«Развитие речи» по теме «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Развитие речи» по теме: «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
Обучающие.
- Развивать связную речь, упражнять детей составлению описательного рассказа по игрушке.
- Автоматизировать звук в чётком произношении чистоговорок.
- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.
- Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.
- Упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.
Развивающие.
- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
- Развивать умение выделять существенные признаки.
- Развивать коммуникативные действия.
Воспитывающие.
- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Развитие речи» по теме: «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
Обучающие.
- Развивать связную речь, упражнять детей составлению описательного рассказа по игрушке.
- Автоматизировать звук в чётком произношении чистоговорок.
- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.
- Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.
- Упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.
Развивающие.
- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
- Развивать умение выделять существенные признаки.
- Развивать коммуникативные действия.
Воспитывающие.
- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Форма - групповая
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
- Сюрпризный момент
- Загадки, построенные в виде описаний признаков предметов
- Художественное слово
- Наглядный материал.
- Дидактическая игра «Что из чего».
- Динамическая пауза с использованием звукоподражания
- Элементы дыхательной гимнастики «Насос»
- Подсказ
- Поощрение
Оборудование: игрушки: медведь, грузовик, кукла, письмо, цветы красного цвета, цветы коричневого цвета, «зеленая полянка» - коврик, домики для игрушек, 5 кочек для прыжков.
Предварительная работа: отгадывание загадок, дидактическая игра по развитию речи «Что из чего», сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», вырезание цветов, выставка «Любимая игрушка».
Ход непосредственной образовательной деятельности
Этапы деятельности | Время в мин. | Содержание материала | Методы и приемы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Формирование знаний, умений, навыков |
1.Организационный | 1-2 мин. | Воспитатель: - Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? (Ответы детей). Давайте мы с вами поиграем в игру «Здравствуй». Здравствуй, правая рука – протягиваем вперед, Здравствуй, левая рука – протягиваем вперед, Здравствуй, друг – беремся одной рукой с соседом, Здравствуй, друг – беремся другой рукой с соседом. Здравствуй, здравствуй, дружный круг – качаем рукой. Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента, Можем маленькими быть – приседаем, Можем мы большими быть – встаем, Но один никто не будет. | словесные – устное сообщение | Проверяет готовность воспитанников к деятельности, приветствует, настраивает, пробуждает познавательный интерес к теме. | Настраиваются на работу, отвечают на вопросы воспитателя. | личностных, коммуникативных качеств (доброжелательность) |
2.Сообщение темы и мотивация деятельности | 3 мин. | Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо. Вы хотите узнать, что в нем написано? Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Пишут вам игрушки из страны «Игралия». Ребята, у нас случилась беда, злая колдунья заколдовала нас, и мы забыли, что мы за игрушки. Спасите нас, пожалуйста. А, чтобы нам помочь, нужно составить про нас рассказы». Воспитатель: Ребята, поможем игрушкам? Для этого мы отправимся в страну игрушек. Согласны? Тогда вперед на помощь игрушкам. Ребята, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам перенестись в волшебную страну: «Ём-ём-ём – в мир волшебный мы идём. Да-да-да- случилась там беда. Ать-ать-ать – будем игрушкам помогать!» Воспитатель: А сейчас закрывайте глазки, крепко-крепко. Расставляю домики с игрушками на стол, а также круги «кочки» Воспитатель: Открывайте глазки. Ну, вот мы и оказались в волшебной стране игрушек. А вот и первый дом. Дети, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто живет в этом доме. | Словесный, худ.слово, сюрпризный момент. | Сориентировать и настроить воспитанников на работу всей деятельности. Активизировать их мыслительную деятельность. (Задает проблемные вопросы, осуществляет проблемные ситуации) | Размышления ( рассуждения) детей, ответы на вопросы педагога, выполнения заданий. | У детей автоматизируется звук в чётком произношении чистоговорок Развивается слуховое внимание и память. |
3. Игровая ситуация с загадкой | 4 мин. | Воспитатель: «Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет?» Дети: Медведь. Воспитатель: Правильно, ребята! А вот и медведь. Ребята, мы ведь попали в волшебную страну, чтобы расколдовать игрушки. А как мы их расколдуем? Дети: Нужно составить рассказ о медведе. Воспитатель: Правильно, но сначала давайте вернемся на свои места, а составить рассказ нам поможет мнемотаблица. Воспитатель и дети садятся на стульчики перед доской с мнемотаблицей. 1.Что это? (Это игрушка медведь.) 2.Какого размера Медведь? (Медведь небольшого размера.) 3.Какие у него есть части? (У медведя есть голова, туловище, лапы и хвост) 4.Какого цвета медведь? (медведь бурого цвета) 5.Из какого материала сшит медведь? (медведь сшит из меха) 6.Как можно играть с медведем? (медведя можно кормить, укладывать спать, катать на машине и т.д.) Воспитатель: Ребята, кто хочет составить рассказ о медведе? Ребенок: Это игрушка медведь. Он небольшого роста. У медведя есть голова, туловище, лапы и маленький хвостик. Медведь бурый. Он сшит из меха, поэтому мягкий. Медведя можно укладывать спать, катать на машине. Мне он очень нравится. Воспитатель: Молодец, Ян, у тебя получился замечательный рассказ, и ты расколдовал игрушку медведя. | Схемы, рассказ, рассматривание, самостоятельное выполнение детьми задания, совет, подсказка, напоминание, показ педагогом, детьми, инструкция, наводящие проблемные вопросы. | Организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания и практику детей) Напоминает детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ. Контроль над полным ответом детей на вопросы. Поощряет активность детей | Ответы на вопросы педагога, выполнения заданий. Составляют рассказ с помощью мнемотаблицы. | Развитие связной речи, умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице. |
4. Дидактическая игра «Что из чего?» | 2 мин. | Воспитатель: А теперь прежде чем отправится дальше, давайте с вами поиграем. Вы под музыку будете передавать мяч друг другу, музыка остановится и у кого останется мяч, ответит на вопрос. Согласны? Готовы? Дети: Да! Воспитатель: Ребята, отвечайте полным предложением. Если игрушка сделана из дерева, она какая? Ребенок: если игрушка сделана из дерева то она деревянная. Воспитатель: Если игрушка сделана из железа, она какая? Ребенок: Если игрушка сделана из железа, она железная. Воспитатель: Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? Ребенок: Если игрушка сделана из пластмассы, она пластмассовая. Воспитатель: Если игрушка сделана из резины, она какая? Ребенок: Если игрушка сделана из резины, она резиновая. Воспитатель: Если игрушка сделана из плюша, она какая? Ребенок: Если игрушка сделана из плюша, она плюшевая. Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше. Ребята, впереди болото. Чтобы нам не провалиться, прыгаем с кочки на кочку. 5-6 кругов, дети перепрыгивают с «кочки» на «кочку» произвольно. | Игра, показ, самостоятельное выполнение | Предлагает воспитанникам встать со стульчиков. Включает музыку, дает спортивные снаряды. Контроль над полным ответом детей на вопросы. Поощряет активность детей | Ответы на вопросы педагога, выполнения заданий. Совмещение умственной деятельности с двигательной. | Упражняются в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета. |
5. Игровая ситуация с загадкой | 3 мин. | Воспитатель: А вот и следующий дом. Узнаем кто же в нем живёт? Кто не может жить без грузов, У кого огромный кузов? Все, что хочешь, увезет, Никогда не устает. По дороге напрямик Груз доставит. Дети: Грузовик. Воспитатель достает грузовик. Дети садятся на стульчики. (описывают 2 ребенка, один начинает, другой продолжает рассказ) Воспитатель: Ребята, а кто расколдует грузовик и составит рассказ с помощью мнемотаблицы? Слушайте внимательно, я Мишу остановлю, а продолжит кто-нибудь из вас. Ребенок: Это грузовик. Грузовик игрушка. Он большой. У грузовика есть кабина, кузов, колеса, на колесах диски, бампер и фары. Грузовик разноцветный. Кабина у него зеленая, а кузов и колеса красного цвета. Диски на колесах и фары на бампере белого цвета. 2 Ребенок: Грузовик сделан из дерева, кроме колес, они пластмассовые. Грузовиком можно играть, катать, возить груз в кузове. Воспитатель: Молодцы, Ваня и Миша расколдовали грузовик. А теперь мы сами будем водителями. Встанем в круг. | Схемы, рассказ, рассматривание, самостоятельное выполнение детьми задания, совет, подсказка, напоминание, показ педагогом, детьми, инструкция, наводящие проблемные вопросы. | Организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания и практику детей) Напоминает детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ. Контроль над полным ответом детей на вопросы. Поощряет активность детей | Ответы на вопросы педагога, выполнения заданий. Составляют рассказ с помощью мнемотаблицы. | Развитие связной речи, умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице. |
6. Динамическая пауза | 2 мин. | Завели машину: с-с-с (вращения руками перед грудью) Накачали шину. Упражнение "Насос" 1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки - вдох 2.Выполнять наклон вперед - вниз и при каждом наклоне делать выдох с произнесением звука ш-ш-ш как при накачивании шин насосом (5 наклонов и вдохов). Улыбнулись веселей и поехали скорей (вращение воображаемого руля, бег друг за другом) Доезжаем на машинах до следующего домика. А вот и следующий домик, остановили машины, припарковали на стоянке. Интересно, а кто в этом домике живет?
| Игра, показ, самостоятельное выполнение | Контролирует вдох и длительность выдоха. | Переключение воспитанников с умственной деятельности на двигательную, смена позы детей. | Формируется стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию. - Развивается речевое дыхание, формируется умение сочетать произнесение звука с началом выдоха. |
7. Игровая ситуация с загадкой | 5 мин. | Воспитатель: Я хорошая игрушка, -Буду девочкам подружкой. Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки. Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить. Дети: Кукла. Воспитатель: Правильно, ребята, и эту загадку вы отгадали! А кто хочет расколдовать куклу? Пойдемте, сядем на стульчики и поможем красивой кукле. Полина начнет составлять рассказ о кукле, а остальные, будьте внимательными, я Полину остановлю, а вы продолжите рассказ. Ребенок: Это кукла. У куклы есть голова, шея, туловище, руки и ноги. Кукла маленькая. На ней Зелёное платье. На голове зеленая шапочка с белым цветком. На ногах у куклы серо-розовые туфельки. Воспитатель: Полина спасибо. Лиза, продолжи, пожалуйста. Другой ребенок: Кукла игрушка. Голова и руки у куклы из резины. Туловище и ноги из пластмассы. Куклу можно кормить, укладывать спать, гулять с ней. Воспитатель: Молодцы, девочки, у вас получился очень подробный интересный рассказ. Вы расколдовали куклу. | Схемы, рассказ, рассматривание, самостоятельное выполнение детьми задания, совет, подсказка, напоминание, показ педагогом, детьми, инструкция, наводящие проблемные вопросы. | Организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания и практику детей) Напоминает детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ. Контроль над полным ответом детей на вопросы. Поощряет активность детей | Ответы на вопросы педагога, выполнения заданий. Составляют рассказ с помощью мнемотаблицы. | Развитие связной речи, умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице. |
8. Рефлексия | 4 мин. | Воспитатель кладет зеленый коврик «сказочная поляна» Воспитатель: А вот и цветы. Ребята, в волшебной стране есть полянка, но нет на ней цветов. Давайте украсим с вами полянку, но цветы непростые, если вам понравилось в стране игрушек - кладем красный цветок, если что-то не понравилось коричневый. Воспитатель: Ребята, что мы делали в волшебной стране? (В волшебной стране мы помогали игрушкам) А как вы думаете, мы помогли игрушкам? (Я думаю, что мы помогли игрушкам) Расколдовали их? (да, расколдовали) Расскажи, что нужно было сделать, чтобы расколдовать игрушки? (Нужно было составить рассказ об игрушке). А что вам понравилось больше всего? Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад. Скажем дружно: До свидания страна Игралия! Дети: До свидания страна Игралия! Воспитатель Скажем вместе: Ём-ём-ём- в д/с мы обратно идём. Ли-ли-ли- мы игрушкам помогли. Цы-цы-цы- мы большие молодцы! Зажмурили глазки крепко- крепко. Открываем, и вот мы опять в нашем детском саду! | Вопросы, игровые упражнения, взаимопроверка, самоконтроль, сюрприз. | Подводит итог деятельности по теме. Задает воспитанникам вопросы о том,что интересного, нового узнали, какие затруднения испытывал ребенок. Перспектива на дальнейшую деятельность, что хотели бы еще узнать. Отмечает инициативность, поощряет активность детей | Свободное общение, анализ, самооценка. Высказывания по вопросам педагога | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи на тему: "Путешествие в Страну слов" подготовительная группа
Тема: «Путешествие в страну слов»Программное содержание: познакомить с различными превращениями слов;- продолжать прививать интерес к русскому языку, развивать сообразительность, смекалку, внимание, м...
Конспект организованно образовательной деятельности по теме «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе
Задачи:Обучающие. - Развивать связную речь, упражнять детей составлению описательного рассказа по игрушке.- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.- Разви...
Конспект ОД по развитию речи по теме «Путешествие в страну здоровья» с использованием проектной деятельности, для детей старшей группы, старшего воспитателя МБДОУ д/с №32 Жуковой Натальи Григорьевны
Конспект ОД по развитию речи по теме «Путешествие в страну здоровья» с использованием проектной деятельности, для детей старшей группы, старшего воспитателя МБДОУ д/с №32...
НОД с презентацией по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи». (старший возраст)
формировать образную речь.- учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.- совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать сущест...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» для детей старшей группы.
Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзы...
Конспект занятия НОД по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы
НОД подготовительная группа...
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну игрушек" в старшей группе.
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну игрушек" в старшей группе....