников; способствовать развитию глазомера; использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький» | 2 неделя |
Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года | Учить читать запись задачи; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки; развивать мышление | 3 неделя |
Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, логическая задача, круг, овал, треугольник | Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших; закреплять понятия «левый верхний нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина» закреплять знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник | 4 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения КВН по занимательной математике старшей группы
Приобщить детей к активной умственной деятельности, способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний и за...
Развлечение по ФЭМП "Путешествие в занимательную математику" старшая группа
Цель: Уточнить знания детей о геометрических фигурах – круг, квадрат, прямоугольник. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполн...
Кружок «Занимательная математика» Средняя группа
Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача педагогов-психологов, воспитателей и родителей. Однако в практической работе данному вопросу уделяется незначительное количество време...
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.Организация кружка «Зани...
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания....
Кружок "Занимательная математика" (Старший возраст)
Кружок "Занимательная математика" (Старший возраст)...
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение...