Самообразование «Технологии математического развития»
статья по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
1.Использование современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возрастав рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации
2. Формирование математического развития у детей дошкольного возраста через внедрение в работу современных образовательных технологий.
3. Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад «Буратино»
Хвастовичского района Калужской области
Самообразование
Тема: «Технологии математического развития»
Воспитатель:
Соломонова
Людмила Николаевна
С. Хвастовичи 2022 год.
Содержание
1.Использование современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возрастав рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации
2. Формирование математического развития у детей дошкольного возраста через внедрение в работу современных образовательных технологий.
3. Список литературы.
Актуальность интеллектуального развития определяется современным заказом общества для ДОО, который всё больше касается требований не к конкретным знаниям, а к развитию ключевых компетенций дошкольника. Одной из задач современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В настоящее время в связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, математическому развитию отводится особая роль. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. Качественное математическое развитие необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Исходя из этого, создана Концепция развития математического образования в Российской Федерации (от 24 декабря 2013 г. № 2506-р) (далее – Концепция), которая представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Математическое образование дошкольника - целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.
Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам. В дошкольном возрасте ребёнок осваивает математические понятия, связи и зависимости, способы действий; учится выбирать активные поисковые действия, осуществлять деятельность на основе логических операций мышления, соотносить действия с результатом, стремиться к цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат.
Разработка и выбор технологий математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка
Одной из наиболее эффективных технологий в образовании детей, в том числе математического развития, является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Суть технологии – создание взрослыми ситуаций, в которых ребёнок стремится к активной деятельности и получает положительный творческий результат.
Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-математический опыт).
Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в математической деятельности. Характерные черты технологии:
- ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
- обычно исключаются показ и подробное объяснение;
- ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
- ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т. д. ;
- взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств:
- логико-математические игры;
- логико-математические сюжетные игры (занятия); творческие задачи; экспериментирование и исследовательская деятельность;
- проблемные ситуации и вопросы.
В проблемно-игровой технологии логико– математические игры представлены в виде следующих групп:
- игры на выявление и абстрагирование свойств предметов;
- игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;
- игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.
Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.
Приведу примеры игр:
Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
Игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др
Игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Т-игра» и др.
Игры из серии форма и цвет: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Чтобы цвет не повторялся» и др.
Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.
Игры-забавы: лабиринты, перестановки «Ханойская башня», «Чайный сервиз», «Козлы и бараны»;
Игры головоломки: пазлы, мозаики, «Радуга», «Бабочки», «Рыбки», «Хитрый клоун», головоломки с палочками) и др.
Логико-математические сюжетные игры (занятия)
Это игры, в которых дети учатся выявлять свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации.
Такой комплекс игр предложен Е. А. Носовой на основе блоков Дьенеша: Мышки – норушки. Запасы на зиму. Автотрасса. Выращивание дерева. Где чей гараж? Научи Незнайку. Загадки без слов. Переводчики. Построй цепочку. Две дорожки. У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок? Фабрика. Архитекторы. Помоги фигурам выбраться из леса. Оформим витрину. Построй дом. и др. Экспериментирование и исследовательская деятельность Эта деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте. Характеризуется эмоциональной насыщенностью, даёт возможности для общения. Пробы и ошибки являются важным компонентом детского экспериментирования. Ребёнок пытается применить старые способы действий, комбинируя и перестраивая их. В ходе экспериментирования и исследования дети осваивают действия измерения, преобразования материалов и веществ, знакомятся с приборами, учатся использовать познавательные книги как источник информации. Одним из условий является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Например, «Что плавает, что тонет?», «Какой песок легче: мокрый или сухой?».
Источником экспериментирования являются детские вопросы: почему идёт дождь? дует ветер? что получится, если кубик склеить по-другому? почему муха не падает с потолка? Проблемно-игровая технология
Предполагает использование творческих задач, вопросов и ситуаций. Такие задачи помогают ребенку устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, главное – ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей. При этом надо помнить, что слишком простая задача ребенку неинтересна. Рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня. Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может навести ребенка на решение задачи с помощью творческих вопросов.
Например, нарисуй кошку, не рисуя ее. Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части). Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты? Последняя задача может быть решена через осознание структуры геометрических фигур. Можно предложить ребенку решать эту задачу практическим путем, накладывая квадрат на квадрат. На самом высоком уровне дети могут сами составлять творческие задачи и проблемная ситуация. Чаще всего проблемы озвучивает ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком.
Например: Спрашиваем, как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона? Проблемные ситуации
Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.
Структурными компонентами проблемной ситуации являются: проблемные вопросы: Сколькими способами можно разрезать квадрат на 4 части,
занимательные вопросы : У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить? Сколько месяцев в году содержат 30 дней?
занимательные задачи: Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной? задачи-шутки: Выше какого забора ты можешь прыгнуть? Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему?
Сначала взрослый ставит перед детьми проблему, добивается её осмысления, направляет внимание детей на необходимость её решения. Затем идёт выдвижение гипотез и их проверка практическим путём, коллективное обсуждение ситуации и путей её решения. Например: «На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?», «Как с помощью одной палочки выложить на столе треугольник?».
Проблемные ситуации являются частью технологии решения творческих задач - ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».
Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений:
«Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков;
«Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем;
«Поиск противоположных объектов» – назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.
Технология - эвристическая технология.
Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей. Авторы эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы. К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. - Методы вживания - «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Представь себе, что ты число 5 (условная мерка, треугольник, цилиндр). Какой ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать?) - Эвристические вопросы – позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. - Метод ошибок – использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. (Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.) К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики. - Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями - сказочными числами. -Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. - Агглютинация – это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.
Метод мозгового штурма пользуется большой популярностью на современном этапе. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. (Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает.) Педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки. К выводам дети приходят сами на основе анализа, после того, как будут высказаны все идеи.
Информационные технологии. Сегодня информационные технологии затрагивают все сферы жизни, служат общим и личным интересам человека, направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. Компьютер несет в себе новые игровые и обучающие возможности и для детей – дошкольников. В настоящее время в НИИ дошкольного воспитания, в РФ, разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно – образовательной системе ДОУ. Уже созданы несколько серий программ для дошкольников, которые условно, в зависимости от педагогической направленности, делятся на группы: - Обучающие (имеют предметный характер) – математика, родной язык, музыка…, содержание и ход представленных в них игр четко очерчен. - Развивающие - побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками (дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи. - Диагностические – позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка. В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей. Если она способствует совершенствованию восприятия, памяти, воображения, мышления. Технология «Ситуация» Деятельностный подход - такая организация образовательного процесса, при котором ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности.. Технология « ситуация» Включает 6 последовательных этапов: 1. Введение в ситуацию задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей : Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, формулировка детьми так называемой «детской» цели. 2. Актуализация знаний и умений задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей: Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания. 3. Затруднение в ситуации задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей: Столкновение с затруднением, анализ возникшей ситуации: фиксация затруднения, выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий) . «Смогли? Почему не смогли?» 4. «Открытие» нового знания задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей: Выбор способа преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез. Определение порядка действий. Реализация плана - поиск и «открытие новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности, обеспечивающих, с одной стороны преодоление затруднения (достижение «детской» цели, а с другой - решение программных задач обучения воспитания, развития («взрослую» цель). Фиксация нового знания (способа действия) в речи и, возможно, знаково. «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?) 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей: Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами, с проговариванием вслух алгоритма, способа. Самопроверка по образцу и (или) взаимопроверка (если запланировано). Использование новых знаний (способов действия) в совместной деятельности: работа в парах, микрогруппах. Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» 6. Осмысление задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей: Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей или подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели. Акцентирование на успешном опыте преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» - воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» - подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось ..., потому что узнали (научились)...»).
Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
Список литературы:
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 № 2506-р.
2. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2017. – 289 с.
3. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.
4. Интернет ресурсы. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/12/28/igrovye-tekhnologii-v-matematicheskom-razvitii-doshkolnikov.
5. Интернет ресурсы https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-tehnologi-i-praktiki-matematicheskogo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии математического развития детей. Анализ конкретных методических приемов.
Характерной особенностью технологии является четкая структурированность и алгоритмизация, которая понимается как выделение последовательных процедур и операций, объединенных внутренн...

«Технология математического развития посредством дидактических игр»
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста
Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы с использованием проблемно-игровой технологии математического развития и здоровьесберегающей технологии «дыхательная гимнастика» «Математическая вселенная»
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; развитие зрительного восприятия, речи, мышления, пространственного воображения, внимания.Задачи: 1....

Выступление на семинаре:"Современные математические технологии математического развития дошкольников"
Выступление из опыта работы...

план по самообразованию по математическому развитию во 2 младшей группе на 2019 - 2020 год.
план по самообразованию по математическому развитию во 2 младшей группе на 2019 - 2020 год....