Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»
рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 года
Составитель: педагог дополнительного образования Халиков Марат Раисович
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа мяча» сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.
Предложенный курс повышает уровень физического развития старших дошкольников посредством освоения движений с мячом и изучения доступных элементов техники наиболее популярных спортивных игр: волейбола, футбола, баскетбола, а также на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.
Новизна дополнительной образовательной программы «Школа мяча» заключается в интеграции воспитательно-образовательного процесса и кружковой работы.
Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.
Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия по данной программе можно вести разноуровневые, то есть с детьми различного уровня развития физических способностей. Например, более подготовленные дети могут работать в парах с менее подготовленными. Это позволяет всем детям заниматься в детском объединении, независимо от уровня их предварительной подготовки.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа мяча» заключается в том, что процесс тренировки и занятия обучающихся происходит в условиях группового общения, что способствует формированию коммуникативных качеств, выстраиваются отношения в коллективе, умение работать в команде, соподчинять свои интересы и потребности с интересами и потребностями коллектива и общества.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа мяча» повышение уровня физического развития старших дошкольников посредством освоения движений с мячом и изучения доступных элементов техники наиболее популярных спортивных игр: волейбола, футбола, баскетбола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_myacha_23-24_god.docx | 54.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495)410-38-95; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | |
на педагогическом совете | Заместитель директора ГБОУ Школа №2065 | |
______________ Урсегов К.Б. | ||
протокол от 25.08.2023 года №01 | приказ от 26.08.2023 года №92/01-ДО | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школа мяча»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: ознакомительный/базовый
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: педагог дополнительного
образования Халиков Марат Раисович
г. Москва, 2023
Пояснительная записка
Дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Конституция РФ;
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 1 ст. 2 п. 9, гл.2 ст. 12 п. 4,5,6;
- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.03 г. M 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г);
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа мяча» заключается в том, что процесс тренировки и занятия обучающихся происходит в условиях группового общения, что способствует формированию коммуникативных качеств, выстраиваются отношения в коллективе, умение работать в команде, соподчинять свои интересы и потребности с интересами и потребностями коллектива и общества.
Программа разработана в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей.
Актуальность
Предшкольная подготовка в условиях дополнительного образования – одно из востребованных инновационных направлений в условиях модернизации российского образования.
Актуальность данного направления в работе с детьми-дошкольниками обуславливается тем, что в Основной образовательной программе ГБОУ Школа№ 2065 недостаточно внимания уделено развитию игровых видов спорта. А требования программы Физическая культура (начальная школа, авторская программа В. И. Ляха и А. А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы», издательство «Просвещение», Москва – 2012г.), предусматривает обучение детей с 1 класса спортивным играм: баскетболу, футболу, волейболу и т.д. Методика начального обучения игр с мячом таких как: баскетбол, футбол авторы методик обучения детей школьного возраста разработана и отражена в работах Т. А. Зельдович, С. А. Кераминаса, С. В. Голомазова, Е. В. Фомина, П. А. Киселева и т.д.
Однако содержание и методика обучения элементам игр в баскетбол, футбол и волейбол детей дошкольного возраста специально не разрабатывались. Тем не менее, авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования элементов баскетбола, футбола и волейбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников.
Следовательно, необходимо детально разработать методику обучения элементам игр в баскетбол, футбол и волейбол детей дошкольного возраста для использования ее в кружковой работе, определение ее содержания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. При этом необходимо учитывать и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, и специфику работы дошкольного учреждения.
На седьмом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол, футбол и волейбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения в действии кистью при передаче, ведении, броска мячом по кольцу, ведению мяча ногами, ударам по мячу ногой, подбивании мяча руками.
Элементарные действия игры в баскетбол, футбол и волейбол должны более широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В кружковую работу могут включаться игры с мячом и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь цель:
- достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей;
- ознакомление детей с баскетболом, футболом, волейболом в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы.
Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:
• недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года);
• большая загруженность статическими занятиями;
• желание детей реализовать себя в движении;
• отсутствие преемственности программ дошкольного и школьного образования;
• желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным
Одним из путей совершенствования физического воспитания нашей образовательной площадки – применении известных и хорошо зарекомендовавших себя средств физического воспитания: спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол и др.)
Новизна программы
Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции воспитательно-образовательного процесса и кружковой работы.
Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.
Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом.
Содержание программы «Школа мяча» сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.
Цели и задачи
Цель занятий - повышение уровня физического развития старших дошкольников посредством освоения движений с мячом и изучения доступных элементов техники наиболее популярных спортивных игр: волейбола, футбола, баскетбола
Задачи кружка «Школа мяча»
Образовательные:
- Приобщать детей к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физкультурой;
- Формировать интерес к командно-игровым элементам видов спорта;
- Содействовать формированию первоначальных умений выполнения движений с мячом, освоению элементов техники доступных видов спортивных игр (футбола, баскетбола, волейбола) и развитию двигательных способностей;
- Формировать представления об общих правилах, культуре и способах ведения соревновательной борьбы;
Развивающие:
1. Развивать волевую, мотивационную и эмоциональную сферы, создавать условия для нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания детей
2. Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место и маневры для ведения игры.
3. Развивать ловкость, выносливость, координацию движений, меткость.
Воспитательные
1. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
2. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Возраст детей, место проведения занятий
Участниками образовательного процесса являются дети 5-7 лет, их родители (законные представители), инструктор по физическому воспитанию.
Согласно учебному плану трудоемкость дополнительной общеразвивающей программы «Школа мяча» составляет 76 часов (2 часа в неделю), предполагает реализацию программы в периодах обучения с 04.09.2023г. по 31.12.2023г. и с 09.01.2024г. по 31.05.2024г. (в соответствии с календарным учебным графиком).
Ориентировочное количество детей в группе – 15 человек.
Количество занятий – 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 76 занятий в учебном году
(с сентября по май).
Срок обучения -1 год.
Время кружкового занятия для детей старшего дошкольного возраста 45 минут.
Место проведения кружка – спортивный зал.
Оборудование
Для занятий используются: резиновые мячи диаметром 18-20 сантиметров, баскетбольный и футбольный мячи, баскетбольные щиты с корзинами, напольные корзины, стойки, разные мишени, пластмассовые мячи и кубики разного цвета, мячи-фитболы, волейбольная сетка (или имитация), кегли, гимнастические палки, различные дорожки, кружки, городки.
Ожидаемые результаты к концу обучения
К концу срока обучения дети могут освоить:
Знания:
- историю зарождения спортивных игр: баскетбола, волейбола и футбола.
- правила ведения счета в баскетболе, волейболе и футболе;
- значение разминки, утренней зарядки, режима дня, дыхательных упражнений;
- спортивную терминологию;
- правила поведения и технику безопасности на спортивной площадке;
Умения:
баскетбол
- отбивать (вести) мяч на месте двумя руками и одной;
- вести мяч в движении, продвигаясь между предметами, с поворотами, бегом;
- вести и передавать мяч друг другу;
- забрасывать мяч в баскетбольное кольцо.
волейбол
- прокатывать мяч одной и двумя руками, из разных исходных положений;
-бросать мяч вверх, об пол, в цель, на дальность (из разных исходных положений) и ловить его двумя и одной рукой;
- перебрасывать мяч через сетку снизу, от груди, сверху, с отскоком от пола двумя руками;
- бросать мяч в стенку и ловить его;
-бросать мячи (разного размера) на дальность и в цель;
- бросать мяч друг другу;
- играть в «Пионербол» одним мячом.
футбол
- вести мяч ногой произвольно любым способом (правой, левой), по извилистой линии, по коридору, между предметами, обводя их;
- выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель;
- останавливать (принимать) мяч во время передачи.
Физическая подготовленность и результаты освоения умений и навыков отслеживаются в ходе мониторинга, перед началом и по окончании каждого модуля (Карта обследования – приложение 1).
Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности педагогических методов.
Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции.
Формы организации занятий
Основной формой обучения являются групповые занятия. Учебно-тренировочные занятия строятся с учетом постепенного нарастания, а затем снижения физической нагрузки. Кроме этого используются следующие формы организации непосредственно-образовательной деятельности на занятиях:
- индивидуальная работа;
- парная и групповая работа;
- коллективная работа.
Структура занятий
Структура занятий «Школа мяча» стандартная, включает подготовительную, основную и заключительную части.
В подготовительной части (10 минут) проводится разминка по общефизической подготовке, а также упражнения с мячом, развивающего и чаще всего игрового характера. Часто эти движения являются сходными по своей структуре с основными движениями игр, которые проводятся в основной части занятия. Цель: озвучивание учебной задачи, подготовка к основной части, мотивация, постепенный разогрев мышц.
Основная часть занятия (30 минут) включает подвижные игры, активные упражнения с мячом с элементами соревнования. Цель: формирование навыков действий с мячом и умений применять их в игровых условиях.
Заключительная часть (5 минут) включает подведение итогов и малоподвижную игру.
Цель заключительной части (3-5 минут): приведение организма ребенка в относительно спокойное состояние при сохранении бодрого настроения.
Возможны такие варианты занятий, при которых во всех частях используются игры с мячом. Занятия такого типа чаще всего проводятся с целью закрепления и совершенствования действий с мячом.
На обучающих занятиях детям дается новый материал, формируются умения и навыки. Итоговые занятия проводятся с целью закрепления и совершенствования действий с мячом.
Используемые методы:
- показ способа действия;
- объяснение;
- игровой метод.
Учебно-тематический план
Количество занятий | ||
№ П/п | модули | Всего |
1 | Основы знаний | 7 |
2 | Элементы баскетбола | 26 |
3 | Элементы футбола | 26 |
4 | Элементы волейбола | 8 |
5 | Физкультурный досуг | 3 |
6 | Мониторинг | 6 |
Итого: | 76 |
Содержание дополнительной программы физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»
Направление работы | Содержание |
1 модуль – освоение и совершенствование элементов техники баскетбола | |
Всё о мячах I. Подготовительная работа. | Рассказ и показ разных мячей. Просмотр видеоматериалов о спортивных играх: футбол, волейбол, баскетбол. - Дети должны освоить технику игры в баскетбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения) - Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину. - Основная стойка баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед, тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. - Руки согнуты в локтях и находятся около туловища. - Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами. - Учить детей остановкам необходимо в такой последовательности: остановка после ходьбы, потом после бега в медленном темпе, после бега в быстром темпе и неожиданная остановка |
II. Обучение способам действия | - Учить ребенка правильно держать мяч: исходное положение держать мяч на уровне груди обеими руками, при этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук лежат сзади/сбоку, пальцы широко расставлены. - Учить детей встречать мяч руками, следить за его полетом. Мяч в руках долго не задерживать, действовать быстро (передавать его другому, бросать, вести и т.д.). - Учить передаче мяча сначала двумя руками, а потом правой и левой (на месте и в движении). - При передаче мяча держать его на уровне груди. - Ведение мяча осуществлять с высоким отскоком. - Учить ребенка правильно держать спину, не наклоняться к мячу, видеть площадку, не бить по мячу, а толкать его вниз, вести вперед – сбоку, а не прямо пред собой, смотреть вперед, а не вниз на мяч. - Забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди (при этом способе игрок описывает небольшую дугу и, выпрямляя руки вверх бросает мяч в корзину. - Одной рукой от плеча (мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе и придерживается другой; слегка согнутые ноги выпрямляются, одновременно рука с мячом выносится вперед-вверх и мяч толчком кисти руки направляется в корзину). - Первоначальное расстояние до корзины в период обучения броскам по кольцу 1м, потом 2 -2,5м, высота детского щита с корзиной 1,5 – 2м. |
III. Подводящие упражнения. | - Отбивание мяча двумя руками (по очереди) на месте. - Ведение мяча, передвигаясь шагами, - Ведение мяча, передвигаясь бегом по прямой - Ведение мяча, передвигаясь со сменой направления - Ведение мяча при противодействии другого игрока |
IV. Организация игры Мини-баскетбол | - Игра делится на два тайма по 5 минут. - Между таймами планируется обязательный перерыв. - Педагог следит за продолжительностью игры. - Во время перерыва происходит замена уставших детей. - Игроки теряют мяч в случае, если мяч уйдет за пределы поля - Возвращает мяч в игру команда противника - С мячом в руках игрок может сделать не более 3 шагов. После этого он должен вести мяч, передать его другому игроку или забросить в корзину - Запрещается вести мяч двумя руками одновременно - Запрещается бежать с мячом в руках - Запрещается толкать игроков, держать их за одежду, руки. |
2 модуль - освоение и совершенствование элементов техники футбола | |
Основы знаний I. Подготовительная работа. | - Знакомство с историей игры в футбол - Правила техники безопасности при работе с мячом - Просмотр видеоматериалов - Изучение правил игры. Обучение элементам перемещения - формировать навыки бега: бег по прямой, бег с быстрыми остановками, с поворотами, прыжками, приставными шагами, скрестные шаги по прямой, медленный бег, бег с ускорением, бег спиной вперед, - умение работать в команде - развивать двигательные качества |
II. Обучение способам действия | - подготовительные упражнения без мяча и с мячом без передачи мяча партнёру (подкидывать мяч ногой, ловить его руками; подкидывать мяч ногой вверх несколько раз подряд, отбивая его верхом стопы, внутренней её стороной и т.д.); передача мяча партнёру (отбивая его ногой с ходу; останавливать катящийся мяч внутренней частью ступни и посылать его обратно); - обучить навыкам удара по мячу - формировать навыки приема, передачи, ведения мяча - обучение элементам отбора и вбрасывания мяча - формировать навыки остановки мяча - формировать навыки забивания мяча в ворота - формировать навыки техники игры вратаря - закреплять навыки бега |
III. Подводящие упражнения. | - перемещение по площадке по прямой и «змейкой» -.удар по неподвижному мячу. - удар по мячу после его остановки. - удар по мячу, движущему на встречу. - прием мяча - ведение мяча - ведение мяча «змейкой», вокруг стоек - передача мяча друг другу - забивание мяча в ворота - учебная игра |
IV. Организация игры Мини-футбол | Цель команды в игре – забить как можно больше мячей в ворота противника, а после потери мяча защитить свои ворота, соблюдая при этом правила игры. Каждая команда состоит из 5-8 детей и нескольких запасных. Один игрок – капитан. Игроки команды должны иметь отличительные знаки. Игра продолжается 20 минут. Время игры делится на 2 половины по 10 минут пятиминутным перерывом. В конце игры проводиться малоподвижная игра (3-5 минут) с целью проведения организма ребенка в более спокойное состояние. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел, линию ворот между стойками под перекладиной и если при этом не были нарушены правила игры. Команда, забившая большое количество мячей считается победившей. Если не забито не одного мяча или обе команды забили одинаковое количество мячей, игра считается законченной в ничью. Мяч для начала удара ставиться на землю в центре поля. И игра начинается по сигналу воспитателя. После забитого мяча игра возобновляется так же, как и в начале игры, игроком команды, в ворота которой был забит мяч. После установленного перерыва команды меняются сторонами. |
3 модуль - освоение и совершенствование элементов техники волейбола | |
Основы знаний | Формировать общее представление об игре: - Знакомство с историей игры в волейбол - Рассказ о том, когда и где возникла игра волейбол. - Рассматривание иллюстраций, просмотр видеозаписей. - .Правила техники безопасности при работе с мячом - Изучение правил игры. Беседа: почему нужно соблюдать правила. Какие правила в игре мини-волейбол. Беседа: почему нужно соблюдать правила. |
II. Обучение способам действия | - Совершенствовать умение ловить мяч, брошенный воспитателем или товарищем на различном расстоянии. Способствовать развитию глазомера, координации движений. - Создать условия для овладения навыка далеко бросать мяч, двумя руками от груди и из-за головы, ловить его двумя руками. Укреплять мышцы плечевого пояса. Развивать ловкость, быстроту реакции. - Совершенствовать навык ловли мяча с воздуха и от земли, быстрой его передачи через сетку на сторону противника. - Создать условия для совершенствования двигательных навыков: подбрасывать мяч, вверх и ловить его двумя руками, не прижимая к груди. - Совершенствовать умение перебрасывать мяч в парах через сетку. Развивать двигательную реакцию детей, точность, координацию движений. - Закреплять умение передавать – ловить мяч координировать свои действия с действиями товарищей. Развивать выносливость, быстроту. - Совершенствовать умение перебрасывать мяч через сетку из-за головы - Создать условия для игры мини-волейбол: Закреплять умение бросать мяч через сетку от груди, соблюдать правила. Закреплять правило: делать только три шага к сетке, чтобы перебросить мяч на сторону соперника. Приучать слушать сигнал. Развивать внимание, быстроту, ориентировку в пространстве. - Закреплять навыки ловли и передачи мяча разными способами - Совершенствовать умение перебрасывать мяч через сетку, не задевая её, при необходимости выполнять прыжок вверх. - Совершенствовать навыки владения мячом, тренировать детей в умении пасовать мяч друг другу, ловить двумя руками. Закрепить правила игры. Развивать координацию движений. Воспитывать чувство сплоченности. |
III. Подводящие упражнения. | - Бросание мяча в разных направлениях. - Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками. - Бросок мяча вверх вперёд через сетку - Ловля мяча на лету. - Перебрасывание мяча партнёру удобным способом. - Перебрасывание мяча через сетку друг другу. - Передача мяча двумя руками от груди и ловля его двумя руками. - Перебрасывание мяча через сетку правой и левой рукой. |
IV. Организация игры Мини-волейбол | С детьми дошкольного возраста проводится упрощённый вариант спортивной игры. Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные и недоступные детям требования. Воспитатель может сам оговорить некоторые правила. Основное отличие от классического волейбола заключается в том, что мяч в процессе игры берётся в руки, соответственно подача и пас партнёру, перевод мяча соперникам осуществляется не ударом, а броском. В Мини-волейбол играют на прямоугольной площадке, разделённой пополам сеткой Ш. - 1метр, высота 15см выше поднятой руки ребёнка, резиновым мячом. Каждая команда состоит из 6 игроков. 3 игрока располагаются под сеткой (передняя линия), и 3 сзади (задняя линия). Матч состоит из 3 партий до 10 очков. Если мяч задел сетку, потолок, стену, упал за линию поля, как при подаче, так и при переводе мяча соперникам – считается потеря подачи, и мяч отдаётся другой команде. Игра начинается с подачи мяча через сетку. Мяч получает ребенок, стоящий во втором ряду справа. Тот, кто принял мяч, перебрасывает его товарищу по команде, тот другому, а третий перебрасывает через сетку. (Выполнение паса). Можно выполнять три шага к сетке и бросать мяч на сторону соперника. Команде, не удержавшей мяч, засчитывается гол. Мяч передается другой команде, при этом её игроки выполняют переход хода по часовой стрелке. После окончания партии, команды меняются полями. |
Календарно-тематический план.
Примерная дата проведения, объем | Тема занятий | Обучение элементам техники движений с мячом |
1 модуль – освоение и совершенствование элементов техники баскетбола | ||
1 неделя сентября (3 занятия) | Основы знаний | 1. Знакомство с историей игры в баскетбол 2. Правила техники безопасности при работе с мячом 3. Ведение мяча в движении 4. Играй, играй, мяч не роняй. 5. Перебрасывание мяча в парах |
1 неделя сентября (1 занятие) | Мониторинг | Мониторинг |
2 неделя сентября (2 занятия) | Стойка баскетболиста | 1. Передвижение по площадке бегом, приставными шагами 2. Остановки двумя ногами, повороты 3. Упражнения для формирования «чувства мяча». 4. Подвижные игры: «Мячи разные несем», «Собачка», «Мяч по кругу». |
3 неделя сентября (2 занятия) | Упражнения и игры с ловлей мяча | 1. Удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя руками из положения стоя 2. Удары мяча в пол одной рукой и ловля его двумя руками при ходьбе 3. Удары мяча в пол правой рукой и ловля левой рукой и наоборот 4. Подвижные игры: «Играй, играй, мяч не теряй»; «Мяч водящему», «Обгони мяч» |
4 неделя сентября (2 занятия) | Упражнения и игры с ловлей мяча | 1. Удары мяча об пол одной рукой и ловля одной рукой из положения стоя 2. Удары мяча в пол одной рукой и ловля его одной рукой при ходьбе 3. Удары мяча в пол правой рукой и ловля левой рукой и наоборот (повторение) 4. Подвижные игры: «Играй, играй, мяч не теряй»; «Мяч водящему», «Обгони мяч» |
1 неделя октября (2 занятия) | Упражнения и игры с передачей мяча | 1. Передача мяча двумя руками от груди 2. Передача мяча двумя руками при движении парами 3. Передача мяча одной рукой от груди в движении после ловли его 4. Подвижные игры: «10 передач», «За мячом», «Займи свободный кружок» |
2 неделя октября (2 занятия) | Упражнения и игры с ведением мяча | 1. Ведение мяча на месте правой и левой рукой 2. Ведение мяча вокруг себя попеременно правой и левой рукой 3. Ведение мяча, изменяя направление движения 4. Подвижные игры: «Мотоциклисты», «Проведи мяч», «Вокруг себя» |
3 неделя октября (2 занятия) | Упражнения и игры с ведением мяча | 1. Ведение мяча, изменяя скорость движения 2. Ведение мяча с высоким, средним и низким отскоком 3. Подвижные игры: «Ловец с мячом», «Быстро мяч веди» |
4 неделя октября (2 занятия) | Упражнения и игры с ведением мяча | 1. Ведение мяча при противодействии противника 2. Ведение мяча, остановка и передача мяча 3. Подвижные игры: «Кто быстрее до флажка», «Вызов номеров». |
1 неделя ноября (2 занятия) | Подготовительные упражнения к броскам в корзину | 1. Метание мяча в обруч, расположенный на полу (с расстояния 2-2,5м), снизу, сверху, из-за головы. 2. Метание мяча в баскетбольный щит, установленный на разной высоте. 3. Бросок мяча в корзину (поставленную на пол) удобным для детей способом 4. Подвижные игры: «Пять бросков», «Метко в кольцо», «точно в цель» |
2 неделя ноября (2 занятия) | Упражнения и игры с бросками мяча в корзину | 1. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места 2. Бросок мяча в корзину после ведения 3. Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его 4. Подвижные игры: «Борьба за мяч», «Мяч капитану» |
3 неделя ноября (2 занятия) | Игры и упражнения в ловле, передаче и ведении мяча | Игры «Бросание мяча в парах», «Метко в корзину» Сочетание действий: - ловли - бросков - ведения - бросков - ловли - ведения - ведения-передачи Игры: «Мяч ловцу», «Мяч капитану», «Смена сторон» |
4 неделя ноября (2 занятия) | Учебная игра мини-баскетбол | Правила игры для дошкольников: - Цель игры - участники судейство - время игры - счет игры - правило замены - выход мяча из игры - перемещение с мячом - правила поведения во время игры - нарушения и наказания за них |
1 неделя декабря (2 занятия) | Учебная игра | Закрепление правил игры в баскетбол, совершенствование элементов техники баскетбола. Соревнования между двумя командами по мини-баскетболу |
2 неделя декабря (1 занятие) | Досуг | Досуг, спортивные эстафеты «Школа мяча» с элементами баскетбола. |
2 неделя декабря (1 занятие) | Мониторинг | Мониторинг |
2 модуль - освоение и совершенствование элементов техники футбола | ||
3 неделя декабря (2 занятие) | Основы знаний | 1. Знакомство с историей игры в футбол 2. Правила техники безопасности при работе с мячом 3. Просмотр видеоматериалов 4. Изучение правил игры. 5. Игры: «Мяч в кругу», «Пробеги с мячом». Передача мяча друг другу ногой |
3 неделя декабря (1 занятие) | Мониторинг | Мониторинг |
4 неделя декабря (2 занятия) | Перемещение по площадке | - бег по прямой - бег с быстрыми остановками, поворотами, прыжками - приставные, скрестные шаги по прямой, дугами. - подвижные игры: «Вперед с мячом», «Прокати мяч в ворота», «Утки-охотники». |
1 неделя января | Удары ногой по мячу | 1. Удары ногой по подвешенному мячу 2. Удары по неподвижному мячу правой, левой ногой с одного-трех шагов 3. Удары по неподвижному мячу с разбега 4. Подвижные игры: «Футболист», «Сильный удар». |
2 неделя января (2 занятия) | Прием мяча | Прием катящегося мяча внутренней и внешней стороны стопы на месте. Прием отскочившего от стены мяча подошвой, внешней и внутренней стороны стопы Подвижные игры: «Подвижная цель», «Сильный удар». |
3 неделя января (2 занятия) | Прием мяча | Прием катящегося мяча внутренней и внешней стороны стопы на месте. Прием отскочившего от стены мяча подошвой, внешней и внутренней стороны стопы Подвижные игры: «Подвижная цель», «Сильный удар». |
4 неделя января (2 занятия) | Ведение мяча | Ведение мяча правой и левой ногой по прямой линии; Ведение мяча толчками попеременно обеими ногами в медленном темпе. Подвижные игры: «Проведи мяч», «Кто быстрее до флажка», |
1 неделя февраля (2 занятия) | Ведение мяча | Ведение мяча «змейкой» вокруг предметов; Ведение мяча быстро Подвижные игры: «Быстро мяч веди», «Проведи мяч», «Футбольный слалом» |
2 неделя февраля (2 занятия) | Передача мяча друг другу | Передача мяча друг другу Игры: «Быстро мяч веди», « Ведение мяча парами», « Гонка мячей», « Смена сторон» |
3 неделя февраля (2 занятия) | Ведение и отбор мяча | Один ребенок ведет мяч ногой, другой улавливает момент и вступает в борьбу за мяч Подвижные игры: «Борьба за мяч», «С двумя мячами», «Мяч под планкой» |
4 неделя февраля (2 занятия) | Попадание мячом в предметы Забивание мяча в ворота | Подвижные игры»: «Меткий стрелок», «Сбей городок», «Забей в ворота гол», «Попади в мишень», «Пингвины с мячом». |
1 неделя марта (2 занятия) | Техника игры вратаря | «Игра в футбол вдвоем» ловля, отбивание мяча |
2 неделя марта (2 занятия) | Эстафеты | Совершенствование техники элементов футбола |
3 неделя марта (2 занятия) | учебная игра «Мини-футбол | Правила игры для дошкольников: - Цель игры - участники судейство - время игры - счет игры - правило замены - выход мяча из игры - перемещение с мячом - правила поведения во время игры - нарушения и наказания за них |
4 неделя марта (2 занятия) | учебная игра | Совершенствование техники элементов футбола; правил игры Соревнования между двумя командами по мини-футболу |
1 неделя апреля (1занятие) | Досуг | Досуг, спортивные эстафеты «Школа мяча» с элементами футбола. |
1 неделя апреля (1занятие) | Мониторинг | Мониторинг |
3 модуль – освоение и совершенствование элементов техники волейбола | ||
2 неделя апреля (2 занятие) | Основы знаний | 1. Знакомство с историей игры в волейбол 2. Правила техники безопасности при работе с мячом 3. Просмотр видеоматериалов 4. Изучение правил игры. 5. Игры: «Мяч в кругу», |
2 неделя апреля (1 занятие) | Мониторинг | Мониторинг |
3 неделя апреля (2 занятия) | Катание и броски мяча | Катание мяча, шарика с попаданием в предметы, катание «змейкой» между предметами. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 20 раз) Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 10 раз). Броски мяча из-за головы двумя руками вдаль и через сетку. Подвижные игры: «Подбрось – поймай», «Вызов по имени», «Брось дальше», « Сбей городок» |
4 неделя апреля (2 занятия) | Перебрасывание мяча друг другу | Бросание мяч друг другу: - с хлопком - с отскоком от пола - с поворотом кругом - в косом направлении - с хлопком за спиной. Бросание мяча друг дугу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя «по-турецки», лежа. Передача мяча по кругу вправо, влево (определенным способом). Подвижные игры: «Поймай мяч», «Десять передач», «Мяч по кругу», «Ловкая пара», «Ловишка в кругу». |
1 неделя мая (2 занятия) | Броски и ловля мяча | Броски и ловля мяча от стены с разными заданиями: с отскоком от пола, с поворотом кругом, с перепрыгиванием через отскочивший мяч. Броски и ловля мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу Передача мяча двумя руками от груди Подвижные игры: «Гонка мячей», «У кого больше мячей» |
2 неделя мая (2 занятия) | Учебная игра «мини-волейбол» | Правила игры для дошкольников: - Цель игры - участники судейство - время игры - счет игры - правило замены - выход мяча из игры - перемещение с мячом - правила поведения во время игры - нарушения и наказания за них |
3 неделя мая (2 занятия) | Учебная игра | Соревнования между двумя командами по мини-волейболу. Досуг, спортивные эстафеты «Школа мяча» с элементами футбола. Мониторинг |
4 неделя мая (1занятие) | Досуг | Досуг, спортивные эстафеты «Школа мяча» с волейбола. |
4 неделя мая (1 занятие) | Мониторинг | Мониторинг |
Методическое обеспечение:
Литература, используемая педагогом для разработки программы
1. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» - М: «Мозаика- Синтез». 2000
2. Рунова М.А. «Дифференцированные занятия по физической культуре» - М: «Просвещение», 2007год Для всех возрастных групп.
3. Адашкявичене Э.Й. « Баскетбол для дошкольников». М., 1983.
4. Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М., 1992.1.3.
5. Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2004
6. Е.Н Вавилова. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать». Москва «Просвещение», 1983.
7. А. В.Кенеман «Физическая подготовка детей 5-6 лет к школе». М.. «Просвещение», 1980.
8. Е. И. Касаткина «Школа мяча» Вологда 2011
9. Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам». – Москва «Владос», 2004
10. Гончарук Г.Н. «Игровая физкультура». – СПб, 2000.
Приложение №1
Оценка техники освоения элементов спортивных игр: баскетбол, волейбол, футбол.
Баскетбол
Броски и ловля мяча | Ведение мяча | Бросок мяча в кольцо | |||||||
Ф.И. ребенка | На месте | В движении | В парах | На месте | В движении | стоя на месте, двумя руками, способом из-за головы | после ведения с фиксации остановки | ||
1 рукой | 2 руками | По прямой | «змейкой» | ||||||
- броски и ловля мяча (на месте, в движении, в парах):
3 балла – более 40 раз,
2 балла – от25 до 40 раз,
1 балл – от 15 до 25 раз,
0 баллов – менее15 раз;
- ведение мяча на месте одной рукой и двумя руками, ведение мяча в движении по прямой и «змейкой»:
«выполнил» - 3 балла / «не выполнил» - 0 баллов;
- броски мяча в корзину (3 попытки):
3 балла – 3 попадания
2 балла – 2 попадания
1 балл -1 попадание
0 баллов - нет попаданий
Футбол
Ф. И. ребенка | Ведение мяча ногой | Остановка мяча | Отбор мяча | Удар по мячу носком и внутренней стороной стопы | Удар ногой по мячу по воротам | |
По прямой | «змейкой» | |||||
- ведение мяча по прямой и «змейкой»:
«выполнил» - 3 балла / « не выполнил» - 0 баллов;
- остановка мяча, отбор мяч, удар по мячу носком и внутренней стороной стопы:
3 балла – упражнение выполнено без ошибок,
2 балла – упражнение выполнено с незначительными ошибками,
1 балл – упражнение выполнено с грубыми ошибками,
0 баллов - упражнение не выполнено;
3). Удар ногой по мячу по воротам (3 попытки)
3 балла – 3 попадания
2 балла – 2 попадания
1 балл – 1 попадание,
0 баллов – нет попаданий.
Волейбол.
Ф.И. ребенка | Броски и ловля мяча двумя руками в парах | |
снизу | сверху | |
баллы | снизу | сверху |
3 | 10-12 | 12-16 |
2 | 5-9 | 7-11 |
1 | 1-4 | 1-6 |
0 | 0 | 0 |
О
Общая оценка уровня овладения техникой специальных действий с мячом
15-21 –высокий уровень,
8-14 –средний уровень,
0-7 –низкий уровень.
Ф. И. ребенка | Общая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)
Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Фитбол-гимнастика"
Данная программа создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Дельфинчик»
Программа по обучению детей плаванию (4 - 6 лет), рассчитанная на 7 месяцев....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»
1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»
В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Спортивная карусель"
Программа направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма....