Кружок «Занимательная математика» Средняя группа
методическая разработка по математике (средняя группа)
Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача педагогов-психологов, воспитателей и родителей. Однако в практической работе данному вопросу уделяется незначительное количество времени. Это снижает временные рамки формирования логических операций у дошкольников и отодвигает процесс становления словесно-логического мышления на начало школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_srednyaya_gruppa.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»
Кружок «Занимательная математика»
Средняя группа №5
Воспитатель: Третьякова Ю.А.
Полысаево
2018
Пояснительная записка.
Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача педагогов-психологов, воспитателей и родителей. Однако в практической работе данному вопросу уделяется незначительное количество времени. Это снижает временные рамки формирования логических операций у дошкольников и отодвигает процесс становления словесно-логического мышления на начало школьного обучения.
Актуальность разработки программы кружка «Занимательная математика» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей среднего дошкольного возраста. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, заказом родителей и педагогов.
Программа направлена на овладение детьми 4-5 лет умений сравнивать и обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения. Математическая грамотность, развитое логическое и креативное мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Этапы формирования умственных действий:
Ориентировочный – знакомство детей с тем, как и в каком порядке надо действовать, что делать и с чего начинать. Основной акцент ставится на методы и способы выполнения действия, задается структура и последовательность выполнения его (показ и объяснение).
Этап выполнения действий в материальной форме. Практическое освоение действий с реальными объектами или их заместителями: схемами, моделями, изображениям (практическое выполнение детьми действий).
Этап выполнения действий в форме внешней (громкой речи) работа без опоры на реальные предметы, последовательность и способы выполнения проговариваются вслух (перенос из наглядно-действенного плана в речевой – внутренний).
Выполнение действий без озвучивания – «про себя».
Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру, а также принципы личностно-ориентированного подхода.
Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности. Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.
Задачи:
формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур, выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы;
развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук;
развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей;
формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.
В основе программы кружка «Занимательная математика» лежит увлекательный математический материал, который представлен дидактическими играми, математическими развлечениями, заданиями, упражнениями конструктивного характера - моделирование, аппликация.
Эти задания интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Головоломки могут быть геометрическими, арифметическими и направленными на игру фантазий и творчества детей.
Основой занятия являются упражнения конструктивного характера на формирование геометрических представлений, на развитие пространственного мышления и творческого воображения детей.
Программа кружка построена на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.
Принципы проведения занятий:
системность,
наглядность,
цикличность построения занятий,
доступность,
проблемность,
развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы:
констатация успеха;
поддержка ребенка в ситуации неудачи;
одобрение поведения;
анализ игровой ситуации, расширение кругозора;
создание ситуации успеха, постепенное усложнение задачи;
безопасности, доверия;
демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
анализ образцов поведения сказочных героев.
прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
тематический просмотр видеозаписей;
эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа кружка «Занимательная математика» разрабатывалась для детей среднего дошкольного возраста.
Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц. Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул. Длительность занятия – 20 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы кружка (с учетом личностных особенностей развития детей):
Высокий уровень: ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет:
мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения;
способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы;
владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;
умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями;
ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас;
способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив;
умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень:
ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;
не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями;
ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса;
не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.
Для кружка разработан перспективно-тематический план с сентября по май включительно.
Перспективный план работы кружка «Занимательная математика»
в средней группе
Сентябрь
Дидактическая игра «Заполни обруч» - упорядочивание по различным признакам (форме). Упорядочивание фигур по двум признакам (величина, толщина). Учить детей упорядочивать геометрические фигуры по двум признакам: величине, толщине.
Дидактическая игра «Где какие фигуры лежат?» - ознакомить с классификацией фигур по двум свойствам (величине, толщине).
Дидактическая игра «Разноцветные палочки» - познакомить детей с новой игрой; с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов; развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление.
Дидактическая игра «Составь картинку» - развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения (умение читать схемы, образец).
Октябрь
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» - палочки Кюизенера. Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.
Дидактическая игра «Расколдуй героев передачи «Спокойной ночи, малыши». Закрепить умение конструировать по схеме из палочек К., развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.
Дидактическая игра «В гости к матрешкам» - закрепить у детей представление о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная, длине (самая длинная, короче, самая короткая, счет в пределах пяти. Поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, вверху, по середине) и названием цвета палочек; упражнять в конструировании из полочек.
Ноябрь
Дидактическая игра «Сложи сам» (по сказке «Репка» нужно сложить – вернуть пропавших героев: кошку и собачку). Закрепить умение конструировать по схеме из палочек К., развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.
Январь
Дидактическая игра «Бусы для Каркуши» - развитие знания цвета, формы, размера; развитие внимания. Например: от выбранной воспитателем фигуры построили цепочки (бусы): чтобы рядом не было фигуры одинаковой формы и цвета; чтобы рядом не было фигуры одинаковых по размеру.
Февраль
Игры на развитие интеллектуальных способностей детей: «найди и закрась», «найди 5 отличий». Развитие восприятия формы и цвета и внимания ребенка; развитие мелкой моторики рук (закрашивание). Развитие целостности восприятия у ребенка;
Дидактическая игра «Поезд» (палочки К.). Вспомнить и закрепить названия эталонов цвета; развивать комбинаторные способности; приобщать к моделированию; способствовать развитию речи, внимания, памяти, воображения.
Дидактическая игра «Что лишнее?». Развитие внимания, сообразительности, умения вычленять (видеть) лишнее, не похожее на другие картинки. Например: картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному общему понятию, а четвертая лишняя.
Дидактическая игра «Город веселых мастеров». Развивать у детей творческие способности, умение правильно подбирать материал по форме, размеру, объему в соответствии с задуманной постройкой.
Март
Дидактическая игра «Домашние животные – кошка и собачка». Развитие конструкторских способностей, развитие творчества; закрепить знания формы, цвета, размера; закрепление знаний о домашних животных. Конструирование собачек и кошек из блоков Дьенеша и обыгрывание.
Дидактическая игра «Три медведя» (работа с палочками Кюизенера). Развивать умение сравнивать предметы по высоте, закрепление знания числа 3, конструирование из палочек низкой кроватки, стульчика, мишки; развивать умение сочувствовать, сопереживать.
Игра «Найди 5 отличий и определи эмоцию». Учить сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и различия; развивать внимание, умение оценивать эмоциональное состояние (что испытывают, чувствуют, добрые или сердитые).
Игра на логику «Найди лишнюю карточку – льдинку». Выкладывание цепочки по аналогии. Развитие внимания, логического мышления, ознакомление с эталонами формы и величины; складывание – собирание квадратов из элементов «льдинок». Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство и игры с Игрой Воскобовича.
Апрель
Дидактическая игра «Веселые человечки» (блоки Дьенеша). Развитие умения конструировать из геометрических фигур людей, определять характер через образ, знание качеств человека, развитие речи: обогащение словарного запаса-подбор прилагательных.
Знакомство с игрой «Колумбово яйцо». Познакомить с новой игрой, составить из частей яйцо и другие фигуры.
Игра «Чего не хватает?», «Найди отличия». Игры направлены на развитие внимания, наблюдательности. закрепить счет до 5, знание понятий «слева» -«справа», развитие речи (умение отвечать на вопросы полными сложносочиненными предложениями.
Игра-головоломка «Животные рассыпались». Познакомить с новой игрой, составить из частей яйцо и другие фигуры (собачка, кошечка.), развитие внимания, умение точно подбирать нужную фигуру.
Май
Дидактическая игра «Транспорт наземный» (блоки Дьенеша). Развитие конструкторских способностей, умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине, развитие творчества.
Дидактическая игра «Город» (блоки Дьенеша). Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма); развитие пространственного воображения.
Дидактическая игра «Найди закрась в нужный цвет, выложи из блоков.» Развитие внимания, умения правильно называть увиденную фигуру, закреплять счет до 5, развивать конструкторские способности.
Дидактическая игра «Двухцветный квадрат». Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины. Складывая двухцветный «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. (квадрат Воскобовича)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная математика" (средняя группа)
Непосредственно образовательная деятельность в рамках методической недели по теме: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста» для воспитателей групп на базе МБДОУ детский сад №3...
Кружок «Занимательная математика» Старшая группа
Развитие математических способностей старших дошкольников...
Кружок "Занимательная пластилинография" средняя группа
Программа работы кружка пластилинографии «Занимательная пластилинография» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возра...
Программа кружковой деятельности "Занимательная математика" средней группы
дополнительное образовние...
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.Организация кружка «Зани...
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания....
КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение...