Мастер класс "Математика на шахматной доске"
материал по математике на тему

Хакимова Эльвира Ахатовна

Мастер класс на тему «Математика на шахматной доске» (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika_na_shahmatnoy_doske_skrashchennyy.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ №3»

Мастер класс на тему

«Математика на шахматной доске» (старшая группа)

Составила воспитатель:

 Хакимова Эльвира Ахатовна

г. Нефтеюганск

2016 г.

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я представляю вашему вниманию проект «Математика на шахматной доске». У математики и шахмат много родственного и игра в шахматы может способствовать формированию  математические представлений в старшем дошкольном возрасте, а именно:

 -  формировать навыки  счетной деятельности, когда, работая с шахматными фигурами, ребенок выделяет  элементы множества и перечисляет их (называет фигуры, их количество);

-составляет множество из отдельных элементов и из подмножеств (две ладьи, восемь пешек);

- сравнивает множества по количеству (количество на доске белых, черных фигур, больше,  меньше или же поровну.);

- называет словами-числительными  по порядку (первая фигура  ладья, вторая – конь, третья - слон)  

- упражняется в вычислительных навыках («больше или меньше» на 1);

-учится ориентироваться  на плоскости: фигура в углу, справа от, слева от, за, перед.

- определять направление движения фигур на шахматной доске (по горизонтали, по вертикали, по диагонали).

- Учатся читать и моделировать пространственные отношения в схемах (схемы ходов шахматных фигур).

- Знакомятся со свойством симметрии в фигурах, на шахматной доске.  Затем поставила перед детьми проблемный вопрос, что общего между шахматами и математикой.

Вот что сказали дети, работая с моделью трёх вопросов:

Я ЗНАЮ: (ответы детей вы можете видеть на слайде):

  • Шахматы это такая игра, а математику нужно учить.» (Анюта)
  • У Илюши тоже есть шахматы, и я знаю все шахматные фигуры, мне нравится  шахматная фигура  «Конь» и « Ладья».  (София. Г)
  • В математике нужно считать, знать разные цифры.(
  • Для игры в шахматы  нужна шахматная доска.  У шахматной доски чёрные и белые квадратики. (Андрей)
  • У моего дедушки есть очень большие шахматы, они очень красивые. (София. Д)
  • На шахматной доске есть цифры. (Саша Ч.)
  • Я видела в мультике «Маша и Миша», как Маша играла в шахматы.  (Катя)

  •  Я думаю, что шахматный «Король»  самый главный в шахматах.  (Анюта)
  • В шахматах вообще математика не нужна. (Диана З.)
  • Фигуры нужно двигать по доске. (Жасмина С.)
  • В шахматах думать надо. (Семён В.)
  • И в математике надо думать. (Алиса З.)

По ответам детей можно видеть, что воспитанники говорят отдельно о шахматах, отдельно о математике, и не находят связи между ними.

Хочу знать:

  • Я хочу узнать,  сколько всего шахматных фигур?  (София  Г.)
  • Чем похожи  шахматные фигуры? (Андрей)
  • Чем отличаются друг от друга шахматные фигуры? (Сергей)
  • Какие бывают  шахматные  фигуры?  (Ева)
  • Что бы играть в шахматы, нужна математика? (Лаура Д.)
  • Почему  шахматные фигуры так назвали?  (Ульяна)
  • Какая шахматная фигура самая главная? (София Г.,  Карина)
  •   (Анюта)
  • Зачем в шахматах математика?  (Саша)
  • А кто придумал эту игру «Шахматы» ?  (Эмилия)
  • Я  хочу  узнать, как по шахматной доске ходят шахматные фигуры? (Захар)

На вопрос, хочу знать, воспитанники выразили желание знать больше именно о шахматах, но  звучали и вопросы о связи шахмат с математикой.

Отвечая на вопрос « Как узнать?» Дети предложили:

  • Посмотреть мультики. (Сергей)
  • Спросить у Илюши.  Ещё можно посмотреть  в книгах про шахматы. (София Г.)
  • Поиграть в  игры с шахматными фигурами. (Анюта)
  • Спросить у мамы и папы.  (Ульяна)
  • Посмотреть в книжках.  (Эмилия)
  • Нарисовать или слепить разные  шахматные фигуры.  (София Д.)

Паспорт проекта:

  1. Тип проекта: познавательно – игровой.
  2. Вид проекта: краткосрочный, групповой.
  3. Сроки реализации: третья - четвёртая неделя  сентября.
  4. Участники проекта: воспитанники  старшей  группы «Улыбка», родители, воспитатели.

Цель проекта: создание условий для математического развития посредством  шахмат.

Задачи:

1.Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

2.Продолжать формировать у воспитанников  математические представления по разделам: количество и счет, форма, ориентировка в пространстве посредством шахмат.

3. Подобрать задания, игры и  игровые упражнения, иллюстрирующие связь шахмат и математики.

Конечный продукт проекта: театрализованное представление «Математика в шахматах»

На подготовительном этапе осуществлялся поиск информации  и сбор материала по теме: как называются шахматные фигуры, сколько и каких фигур должно быть на шахматной доске, как располагаются фигуры на шахматном поле, в каких направлениях  могут ходить шахматные фигуры и т.д.

И  преобразование предметно – пространственной среды в соответствии   с темой проекта совместно с родителями и детьми: центр математики – стал шахматным клубом «Белое и черное», центр  игры – шахматным королевством и т.д. Групповое пространство пополнилось  словами по теме проекта,  изображениями шахматных  фигур,  дидактическими играми математического содержания, атрибутами для  сюжетно - ролевой игры, трафаретами шахматных фигур для свободного рисования, шахматными наборами (магнитные шахматы,  деревянные шахматы), схемами шахматных ходов        На  втором основном этапе была организованна совместная деятельность с воспитанниками, в процессе которой через различные виды деятельности , воспитанники узнавали о шахматах и при этом формировались математические представления.

Шахматы

Виды деятельности

Связь с математикой

Название фигур и их количество на шахматной доске

Игровая:

- Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Подбери пару», «Шахматную фигуру  такой же формы»,  «Найди лишнюю шахматную   фигуру, шахматный кубик, игра «Да- нетка», собери пазлы -  «Шахматная фигура»,

- Сюжетно – ролевые игры: «День рождение Короля шахмат», «Магазин необычных игрушек - шахмат».

Познавательно-исследовательская: упражнения с магнитными шахматными фигурами: «Большая и маленькая», «Что общего?», составление картографа «Сколько фигур на шахматной доске», экспериментирование – «Оттиски», «Оживи фигуру»;  

восприятие художественной литературы и фольклора:

- Заучивание стихов Ирина Седова  «Шахматные фигуры», «Пешка маленький  солдат», «Стих про короля». И.Г Сухин  «Волшебные фигуры», «Сказка о том,  как на Руси в шахматы играли».  

конструирование, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) 

- Лепка(из пластилина и солёного теста с использованием киндер капсул):  «шахматные фигуры»; «Печенье для шахматного Короля».. Рисование  и раскрашивание  шахматных  фигур  красками

Считали фигуры, соотносили количество с числом, сравнивали фигуры по количеству, определяли больше, меньше, поровну способами наложения, приложения, соединения

Расстановка фигур на шахматной доске

Игровая:

- Дидактические игры: «Сложи  шахматную доску», «Какую шахматную  фигуру забыл нарисовать художник»

Познавательно-исследовательская: упражнения с магнитными шахматными фигурами: «Белые и чёрные», «По росту», «Ряд»,  «Угадай какая фигура», лабиринт - «Помоги шахматной  фигуре «Ладье»  найти её игровое поле»

восприятие художественной литературы и фольклора:

Отгадывание загадок про шахматы.

Чтение сказки « История шахматной доски ».  

Коммуникативная:

- Разыгрывание сказок : «Шахматный колобок»                                                                                                            «Шахматный теремок», «Шахматная репка»,

конструирование, изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

- изготовление шапочек для постановки;

Ориентировались на плоскости,  определяя положение шахматных фигур,  по отношению друг к другу, упражнялись в порядковом счете.

Ходы шахматных фигур

Игровая:

- Дидактические игры: «Сделай ход»

Познавательно-исследовательская: экскурсия в шахматный класс; работа со схемами «Ход шахматной фигуры» (чтение и зарисовка),

восприятие художественной литературы и фольклора:

Отгадывание загадок по теме проекта «Шахматный мир». Чтение сказки « История шахматной доски ».  

Коммуникативная:

- Разыгрывание сказок : «Шахматный колобок»                                                                                                            «Шахматный теремок», «Шахматная репка»,

конструирование, изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

- изготовление шапочек для постановки;

Ориентировались на плоскости определяя направление хода фигуры: горизонталь, вертикаль, диагональ.

Упражнялись в чтении  и составлении схем ходов.

Тематический проект реализовывался с участием родителей. Продуктами проекта стали - напольная шахматная доска и набор шахматных фигур, изготовленных своими руками в  творческой мастерской для презентации конечного продукта – театрализованной постановки «Математика на шахматной доске».

По завершению тематического проекта с воспитанниками была  проведена рефлексия по вопросам: что нового они узнали о шахматах и математике, чему научились, дети ответили:

  1. Шахматные фигуры называются: король, ферзь …
  2. Я знаю, сколько    фигур  и могу их посчитать.
  3. Знаю, что шахматы ходят по вертикали, горизонтали, диагонали.
  4. У меня пешек – восемь, слонов – 2, король и ферзь по одному.
  5. Знаю, как ходят разные фигуры.
  6. Конь ходит две клетки по вертикали и одну по горизонтали.
  7. Чтобы играть в шахматы нужно считать и думать.
  8. Есть шахматные фигуры, если сложить пополам, то половинки будут одинаковые.
  9. Надо считать, сколько фигур выиграл, сколько осталось.
  10. Умею правильно расставить фигуры на шахматной доске.
  11. Научился ходить по схемам ходов, еще могу нарисовать, как ходят фигуры.

Подводя итоги проекта, можно сделать вывод, что шахматы выступают одним из средств формирования математических представлений, а мои воспитанники поняли, что играя в шахматы, можно учиться считать, работать со схемами и ориентироваться в пространстве.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Интерактивная доска в ДОУ, приемы работы с интерактивной доской"

Данный мастер - класс позволяет освоить простейшие приемы работы с интерактивной доской....

Математика на шахматной доске!

Математика на шахматной доске!...

Мастер-класс для педагогов «Сувенирная доска в технике декупаж»

Методическая разработка: «Сувенирная доска в технике декупаж»Разработала: Мереуца Е.А.Цель методической разработки: прививая интерес к популярному творческому методу, формироват...

Мастер класс "Ценность каждой шахматной фигуры".

Цель мастер-класса:Распространение опыта работы по ознакомлению воспитанников с понятием «ценность шахматных фигур»....

Мастер класс "Ценность каждой шахматной фигуры".

Цель мастер-класса:Распространение опыта работы по ознакомлению воспитанников с понятием «ценность шахматных фигур»....

Мастер-класс“Возможности использования интерактивной доски в образовательном процессе”

ldquo;Возможности использования    интерактивной  доски в   образовательном  процессе&rdquo...

Мастер класс. Подарок мамам. Разделочная доска в технике «декупаж» .

    Мастер класс. Подарок мамам. Разделочная доска в технике «декупаж» . Ручной труд. Художественное творчество.Цель: изготовление подарка в технике декупаж...