КОНСПЕКТ занятия по развитию речи на тему «До свидания, зима» для детей старшей группы
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_do_svidaniya_zima.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №79 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи на тему
«До свидания, зима»
для детей старшей группы
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Павлуткина Наталья Николаевна
г. о. Саранск
Конспект НОД в старшей группе ДОУ
«До свидания, зима».
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Тип: интегрированное
Возраст детей: 5-6 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность
Форма организации: группа
Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа о зиме по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы.
1.Образовательная задача
Познавательное развитие:
Совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине, по мнемотаблицам.
Речевое развитие:
Закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Зима» словами- действиями (что делать?), словами- признаками (какой?, какая?).
Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание, в образовании родственных слов.
2.Развивающая задача
Развивать связную речь детей в составление рассказа, внимание, память, воображение.
Физическое развитие:
Способствовать сохранению, укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать чувство прекрасного через картину о зиме, слушание музыки.
Формировать эстетическое восприятие окружающей действительности.
3.Воспитательная задача
Социально- коммуникативное развитие:
Воспитывать культуру общения, умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать. Формировать у детей чувство положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Словарная работа: снегопад, вьюга, пурга, метель, позёмка, иней, хрупкая, резная, долгожданная, прозрачная, ледяной, блестящий, сугроб.
Оборудование: Письмо, музыкальный центр, DVD диск с музыкой А. Вивальди «Зима», П Чайковского «Времена года», доска, магниты,
Демонстрационный материал: мнемотаблицы: «Однокоренные слова», «Зима»,
Раздаточный материал: квадрат 10х10 с пластилиновой основой по количеству детей, пластилин белого цвета, салфетка, карточки «Зачеркни лишний рисунок» по количеству детей, простой карандаш.
Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д. Разучивание пословиц о зиме, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, разучивание стихов, пальчиковой гимнастики по мнемотаблицам. Изготовление снежинок техникой оригами.
Взаимодействие с родителями: оформление родительского уголка по теме – рекомендации, как одевать ребенка в зимний период времени, в какие подвижные игры можно поиграть с ребенком на улице зимой, пословицы и поговорки о зиме, а также приметы зимы; просмотр мультфильмов: «Из цикла про Лунтика и его друзей», «Зима в Простоквашино».
План совместной деятельности:
1.Мотивация детей и введение в тему занятия.
2.Закрепление и обобщение знаний детей о зиме через беседу, д/ игры.
3.Создание творческой индивидуальной работы «Снежинка».
Ход НОД
Воспитатель:
. (Звучит музыка П. Чайковского «Времена года»)
-Ребята, на адрес нашего детского сада пришло письмо. Отгадайте, от кого оно?
Ветки белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора (Зима).
- В письме она пишет, что хотя сейчас идёт последний месяц зимы, свои права весне она не хочет отдавать, т.к. мы ещё мало знаем о зиме и поэтому останется зима у нас подольше.
Короткая беседа по вопросам:
В: - Давайте всем расскажем и докажем Зимушке- Зиме, как много мы знаем о ней.
-А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей. Давайте назовём их. (снег, метель, пурга, вьюга, пороша, лёд, сосулька, снеговик) (Д/и «Зимние слова»).
Д/и «Подбери признак»
- Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная, долгожданная, красивая, чудесная, непредсказуемая, ранняя, поздняя, разная).
- -У Зимы есть дружок - снежок. Сейчас мы поиграем в игру и будем называть родственные(похожие) слова к слову «снег»
- (Д/и «Однокоренные слова»):
- -Есть слово ласковое, маленькое(снежок),
- Есть слово длинное- (снегопад),
- Есть слова красивое, слово признак – снежный(ком),
- Это человек, сказочный персонаж-(Снегурочка),
- Это фигура, вылепленная из снега(снеговик),
- Лёгкая, пушистая (снежинка),
- Это слово – цветок (подснежник),
- Есть слово-птица –(снегирь).
- Зимний вид транспорта(снегоход)
-Какое слово здесь лишнее, почему? (Лишнее слово здесь подснежник, потому что оно относится к весне).
- А теперь давайте пройдём к своим столам и выполним задания с карточками. Д/и «Зачеркни лишний рисунок».
-Нам Зима передала интересные картинки-загадки. Давайте рассмотрим их. (Дети рассматривают мнемотаблицу.)
Составление рассказа детьми по мнемотаблице.
(Физминутка.
- «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)
- Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)
- Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)
- Дворник улицу метет, (имитируют)
- Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)
- Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)
- Ловко бегам на лыжах, (имитируют)
- И играем все в снежки (лепят и бросают снежки).
Динамическая пауза.
Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) – ветер. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует –ш-ш, снежинки – оседают.
Работа по картине
Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. Давайте рассмотрим картину о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»).
Воспитатель: А вы хотите попробовать составить и рассказать рассказ по этой картине?
Общение по картине:
- Какое время года здесь изображено?
- Зачем пришли дети на горку, и что там происходило?
- Чем занимались дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют снежки).
- Как ребята играют зимой? (Весело, радостно, дружно, интересно, задорно).
- В конце рассказа скажите, как вы относитесь к времени года зима?
– Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они). (Рассказы детей по картине).
Работа с пластилином.
(На столах заготовки-основа для работы).
Пальчиковая гимнастика «Прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки – под щеку).
В: На память я предлагаю изобразить снежинку, которая будет напоминать нам о зиме. Выйдете и покажите свои работы
-Наш народ много наблюдал за природой и о своих заметках рассказал в пословицах. Какие пословицы вы знаете?
Дети: 1.Береги нос в большой мороз.
2.Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
3.Спасибо мороз, что снегу нанёс.
4.Белый снежок – каждому дружок.
5.Зима не лето, в шубу одета.
6.Мороз невелик, да стоять не велит.
7.Будет зима, будет и лето.
8.Зимой солнце светит, да не греет.
9.Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
10.Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
11.Зима – хранительница полей.
12.Зима лето пугает, да всё равно тает.
13. Зимой льдом не дорожат.
Рефлексия.
– Вы сегодня постарались и много рассказали о зиме. Чем мы занимались на занятии? А теперь будем ждать наступления весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по развитию речи на тему "День Защитника Отечества" для детей старшей группы компенсирующей направленности
Данный конспект НОД по развитию речи на тему "День защитника Отечества" предназначен для детей старшей группы компенсирующей направленности(ЗПР/ЗПРР), но возможно его применение и в логопедических гру...
Конспект занятия по развитию речи на тему"Как создаются книги" для детей старшей группы
Занятие разработано с целью закрепить знание детей о том, как создаются книги; обогащать и уточнять представления детей о профессии писателя; воспитывать бережное отнощение к книгам; совершенствовать ...
Конспект занятия по развитию речи на тему: “ДРУЖБА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ” для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание : уточнить представления детей о том, что значит”уметь дружить”; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотношени...
Конспект занятия по развитию речи по теме «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ
Конспект занятия по развитию речи по теме: «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ...
Конспект НОД по развитию речи на тему «День рождения зайца» для детей старшей группы
Цель: создание условий для творческой речевой активности детей при помощи лепбука.(Инновационная технология «Лэпбук»)Задачи:- упражнять детей в творческом рассказывании в ходе придумывания...
Конспект занятия по развитию речи на тему: Дикие животные зимой для детей старшей группы
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию речи «Завершение работы над сказкой «Айога» для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» Цель: Формирование умения детей т...
- Мне нравится (1)