Кружок "Юный эрудит"
элективный курс по математике
*
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_erudit.docx | 23.55 КБ |
igry_denesh_kyuizenera.doc | 1.26 МБ |
igry_denesh.docx | 34.56 КБ |
igry_s_palochkami_kyuizenera.docx | 39.86 КБ |
bloki_denesha_1.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»
План – программа кружка
«Юный эрудит»
Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша
Руководители:
Григорян Наталья Борисовна
Фадина Валентина Николаевна
1. Место реализации: НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»
2. Название кружка: «Юный эрудит»
3. Ф.И.О. руководителей кружка: Григорян Н. Б., Фадина В. Н., воспитатели.
4. Направление деятельности кружка: развитие логического мышления
5. Сроки реализации: сентябрь 2022г. – май 2023 г.
6. Количество и периодичность НОД: 1 НОД в неделю, 32 НОД в год
7. Количество детей: 24 человека (1 группа -12 человек, 2 группа - 12 человек)
8. Возрастная категория: дети 4-5 лет.
9. Форма организации деятельности кружка: подгрупповая
10. Продолжительность занятия: 20 минут
Пояснительная записка.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком З. Дьенешом.
Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков, как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет.
Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). Каждый малыш стремится к творчеству и движению. Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг.
Проблема: дети плохо справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывают трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.
Цель: развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша
Задачи:
1.Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2.Развивать пространственные представления.
5.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
6.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
7.Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
8.Формировать логическое мышления для успешного овладения основами математики.
9.Повысить компетентность родителей в вопросе развития мелкой моторики у детей в дошкольном возрасте;
Методическое обеспечение:
Игры: «Логические блоки» Дьенеша;
Карточки с изображением символов
Принципы организации работы кружка
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»
4. Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения работы повышается)
5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Специально организованная деятельность: 1 раз в неделю по 20 минут.
Методы работы
Словесный (беседа, рассказ);
Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции);
Практический (выполнение работ детьми по образцу).
Форма работы кружка:
- совместная деятельность детей и педагога.
Работа с родителями:
- родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Ожидаемый результат:
Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Заключительный этап:
1. Диагностика детей средней группы на конец 2022-2023 учебного года
2. Подведение итогов работы кружка.
3. Подготовка презентации по фотографиям.
4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.
5. Перспективное планирование на следующий учебный год.
Перспективный план дидактических игр по работе с
логическими блоками Дьенеша для средней группы.
Недели | Название д/и | Цель |
Сентябрь | ||
Диагностика | Беседы, игры для выявлений имеющихся знаний. Разработка диагностики. | |
Разработка перспективного плана. Создание условий через обогащение учебной зоны. Работа с родителями. | Сбор, изучение и накопление информации по блокам Дьенеша + собственные разработки игр с блоками Дьенеша. Консультация с родителями по изготовлению пособий дидактического материала по блокам Дьенеша. | |
Октябрь | ||
1-2 | Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» (с показом, без показа). - «Найди все такие фигуры как эта по цвету и форме (по форме и размеру, размеру и цвету)»; | Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой-маленький». |
3-4 | Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Что изменилось». | Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи. |
Ноябрь | ||
1-2 | Д/и «Найди не такую». Д/и «4-й лишний». | Продолжать знакомить с логическими блоками. Развитие умение выделить существенные признаки. |
3-4 | Д/и «Продолжи ряд». | Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. |
Декабрь | ||
1-2 | Д/и «Найди пару». | Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь |
3-4 | Д/и «Второй ряд». | Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Умение находить закономерности. |
Январь | ||
1-2 | Д/и «Клад». | Развивать связную речь, память, внимание. |
Д/и «Игра с одним обручем». | Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи. | |
3-4 | Д/и «Чего не хватает». | Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения. |
Д/и «Игра с двумя обручами» | Учить классифицировать по 2 признакам (цвет - форма) | |
Февраль | ||
1-2 | Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет». | Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков. |
3-4 | Д/и «Заселим в домики» (2 признака) | Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам. |
Март | ||
1-2 | Д/и «Переводчик». Д/и «Художник». | Знакомить детей с знаками – Х Развитие творческого мышления. |
3-4 | Д/и «На свою веточку». | Учить детей определять свойства блоков по карточкам. |
Апрель | ||
1-2 | Д/и «Кто хозяин». | Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь. |
3-4 | Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь. | |
Май | ||
1-2 | Д/и «Заселим в домики». (3 признака) | Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам. |
3-4 | Д/и «Найди выход» Продолжать упражнять в сравнении фигур по двум свойствам. | Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь. |
Литература:
1. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
2. Логика и математика для дошкольников Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2002.
3. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет.
ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Игровое занятие 1
«Цвет, классификация по одному признаку».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик и поросенок.
Ход занятия:
- К нам в гости пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли нам свои игрушки.
Игрушки называются фигуры. Вынимаем поочередно по одной фигуре из корзинки.
- Какого цвета фигура?
- Синяя! и т.д., пока не разложим на столе все фигуры.
- Сколько всего мишка, зайчик и поросенок принесли фигур?
- Много!
- Какого они цвета?
- Красные, синие и желтые! (Выставляем символы цвета)
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета. Игрушки начинают строить, называя цвета. Начинают делать ошибки сначала в названиях, потом в построении. Дети поправляют ошибки. Предложить детям построить паровозик самим. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету).
- Паровозик построен, давайте покатаемся на нем!
Загудел паровоз и вагончики повез,
Чу – чу, чу – чу, далеко я укачу.
(двигаться друг за другом с круговыми движениями согнутых в локтях рук)
Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,
(топать, стоя на месте, руки на поясе)
А круглые колесики
(указательным пальцем правой руки начертить в воздухе большой круг)
Тук – тук, тук – тук, тук – тук.
(стучать кулачком о кулачок)
- Мишке, зайчику и поросенку очень понравилась игра. Они очень любят играть, но каждый играет в фигуры только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Давайте подарим им фигуры!
Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.
- Какого цвета у Мишки фигуры?
- Красные!
Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.
- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
Игровое занятие 2
«Цвет и форма, классификация по одному признаку».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
Игрушки хвалят детей и напоминают, что каждый любит играть с фигурами только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.
- Какого цвета у Мишки фигуры?
- Красные!
Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.
Зайчик удивляется, почему у него все игрушки одного цвета, но все равно разные, не похожие друг на друга. Остальные игрушки объясняют ему, что все фигуры разной формы. Есть фигуры круглые, есть квадратные, есть треугольные и есть прямоугольные (одновременно выставляются символы формы). Зайчик говорит: «Не хочу сегодня в желтые фигуры играть, я хочу играть в круглые фигуры!» Ставим около зайчика символ круга. Остальные игрушки выбирают с помощью детей каждый свою форму, но остается лишний символ формы. Что же делать. Позовем котенка, он будет с нами играть!
Собираем все формы в корзинку. Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.
- Какой формы у Мишки фигуры?
- Круглые!
Далее – аналогично для каждой игрушки, для каждого цвета.
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету). Аналогично предлагается построить паровозик, у которого каждая фигура – вагончик, но рядом могут лежать вагончики только разной формы. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по форме).
- Паровозик построен, поедем кататься!
Загудел паровоз и вагончики повез,
Чу – чу, чу – чу, далеко я укачу.
(двигаться друг за другом с круговыми движениями согнутых в локтях рук)
Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,
(топать, стоя на месте, руки на поясе)
А круглые колесики
(указательным пальцем правой руки начертить в воздухе большой круг)
Тук – тук, тук – тук, тук – тук.
( стучать кулачком о кулачок)
- Приехали вместе с нашими игрушками на полянку лесную! Будем осенние букеты из листьев собирать!
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (Загибаем большой палец)
Листья рябины, (Загибаем указательный палец)
Листики тополя, (Загибаем средний палец)
Листья осины, (Загибаем безымянный палец)
Листики дуба мы соберем, (Загибаем мизинец)
Маме осенний букет отнесем. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
- Собрали букеты красивые, возвращаемся в детский сад. Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры.
- Какого цвета фигуры?- Красного, синего и желтого! - Какой формы фигуры? - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
Игровое занятие 3
«Цвет и форма, классификация по двум признакам».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)
Игрушки хвалят детей и напоминают, что каждый любит играть с фигурами только одной формы (около каждой игрушки выставляется символ формы). Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.
- Какой формы у Мишки фигуры?
- Круглые!
- Какой формы фигуры у Зайчика?
- Квадратные!
- Какой формы фигуры у Котенка?
-Треугольные!
- Какой формы фигуры у Поросенка?
-Прямоугольные!
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной формы. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по цвету).
- Паровозик построен, он очень красивый получился! А теперь вместе с нашими гостями – игрушками мы можем веселые стихи выучить:
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Вот веселая игра!
- Ой, почему-то наши игрушки испугались, кто это их пугает? А это, оказывается, гуси!
Идем гуськом, растопырили руки - крылья, шипим: «Ш - ш – ш…» - долгий выдох, сердимся (повтор 2 – 3 раза).
- Посмотрите, гуси, всех вы испугали. Не шипите, улыбнитесь нам. Мы – добрые, хорошие ребята, хотим с вами дружить.
Заулыбались гуси, перестали сердиться, замахали крыльями и улетели!
- Наши гости игрушки тоже прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по двум признакам – круглая красная, квадратная желтая и т.д.).
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
Игровое занятие 4
«Цвет и форма, классификация по двум признакам».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной формы. Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по цвету).
Построили паровозик, поехали на нем кататься (сидим на стульчиках), едем, в окошки смотрим.
- Ой, смотрите, кролик! (проводится пальчиковая игра):
Веселый кролик Банни
Резвился на поляне,
(Указательный и средний пальцы = ушки, остальные пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки)
Как шорох он услышит, замрет он и не дышит, (Прижать к себе «зайчика») -
А на его макушке растут как стрелки ушки (Пошевелить прямыми «ушками»)
И у него есть норка под елкой на пригорке,
(Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки)
Он к норке подбегает, (Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»)
Прыг – и в нее ныряет!
(«нырнуть зайчиком» в норку!)
Приехали обратно в детский сад! Складываем фигуры в корзинку, но игрушки говорят, что хотят еще поиграть! Дети помогают им выбрать, в какие игрушки они сегодня играют (красные круглые, синие треугольные и т.д). Около каждой игрушки ставим 2 символа - формы и цвета. Дети дарят фигуры игрушкам поочередно до тех пор, пока корзинка не опустеет.
- Какие игрушки у мишки?
- Красные круглые!
- Какие игрушки у котенка?
- Желтые квадратные! И т.д.
- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по двум признакам – круглая красная, квадратная желтая и т.д.).
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
Игровое занятие 5.
«Цвет, форма и величина,
классификация по трем признакам».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные (выставляем символы формы)
- Посмотрите внимательно, оказывается, наши фигуры еще и по величине разные. Есть маленькие, есть большие (выставляем символы величины).
- Давайте подарим Мишке все большие фигуры, а Зайчику все маленькие!
Дети поочередно берут по одной детали и выкладывают около игрушек (классификация по одному признаку: по величине).
- Котенок и поросенок тоже хотят поиграть. Подарим котенку большие желтые фигуры, а поросенку - маленькие синие.
Дети раскладывают фигуры в соответствии с символами рядом с котенком и поросенком. После выполнения задания фигуры складываются в корзинку.
- Больше всего наши игрушки любят строить паровозики. Давайте поиграем вместе с ними! Сегодня рядом могут лежать вагончики только разной величины и разной формы.
Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по величине).
- Какой замечательный паровозик у нас получился! Поехали на нем кататься!
«Едем» (сидим на стульчиках), «в окошки смотрим".
- Посмотрите, какие замечательные цветы в окошки видны! Как они чудесно пахнут! (Проводится дыхательное упражнение):
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!» (повтор 2 – 3 раза).
- Ой, погода портится, тучки появились! (проводится гимнастика для глаз):
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
(смотреть глазами вправо — влево)
Легких — две штучки, тяжелых — три штучки.
(смотреть глазами вверх — вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало.
( Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло.
(Поморгать глазками).
- Приехали мы обратно в детский сад! Игрушки приглашают нас опять с фигурами играть. Зайчик просит найти его самую любимую фигуру – желтую, прямоугольную, большую!
Около Зайчика выставляются 3 символа. Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем признакам: по цвету, форме и величине).
Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! - Какой формы фигуры - Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные - Какой величины фигуры? - Большие и маленькие!
Игровое занятие 6.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.
4. 2 обруча (синий и красный).
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).
Игрушки приглашают детей с фигурами поиграть. Котенок просит найти его самую любимую фигуру – желтую, прямоугольную, большую (около Котенка выставляются 3 символа). Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем признакам).
Игрушки рассказывают, что они принесли для игры обручи. Сначала они предлагают поиграть с одним обручем.
- Положим в обруч любой символ, например – «Большой».
- Какие фигуры мы положим в обруч?
- Только все большие!
- Какие фигуры мы положим вне обруча?
- Все не большие!
Дети раскладывают фигуры в обруч и вне обруча согласно символу в обруче. Игра повторяется 3 раза, поочередно с символами цвета, величины и формы. Символы возможно поместить не только в обруч, но и вне обруча.
Зайчик показывает второй обруч и спрашивает, на что похожи обручи?
- На мяч, на колесо, на тарелку, на воздушный шарик и т.д.
- Давайте все превратимся в воздушные шарики! (проводится дыхательная гимнастика).
- Шарики сдулись (расслабленный наклон). Мы их медленно надуваем (дети распрямляются, поднимают руки вверх), шарики надуваются, вот они стали большие-пребольшие, полетели высоко (дети медленно раскачивают руками). А теперь шарики сдулись через маленькую дырочку (медленный, долгий выдох через рот). Давайте их снова надуем! (Повтор 2-3 раза).
Мишка предлагает поиграть с двумя обручами (положить их таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). В обручи помещаем символы. Например: в синий обруч «Большой», а в красный – «Круг».
- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного?
- Все большие, но не круги!
- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего?
- Все круги, но не большие!
- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно?
- Все большие круги!
- Какие фигуры вне обручей?
- Все не большие и не круги!
Заменяем символы и повторяем игру 2 – 3 раза.
Игрушки хвалят детей и предлагают поиграть в веселую игру.
Как у наших у ребят ножки весело стучат!
( топать ногами)
А устанут ножки, хлопаем в ладошки!
( хлопать в ладошки!)
А потом вприсядку пляшут наши детки,
Вниз - вверх, раз - два – вот как пляшет детвора!
( приседать!)
А как пустятся бежать, никому их не догнать!
(бегать врассыпную!)
Мы – народ удаленький, хоть и очень маленький!
(сесть на стульчики!)
- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие!
Игровое занятие 7.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с двумя обручами)».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.
4. 2 обруча (синий и красный).
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).
Игрушки рассказывают, что они снова принесли для игры обручи. Положим в 2 обруча по символу (расположить обручи таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). Например, в синий обруч «Маленький», а в красный – «Квадрат».
- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного?
- Все маленькие, но не квадраты!
- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего?
- Все квадраты, но не маленькие!
- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно?
- Все маленькие квадраты!
- Какие фигуры вне обручей?
- Все не маленькие и не квадраты!
Заменяем символы и повторяем игру 2 – 3 раза.
- Давно мы на сказочной полянке не были! Давайте сегодня туда на самолете полетим! (релаксационное упражнение)
Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.
Руки в стороны, в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед,
Улетает самолет. Впереди огни зажглись,
К облакам мы поднялись.
Вот лес, мы тут приготовим парашют.
Парашюты все раскрылись,
Мы легонько приземлились.
- Ой, кто это на полянке? Это – зайчик! (пальчиковая гимнастика)
Из пальцев правой руки складываем «зайчика».
Быстро с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Большой палец левой руки прижат к ладони, остальные пальцы растопырены. На каждый слог «носик зайчика» «прыгает» по 2 раза на каждом пальце левой руки, кроме большого.
Вниз спустился, повернулся,
И опять назад вернулся.
Большой палец левой руки отворачивается от ладони. «Носик зайчика» спускается по пальцам на левую ладонь, чертит круг и возвращается на кончик указательного пальца левой руки. Большой палец левой руки снова прижат к ладони.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик,
На каждый слог «носик зайчика» «прыгает» по 1 разу на каждом пальце левой руки кроме большого.
Снова вниз и снова вверх…
Большой палец левой руки отворачивается от ладони. «Носик зайчика» быстро спускается по пальцам на левую ладонь и возвращается на кончик указательного пальца левой руки.
Прыгнул зайчик выше всех!
Левая рука – кулак с оттопыренным большим пальцем, кулак поднять вверх. «Носик зайчика» «прыгает» на кончике большого пальца левой руки.
Игра с пальчиками проводится повторно, «зайчик» теперь складывается из пальцев левой руки, он скачет по пальчикам правой руки.
- Давайте спросим у нашего Зайчика, а какая игрушка у него самая любимая.
Зайчик просит найти для него красную, круглую, большую фигуру (около Зайчика выставляются 3 символа). Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем признакам).
Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие!
Игровое занятие 8.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с тремя обручами)».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, котенок и поросенок.
4. 3 обруча (синий, желтый и красный).
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).
Зайчик предлагает детям поиграть с двумя обручами (расположить обручи таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). Положим в обручи символы. Например, в желтый обруч «Большой», а в красный – «Круг».
- Какие фигуры внутри желтого обруча, но вне красного?
- Все большие, но не круги!
- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне желтого?
- Все круги, но не большие!
- Какие фигуры внутри желтого и красного обруча одновременно?
- Все большие круги!
- Какие фигуры вне обручей?
- Все не большие и не круги!
Заменяем символы и повторяем игру 2 – 3 раза.
Игрушечный медвежонок хвалит детей и предлагает им отдохнуть, сделать веселую зарядку:
Раз, два, три, четыре – топаем ногами.
Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире – раз, два, три, четыре!
Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку - все мы делаем зарядку!
Котенок рассказывает, что у него есть еще один, третий, обруч. Он предлагает детям снова поиграть с обручами и с фигурами. Расположить обручи необходимо таким образом, чтобы обручи частично перекрывали друг друга. Положим в каждый обруч по одному символу. Например, в синий обруч - «Красный», в красный - «Треугольник», а в желтый – «Большой».
- Какие фигуры внутри желтого обруча, но вне синего и красного?
- Все большие, но не треугольные и не красные!
- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего и желтого?
- Все треугольные, но не большие и не красные!
- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного и желтого?
- Все красные, но не большие и не треугольные!
- Какие фигуры внутри желтого и красного обруча одновременно, но вне синего?
- Все большие треугольные, но не красные!
- Какие фигуры внутри желтого и синего обруча одновременно, но вне красного?
- Все большие красные фигуры, но не треугольные!
- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно, но вне желтого?
- Все красные треугольные, но не большие!
- Какая фигура находится внутри синего, красного и желтого обруча одновременно?
- Большая, красная, треугольная!
Заменяем символы и повторяем игру еще один раз.
- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие!
- Ой, а это что такое?
Что за странные пружинки упираются в ботинки?
Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!
Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.
Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем - полное расслабление.
Релаксационное упражнение повторяется 2 раза.
Игровое занятие 9.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с четырьмя обручами)».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, котенок и поросенок.
4. 4 обруча.
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).
Игрушки предлагают детям поиграть с обручами. Проводится игра с тремя обручами аналогично игре, проводившейся во время игрового занятия № 8. Дети сами выбирают, какие символы поместить в обручи. Воспитатель от имени игрушек подсказывает им, что это обязательно должны быть символы цвета, формы и величины. Нельзя в обручи положить 2 символа одного признака.
Игра с тремя обручами повторяется 2 – 3 раза с заменой символов.
- Как весело мы поиграли! А сейчас мы все пойдем гулять. Но что это? Дождик начинается! Протяните ладошки, будем капельки ловить!
Дождик, дождик, кап – кап – кап!
Мокрые дорожки!
Все равно пойдем гулять, надевай сапожки! (Топаем ногами).
На полу раскладываются 4 обруча рядом друг с другом по одной линии.
- Это камушки! Мы идем по ним, чтобы в лужах ножки не замочить! (Проводится релаксационное упражнение).
- Мы идем большими шагами. Попадаем на кочки. Оступиться с кочек нельзя, промочим в лужах ноги. Дошли до солнечной полянки, легли, расслабились, загораем. Потом встали и идем обратно (вновь мышечное напряжение). Пришли домой, устали, сели на стульчики и расслабились. Хлоп! Вот мы и снова дети в группе, на стульчиках красиво сидим.
Игрушки снова предлагают поиграть. Зайчик говорит, что любит только треугольные фигуры (ставим символ). Котенок играет только в большие фигуры (ставим символ). Но им очень хочется поиграть вместе (положить между ними обруч). Медвежонок тоже любит играть, но он играет только в красные фигуры (ставим символ). И ему одному играть скучно (положить обруч между мишкой и зайчиком, между мишкой и котенком.
- В какие игрушки могут играть вместе зайчик и котенок?
- В большие треугольные! (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и котенком).
- В какие фигуры могут играть вместе зайчик и мишка?
- В красные треугольные (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и мишкой).
- В какие фигуры могут играть вместе котенок и мишка?
- В большие красные! (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между котенком и мишкой).
Поросенок говорит, что тоже хочет поиграть. Он приглашает в свою игру всех: мишку, зайчика и котенка (в середине между тремя обручами располагается четвертый, в него ставим поросенка).
- В какую игрушку могут играть все игрушки вместе?
- В большую красную треугольную! (Дети находят такую фигуру и располагают ее в центральный обруч вместе со всеми игрушками).
Игрушки благодарят детей и просят помочь собрать фигуры. Складываем фигуры в корзинку по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие!
Занятие заканчивается хороводной игрой. Движение в хороводе начинается медленно, затем убыстряется и вновь замедляется. На последних двух строках стихотворения дети останавливаются и хлопают в ладоши – хлопок на каждый слог.
Еле – еле, еле – еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Игровое занятие 10.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с четырьмя обручами)».
Оборудование:
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.
3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, котенок и поросенок.
4. 4 обруча.
Ход занятия:
- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
(выставляем символы формы)
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).
Проводится игра с четырьмя обручами аналогично игре, проводившейся во время игрового занятия № 9. Дети сами выбирают, какие символы поместить в обручи (в какие фигуры играют игрушки). Воспитатель от имени игрушек подсказывает им, что это обязательно должны быть символы цвета, формы и величины. Нельзя в обручи положить 2 символа одного признака.
Игра с четырьмя обручами повторяется 2 – 3 раза с заменой символов.
- Как ловко вы, ребята, фигуры в обручи раскладывали! Какие вы умные и сообразительные! А какие пальчики у вас ловкие! Давайте теперь поможем пальчикам отдохнуть, они, наверное, устали, спрячем их в мягкие кулачки! (Проводится пальчиковая гимнастика).
Пальчики уснули, в кулачок свернулись.
Сжать пальцы правой руки в кулак.
Один! Два! Три! Четыре! Пять!
Поочередно разжимают пальцы.
Захотели поиграть!
Пошевелить всеми пальцами.
Разбудили дом соседей,
Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак
Там проснулись шесть и семь, восемь, девять, десять –
Отогнуть пальцы один за другим на счёт.
Веселятся все!
Покрутить обеими руками.
Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь,
Шесть калачиком свернулся,
Загнуть пальцы левой руки один за другим.
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один,
Круглый кулачок, как апельсин.
Загнуть пальцы правой руки, покрутить двумя кулачками.
Игрушки просят детей помочь собрать фигуры. Складываем фигуры в корзинку по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие!
- Молодцы, ребята! Вы сегодня в такие интересные игры играли, сами их придумывали! А теперь пришло время отдохнуть! (Дети встают, проводится физминутка).
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Потягиваемся.
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два - присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два - вперед нагнуться,
Раз и два - назад прогнуться.
Движения в соответствии со словами.
В играх стали мы умней,
Здоровей и веселей!
Хлопаем в ладошки!
Начальная система игровых занятий
с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста.
Каждое из представленных занятий требует больших умственных усилий для малышей даже, если Вам кажется, что все очень легко и просто. Именно поэтому в каждое занятие кроме игр с блоками Дьенеша включены элементы различных видов здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, гимнастика для глаз, различные виды физминуток и т.д.
В игровых занятиях используются:
1. Блоки Дьенеша только тонкие или только толстые (набор из 24 фигур).
2. Комплект карточек с символами свойств (цвет, форма, величина).
Целесообразно проводить данные игровые занятия один раз в неделю, а полученные на занятиях знания и умения возможно закреплять в течение недели в совместных играх взрослых с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.
Набор «Логические блоки Дьенеша»
Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур:
1. Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)
2. Трех цветов (красные, синие, желтые)
3. Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие)
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной.
Для дошкольников, которые только начинают знакомиться с блоками Дьенеша, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.
Желательно для игр с дошкольниками приобретать такие наборы, в которые кроме фигур (блоков Дьенеша) входят комплекты карточек с символами свойств (цвет, форма, величина, толщина) и символами отрицаний этих свойств. В набор также может входить комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша (толщина, величина, форма, цвет) и символы отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.
БИБЛИОТЕКА ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»
Е. А. НОСОВА, Р. Л. НЕПОМНЯЩАЯ
ЛОГИКА И МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Предварительный просмотр:
Мес | Кол-во | Тема занятий | Задачи | Материал | |
яц | занятий | ||||
Игры и занятия с цветными палочками | |||||
«Сказка о | Знакомство с палочками Кюизенера. Познакомить детей с палочками как с игровым | Наборы палочек по | |||
палочках» | материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные | количеству детей, | |||
знания группы детей, уровни того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства | презентация с заданиями. | ||||
палочек. | |||||
⮚ найди и покажи такую же палочку, как у меня; | |||||
ОКТЯБРЬ | ⮚ найди самую длинную или короткую палочку; | ||||
3 | ⮚ укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога. | ||||
«Заборчики» | Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», | Наборы палочек по | |||
«низкий». Способствовать развитию речи. | количеству детей, | ||||
презентация с заданиями. | |||||
Мелкие игрушки. | |||||
«Разложи по | Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять | Наборы цветных палочек | |||
цвету» | в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек | по количеству детей. | |||
(палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, | |||||
память развивать речь. | |||||
«Змейка» | Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и | Цветные счетные палочки: | |||
«много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: | для половины детей по 4 | ||||
длиннее, короче, равные по длине. | розовые, для остальных по | ||||
4 голубые. | |||||
«У кого больше» | Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из | Цветные счетные палочки: | |||
НОЯБРЬ | палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. | для половины детей по 3 | |||
желтые, для остальных по | |||||
4 | 3 красные. | ||||
«Разноцветные | Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; | Цветные счетные палочки: | |||
вагончики» | сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета | 5 голубых, 5 желтых, 1 | |||
(«столько – сколько», «поровну»). | розовая (на каждого | ||||
ребенка). | |||||
«Столбики» | Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», | Цветные счетные палочки: | |||
«ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику. | красные и голубые; |
7
ДЕКАБРЬ |
карточка. | |||||
«Сушим | Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; | Цветные счетные палочки: | |||
полотенца» | классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами | 1 коричневая, 5 желтых, 5 | |||
(длиннее – короче, равные по длине). | красных (на каждого | ||||
ребенка). | |||||
«Числа 1 и 2» | Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. | Для воспитателя: | |||
Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. | магнитная доска; 2 белых | ||||
квадрата 10x10; розовая | |||||
полоска 20 х 10 см; цифры | |||||
1 и 2. Для детей: цветные | |||||
счетные палочки – 3 белые | |||||
и 3 розовые; цифры 1 и 2; | |||||
карточка. | |||||
«Строительство | Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать | Цветные счетные палочки: | |||
5 | домов ». | предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового | 3 белые, 6 голубых, 6 | ||
счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | красных, 4 розовые и 2 | ||||
желтые; карточка. | |||||
«Число 3» | Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по | Для воспитателя: 3 белых | |||
порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. | квадрата 10x10 см; | ||||
розовая полоска 20x10 см, | |||||
голубая полоска 30x10 см; | |||||
цифры. Для детей: | |||||
цветные счетные палочки – | |||||
4 белые, 1 розовая, 1 | |||||
голубая; цифры от 1 до 3. | |||||
«Треугольники» | Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в | Цветные счетные палочки: | |||
пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: | 3 красные, 3 желтые, 3 | ||||
«Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», | голубые. | ||||
«перед», «за»). |
8
«Рамка для | Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. | Цветные счетные палочки | |||
картины» | Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию. | в пределах 4; 4 синие | |||
палочки. | |||||
ЯНВАРЬ | «Разноцветные | Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на | Карточка; цветные счетные | ||
3 | флажки» | вопросы: «Сколько? Который по счету?» | палочки: 2 бордовые, 10 | ||
голубых, 10 красных. | |||||
«Елка» | Упражнять детей в определении длины предмета , используя прием наложения; закреплять | Цветные счетные палочки: | |||
умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления | 1 коричневая, 1 оранжевая, | ||||
об эталонах цвета. | 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 | ||||
красные, 2 голубые, 2 | |||||
розовые; карточка с | |||||
изображением елки. | |||||
«Бусы» | Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по | Цветные счетные палочки: | |||
количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, | белые, розовые, голубые; | ||||
меньше, столько – сколько). | карточка. | ||||
Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в | Для воспитателя: цифры. | ||||
«Число 4» | пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового. | Для детей: цветные | |||
счетные палочки в | |||||
ФЕВРАЛЬЬ | пределах | ||||
4; цифры; карточка. | |||||
4 | «Зайка» | Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами | Карточка; цветные счетные | ||
результат сравнения. | палочки: 4 белые, 4 | ||||
красные, 4 бордовые, 4 | |||||
голубые, 1 коричневая и 2 | |||||
розовые. | |||||
«Кукла Маша» | Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения | Карточка; счетные палочки: | |||
(длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; | 2 голубые, 3 белые, 4 | ||||
ориентироваться в пространстве. | красные, 4 розовые, 1 | ||||
желтая, 1 фиолетовая, 1 | |||||
черная, 1 бордовая. | |||||
МАРТ | «Конструирование | Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в | Цветные счетные палочки: | ||
геометрических | конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать | белые, голубые, розовые, | |||
4 | фигур». | квадрат, треугольник, прямоугольник. | желтые; картон формата | ||
А4. |
9
«Новоселье» | Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с | Цветные счетные палочки: | |||
ограниченным пространством. | белые, голубые, розовые, | ||||
желтые; картон формата | |||||
А4. | |||||
«Число 5» | Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные | Для воспитателя: цифры в | |||
по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно | пределах 5. Для детей: | ||||
отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | цифры до 5; цветные | ||||
счетные палочки в | |||||
пределах 5. | |||||
«Дорога к дому» | Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в | Карточка; цветные счетные | |||
пространстве на ограниченной площади. | палочки. | ||||
«Кастрюльки» | Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в | Кастрюля. Цветные | |||
пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы. | счетные палочки в | ||||
пределах 5; карточка. | |||||
«Дети нашего | Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом | Цветные счетные палочки | |||
двора» | результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое | в пределах 5: по 1 штуке, | |||
воображение. | одна из палочек (любого | ||||
АПРЕЛЬ | цвета) в количестве 2 штук. | ||||
5 | «Дачный поселок» | Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять | Цветные счетные палочки; | ||
умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, | карточка. | ||||
далеко, близко. | |||||
«Слоненок» | Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; | Цветные счетные палочки: | |||
сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – | 2 белые, 1 красная, 4 | ||||
короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение. | розовые, 1 голубая, 3 | ||||
желтые; карточка. | |||||
«Море волнуется» | Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную | Карточка; набор счетных | |||
инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности. | палочек. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОСТО ЗДОРОВО!!! УМНИЦА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-олимпиада "Юный эрудит"
Интелектуальный конкурс для воспитанников дошкольного учреждения....
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЮНЫЙ ЭРУДИТ»
Интеллектуальная игра...
Комплексно – тематическое планирование в подготовительной группе «Эрудит» (реализация ФГТ)
октябрь тема "Осень"...
Комплексно – тематическое планирование в подготовительной группе «Эрудит» (реализация ФГТ)
Январь "что нас окружает"...
""Юный эрудит
Открытое мероприятие с родителями...
Программа кружка "Эрудит" (вторая младшая группа)
Пояснительная записка Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить дет...
Интеллектуальная игра - викторина «Юный эрудит» для детей подготовительной группы
Представлен конспект мероприятия для подготовительной группы. Задания подобраны так, чтобы поддерживать интерес каждого ребенка к совместной деятельности со сверстниками, содействовать налаживанию их ...