Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Спортивная карусель"
рабочая программа (старшая группа)

Анна Серёдкина

Программа направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sportivnaya_karusel.docx582.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Реализация данной программы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.

Ведущие идеи программы

Понимая необходимость совершенствования двигательной активности, физических качеств, профилактики нарушений осанки, плоскостопия занятия разработаны с учётом необходимых упражнений для укрепления опорно-двигательного аппарата детей.

Ключевые понятия

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

Игропластика – это специальные упражнения для развития силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях;

Креативная гимнастика – это музыкально-творческие игры, образно-игровые движения, специальные задания, способствующие развитию выдумки, двигательных навыков;

Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении;

Плоскостопие – изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов;

Двигательная активность – все движения, выполняемые человеком в процессе жизнедеятельности;

Опорно-двигательный аппарат – комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве;

Самомассаж – неотъемлемая часть массажа, при котором приемы массажа выполняет человек самостоятельно;

Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на увеличение функциональных возможностей дыхательной системы;

Пальчиковая гимнастика – упражнения для пальцев рук;

Корригирующая гимнастика – тренировочные занятия, в которых предусматриваются конкретные воздействия на определенные мышечные группы.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивная карусель» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Уровень освоения программы - ознакомительный

Актуальность программы

Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре, сохранению здоровья.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Целесообразность объясняется тем, что предлагаемые в программе формы и методы, средства обучения наиболее эффективны и действенны для детей дошкольного возраста.

Программа направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.

Практическая значимость образовательной программы

В результате обучения по данной программе дети развиваются физически, развивают индивидуальные способности, укрепляют здоровье.

Принципы отбора содержания образовательной программы

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип учёта возрастных особенностей детей;

- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;

- принцип постепенного и постоянного усложнения материала;

Отличительные особенности программы

Первоочередной задачей программы является обеспечение общей физической подготовки. В программу включено использование нетрадиционных видов упражнений. Все занятия объединяет единый игровой метод проведения. В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, различные виды гимнастик, релаксационные и корригирующие упражнения.

Цель программы: создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей, повышение их физической и двигательной активности.

Задачи образовательной программы:

образовательные:

- формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений;

- совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к различным заболеваниям;

развивающие:

- развивать двигательные способности детей и их физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость);

воспитательные:

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

- воспитывать чувство уверенности в себе.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный характер отношений, выбирают собственную линию поведения. Происходят изменения в представлениях о себе: имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности, в соответствии с этим оценивают свои поступки.

Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей; расширяются знания о предметах и явлениях. Формируется способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей. Возрастает способность ориентироваться в пространстве (отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели). Растущие возможности детей обуславливают увеличение физиологической нагрузки на организм в процессе различных форм работы.

Увеличиваются объём и интенсивность общеразвивающих упражнений. Активно формируется осанка детей, развивается выносливость и силовые качества. Дети способны выполнять соответствующие возрасту гигиенические процедуры, имеют навыки опрятности, представления о здоровом образе жизни.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп: 10 - 15 человек.

Форма обучения по образовательной программе – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 5 лет – 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часов, 9 месяцев.

Основные формы и методы обучения

Программа предусматривает проведение практических занятий по оздоровительной гимнастике, спортивные игры. Коллективная форма – выполнение упражнений, подвижные игры; групповая – разделение на минигруппы для выполнения определенных заданий; индивидуальная – выполнение самостоятельного задания с учетом возможностей ребенка.

Разучивание нового упражнения осуществляется в следующей последовательности: объяснение, показ педагогом, выполнение упражнений детьми.

Планируемые результаты:

Образовательные:

- формируют умения и навыки правильного выполнения движений;

- совершенствуют функции организма, повысят его защитные свойства и устойчивость к различным заболеваниям;

Развивающие:

- развивают двигательные способности и их физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость);

Воспитательные:

- воспитывают потребность в здоровом образе жизни;

- воспитывают чувство уверенности в себе.

Механизм оценивания образовательных результатов – входной контроль и итоговый;

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивная карусель» применяются:

- входной контроль: беседа, опрос;

- итоговый контроль: спортивные соревнования.

При подведении итогов реализации программы используются методы педагогического наблюдения, практического выполнения упражнений.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» обеспечивается за счет:

- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;

- наличия комфортной развивающей образовательной среды;

- применения современных педагогических технологий.

Материально-технические условия реализации образовательной программы

Наличие комфортной образовательной среды включает в себя физкультурный и музыкальный зал, оборудованный современной мебелью и инвентарем соответственно возрасту детей, и рабочее место педагога, оснащенное компьютером с выходом в сеть интернет.

Материально-техническое обеспечение

- демонстрационный комплекс, включающий в себя: мультимедийный проектор, экран, ноутбук;

- комплекс для групповых занятий (с подвижным стеллажом);

- скакалки;

- палки гимнастические;

- обручи гимнастические;

- мячи для метания;

- мячи резиновые;

- набор мягких модулей;

- коврики гимнастические;

- гантели;

- сибборды.

- рельефная стена «скалодром»

- набивные мячи

- фитболы (большие мячи)

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы

Информационное обеспечение реализации программы

Программное обеспечение: Операционная система: Windows (ХР или выше).

Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome.

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Методическое обеспечение программы

Каждое занятие имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации обучающихся.

На каждом занятии решается комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.

Важнейшим требованием занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности.

Алгоритм проведения занятия:

Вводная часть – сосредоточение внимания детей, формирование эмоционального и физического настроя, разогревание организма, подготовка к комплексным нагрузкам.

Основная часть – выполнение упражнений с предметами и без них.

Заключительная часть – восстановительные и расслабляющие упражнения, дыхательная гимнастика, релаксация.

Содержание образовательной программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

«Детский фитнес»

Вводное занятие

«Береги своё здоровье»

Фитнес тренировка с обручами

Игроритмика

«Необыкновенный человек»

Оздоровительная гимнастика «Богатырские забавы»

Силовая гимнастика с гантелями

«Страна спорта и здоровья»

9

3

6

Беседа, показ,

Выполнение комплекса упражнений.

«Сибирский бордик»

Сибирский борд-гимнастика

Сибирский борд-ритмика

Сибирский борд-атлетика

Сибирский борд-коррекция

Сибирский борд-игра

9

3

6

Беседа, показ,

Выполнение комплекса упражнений.

Использование мячей фитбол

Фитбол-гимнастика

«Удивительный мяч»

Фитбол-ритмика

«Танец мячей»

Фитбол- атлетика

«Веселый мячик»

Фитбол-игра

«Играй, играй - мяч не теряй»

9

3

6

Беседа, показ,

Выполнение комплекса упражнений.

«Скалодром»

Вводное занятие.

Комплекс физических и специальных упражнений. Техническая подготовка.

Игровые и интерактивные задания.

9

3

6

Беседа, показ,

Выполнение комплекса упражнений.

Итого

36

12

24

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(36 часов, 1 час в неделю)

Тема 1. Детский фитнес (9 часов)

Теория: Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Режим дня и его значение для сохранения здоровья. Техника безопасности на занятиях по детскому фитнесу.

Практика: Обучение основным шагам степ-аэробики. Развитие сил мышц верхнего плечевого пояса и брюшного пресса. Упражнения в сочетании платформы и обруча. Дыхательная гимнастика. Спортивные упражнения с мячом, гимнастической палкой, мячиками Су-Джок. Подвижные игры. Стретчинг «Самолет», «Лисичка», «Колобок». Комплекс упражнений с веревками и резинками. Обучение кувырку и стойкам на лопатках. Игровые упражнения. Эстафеты. Комплекс упражнений с палками (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Упражнения с набивными мячами и гантелями, для мышц плечевого пояса, туловища, ног.

По завершении темы выполнение комплекса упражнений и прохождение трассы на скалодроме.

Тема 2. Сибирский бордик (9 часов)

Теория: Вводное занятие знакомство с сибирским бордом. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Выполнение упражнений и комплексов общеразвивающей направленности: общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии, акробатические упражнения, базовые упражнения. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки, притопы, счет, выполнение игровых заданий на определение ритмического рисунка. Раскачивающие движения. Выполнение творческих и игровых заданий, музыкально – подвижные игры, эстафеты и сюжетные занятия.

По завершении темы выполнение комплекса упражнений и прохождение трассы на скалодроме.

Тема 3. «Волшебный мяч» использование мячей фитбол. (9 часов)

Теория: Ознакомление с формами и физическими свойствами фитбола. Ознакомление с правилами техники безопасности и выполнение упражнений на фитболе. Основы личной гигиены и здорового образа жизни.

Практика: Общеразвивающие упражнения сидя на мяче без предметов, с предметами (малые мячи, ленточки), прыжковые упражнения, упражнения в равновесии, упражнения направленные на развитие силы, гибкости. Ходьба на каждый счет и через счет. Танцевальные шаги и ритмические танцы. Базовые упражнения фитбол-аэробики и их связки. Подвижные игры и дыхательные упражнения.

По завершении темы выполнение комплекса упражнений и прохождение трассы на скалодроме.

Тема 4. Скалодром (9 часов)

Теория: Знакомство со скалодромом. Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении занятий на скалодроме. Скалолазное снаряжение одежда и обувь. Лазание со страховкой.

Практика: Общая разминка, направленная на разогрев мышц тела. Постановка ног. Смена ног на зацепах. Постановка рук. Хваты руками. Интерактивная игра. Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа. Упражнения на скалодроме.

По завершении темы выполнение комплекса упражнений и прохождение трассы на скалодроме.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель»

1

Начало учебного года

6 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий

36 занятий

6

Количество часов всего

36 часов

7

Окончание учебного года

30 мая

8

Период реализации программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Цель и особенности организуемого воспитательного процесса:

Общая цель Программы воспитания – личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

- формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;

- формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;

- становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Формы и содержание деятельности:

Педагог использует следующие формы воспитательной работы: проект, акция, мастерская, игра, конкурс, праздник, досуг, экскурсия, традиция, спонтанно возникшая ситуация.

Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Основные виды организации совместной деятельности в образовательных ситуациях:

- ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;

- социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;

- чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами;

- организация выставок (тематических или авторских);

- экскурсии;

- игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);

- демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).

Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОО.

Планируемые результаты:

Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу дошкольного возраста:

- любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям;

- различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку;

- способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу, самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора;

- проявляющий ответственность за свои действия и поведение, принимающий и уважающий различия между людьми, владеющий основами речевой культуры, дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел;

- любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей;

- понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья: занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое, стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих, проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества, демонстрирующий потребность в двигательной деятельности, имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха;

- понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности;

- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Сроки проведения

1.

День знаний «Здравствуй, Детский сад!»

развлечение

сентябрь

2.

«День солидарности в борьбе с терроризмом»

познавательный час

сентябрь

3.

«Предания русской старины» к Международному дню пожилых людей

развлечение

октябрь

4.

«Наши папы – лучшие!»

к Дню отца

досуг

октябрь

4.

«Неделя дружбы»

Беседа, игровые ситуации

октябрь

5.

«В дружбе наша сила!» к Дню народного единства

досуг

ноябрь

6.

«Вам, посвящается!» ко Дню матери

праздник

ноябрь

7.

«Я и моя семья. Традиции и обряды в жизни русского народа»

образовательная деятельность

декабрь

8.

«День памяти Неизвестного солдата»

беседа

декабрь

9.

«Блокадной памяти страницы» ко Дню снятия блокады Ленинграда

познавательное мероприятие

январь

10.

«Соблюдаю правила ПДД!»

акция

январь

11.

«Сильные, ловкие, смелые!» к Дню Защитника Отечества

развлечение

февраль

12.

«В здоровом теле – здоровый дух»

(ЗОЖ, укрепление и сохранение здоровья)

развлечение

февраль

13.

Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 марта

досуг

флешмоб

акция

мастерская

март

14.

«Земля – наш общий дом» ко Дню Земли

праздник

март

15.

Театральный фестиваль «Что за прелесть эти сказки!»

театрализованное представление

март

16.

«Этот удивительный космос»

выставка совместных рисунков и поделок

проектная деятельность

апрель

16.

«Праздник Пасхи и Весны»

развлечение

апрель

17.

«Помним, гордимся!» ко Дню Победы

тематическое мероприятие

май

18.

«Окна Победы»

«Флаги Победы»

акция

май

19.

«Я горжусь Россией!»

(символы, государственные праздники, богатства, знаменитые люди)

Цикл тематических бесед

май

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от № 599.

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от № 597.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 – 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области»

Литература для педагогов:

#1040;ртамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие для обучающихся по специальности «Физическая культура». М: Владос-Пресс, 2013.

2. Вареник Е.Н. / Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М: «ТЦ Сфера», 2006.

3.Гаврючина Л.В. /Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М: «ТЦ Сфера», 2007.

4. Орел В.И., Агаджанова С.Н. /Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб: «Детство-пресс», 2011.

5. Утробина К.К. /Занимательная физкультура в детском саду для детей 5 лет. Учебное пособие, М: «Гном и Д.», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)

Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Фитбол-гимнастика"

Данная программа создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»

       1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»

В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...