Конспект ООД "По дорожкам радуги"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7» города Сорочинска Оренбургской области
КОНСПЕКТ
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «ПО ДОРОЖКАМ РАДУГИ»
(В СТАРШЕЙ ГРУППЕ)
ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
ПОДГОТОВИЛА: ТУРОВА Л.В.
ВОСПИТАТЕЛЬ
2021Г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 5 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 11 |
III. | Список литературы | 12 |
IV | Приложение |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Неотъемлемой частью педагогического процесса в конце учебного года является организация и проведение итоговых занятий.
Занятие «По дорожкам радуги» для детей старшей группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Цель занятия: Обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год.
Содержание материала занятия предусматривает возможность проявления детьми умений и знаний в процессе различных видов деятельности. Для педагога важно выявить уровень сформированности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи детей на данном этапе. Воспитатель должен проследить, в какой мере дети владеют способами умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.) Занятие способствует развитию любознательности. Учитывая то, что игра является ведущей деятельностью ребенка, на занятиеиспользуются игровые методы и приемы, которые повышают произвольное внимание детей, вызывают положительные эмоции и дают возможность применить интеграциюобразовательных областей. Главными методами являются практические и наглядные, которые развивают творческую активность ребёнка и познавательный интерес.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая Информация | Содержание |
1. | Тема образовательной деятельности | «По дорожкам радуги» |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие. |
3. | Виды деятельности детей | Игровая: создание игровой ситуации. Познавательно-исследовательская: счёт, пути решения проблемы. Коммуникативная: подбор слов, ответы на вопросы. Двигательная: физминутка. |
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Словесные методы: беседа, вопросы к детям. Наглядно- демонстрационный: показ слайдов, иллюстраций. Практический метод:игра. Методы стимулирования и мотивации деятельности: игровая ситуация (педагог предлагает нарисовать радугу и выполнить задания). Методы контроля: поощрения словесные. |
5. | Интеграция образовательных областей | Художественно - эстетическое развитие (рисование): закрепление знания расположения цветов радуги. Познавательное развитие: счёт предметов, признаки времён год, название месяцев, дней недели, частей суток, ориентировка в пространстве. Речевое развитие: звуковой анализ слова, подбор антонимов, имён прилагательных, ответы на вопросы. Социально-коммуникативное развитие:дидактические игра « Мяч по кругу», «Скажи наоборот», «Лесенка». Физическое развитие: физминутка. |
6. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет). |
7. | Цель | Обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год. |
8. | Задачи | Планируемые результаты |
8.1 | Закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели. Упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь. Закрепление счёта порядковых числительных (в пределах 10 и обратно). Закреплять умение определять местонахождения звуков в слове. | Знают и называют характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели, частей суток.Имеют представление о смене частей суток. Умеют считать предметы и называют «Соседей» числа в пределах 10. Умеют определять местонахождения звуков в слове Определяютместонахождения звуков в слове. |
8.2 | Расширение словарного объёма детей, диалогической речи. Закреплять умение устанавливать причинно- следственные связи. | Подбирают антонимы, имена прилагательные к существительным. Знают признаки времён года, суток. Имеют представление об их смене. |
8.3 | Воспитывать любознательность, наблюдательность, самостоятельность. | Дети применяют полученные умения и навыки для выполнения заданий. Проявляют доброту и желание помочь друг другу. При выполнении заданий внимательно слушают объяснение. |
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |
Затруднения | Способы преодоления | |
9.1 | Недостаточно сформировано умение давать полный ответ на вопрос. | Говорить детям о том, что даём полный ответ на вопрос. |
9.2 | Затруднение в концентрации внимания. | Напоминать детям о том, что нужно внимательно слушать задание. |
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Изобразительный ряд: изображение радуги, иллюстрации времён года, числовая лесенка. Литературный ряд: физминутка, загадка. ТСО: экран для показа слайдов, ноутбук, проектор, презентация. Физкультурное оборудование: мяч. |
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Словесные игры: «Мяч по кругу», «Скажи наоборот». |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечания | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему | Детям предлагается отгадать загадку (радуга), вспомнить расположение на ней цветов и выполнить задания по порядку. | 3 мин. На экране появилось изображение радуги. | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Надо нарисовать радугу и выполнить задания. | Радуга исчезла. | |
1.3 | Целеполагание | Чтобы перейти в подготовительную группу, нужно выполнить все задания и показать, что мы знаем и умеем. | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | - Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). - Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг опять ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым? Дети: Красный! (открывают красный конверт) - Задание «Назови времена года» Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там, Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят, Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели, Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает? Дети: весна. - Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май). Сколько их? (3). После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна? (дети по очереди называют прилагательные к существительному) Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д. -А это ребята, какое время года? Правильно, лето. А назовите признаки лета. (Ответы детей) - Назовите летние месяца. (Июнь, июль, август) - Эта картинка, к какому времени году относится? (осень) Как вы догадались? (картинка зимы) - Здесь, какое время года изображено? (зима) Как вы догадались? Назовите признаки зимы, полными ответами. (Ответы) - Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первую дорожку радуги можно нарисовать. (2 слайд) - Ребята, а каким следующим цветом дорожка радуги? выбирают оранжевый 2 конверт. - Чтобы нарисовать следующую дорожку радуги, вам необходимо правильно выполнить задание «Лесенка» (порядковый счет до 10 и обратный счёт) На стене выставлены цифры по лесенке. Давайте посчитаем. Сначала вверх, потом вниз. Игра «Назови соседей числа». - Молодцы ребята справились, и вот нарисуем оранжевую дорожку радуги. (3 слайд) - Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты. Какой выбрать, дети, подскажите!(Жёлтый) - А сейчас нам надо отдохнуть и сделать физминутку. Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте) -Хорошо выполнили, и рисуем ещё одну дорожку радуги. - Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено? Дети выбирают зеленый конверт 4. Зеленая песенка. В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зеленый листок, как флажок, я несу. Зеленая шишка под елкой молчит, Зеленая музыка где-то звучит – Зеленый кузнечик в зеленой стране Играет зеленую песенку мне. (А Стройло) - Скажите, какой звук в этом стихотворении встречается чаще? (Звук «З») Игра «Назови слово». - А сейчас назовите слова, которые начинаются на звук «З». (зал, закат, заяц, запад, заря, забор, запах, забава, загадка, золото, заноза, закон, зонт, зуб, завод, загар, замок, зерно) - Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! Рисуем следующую дорожку радуги. - Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт? Вот перед нами уже и голубой 5 конверт. Какое же задание он нам приготовил? «Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы! Кто скажет сколько дней в неделе? Расскажите по порядку дни недели. - сколько выходных в неделе - Спим мы ночью, а делаем зарядку… .(утром) . - Солнце светит днем, а луна …. (ночью) . - Ужинаем мы вечером, а спим … .(ночью) - Молодцы, ребята. - Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой… .фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? - синий конверт 6 . Дидактическая игра «Скажи наоборот» Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названном. Длинный – короткий; Большой – маленький; Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; Один – много; Снаружи – внутри; Легкий – тяжелый; Сильный - слабый; Быстро - медленно. - Хорошо. - Остался у нас фиолетовый конверт. Будем играть в игру «Мяч по кругу» Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по моей команде ведущего». Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной. -Вот и нарисуем последнюю дорожку радуги. (8 слайд) Выполнили все задания из 7 конвертов | Продолжительность части 19 мин. Воспитатель читает задания. Воспитатель показывает картинку о весне. Воспитатель показывает картинку лето. Воспитатель показывает картинку осень. Воспитатель показывает картинку зима. На экране 2 слайд. Дети садятся на стульчики. Воспитатель показывает на цифры, дети называют «соседей» числа. На экране 3 слайд. Выходят в центр. На экране 4 слайд. Воспитатель читает текст. На экране 5 слайд. Воспитатель читает вопросы, дети отвечают. На экране 6 слайд. На экране 7 слайд. На экране 8 слайд. | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Использование игровой технологии (рисование радуги, выполнение заданий) | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Использование знаний и умений в игровой, познавательно-исследовательской и Коммуникативнойдеятельности. | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | 3. Заключительная часть. - Мы выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили. Какие задания вам понравились, вы их легко выполняли? Какие задания были для вас трудными? А я хочу всех похвалить, вы все старались и можете переходить в подготовительную к школе группу. | Продолжительность части 3мин. Отвечаем полным ответом. Продолжительность образовательной деятельности 25мин. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Беседы о временах года, днях недели. | На занятиях, на прогулке. | В детском саду |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Настольные игры для закрепления знаний о временах года «Собери картинку», «Когда это бывает?» | В детском саду и в семье. |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Упражнение в нахождении звуков в словах, в порядковом и количественном счёте предметов в пределах 10. | В детском саду. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет.- Учитель, 2021.- 204 с.
- Горелкина П. Итоговое интегрированное занятие в старшей группе «По дорожкам радуги».[Электронный ресурс] . https://www.maam.ru/detskijsad/itogovoe-integrirovanoe-zanjatie-v-starshei-grupe-po-dorozhkam-radugi-949471.html (дата обращения: 27.04.2021 г.)
- Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Старшая группа. -Сктипторий, 2018.- 96 с.
- Михеева Е.В. Современные технологии образования дошкольников.- Учитель, 2021.- 221 с.
- От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 5-6 лет/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаикасинтез, 2018. – 216 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Физминутка
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо)
Три наклона, прямо встать. (Приседания)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте)
Всем улыбки подарили.
2. Зеленая песенка.
В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок, я несу.
Зеленая шишка под елкой молчит,
Зеленая музыка где-то звучит –
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне. (А Стройло)
3. Презентация
4. Дидактическая игра «Лесенка»
5. Картинки «Времена года»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООДпо теме «Сила волшебного слова»
Цель: продолжать формировать навыки культурного поведения в повседне...
Конспект ООД «Путешествие по дорожкам радуги» Средняя группа.
При разработке ООД я опиралась на задачи основной образовательной программы ДОУ, которые соответствуют данному возрасту детей.Мною поставлена цель: Формирование культуры здорового образа жи...
конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие по дорожкам радуги"
учить способам самостоятельного познания;развивать умение находить выход из проблемной ситуации, стремление к взаимопомощи; ...
Конспект интегрированного занятия с детьми 5-6 лет по теме:«По дорожкам радуги»
Занятие со старшей группой ....
ПЛАН-КОНСПЕКТ Тема: «По дорожкам радуги в подготовительную группу». Группа: старшая группа
План-Конспект Тема: «По дорожкам радуги в подготовительную группу». Группа: старшая группа...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «По дорожкам радуги в школу».
закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели.- упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток.- закрепление счёта количественны...
Конспект итогового интегрированного занятия «По дорожкам радуги»
Выполняя интересные и занимательные задания, дети сообща, дружно помогают художнику вернуть цвета радуге....