Мастер – класс «Математика без правил»
материал по математике (подготовительная группа)

Львова Яна Александровна

Мастер – класс «Математика без правил»  1 слайд

Добрый день уважаемые коллеги!
Наш мастер класс сегодня посвящен королеве всех наук математике, называется он «Математика без правил» и в процессе мастер класса мы сформируем понятие развивающих игр и познакомимся с опытом работы по применению игр с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, а также игры Колумбово яйцо.


В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
1)Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
2)Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
 

Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

2 слайд

«Колумбово яйцо»

Фраза «Колумбово яйцо» означает неожиданно простой выход из затруднительного положения.

Обратите внимание на слайд: вот так игра «Колумбово яйцо» находится в собранном виде.  3 слайд

Вот так его разрезали на необходимые детали

 

Предлагаю вам рассмотреть внимательно детали игры и найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями.

К примеру, фигуры треугольной формы с закруглением (имеют сходство по форме, Большие по размеру, фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной - похожи на туловище птиц, зверей, морских животных).

Немного истории.
По преданию, когда Колумб рассказывал историю о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто.
Название "Колумбово яйцо" очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым.  4 слайд

Приглашаю вас к столу.

Правила игры:
Предлагаю вам собрать фигуру из набора «Колумбово яйцо», опираясь с начало на образцы.


Главное нужно помнить:
1. Использовать нужно все фигуры из набора.
2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т. е. располагаться только в одной плоскости.

 

Собираем сначала по образцу, потом по замыслу.

5 слайд

«Палочки Кюизинера»


Палочки один из немногих дидактических материалов
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки КЮИЗЕНЕРА:

6 слайд
1) Палочки-один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2) Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т.д.) ребенок получает, играя.
3) Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве.
4) Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.
5) Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
6) Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях и в школе.
7) Этот материал также можно использовать с целью коррекции.
8) Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
9) Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
10) Этот материал может быть использован в диагностических целях.

 

В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4. Главный секрет игры мы узнаем, если сложим из разных палочек лесенку. Так становится видно, что каждая предыдущая палочка короче предыдущей на одно деление, т.е. на один белый кубик. Дело в том, что это числа – каждая палочка обозначает свое число от 1 до 10.

 

Предлагаю вам такую игру.


Каждому из участников я раздаю сначала карточку с изображением палочки и ее значением - цифрой.
От 1 до 10.

Предлагаю вам, пока звучит музыка двигаться по залу, как только музыка затихает - встать в прямом порядке, от 1 до 10.

Повторить так же в обратном порядке, от 10 до 1

 

После чего предлагаю вам отложить карточки и взять палочки. Повторить игру с палочками, так же встать в прямом и обратном порядке.

7 слайд

 

«Блоки Дьенеша»


Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.
Дидактический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером - большие и маленькие;
4. толщиной – толстые и тонкие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Каждая фигура при всей общей похожести абсолютно уникальна, благодаря особому соотношению этих четырех признаков.


Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

 

Дидактическая игра «Волшебное дерево»


Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать предметы по нескольким признакам.
Задание: распредели каждый листок на свою ветку.

В ходе своего мастер класса я познакомила вас с простейшими играми, которые решают важные задачи. Помогают развить логическое мышление, умение классифицировать предметы по разным признакам. Закрепляют прямой и обратный счёт. И др.
Думаю, что доступность материала и простота упражнений смогут помочь каждому педагогу на занятиях и в свободное время.

8 слайд

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx19.01 КБ
Файл master_-_klass_lvova.pptx568.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Математика без правил»  1 слайд

Добрый день уважаемые коллеги!
Наш мастер класс сегодня посвящен королеве всех наук математике, называется он «Математика без правил» и в процессе мастер класса мы сформируем понятие развивающих игр и познакомимся с опытом работы по применению игр с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, а также игры Колумбово яйцо.


В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
1)Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
2)Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

2 слайд

«Колумбово яйцо»

Фраза «Колумбово яйцо» означает неожиданно простой выход из затруднительного положения.

Обратите внимание на слайд: вот так игра «Колумбово яйцо» находится в собранном виде.  3 слайд

Вот так его разрезали на необходимые детали

Предлагаю вам рассмотреть внимательно детали игры и найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями.

К примеру, фигуры треугольной формы с закруглением (имеют сходство по форме, Большие по размеру, фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной - похожи на туловище птиц, зверей, морских животных).

Немного истории.
По преданию, когда Колумб рассказывал историю о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто.
Название "Колумбово яйцо" очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым.  4 слайд

Приглашаю вас к столу.

Правила игры:
Предлагаю вам собрать фигуру из набора «Колумбово яйцо», опираясь с начало на образцы.


Главное нужно помнить:
1. Использовать нужно все фигуры из набора.
2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т. е. располагаться только в одной плоскости.

Собираем сначала по образцу, потом по замыслу.

5 слайд

«Палочки Кюизинера»


Палочки один из немногих дидактических материалов
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки КЮИЗЕНЕРА:

6 слайд
1) Палочки-один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2) Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т.д.) ребенок получает, играя.
3) Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве.
4) Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.
5) Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
6) Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях и в школе.
7) Этот материал также можно использовать с целью коррекции.
8) Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
9) Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
10) Этот материал может быть использован в диагностических целях.

В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4. Главный секрет игры мы узнаем, если сложим из разных палочек лесенку. Так становится видно, что каждая предыдущая палочка короче предыдущей на одно деление, т.е. на один белый кубик. Дело в том, что это числа – каждая палочка обозначает свое число от 1 до 10.

Предлагаю вам такую игру.


Каждому из участников я раздаю сначала карточку с изображением палочки и ее значением - цифрой.
От 1 до 10.

Предлагаю вам, пока звучит музыка двигаться по залу, как только музыка затихает - встать в прямом порядке, от 1 до 10.

Повторить так же в обратном порядке, от 10 до 1

После чего предлагаю вам отложить карточки и взять палочки. Повторить игру с палочками, так же встать в прямом и обратном порядке.

7 слайд

«Блоки Дьенеша»


Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.
Дидактический материал представляет собой набор из 48 логических блоков,
различающихся четырьмя свойствами:
1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером - большие и маленькие;
4. толщиной – толстые и тонкие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Каждая фигура при всей общей похожести абсолютно уникальна, благодаря особому соотношению этих четырех признаков.


Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Дидактическая игра «Волшебное дерево»


Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать предметы по нескольким признакам.
Задание: распредели каждый листок на свою ветку.

В ходе своего мастер класса я познакомила вас с простейшими играми, которые решают важные задачи. Помогают развить логическое мышление, умение классифицировать предметы по разным признакам. Закрепляют прямой и обратный счёт. И др.
Думаю, что доступность материала и простота упражнений смогут помочь каждому педагогу на занятиях и в свободное время.

8 слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования Администрации города Губкинского Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Умка» муниципального образования город Губкинский (МБДОУ «Умка» МО г. Губкинский ) Мастер – класс на тему: «Математика без правил» Автор: Воспитатель Львова Я. А.

Слайд 2

« Колумбово яйцо»

Слайд 5

Палочки Кюизенера

Слайд 6

Почему нужно использовать палочки Кюизенера ? 1) Палочки-один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным. 2) Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т.д.) ребенок получает, играя. 3) Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. 4) Благодаря палочкам, развивается логическое мышление. 5) Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. 6) Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях и в школе. 7) Этот материал также можно использовать с целью коррекции. 8) Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться. 9) Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи. 10) Этот материал может быть использован в диагностических целях.

Слайд 7

Блоки Дьенеша

Слайд 8

Управление образования Администрации города Губкинского Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Умка» муниципального образования город Губкинский (МБДОУ «Умка» МО г. Губкинский ) Мастер – класс на тему: «Математика без правил» Автор: Воспитатель Львова Я. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Математика на шахматной доске"

Мастер класс на тему «Математика на шахматной доске» (старшая группа)...

мастер - класс "Математика в литературе"

методическая разработка для воспитателей ДОУ...

Мастер-класс "Математика в движении"

В презентации представлены дидактические игры и упражнения по народному творчеству...

Мастер-класс: "Математика через сказку"

Мастер-класс для воспитателей "Математика через сказку"...

Мастер класс «Математика без правил»

Познакомить педагогов с математической игрой "Колумбово яйцо" , создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов....