Мастер-класс для педагогов: «Палочки Кюизенера» - как средство развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№3 «Солнышко» комбинированного вида Карасукского района Новосибирской области.
Мастер-класс для педагогов: «Палочки Кюизенера» - как средство развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила: Коваль Н.Ф.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования: палочек «Кюизенера» - как средства развития математических представлений старших дошкольников.
Задачи:
1.Сформировать у педагогов – участников мастер - класса представление об игровой технологии.
2.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
3.Активизировать у педагогов познавательно - мыслительную деятельность, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Материал: «Палочки Кюизенера». Практический раздаточный материал: условное числовое обозначение комплекта
Ход мастер-класса:
Вводная часть.
Красный - хорошее настроение.
Желтый - цвет олицетворяет тепло.
Розовый - оптимизм и радость.
Голубой - безопасность и доверие.
Здравствуйте, коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на мастер - классе. Особая роль при развитии элементарных математических представлений у дошкольников отводится нестандартным дидактическим средствам, к которым относится широко известный во всем мире дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджом Кюизенером (1891 - 1976) - бельгийский педагог, автор уникальной методики. Одним из его изобретений, был набор цветных деревянных палочек в основу метода легла методика: » Фридриха Фребеля», немецкого педагога позапрошлого столетия). Кюизенер использовал их при обучении арифметике и обнаружил, что метод оказался весьма действенным. Он получал стабильно высокий результат обучения, а ученикам нравилось то, что они делали. Я попрошу Вас взять из коробки одну из палочек, которая вам больше нравится. И так, давайте посмотрим, какому цвету вы отдали предпочтение, по ним мы сейчас узнаем с каким настроением вы пришли на наше мероприятие.
Оранжевый - цвет позитивный.
Фиолетовый - вдохновляющий.
Бордовый цвет - сострадание, чувствительность.
Черный цвет - безразличие.
Белый цвет - не понимание.
Голубой цвет - доверие.
Тема моего мастер – класса: «Палочки Кюизенера»- как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, ее присутствием в различных областях деятельности. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки логической аргументации окружающего. Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в самостоятельно и индивидуальной деятельности. Достичь этого, можно на основе изучения математического материала посредством «Палочек Кюизенера».
Итак, цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
• развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу.
• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок.
• осваивать прямой и обратный счет.
• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоение понятия итогового числа
Развиваются психические процессы: восприятие, мышление ,анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.
Развивается умение работать в коллективе.
Всем нам с вами хорошо знакомо дидактическое пособие палочки Кюзенера, которые называют « счетные палочки», «числа в цвете», « цветными линеечками».
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, как с конструктором, создают различные конфигурации и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой.
На втором этапе палочки выступают уже, как - средство математического обучения игры на соответствие между цветом, длиной и числом.
Палочки выступают - как пособием для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Играя с «Палочками Кюизенера»- у детей закрепляется представления о цвете, длине, ориентировке в пространстве, знакомятся с числами.
А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений.
Примерные упражнения с «Палочками Кюизенера».
Игры на закрепление цвета (младший возраст).
Разложите палочки на столе , покажи красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
Возьмите в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
3. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
Перечисли цвета все одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
Игры на закрепление длины (младший и средний возраст).
Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).
Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
Возьми желтую и синюю палочки положи так, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная.
На ориентировку в пространстве (старший возраст).
Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного.
Знакомство с числом: (старшие, подготовительные группы).
Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2)Розовая палочка - это число 2. (И так до 10).
Задачи: (подготовительная группа)
Составь 2 поезда так, чтобы в одном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на 1 (2)вагон длиннее.
Составь палочку, из одинаковых палочек разными способами.
(Состав числа).
А сейчас мы с вами проведем игру с пальчиками.
Разминка.
В руки палочку возьмем (перекладываем палочку с одной руки в другую)
Крепко накрепко сожмем (сжимаем в ладошках)
С ней немножко поиграем (подбрасываем вверх)
В наших ручках покатаем (катаем в ладошках)
Поработай ты немножко
Разомни наши ладошки
Палочкой покрутим: крутим пальчиками по часовой стрелке и против часовой стрелки пальчики разбудим.
Далее палочки используются для составления и решения задач.
Задание 1: Бабушка купила клубничного мороженого в количестве 3-х штук: (розовая палочка) и 3шт. ванильного (белая палочка.) Поместится ли все мороженое в коробку синего цвета?
Ответ: да, поместится.
Какого мороженого по количеству больше: клубничного или ванильного? - Одинаковое количество. Какого мороженого по весу больше клубничного или ванильного? – клубничного. Клубничного мороженого 6 грамм, а ванильного 3 грамма.
Задание 2: Мама испекла пирог (синяя палочка) и разделила его на три одинаковые части (голубая палочка) .Кусочек съела сама, кусочек съела дочка. Сколько кусочков осталось? – один. Пришел с работы Папа, он разделил оставшийся кусочек на три равные части и поделился с мамой и дочкой. Сколько кусочков пирога осталось? - Ни одного.
Задание 3. Участники составляют самостоятельно, исходя из того, какую цель перед собой ставят, какие задачи хотят решить.
Примеры игр с: «Палочками Кюизенера».
Игра: » Назови число - найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ход: игры:
Ведущий называет число, дети находят соответствующую палочку, ведущий показывает палочку, дети называют число, которое обозначает палочка например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее. Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Игра: «Найди пару»
Варианты:
- К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
- К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.
Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. »Палочки Кюизенера» просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные умения и навыки сохранялись и приумножались.
А сейчас прошу дать оценку моему мастер классу кому понравился, выложите из палочек солнышко, а кто считает информацию не актуальной тучку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Математика – один из самых трудных учебных предметов. Она оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие. Отсюда, одной из наиболее важных задач воспитателя является развит...
Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования
Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного обра...
Использование технологии "Цветных счетных палочек Дж. Кюизенера" для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.М...
Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».
Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Родительское собрание Тема: «Дидактические игры - как средство развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Родительское собрание...
Мастер – класс для воспитателей «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством создания игровых и сказочных ситуаций»
Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка...