Конспект по развитию речи по теме: « Добро и зло в сказках» старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ушкалова Наталья Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_v_skazkah.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №26 г.Челябинска» (МАДОУ «ДС № 26 г.Челябинска»)

г. Челябинск 454030 ул. Александра Шмакова, 25 тел. 8 (351) 245-25-31,

электронная почта: madou26@list.ru

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

По познавательному  развитию

Тема: «Добро и зло в сказках»

старшая группа

Воспитатель:  Ушкалова  Наталья Васильевна

                                                                                                           I Квалифицированная  категория

                                                                          Челябинск

2022

  Тема: «Добро и зло в сказках»

Воспитатель Ушкалова Н. В

Цель:

  • Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей.
  • Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки.
  • Вызвать эмоциональный отклик на знакомых сказочных героев.
  • Формировать у детей представление о добре и зле.
  • Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить думать, сопереживать.
  • Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.
  • Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение
  • Предварительная работа: воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев ; кубики красного и синего цвета ; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки «Колобок».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Есть на свете страна – это сказка! 
Чудесами  полна, волшебством, 
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!

Воспитатель: А любите ли вы сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: Много сказок знаете? Молодцы, назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: Чем же отличаются сказки от других произведений?

Дети. В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

  1. Основная часть.

Воспитатель: А хотите узнать тему нашего занятия?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда расшифруйте её.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/02/22/k_58ad2dab7e342/394567_1.png

Ответы детей.

Воспитатель: А что вам больше всего нравиться в сказках? Добро или зло?

Ответы детей.

Воспитатель: Что всегда побеждает в сказках добро или зло?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте все вместе сделаем дорогу добра! Для этого надо взяться за руки и каждому по очереди назвать слово, образованное от слова ДОБРО.

Дети: 

  • Доброжелательный,
  • добродушный,
  • добродетельный,
  • добросовестный,
  • добросердечный,
  • добропорядочный,
  • добродетель,
  • добронравный,
  • доброта,
  • доброкачественный,
  • добрый,
  • Добрыня.

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам. Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.

Игра «Узнай героя и назови сказку». Узнай героя , назови сказку. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.

  • Кот в сапогах, сказка «Кот в сапогах», Шарль Перро
  • Снежная королева, сказка «Снежная королева», Ганс Христиан Андерсен
  • Золушка, сказка «Золушка», Шарль Перро
  • Змей Горыныч, сказка «Василиса Прекрасная», русская народная
  • Конек-горбунок, сказка «Конёк - горбунок», Пётр Ершов
  • Буратино, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой
  • Людоед, сказка «Мальчик – с- пальчик», Шарль Перро
  • Чиполлино, сказка «Приключения Чиполлино», Джани Родари
  • Кощей Бессмертный, сказка «Царевна лягушка», русская народная
  • Баба-Яга,сказка «Гуси - лебеди», русская народная
  • Карабас, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой
  • Дюймовочка, Сказка «Дюймовочка», Ганс Христиан Андерсен

Воспитатель: Злые персонажи, как правило, имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

Воспитатель: «Добро» и «зло» – главные моральные понятия в жизни. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Не допускать зла и бороться с ним  - это важные задачи морального поведения человека. Поэтому, во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

Воспитатель: Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич».

Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой,

Шаги на месте.

Волшебным он взмахнет мечом

И Змей-Горыныч нипочем.

Мах правой, мах левой рукой.

Сделал выпад раз и два –

Отлетела голова.

Выпады правой ногой, руки на колено, полуприсед,

Еще выпад три-четыре

Отлетели остальные.

Выпады левой ногой, руки на колено, полуприсед

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником».

Цель: разложить, используя характеристики, красные и синие квадраты. Выяснить каких квадратов больше «добрых» (красные) или «злых» (синие) .

Воспитатель: (перечисляет характеристики. Дети выкладывают цветные квадраты на столах)

  • трусость,
  • сострадание,
  • жестокость,
  • терпение,
  • любовь,
  • забота,
  • зависть,
  • жадность,
  • дружба,
  • отзывчивость.

Воспитатель: Дети, давайте посчитаем, сколько каких квадратов.

Дети: шесть красных «добрых» и четыре синих «злых».

Воспитатель: Дети, каких квадратов больше!

Дети: «Добрых»!

Воспитатель: Так и в сказках добро всегда побеждает зло.

Игра «Назови лишнее слово» (словесная игра). Цель: развитие фонетического внимания.

  • мастерить, сооружать, ломать, создавать
  • храбрый, смелый, трусливый, отважный
  • грустный, печальный, веселый, унылый
  • благородный, рыцарский, подлый, геройский
  • драться, ссориться, дружить, ругаться
  • веселый, радостный, задорный, грустный

Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки».

Цель: Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили. (Воспитатель читает загадки)

  • Берегись болезнь любая:

грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

славный доктор (Айболит)

  • В ступе летаю, детей похищаю.

В избе на куриной ноге проживаю.

Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)

  • В его любимой песенке поется:

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот- трудно. (Кот Леопольд).

  • На овчарку он похож:

Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк) .

  • А дорога – далека,

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

  • Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена …  (Крокодил.)

  • Для него прогулка — праздник,

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок …  (Вини-Пух.)

  • Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз…

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку об её пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь.  (Красная Шапочка и волк.)

  • Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый …  (Доктор Айболит.)

  • Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.   (Золушка.)

  • Дед и баба вместе жили

Дочку из снежка слепили

Но костра горячий жар

Превратил дочурку в пар

Дед и бабушка в печали

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

  • Сказку быстро вспоминай

Персонаж в ней мальчик Кай? (Снежная королева)

  • Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

  • Она была подружкой гномов

И вам, конечно же знакома? (Белоснежка)

  • Пирожки - в корзинке

Мчалась по тропинке.

Девочка бегом!

Тёмный лес кругом.

Встретилась там с волком

И не знает толком,

Как же он её скорей

Оказался у дверей.

И в кровать улегся плут

Девочку - то как зовут? (Красная Шапочка)

Воспитатель: молодцы все загадки отгадали. Ребята, а о ком были эти загадки?

Дети: О сказочных героях.

Воспитатель: А где живут сказочные герои?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам еще одну сказочную физкультминутку «Буратино».

Буратино потянулся,

Потянуться

Раз нагнулся, два нагнулся.

Наклоны вперед, руками достать носочки.

Руки в стороны развел,

Руки в стороны

Ключик видно не нашел.

Пожать плечами.

Чтобы ключик нам достать

Руки на пояс. Повороты туловища в стороны.

Нужно на носочки встать.

Потянуться, руки вверх, на носочки.

Опустить руки вниз через стороны.

Найди друзей – сказочных героев (разложить картинки по парам)

  • Жасмин – Аладдин,
  • Чебурашка – крокодил Гена,
  • Иван Царевич – царевна лягушка,

  • Лиса - волк
  • Емеля – щука,
  • Дюймовочка – ласточка,

  • Буратино – Мальвина,
  • Белоснежка – 7 гномов.
  • Лунтик – Кузя,

  • Кот в сапогах – мельник
  • Кощей Бессмертный – Змей Горыныч,
  • Чиполлино – Вишенка и Редиска

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в сказках какие герои побеждают добрые или злые?

Ответы детей.

  1. Заключение.

Воспитатель: Да, в сказках и в жизни всегда добро побеждает зло. Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим?

Ответы детей. Добрыми, сердечными.

Воспитатель: Дети, наше занятие подошло к концу, давайте скажем всем большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра. (Песня В. Шаинского «В мире много сказок»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему "День Защитника Отечества" для детей старшей группы компенсирующей направленности

Данный конспект НОД по развитию речи на тему "День защитника Отечества" предназначен для детей старшей группы компенсирующей направленности(ЗПР/ЗПРР), но возможно его применение и в логопедических гру...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи на тему «До свидания, зима» для детей старшей группы

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по развитию речи "До свидания, Зима" для детей старшей группы. Дети показывают умения составлять описательный рассказ по картине, по мнемотаблицам. Бы...

Конспект занятия по развитию речи на тему"Как создаются книги" для детей старшей группы

Занятие разработано с целью закрепить знание детей о том, как создаются книги; обогащать и уточнять представления детей о профессии писателя; воспитывать бережное отнощение к книгам; совершенствовать ...

«Развитие речи» по теме «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Развитие речи» по теме: «Путешествие в страну игрушек» в старшей группеЦель – развитие связной речи детей.Задач...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ...

НОД Образовательная область: развитие речи По теме: «Путешествие по русским народным сказкам» Подготовительная группа

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбирать однокоренные слова; ...