конспект занятия с порядковым значением числа, «Сколько?», «Который по счету?» в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Полина Юлия Вячеславовна

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Порядковый счет в пределах 6»

Тема: «Порядковый счет в пределах 6»

Возраст детей: Старшая группа (5-6лет)

Цель: Ознакомление детей с порядковым значением числа 6 и 7;    Задачи:

Обучающие:

• Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».

• Познакомить детей с порядковым значением чисел 6 и 7.

Развивающие:

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, ещё ниже…самый низкий (и наоборот).

Воспитывающие:

• Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе, умение доводить начатое до конца.

• Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Дидактический и наглядный материал:

• Демонстрационный материал: Корзина, муляжи овощей (помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста, 2 корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток. Матрешки.

• Раздаточный материал: Наборы ёлочек разной высоты (по 6 штук для каждого ребёнка).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости на занятие пришла Белочка. Давайте с ней поздороваемся.

Дети: Здравствуй белочка.

Белочка: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Белочка что привело тебя к нам?

Белочка: Ребята, так как сейчас осень я утепляю свое дупло, готовлю запасы на зиму. И моя мама решила мне помочь, она оставила для меня припасы в разных местах, в сундучках, а ключ забыла мне оставить и забрала с собой, но так как сундучки волшебные их можно еще и открыть, выполнив задание. Поэтому я решила обратиться за помощью к вам, чтоб вы помогли мне выполнить задания и забрать запасы.

Воспитатель: Ну что ребята поможем белочке?

Дети: Конечно, поможем.

Белочка: Спасибо ребята, идемте же скорее. Первое сундучок находится на дереве, я сама не смогу спустить его к вам, поэтому нам нужно будет построить лесенку. Как же быть?

Воспитатель: Не волнуйся белочка. Ребята из чего мы можем построить лесенку, что нам для этого нужно?

Дети: Нужны доски или крепкие палки.

Белочка: Посмотрите ребята, здесь как раз возле дерева, палки лежат.

Воспитатель: Посмотрите, сколько их. Чтобы наша лесенка получилась, нам нужно выложить палки, начиная с самой длинной и заканчивая короткой, сравнивая каждую по длине.

Дети: Здесь лежит шесть палочек.

Белочка: Молодцы ребята, принимайте сундучок, я его сейчас к вам подтолкну.

Воспитатель: Итак, ребята первое задание, которое предлагает выполнить нам сундучок, называется «Веселые матрешки». В этом задании нам нужно сравнивать матрешек по высоте и разложить их в убывающем и возрастающем порядке. Итак, ребята вы готовы.

Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Сначала расставьте матрешек в возрастающем порядке. А теперь обозначьте словами, как вы расставляли возрастающую последовательность.

Дети: Возрастающую последовательность мы начинали расставлять с самой низкой затем еще ниже, ниже, потом ставили матрешку которая повыше, еще выше, и закончили самой высокой.

Воспитатель: А сейчас расскажите, как выстроить убывающую последовательность?

Дети: Убывающую последовательность мы начинали расставлять с самой высокой затем еще выше, выше, потом ставили матрешку которая пониже, еще ниже, и закончили самой низкой.

Белочка: Ребята какие вы молодцы, из-за того что вы справились с заданием сундучок распахнулся и я могу забрать свои желуди. Ребята а можете их посчитать, для того чтоб я знала сколько их у меня ,а то я не умею.

Дети: Конечно, можем, в сундучке лежит 6 желудей.

Воспитатель: Ребята посмотрите, желуди пронумерованы.

Скажите, какая цифра будет старшим соседом у цифры 1?

А младшим соседом?

Назови соседей числа 2.

Назови соседей числа 3.

Назови соседей числа 4.

Назови соседей числа 6.

Дети:2,0,1и 3,3и5,5и 7

Воспитатель: Молодцы ребята!

Белочка: Отправляемся к следующему дереву. Здесь сундучок стоит прямо возле дерева.

Воспитатель: Задание это называется «Сосчитай овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу. Ох.

В корзине 6 видов овощей (муляжи): 1-помидор, 2-огурец, 3-свекла, 4-лук, 5-морковь, 6-капуста.

Воспитатель: ребята перед вами лежат овощи, сосчитайте их.

«Сколько овощей?

Дети: Перед нами лежат 6 овощей.

Воспитатель: Как нужно посчитать, чтобы узнать на котором месте находится тот или иной овощ?

Дети: Сначала нужно посчитать овощи по порядку.

Воспитатель: Который по счёту помидор?

Дети: Помидор 1 по счету.

Воспитатель: На котором месте свекла?»

Дети: Свёкла на 3 месте.

Воспитатель: Все верно ребята.

Белочка: Вот и открылся наш второй сундучок. А в нем лежат мои грибочки, которых тоже 6.

Воспитатель: А сейчас ребята давайте немного отдохнем и сделаем

Физкультминутку, которая называется «Сбор урожая».

В корзине лежат овощи и фрукты. Дети делятся на 2 команды. Воспитатель предлагает по сигналу одной команде отобрать все овощи, а другой – все фрукты. Игра сопровождается музыкой. В конце определяется победитель.

Белочка: Для того чтобы достать нам следующий сундучок, нам опять понадобится наша лестница, принимайте сундук. Ничего себе, ребята, этот сундук не простой в нем нужно выполнить сразу два задания будьте внимательны.

Воспитатель: Первое задание из последнего сундука, которое нам нужно выполнить называется «Из каких двух меньших чисел можно составить число 6»

Воспитатель выставляет овощи на верхнюю ступеньку лесенки

Сколько овощей принесла хозяйка?

Дети: Хозяйка принесла 6 овощей.

Воспитатель: Поставьте один овощ на нижнюю ступеньку.

Сколько овощей на верхней ступеньке?

Дети: Овощей на нижней ступеньке 5.

Воспитатель: А на нижней? Сколько всего овощей на двух ступеньках?

Дети: На нижней ступеньке 1 овощ. Всего на 2 ступеньках 6 овощей.

Воспитатель: Так из каких двух чисел можно составить число 6?

Дети: Из чисел 5 и 1можно составить число 6

Воспитатель: Поставьте еще один овощ на нижнюю ступеньку.

Сколько овощей на верхней ступеньке? А на нижней?

Дети: На верхней ступеньке стало 4 овоща. А на нижней 2 овоща.

Воспитатель: Сколько всего овощей на двух ступеньках?

Дети: Всего на 2 ступеньках 6 овощей.

Из каких двух меньших чисел можно составить число 6?

Дети: Из чисел 4 и 2 можно составить число 6

Аналогично рассматриваются остальные варианты. (3 и 3, 2 и 4, 1 и 5).

Белочка: Молодцы, осталось второе задание.

Воспитатель: Второе задание называется «Разложи по порядку».

Ребята перед вами иллюстрации, на которых изображены дети или взрослые в разное время суток. Вам нужно определить, какое время суток изображено на картинках, а в помощь я вам буду читать загадки. Слушайте внимательно.

1загадка: Мамы деток разбудили.

Дети личики умыли.

Застелив свою кровать,

Будут в детский сад шагать.

Все ответят дружно,

Наступило? (утро)

Продолжаем отвечать, части суток называть.

2 загадка: Солнышко уже давно,

Смотрит ласково в окно.

Поиграли, почитали

и немножечко устали.

На прогулку мы идем.

Происходит это? …. (днем)

Продолжаем отвечать, части суток называть.

3 загадка: Наигралась детвора.

Расставаться нам пора.

Вот уже и мы с тобой

возвращаемся домой.

Огни мелькают словно свечи,

Все ответят это? (вечер)

Продолжаем отвечать, части суток называть.

4загадка: На дворе уже темно,

Спать легли уж все давно.

Мама, папа, сын и дочь,

Наступила, значит? …. (ночь)

Белочка: Ураа, ребята вы справились! В этом сундуке лежит мое самое любимое лакомство-это орехи. Спасибо вам ребята, за вашу помощь, ну а мне пора с вами прощаться, ведь мне надо все запасы которые вы помогли мне найти разнести по своим дуплам, а за вашу доброту, вам в группу я тоже отправила гостинцы с моими сестренками белочками. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель: До свидания белочка, мы очень рады, что с тобой познакомились.

Дети: До свидания белочка!

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали на занятии? Какие задания мы сегодня с вами выполняли?

Дети: Сегодня мы познакомились с белочкой и помогали ей выполнять задания. А в ходе выполнения заданий учились сравнивать предметы по высоте. Продолжали учить считать в пределах 6 и 7, отвечали на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?», Определяли части суток, отгадывая загадки и находя картинку.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, мне очень понравилось как вы выполняли сегодня задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 2. Составить конспект занятия с порядковым значением числа,  «Сколько?», «Который по счету?».

 Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Порядковый счет в пределах 6»

Тема: «Порядковый счет в пределах 6»

Возраст детей: Старшая группа (5-6лет)

Цель: Ознакомление детей с порядковым значением числа 6 и 7;    Задачи:

Обучающие:

• Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».

• Познакомить детей с порядковым значением чисел 6 и 7.

Развивающие:

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, ещё ниже…самый низкий (и наоборот).

Воспитывающие:

• Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе, умение доводить начатое до конца.

• Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Дидактический и наглядный материал:

• Демонстрационный материал: Корзина, муляжи овощей (помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста, 2 корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток. Матрешки.

• Раздаточный материал: Наборы ёлочек разной высоты (по 6 штук для каждого ребёнка).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости на занятие пришла Белочка. Давайте с ней поздороваемся.

Дети: Здравствуй белочка.

Белочка: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Белочка что привело тебя к нам?

Белочка: Ребята, так как сейчас осень я утепляю свое дупло, готовлю запасы на зиму. И моя мама решила мне помочь, она оставила для меня припасы в разных местах, в сундучках, а ключ забыла мне оставить и забрала с собой, но так как сундучки волшебные их можно еще и открыть, выполнив задание. Поэтому я решила обратиться за помощью к вам, чтоб вы помогли мне выполнить задания и забрать запасы.

Воспитатель: Ну что ребята поможем белочке?

Дети: Конечно, поможем.

Белочка: Спасибо ребята, идемте же скорее. Первое сундучок находится на дереве, я сама не смогу спустить его к вам, поэтому нам нужно будет построить лесенку. Как же быть?

Воспитатель: Не волнуйся белочка. Ребята из чего мы можем построить лесенку, что нам для этого нужно?

Дети: Нужны доски или крепкие палки.

Белочка: Посмотрите ребята, здесь как раз возле дерева, палки лежат.

Воспитатель: Посмотрите, сколько их. Чтобы наша лесенка получилась, нам нужно выложить палки, начиная с самой длинной и заканчивая короткой, сравнивая каждую по длине.

Дети: Здесь лежит шесть палочек.

Белочка: Молодцы ребята, принимайте сундучок, я его сейчас к вам подтолкну.

Воспитатель: Итак, ребята первое задание, которое предлагает выполнить нам сундучок, называется «Веселые матрешки». В этом задании нам нужно сравнивать матрешек по высоте и разложить их в убывающем и возрастающем порядке. Итак, ребята вы готовы.

Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Сначала расставьте матрешек в возрастающем порядке. А теперь обозначьте словами, как вы расставляли возрастающую последовательность.

Дети: Возрастающую последовательность мы начинали расставлять с самой низкой затем еще ниже, ниже, потом ставили матрешку которая повыше, еще выше, и закончили самой высокой.

Воспитатель: А сейчас расскажите, как выстроить убывающую последовательность?

Дети: Убывающую последовательность мы начинали расставлять с самой высокой затем еще выше, выше, потом ставили матрешку которая пониже, еще ниже, и закончили самой низкой.

Белочка: Ребята какие вы молодцы, из-за того что вы справились с заданием сундучок распахнулся и я могу забрать свои желуди. Ребята а можете их посчитать, для того чтоб я знала сколько их у меня ,а то я не умею.

Дети: Конечно, можем, в сундучке лежит 6 желудей.

Воспитатель: Ребята посмотрите, желуди пронумерованы.

Скажите, какая цифра будет старшим соседом у цифры 1?

А младшим соседом?

Назови соседей числа 2.

Назови соседей числа 3.

Назови соседей числа 4.

Назови соседей числа 6.

Дети:2,0,1и 3,3и5,5и 7

Воспитатель: Молодцы ребята!

Белочка: Отправляемся к следующему дереву. Здесь сундучок стоит прямо возле дерева.

Воспитатель: Задание это называется «Сосчитай овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу. Ох.

В корзине 6 видов овощей (муляжи): 1-помидор, 2-огурец, 3-свекла, 4-лук, 5-морковь, 6-капуста.

Воспитатель: ребята перед вами лежат овощи, сосчитайте их.

«Сколько овощей?

Дети: Перед нами лежат 6 овощей.

Воспитатель: Как нужно посчитать, чтобы узнать на котором месте находится тот или иной овощ?

Дети: Сначала нужно посчитать овощи по порядку.

Воспитатель: Который по счёту помидор?

Дети: Помидор 1 по счету.

Воспитатель: На котором месте свекла?»

Дети: Свёкла на 3 месте.

Воспитатель: Все верно ребята.

Белочка: Вот и открылся наш второй сундучок. А в нем лежат мои грибочки, которых тоже 6.

Воспитатель: А сейчас ребята давайте немного отдохнем и сделаем

Физкультминутку, которая называется «Сбор урожая».

В корзине лежат овощи и фрукты. Дети делятся на 2 команды. Воспитатель предлагает по сигналу одной команде отобрать все овощи, а другой – все фрукты. Игра сопровождается музыкой. В конце определяется победитель.

Белочка: Для того чтобы достать нам следующий сундучок, нам опять понадобится наша лестница, принимайте сундук. Ничего себе, ребята, этот сундук не простой в нем нужно выполнить сразу два задания будьте внимательны.

Воспитатель: Первое задание из последнего сундука, которое нам нужно выполнить называется «Из каких двух меньших чисел можно составить число 6»

Воспитатель выставляет овощи на верхнюю ступеньку лесенки

Сколько овощей принесла хозяйка?

Дети: Хозяйка принесла 6 овощей.

Воспитатель: Поставьте один овощ на нижнюю ступеньку.

Сколько овощей на верхней ступеньке?

Дети: Овощей на нижней ступеньке 5.

Воспитатель: А на нижней? Сколько всего овощей на двух ступеньках?

Дети: На нижней ступеньке 1 овощ. Всего на 2 ступеньках 6 овощей.

Воспитатель: Так из каких двух чисел можно составить число 6?

Дети: Из чисел 5 и 1можно составить число 6

Воспитатель: Поставьте еще один овощ на нижнюю ступеньку.

Сколько овощей на верхней ступеньке? А на нижней?

Дети: На верхней ступеньке стало 4 овоща. А на нижней 2 овоща.

Воспитатель: Сколько всего овощей на двух ступеньках?

Дети: Всего на 2 ступеньках 6 овощей.

Из каких двух меньших чисел можно составить число 6?

Дети: Из чисел 4 и 2 можно составить число 6

Аналогично рассматриваются остальные варианты. (3 и 3, 2 и 4, 1 и 5).

Белочка: Молодцы, осталось второе задание.

Воспитатель: Второе задание называется «Разложи по порядку».

Ребята перед вами иллюстрации, на которых изображены дети или взрослые в разное время суток. Вам нужно определить, какое время суток изображено на картинках, а в помощь я вам буду читать загадки. Слушайте внимательно.

1загадка: Мамы деток разбудили.

Дети личики умыли.

Застелив свою кровать,

Будут в детский сад шагать.

Все ответят дружно,

Наступило? (утро)

Продолжаем отвечать, части суток называть.

2 загадка: Солнышко уже давно,

Смотрит ласково в окно.

Поиграли, почитали

и немножечко устали.

На прогулку мы идем.

Происходит это? …. (днем)

Продолжаем отвечать, части суток называть.

3 загадка: Наигралась детвора.

Расставаться нам пора.

Вот уже и мы с тобой

возвращаемся домой.

Огни мелькают словно свечи,

Все ответят это? (вечер)

Продолжаем отвечать, части суток называть.

4загадка: На дворе уже темно,

Спать легли уж все давно.

Мама, папа, сын и дочь,

Наступила, значит? …. (ночь)

Белочка: Ураа, ребята вы справились! В этом сундуке лежит мое самое любимое лакомство-это орехи. Спасибо вам ребята, за вашу помощь, ну а мне пора с вами прощаться, ведь мне надо все запасы которые вы помогли мне найти разнести по своим дуплам, а за вашу доброту, вам в группу я тоже отправила гостинцы с моими сестренками белочками. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель: До свидания белочка, мы очень рады, что с тобой познакомились.

Дети: До свидания белочка!

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали на занятии? Какие задания мы сегодня с вами выполняли?

Дети: Сегодня мы познакомились с белочкой и помогали ей выполнять задания. А в ходе выполнения заданий учились сравнивать предметы по высоте. Продолжали учить считать в пределах 6 и 7, отвечали на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?», Определяли части суток, отгадывая загадки и находя картинку.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, мне очень понравилось как вы выполняли сегодня задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа

Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока  «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...

Конспект занятия по рисованию (методом тычка). Тема: "В саду созрели яблоки" (старшая группа)

Задачи. Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонны...

Конспект занятий по математике. Тема:"Математика иленә сәяхәт" в старшей группе.

Конспект занятий по математике. Тема:"Математика иленә сәяхәт" в старшей группе....

Конспект занятие по развитию математических представлений «В гости к тётушке Шапокляк» (старшая группа

Тип занятия: закрепление изученного материала.Задачи:Обучающие: упражнять в умении считать от 1до 7, упражнять в умении сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и с помощью ...

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1.  Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2.  Закреплять практическое употребление в ре...