Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Тропинки в математику".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Обобщение и систематизация знаний  о геометрических фигурах, о располажении тела в пространстве, посредством игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект НОД «Тропинки в математику»

Группа : подготовительная.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Обобщение и систематизация знания о геометрических фигурах, о расположении тела в пространстве, о направлении в пространстве, посредством игры.

Задачи:

Создать условия для закрепления знаний детей по теме «Числа и цифры» в пределах от 1 до 10 с учётом дифференцированного подхода через дидактическую игру.

Формировать умение производить арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 10.

Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Способствовать закреплению навыков ориентации в пространстве, определяя расположение предметов в пространстве.

Уточнить представление детей о времени года.

Учить решать логические задачи: развивать слуховое внимание, мышление, память; закрепить умение различать понятия: вправо-влево, прямо.

Развивающие задачи:

Развивать: познавательный интерес к учебной деятельности, сообразительность, воображение через игровую ситуацию; логическое мышление, используя наглядные приёмы.

Способствовать формированию навыка самоконтроля и самооценки и умения оценивать ответы своих товарищей.

Обеспечить развитие конструктивных и творческих способностей, фантазии, творческого воображения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

Формировать организованность, целеустремлённость, самостоятельность;

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Содействовать воспитанию доброжелательности по отношению друг к другу, желания помочь;

Учить детей взаимодействовать друг с другом на доброжелательной основе, партнерстве (работа в парах, в команде)».

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Реализация образовательных областей:

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, объемные геометрические фигуры.

Раздаточный материал : наборы геометрических фигур, схемы, карандаши, карточки с заданиями, чистый лист бумаги, прозрачные планшеты, гуашь разных цветов, салфетки, снеговики.

Предварительная работа: дидактические игры «Геометрическая мозаика», «Юный математик», «Четвертый лишний», выполнение заданий на логическое мышление.

Ход непосредственно образовательной деятельности : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг (Дети здороваются и встают в круг)

Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся, и на место все вернемся

Все друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: Как долго длится весна?

Дети: три месяца.

Верно: Верно. Назовите весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Совершенно верно. Ребята Весна нам прислала в подарок игру. Но случилась неприятность. Подул весенний ветер и фрагменты игры разлетелись по группе. Игра необычная, все тропинки математические. Нам нужно восстановить игру, попробуем?

Дети: Да.

Воспитатель: Отгадайте загадку :  Ни угла, ни стороны,
А родня — одни блины.
(Ответ: Круг)

Воспитатель: Верно. А круг – это что?

Дети: Геометрическая фигура.

Воспитатель: Я думаю, что круг –это первая подсказка. Подумаем, куда мы с вами пойдём.

Дети определяют направление. (обозначения- мягкие модули).

Первая остановка-круг.

Воспитатель: Как вы думаете, какое задание надо выполнить на этой остановке?

Дети: Нам надо решить примеры и составить слово.

8-7 4-2 1+2 9-5 2+3 4+2 6+1

К В А Д Р А Т (забирают фрагмент игры)

Воспитатель: Это ещё одна наша подсказка. И следующая наша остановка?

Дети: квадрат

Воспитатель: В каком направлении нам нужно идти, чтобы прийти к квадрату? (дети определяют направление).

Воспитатель: Попробуем, дойдём или не дойдём? (пришли)

Воспитатель: Но что это? Письмо. Как вы думаете от кого оно?

Дети: от Весны.

Воспитатель: (вскрывает письмо). Верно (читает письмо). Весна говорит, что если мы правильно ответим на математические вопросы, мы получим следующую подсказку.

Вопросы на карточках:

1. Сколько ушей у трёх мышей(6 ушей) – П

2. Сколько ножек у 2 стульев? (8 ножек) - О

3. По двору ходили гуси. Саша насчитал 6 лапок.

Сколько гусей было во дворе? (3 гуся) – Л

4. На столе стоят 5 стаканов с компотом. Папа выпил компот из одного

стакана и поставил стакан на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5 стаканов) –У

5. На берёзе 3 толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тонких веточки, на каждой тонкой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (нисколько, на берёзе яблоки не растут).— К

6. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько всего птиц летело? — Р

7. Назовите три дня недели подряд, не используя названия дней недели. (вчера, сегодня, завтра) или (сегодня, завтра, послезавтра) —У

8. Сколько будет видно пальцев у человека на руке, если он спрячет

три пальца(2 пальца) — Г

Воспитатель: Вы разгадали все загадки, а теперь нужно найти подсказку. Как вы думаете, что надо сделать?

Дети: Надо разложить буквы и составить слово (слово – полукруг, забираем фрагмент игры).

Воспитатель: Правильно. У нас есть такая остановка? В каком направлении нам надо идти?

Дети определяют направление.

Воспитатель: Мы попали на остановку полукруг. И здесь нас ждет необычное задание.

Работа с ноутбуком.

Воспитатель: Что мы видим?

Дети: (на экране) мяч, морковка, капуста, свёкла.

Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать в этом задании?

Дети: определить, что лишнее. Мяч лишний, дети объясняют- несъедобное. (воспитатель напоминает, что занятие математическое) .

Воспитатель: что же здесь лишнее? Как можно еще определить? (по форме)

Дети: Лишняя морковь (форма треугольная)

На экране картинки? Ёж + 3 домашних животных (ёж- дикое)

На экране квадрат, полукруг, цилиндр, треугольник. - лишний – цилиндр (у него нет углов).

Воспитатель: Мы прошли с вам несколько остановок (3). И предлагаю вам отдохнуть

 Физминутка «Ходят стрелочки по кругу».

Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.

На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные слова.

Мы - часы, наш точен ход, (Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

Дети останавливаются и садятся

с ближайшей карточкой рядом.

Воспитатель. Пять часов! (Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12) .

Игра повторяется несколько раз.

- Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше путешествие.

 (работа с ноутбуком).

Воспитатель: Цилиндр – это наша следующая подсказка. Как нам до него добраться? Дети определяют направление.

Воспитатель: Нам надо на этой остановке составить фигурки животных из геометрических фигур.

Для этого вспомним какие бывают животные?

Дети: Дикие и домашние.

Воспитатель: На какие классы они делятся?

Дети: Травоядные и хищные.

Воспитатель: После того, как вы составите фигурки животных, надо рассказать, что это за животное и к какому классу оно относится. Начинайте.

(дети составляют фигурки животных и рассказывают о них). (Забираем фрагмент игры).

Воспитатель: Молодцы. Следующая остановка - треугольник. У нас есть такая остановка? В каком направлении нам надо идти?

Дети определяю направление.

Оборудование: краски пальчиковые, салфетки, планшеты прозрачные. (работа в паре).

Воспитатель: Занимаем свои места. И мы попали на остановку – треугольник.

Перед вами на столе краски, планшеты, ватные палочки. Умеете с этим обращаться?

Дети: Да.

Воспитатель: Итак, даю вам математические задания. Выбираем любой цвет краски, какой вам нравится, и делаем трапецию. Но вы должны не самостоятельно, а вместе в паре нарисовать трапецию. То есть вам надо сначала договориться.

Сейчас к этой фигуре добавить 2 линии, чтобы получилось 3 треугольника.

Теперь надо добавить еще две линии, чтобы получился один большой треугольник.

А теперь задание дорисовать еще две линии, чтобы получился один большой ромб.

Воспитатель: У всех получился ромб?

Дети: Да. (Забираем фрагмент игры).

Воспитатель: Замечательно. И я думаю, что это следующая подсказка. И эта остановка – ромб. У нас есть такая подсказка?

Дети: Да (выбирают направление)

Воспитатель: На остановке – ромб нас ждут задания для самых внимательных.

Занимаем место возле схемы.

На ковре ромб, у детей карточки и фигуры, воспитатель показывает схему на экране и считает до 7, дети по памяти восстанавливают схему, затем самопроверка.

1-2 схемы. (развивает память, внимание). Можно спросить детей : у кого не было ошибок, у кого 1.(цвет, форма, размер). (забираем фрагмент игры)

Воспитатель: Ребята, посмотрите все ли остановки мы с вами прошли?

Дети: Да.

Воспитатель: Все задания Весны мы выполнили?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте пройдем к столу и вставим все фрагменты игры на место.

(Проходят к столу)

Воспитатель: Какие остановки мы проходили?

Дети по порядку вспоминают остановки и определяют сложность заданий.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Вы справились со всеми заданиями, и мы обязательно поиграем в игру, которую прислала нам Весна.

Заключительная часть

Рефлексия

Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку цветок определенного цвета, который подходит под настроение ребенка и рассказать, почему они выбрали этот цвет.

Белый цвет – было легко на занятии, голубой – было немного трудно и не понятно, синий – все было сложно. Дети выбирают цветок и рассказывают, почему они выбрали именно этого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в младшей группе по математике на тему: «Путешествие в весенний лес»

Программные задачи:- Учить детей составлению небольшого описательного рассказа вместе с воспитателем.-  Активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и гла...

Конспект открытого занятия в средней группе по математике

Конспект открытого занятия в средней группе по математике...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию " Волшебный мир математики " для детей второй младшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию«Волшебный мир математики»для детей второй младшей группы...