«Развитие речи» по теме «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Самитина Юлия Владимировна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Развитие речи» по теме: «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

Обучающие.  

- Развивать связную речь, упражнять детей составлению описательного рассказа по игрушке.

- Автоматизировать звук в чётком произношении  чистоговорок.

- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.

- Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.

- Упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.

Развивающие.

- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.

- Развивать умение выделять существенные признаки.

- Развивать коммуникативные действия.

 Воспитывающие.

- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Развитие речи» по теме: «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

Обучающие.  

- Развивать связную речь, упражнять детей составлению описательного рассказа по игрушке.

- Автоматизировать звук в чётком произношении  чистоговорок.

- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.

- Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.

- Упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.

Развивающие.

- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.

- Развивать умение выделять существенные признаки.

- Развивать коммуникативные действия.

 Воспитывающие.

- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Форма - групповая

Методические приемы:  наглядные, словесные, практические, игровые.

  1. Сюрпризный момент
  2. Загадки, построенные в виде описаний признаков предметов
  3.  Художественное слово
  4. Наглядный материал.
  5. Дидактическая игра «Что из чего».
  6. Динамическая пауза с использованием звукоподражания
  7. Элементы дыхательной гимнастики «Насос»
  8. Подсказ
  9. Поощрение

Оборудование: игрушки: медведь, грузовик, кукла, письмо, цветы красного цвета, цветы коричневого цвета, «зеленая полянка» - коврик, домики для игрушек, 5 кочек для прыжков.

 Предварительная работа: отгадывание загадок, дидактическая игра по развитию речи «Что из чего», сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», вырезание цветов, выставка «Любимая игрушка».

Ход непосредственной образовательной деятельности

Этапы деятельности

Время в мин.

Содержание  материала

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формирование знаний, умений, навыков

1.Организационный

1-2 мин.

Воспитатель: - Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? (Ответы детей). Давайте мы с вами поиграем в игру «Здравствуй».

Здравствуй, правая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй, левая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй, друг – беремся одной рукой с соседом,

Здравствуй, друг – беремся другой рукой с соседом.

Здравствуй, здравствуй, дружный круг – качаем рукой.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть – приседаем,

Можем мы большими быть – встаем,

Но один никто не будет.

словесные – устное сообщение

Проверяет готовность воспитанников к деятельности, приветствует, настраивает, пробуждает познавательный интерес  к теме.

Настраиваются на работу, отвечают на вопросы воспитателя.

личностных, коммуникативных  качеств

(доброжелательность)

2.Сообщение темы и мотивация деятельности

3 мин.

Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо. Вы хотите узнать, что в нем написано?

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам игрушки из страны «Игралия». Ребята, у нас случилась беда, злая колдунья заколдовала нас, и мы забыли, что мы за игрушки. Спасите нас, пожалуйста. А, чтобы нам помочь, нужно составить про нас рассказы».

Воспитатель: Ребята, поможем игрушкам? Для этого мы отправимся в страну игрушек. Согласны?

Тогда вперед на помощь игрушкам. Ребята, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам перенестись в волшебную страну:

«Ём-ём-ём – в мир волшебный мы идём.

Да-да-да- случилась там беда.

Ать-ать-ать – будем игрушкам помогать!»

Воспитатель: А сейчас закрывайте глазки, крепко-крепко.

Расставляю домики с игрушками на стол, а также круги «кочки»

Воспитатель: Открывайте глазки. Ну, вот мы и оказались в волшебной стране игрушек. А вот и первый дом. Дети, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто живет в этом доме.

Словесный, худ.слово, сюрпризный момент.

Сориентировать и настроить воспитанников на работу всей деятельности. Активизировать их мыслительную деятельность. (Задает проблемные вопросы, осуществляет  проблемные ситуации)

Размышления ( рассуждения)  детей, ответы на вопросы педагога, выполнения заданий.

У детей автоматизируется звук в чётком произношении  чистоговорок Развивается слуховое внимание и память.

3. Игровая ситуация с загадкой

4 мин.

Воспитатель: «Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?»

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно, ребята! А  вот и медведь. Ребята, мы ведь попали в волшебную страну, чтобы расколдовать игрушки. А как мы их расколдуем?

Дети: Нужно составить рассказ  о медведе.

Воспитатель: Правильно, но сначала давайте вернемся на свои места, а составить рассказ нам поможет мнемотаблица.

Воспитатель и дети садятся на стульчики перед доской с мнемотаблицей.

1.Что это? (Это игрушка медведь.)

2.Какого размера Медведь? (Медведь небольшого размера.)

3.Какие у него есть части? (У медведя  есть голова, туловище, лапы и хвост)

4.Какого цвета медведь? (медведь бурого цвета)

5.Из какого материала сшит  медведь? (медведь сшит из меха)

6.Как можно играть с  медведем? (медведя можно кормить, укладывать спать, катать на машине и т.д.)

Воспитатель:

Ребята, кто хочет  составить рассказ о медведе?

Ребенок:

 Это игрушка медведь. Он небольшого роста. У медведя есть голова, туловище, лапы и маленький хвостик. Медведь бурый. Он сшит из меха, поэтому мягкий. Медведя  можно укладывать спать, катать на машине. Мне он очень нравится.

Воспитатель:

Молодец, Ян, у тебя получился замечательный рассказ, и ты расколдовал игрушку медведя.

Схемы, рассказ, рассматривание, самостоятельное выполнение детьми задания, совет, подсказка, напоминание, показ педагогом, детьми, инструкция, наводящие проблемные вопросы.

Организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания  и  практику детей)

Напоминает детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ.

Контроль над  полным ответом детей на вопросы.

Поощряет активность детей

Ответы на вопросы педагога, выполнения заданий. Составляют рассказ с помощью мнемотаблицы.

Развитие связной речи, умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

4. Дидактическая игра «Что из чего?»

2 мин.

Воспитатель: А теперь прежде чем отправится дальше, давайте с вами поиграем. Вы под музыку будете передавать мяч друг другу, музыка остановится и у кого останется мяч, ответит на вопрос. Согласны? Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, отвечайте полным предложением.

Если игрушка сделана из дерева, она какая?

Ребенок: если игрушка сделана из дерева то она деревянная.

Воспитатель: Если игрушка сделана из железа, она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из железа, она железная.

Воспитатель: Если игрушка сделана из пластмассы, она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из пластмассы, она пластмассовая.

Воспитатель: Если игрушка сделана из резины, она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из резины, она резиновая.

Воспитатель: Если игрушка сделана из плюша, она какая?

Ребенок: Если игрушка сделана из плюша, она плюшевая.

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше. Ребята, впереди болото. Чтобы нам не провалиться, прыгаем с кочки на кочку.

 5-6 кругов, дети перепрыгивают с «кочки» на «кочку» произвольно.

Игра, показ, самостоятельное выполнение

Предлагает воспитанникам встать со стульчиков. Включает музыку, дает спортивные снаряды.

Контроль над полным ответом детей на вопросы.

Поощряет активность детей

Ответы на вопросы педагога, выполнения заданий. Совмещение умственной деятельности с двигательной.

Упражняются в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.

5. Игровая ситуация с загадкой

3 мин.

Воспитатель: А вот и следующий дом. Узнаем кто же в нем живёт?

Кто не может жить без грузов,

У кого огромный кузов?

Все, что хочешь, увезет,

Никогда не устает.

По дороге напрямик

Груз доставит.

Дети: Грузовик.

Воспитатель достает грузовик.

Дети садятся на стульчики.

(описывают 2 ребенка, один начинает, другой продолжает рассказ)

Воспитатель: Ребята, а кто расколдует грузовик и составит рассказ с помощью мнемотаблицы? Слушайте внимательно, я Мишу остановлю, а продолжит кто-нибудь из вас.

Ребенок: Это грузовик. Грузовик игрушка. Он большой. У грузовика есть кабина, кузов, колеса, на колесах диски, бампер и фары. Грузовик разноцветный. Кабина у него зеленая, а кузов и колеса красного цвета. Диски на колесах и фары на бампере белого цвета.

2 Ребенок:

Грузовик сделан из дерева, кроме колес, они пластмассовые. Грузовиком можно играть, катать, возить груз в кузове.

Воспитатель: Молодцы, Ваня и Миша расколдовали грузовик. А теперь мы сами будем водителями. Встанем в круг.

Схемы, рассказ, рассматривание, самостоятельное выполнение детьми задания, совет, подсказка, напоминание, показ педагогом, детьми, инструкция, наводящие проблемные вопросы.

Организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания  и  практику детей)

Напоминает детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ.

Контроль над  полным ответом детей на вопросы.

Поощряет активность детей

Ответы на вопросы педагога, выполнения заданий. Составляют рассказ с помощью мнемотаблицы.

Развитие связной речи, умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

6. Динамическая пауза

2 мин.

Завели машину: с-с-с (вращения руками перед грудью)

Накачали шину. Упражнение "Насос"

1.Руки соединить перед  грудью, сжав кулаки - вдох

 2.Выполнять наклон вперед - вниз и при каждом  наклоне делать выдох  с произнесением звука ш-ш-ш

 как при накачивании шин насосом (5 наклонов и вдохов).

Улыбнулись веселей и поехали скорей (вращение воображаемого руля, бег друг за другом)

Доезжаем на машинах до следующего домика.

А вот и следующий домик, остановили машины, припарковали  на стоянке. Интересно, а кто в этом домике живет?

                                                               

Игра, показ, самостоятельное выполнение

Контролирует вдох  и длительность  выдоха.    

 Переключение воспитанников с умственной деятельности на двигательную, смена позы детей.

Формируется стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.

- Развивается речевое дыхание, формируется умение сочетать произнесение звука с началом выдоха.

7. Игровая ситуация с загадкой

5 мин.

Воспитатель:

Я хорошая игрушка,

-Буду девочкам подружкой.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

Я прошу меня любить,

Не ронять меня, не бить.

Дети:  Кукла.

Воспитатель: Правильно, ребята, и эту загадку вы отгадали! А кто хочет расколдовать куклу? Пойдемте, сядем на стульчики и поможем красивой кукле. Полина начнет составлять рассказ о кукле, а  остальные, будьте внимательными, я Полину остановлю, а вы продолжите рассказ.

Ребенок: Это кукла. У куклы есть голова, шея, туловище, руки и ноги. Кукла маленькая. На ней Зелёное платье. На голове зеленая шапочка с белым цветком. На ногах у куклы серо-розовые  туфельки.

Воспитатель: Полина спасибо. Лиза, продолжи, пожалуйста.

Другой ребенок: Кукла игрушка. Голова и руки у куклы из резины. Туловище и ноги из пластмассы. Куклу можно кормить, укладывать спать, гулять с ней.

Воспитатель: Молодцы,  девочки,  у вас получился очень подробный интересный рассказ. Вы расколдовали куклу.

Схемы, рассказ, рассматривание, самостоятельное выполнение детьми задания, совет, подсказка, напоминание, показ педагогом, детьми, инструкция, наводящие проблемные вопросы.

Организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания  и  практику детей)

Напоминает детям, что нужно дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, если знают ответ.

Контроль над  полным ответом детей на вопросы.

Поощряет активность детей

Ответы на вопросы педагога, выполнения заданий. Составляют рассказ с помощью мнемотаблицы.

Развитие связной речи, умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

8. Рефлексия

4 мин.

Воспитатель кладет зеленый коврик «сказочная поляна»

Воспитатель:

А вот и цветы. Ребята, в волшебной стране есть полянка, но нет на ней цветов. Давайте украсим с  вами полянку, но цветы непростые, если вам понравилось в стране игрушек -   кладем красный цветок, если что-то не понравилось коричневый.

Воспитатель:

Ребята, что мы делали в волшебной стране? (В волшебной стране мы помогали игрушкам)

А как вы думаете, мы помогли игрушкам?

(Я думаю, что мы помогли игрушкам)

Расколдовали их? (да, расколдовали)

Расскажи, что  нужно было сделать, чтобы расколдовать игрушки? (Нужно было составить рассказ об игрушке).

А что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад. Скажем дружно:  До свидания страна Игралия!

Дети: До свидания страна Игралия!

Воспитатель

Скажем  вместе:

Ём-ём-ём- в д/с мы обратно идём.

Ли-ли-ли- мы игрушкам помогли.

Цы-цы-цы- мы большие молодцы!

Зажмурили глазки крепко- крепко. Открываем, и вот мы опять в нашем детском саду!

Вопросы, игровые упражнения, взаимопроверка, самоконтроль, сюрприз.

Подводит итог  деятельности по теме.

Задает  воспитанникам  вопросы о том,что интересного, нового узнали,  какие затруднения испытывал ребенок.

Перспектива на дальнейшую деятельность, что хотели бы еще узнать.

Отмечает инициативность, поощряет активность детей

Свободное общение, анализ, самооценка. Высказывания по вопросам педагога

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на тему: "Путешествие в Страну слов" подготовительная группа

Тема: «Путешествие в страну слов»Программное содержание: познакомить с различными превращениями слов;- продолжать прививать интерес к русскому языку, развивать сообразительность, смекалку, внимание, м...

Конспект организованно образовательной деятельности по теме «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе

Задачи:Обучающие. - Развивать связную речь, упражнять  детей составлению описательного рассказа по игрушке.- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.- Разви...

Конспект ОД по развитию речи по теме «Путешествие в страну здоровья» с использованием проектной деятельности, для детей старшей группы, старшего воспитателя МБДОУ д/с №32 Жуковой Натальи Григорьевны

Конспект ОД    по развитию речи по теме «Путешествие в страну здоровья» с использованием проектной деятельности, для детей старшей группы, старшего воспитателя МБДОУ д/с №32...

НОД с презентацией по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи». (старший возраст)

формировать образную речь.- учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.- совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать сущест...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» для детей старшей группы.

Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;  Воспитывать доброжелательность, отзы...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну игрушек" в старшей группе.

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну игрушек" в старшей группе....