Мастер класс "Математика на шахматной доске"
материал по математике на тему
Мастер класс на тему «Математика на шахматной доске» (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika_na_shahmatnoy_doske_skrashchennyy.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«СОШ №3»
Мастер класс на тему
«Математика на шахматной доске» (старшая группа)
Составила воспитатель:
Хакимова Эльвира Ахатовна
г. Нефтеюганск
2016 г.
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я представляю вашему вниманию проект «Математика на шахматной доске». У математики и шахмат много родственного и игра в шахматы может способствовать формированию математические представлений в старшем дошкольном возрасте, а именно:
- формировать навыки счетной деятельности, когда, работая с шахматными фигурами, ребенок выделяет элементы множества и перечисляет их (называет фигуры, их количество);
-составляет множество из отдельных элементов и из подмножеств (две ладьи, восемь пешек);
- сравнивает множества по количеству (количество на доске белых, черных фигур, больше, меньше или же поровну.);
- называет словами-числительными по порядку (первая фигура ладья, вторая – конь, третья - слон)
- упражняется в вычислительных навыках («больше или меньше» на 1);
-учится ориентироваться на плоскости: фигура в углу, справа от, слева от, за, перед.
- определять направление движения фигур на шахматной доске (по горизонтали, по вертикали, по диагонали).
- Учатся читать и моделировать пространственные отношения в схемах (схемы ходов шахматных фигур).
- Знакомятся со свойством симметрии в фигурах, на шахматной доске. Затем поставила перед детьми проблемный вопрос, что общего между шахматами и математикой.
Вот что сказали дети, работая с моделью трёх вопросов:
Я ЗНАЮ: (ответы детей вы можете видеть на слайде):
- Шахматы это такая игра, а математику нужно учить.» (Анюта)
- У Илюши тоже есть шахматы, и я знаю все шахматные фигуры, мне нравится шахматная фигура «Конь» и « Ладья». (София. Г)
- В математике нужно считать, знать разные цифры.(
- Для игры в шахматы нужна шахматная доска. У шахматной доски чёрные и белые квадратики. (Андрей)
- У моего дедушки есть очень большие шахматы, они очень красивые. (София. Д)
- На шахматной доске есть цифры. (Саша Ч.)
- Я видела в мультике «Маша и Миша», как Маша играла в шахматы. (Катя)
- Я думаю, что шахматный «Король» самый главный в шахматах. (Анюта)
- В шахматах вообще математика не нужна. (Диана З.)
- Фигуры нужно двигать по доске. (Жасмина С.)
- В шахматах думать надо. (Семён В.)
- И в математике надо думать. (Алиса З.)
По ответам детей можно видеть, что воспитанники говорят отдельно о шахматах, отдельно о математике, и не находят связи между ними.
Хочу знать:
- Я хочу узнать, сколько всего шахматных фигур? (София Г.)
- Чем похожи шахматные фигуры? (Андрей)
- Чем отличаются друг от друга шахматные фигуры? (Сергей)
- Какие бывают шахматные фигуры? (Ева)
- Что бы играть в шахматы, нужна математика? (Лаура Д.)
- Почему шахматные фигуры так назвали? (Ульяна)
- Какая шахматная фигура самая главная? (София Г., Карина)
- (Анюта)
- Зачем в шахматах математика? (Саша)
- А кто придумал эту игру «Шахматы» ? (Эмилия)
- Я хочу узнать, как по шахматной доске ходят шахматные фигуры? (Захар)
На вопрос, хочу знать, воспитанники выразили желание знать больше именно о шахматах, но звучали и вопросы о связи шахмат с математикой.
Отвечая на вопрос « Как узнать?» Дети предложили:
- Посмотреть мультики. (Сергей)
- Спросить у Илюши. Ещё можно посмотреть в книгах про шахматы. (София Г.)
- Поиграть в игры с шахматными фигурами. (Анюта)
- Спросить у мамы и папы. (Ульяна)
- Посмотреть в книжках. (Эмилия)
- Нарисовать или слепить разные шахматные фигуры. (София Д.)
Паспорт проекта:
- Тип проекта: познавательно – игровой.
- Вид проекта: краткосрочный, групповой.
- Сроки реализации: третья - четвёртая неделя сентября.
- Участники проекта: воспитанники старшей группы «Улыбка», родители, воспитатели.
Цель проекта: создание условий для математического развития посредством шахмат.
Задачи:
1.Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
2.Продолжать формировать у воспитанников математические представления по разделам: количество и счет, форма, ориентировка в пространстве посредством шахмат.
3. Подобрать задания, игры и игровые упражнения, иллюстрирующие связь шахмат и математики.
Конечный продукт проекта: театрализованное представление «Математика в шахматах»
На подготовительном этапе осуществлялся поиск информации и сбор материала по теме: как называются шахматные фигуры, сколько и каких фигур должно быть на шахматной доске, как располагаются фигуры на шахматном поле, в каких направлениях могут ходить шахматные фигуры и т.д.
И преобразование предметно – пространственной среды в соответствии с темой проекта совместно с родителями и детьми: центр математики – стал шахматным клубом «Белое и черное», центр игры – шахматным королевством и т.д. Групповое пространство пополнилось словами по теме проекта, изображениями шахматных фигур, дидактическими играми математического содержания, атрибутами для сюжетно - ролевой игры, трафаретами шахматных фигур для свободного рисования, шахматными наборами (магнитные шахматы, деревянные шахматы), схемами шахматных ходов На втором основном этапе была организованна совместная деятельность с воспитанниками, в процессе которой через различные виды деятельности , воспитанники узнавали о шахматах и при этом формировались математические представления.
Шахматы | Виды деятельности | Связь с математикой |
Название фигур и их количество на шахматной доске | Игровая: - Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Подбери пару», «Шахматную фигуру такой же формы», «Найди лишнюю шахматную фигуру, шахматный кубик, игра «Да- нетка», собери пазлы - «Шахматная фигура», - Сюжетно – ролевые игры: «День рождение Короля шахмат», «Магазин необычных игрушек - шахмат». Познавательно-исследовательская: упражнения с магнитными шахматными фигурами: «Большая и маленькая», «Что общего?», составление картографа «Сколько фигур на шахматной доске», экспериментирование – «Оттиски», «Оживи фигуру»; восприятие художественной литературы и фольклора: - Заучивание стихов Ирина Седова «Шахматные фигуры», «Пешка маленький солдат», «Стих про короля». И.Г Сухин «Волшебные фигуры», «Сказка о том, как на Руси в шахматы играли». конструирование, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) - Лепка(из пластилина и солёного теста с использованием киндер капсул): «шахматные фигуры»; «Печенье для шахматного Короля».. Рисование и раскрашивание шахматных фигур красками | Считали фигуры, соотносили количество с числом, сравнивали фигуры по количеству, определяли больше, меньше, поровну способами наложения, приложения, соединения |
Расстановка фигур на шахматной доске | Игровая: - Дидактические игры: «Сложи шахматную доску», «Какую шахматную фигуру забыл нарисовать художник» Познавательно-исследовательская: упражнения с магнитными шахматными фигурами: «Белые и чёрные», «По росту», «Ряд», «Угадай какая фигура», лабиринт - «Помоги шахматной фигуре «Ладье» найти её игровое поле» восприятие художественной литературы и фольклора: Отгадывание загадок про шахматы. Чтение сказки « История шахматной доски ». Коммуникативная: - Разыгрывание сказок : «Шахматный колобок» «Шахматный теремок», «Шахматная репка», конструирование, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) - изготовление шапочек для постановки; | Ориентировались на плоскости, определяя положение шахматных фигур, по отношению друг к другу, упражнялись в порядковом счете. |
Ходы шахматных фигур | Игровая: - Дидактические игры: «Сделай ход» Познавательно-исследовательская: экскурсия в шахматный класс; работа со схемами «Ход шахматной фигуры» (чтение и зарисовка), восприятие художественной литературы и фольклора: Отгадывание загадок по теме проекта «Шахматный мир». Чтение сказки « История шахматной доски ». Коммуникативная: - Разыгрывание сказок : «Шахматный колобок» «Шахматный теремок», «Шахматная репка», конструирование, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) - изготовление шапочек для постановки; | Ориентировались на плоскости определяя направление хода фигуры: горизонталь, вертикаль, диагональ. Упражнялись в чтении и составлении схем ходов. |
Тематический проект реализовывался с участием родителей. Продуктами проекта стали - напольная шахматная доска и набор шахматных фигур, изготовленных своими руками в творческой мастерской для презентации конечного продукта – театрализованной постановки «Математика на шахматной доске».
По завершению тематического проекта с воспитанниками была проведена рефлексия по вопросам: что нового они узнали о шахматах и математике, чему научились, дети ответили:
- Шахматные фигуры называются: король, ферзь …
- Я знаю, сколько фигур и могу их посчитать.
- Знаю, что шахматы ходят по вертикали, горизонтали, диагонали.
- У меня пешек – восемь, слонов – 2, король и ферзь по одному.
- Знаю, как ходят разные фигуры.
- Конь ходит две клетки по вертикали и одну по горизонтали.
- Чтобы играть в шахматы нужно считать и думать.
- Есть шахматные фигуры, если сложить пополам, то половинки будут одинаковые.
- Надо считать, сколько фигур выиграл, сколько осталось.
- Умею правильно расставить фигуры на шахматной доске.
- Научился ходить по схемам ходов, еще могу нарисовать, как ходят фигуры.
Подводя итоги проекта, можно сделать вывод, что шахматы выступают одним из средств формирования математических представлений, а мои воспитанники поняли, что играя в шахматы, можно учиться считать, работать со схемами и ориентироваться в пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Интерактивная доска в ДОУ, приемы работы с интерактивной доской"
Данный мастер - класс позволяет освоить простейшие приемы работы с интерактивной доской....
Математика на шахматной доске!
Математика на шахматной доске!...
Мастер-класс для педагогов «Сувенирная доска в технике декупаж»
Методическая разработка: «Сувенирная доска в технике декупаж»Разработала: Мереуца Е.А.Цель методической разработки: прививая интерес к популярному творческому методу, формироват...
Мастер класс "Ценность каждой шахматной фигуры".
Цель мастер-класса:Распространение опыта работы по ознакомлению воспитанников с понятием «ценность шахматных фигур»....
Мастер класс "Ценность каждой шахматной фигуры".
Цель мастер-класса:Распространение опыта работы по ознакомлению воспитанников с понятием «ценность шахматных фигур»....
Мастер-класс“Возможности использования интерактивной доски в образовательном процессе”
ldquo;Возможности использования интерактивной доски в образовательном процессе&rdquo...
Мастер класс. Подарок мамам. Разделочная доска в технике «декупаж» .
Мастер класс. Подарок мамам. Разделочная доска в технике «декупаж» . Ручной труд. Художественное творчество.Цель: изготовление подарка в технике декупаж...