Статья "Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста"
статья по математике

Дошкольный возраст - это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Одна из актуальных задач развития ребенка дошкольного возраста - формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Познавательное развитие по ФГОС предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом и др.). [3]. У детей дошкольного возраста проявляется интерес и мотивация к познанию и изучению окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Палочки Кюизенера, как средство развития математических представлений

у детей дошкольного возраста»

Л.Н.Черняк, воспитатель

С.И.Вензель, воспитатель

МБДОУ Новосёловский детский сад «Малышок» №11

Дошкольный возраст - это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Одна из актуальных задач развития ребенка дошкольного возраста - формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Познавательное развитие по ФГОС предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом и др.). [3]. У детей дошкольного возраста проявляется интерес и мотивация к познанию и изучению окружающего мира.

В процессе наблюдения за своими воспитанниками, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно сформированы элементарные математические представления. Что же нам может помочь в решении данной проблемы? Изучив методическую литературу, познакомившись с интересным дидактическим материалом счетными палочками Кюизенера, который и решили внедрить в практику своей работы. Цветные палочки – многофункциональное  пособие, которое дает возможность детям получать знания в результате исследования. Оно в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Мы начали свою работу с создания условий для использования палочек Кюизенера с подборки литературы, разработали картотеку игр и перспективный план работы. Были приобретены пособия на каждого ребенка. Совместно с родителями  создан центр  «Познавай-ка» - палочки Кюизенера, альбомы, дидактические игры и пособия: «Найди по схеме», «Сравни домики», модели, схемы, математический конструктор, настольно - печатные игры: «Фигуры», «Части целого», игры-головоломки, раскраски: «Рисуй по клеточкам», «Составь картинку» и др. Наглядно-дидактические материалы данного центра направлены на развитие математических способностей дошкольника в самостоятельной деятельности детей. Для формирования у дошкольников элементарных математических представлений использование палочек Кюизенера проводилось систематически, а индивидуальные занятия чередовались с коллективными занятиями.  Проходили в виде волшебной игры, где ребенок - волшебник, который  из палочек сможет создать любой образ. Игры начинаются с простого манипулирования, а затем усложняются,  за счет развивающих и познавательных заданий. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять детей в перенесении изображения модели из одной плоскости в другую. Если  в младшем дошкольном возрасте мы показываем способ действия с объяснением, то в среднем дошкольном возраста помимо инструкций педагога дети могут и самостоятельно выполнять математические операции. В старшем дошкольном  возрасте дети работают по словесной инструкции, схемам, самостоятельно и в подгруппах, учатся рассуждать и аргументировать свой выбор.

Как же мы использовали палочки Кюизенера? На первоначальном этапе мы познакомили детей с набором палочек, рассмотрели их. Дети с удовольствием играли с ними как с обыкновенным конструктором - выкладывали разные узоры и изображения по образцу и самостоятельно  (цветочек, домик, столик). По ходу игр знакомили с цветом, формами и размерами. В дальнейшем наши воспитанника выполняли простые упражнения - «Покажи желтую, синюю, красную палочку»,  «Выбери самую короткую, длинную палочку», «Какой палочки не стало?».  В свободной деятельности дети сами строили себе башни, лесенки,  разноцветные дорожки, машины, небольшие сюжеты. Детям предлагали такие игры и упражнения, как:   «Коврик для кошечки»,  «Ленточки в подарок», «Заборы низкие и высокие», «Дом и мебель для матрешки»,  «Моделируем прямоугольник» и др.  

Такая игровая деятельность  способствует  формированию  представлений у детей о цвете, размере,  а также о  величине, о геометрических фигурах, развитию  способностей группировать предметы по цвету и величине.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера, мы простроили работу в форме выполнения упражнений проигрыванием игровых ситуаций. Для развития аналитических способностей использовали такие упражнения - «Выложи по контуру», «Расколдуй героя сказки», которые развивают умения планировать свою деятельность, выбирая необходимые  средства для работы. Предлагались детям игры: «Железная дорога», «Узнай длину ленты», «Палочки можно вычитать», «Палочки можно складывать», «Выложи по цифрам», «Состав числа из единиц», «Как растут дома из чисел?», «Цвет и число»  и др.

Дети осваивают количественный и порядковый счет; состав числа; сравнивают по длине и высоте, учатся арифметическим действиям на основе зрительно воспринимаемой информации, используя операции вычисления на сложение и вычитание, составляют задачи по моделям.

В течение всей работы по данному дидактическому материалу,  мы использовали альбомы «Волшебные дорожки», «Весёлые цветные числа», «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце», где воспитанники путешествовали вместе с различными героями. В игровой форме  выкладывали дорожки разной длины и цвета, учились описывать картинку (находить как можно больше деталей). В самостоятельной деятельности воспитанники стали  применять палочки Кюизенера,  выполняя  упражнения  и играя в игры, работать в альбомах.

Важным для нас является привлечение родителей в активное сотрудничество. Нами были проведены: семинары «Это интересно», «Занимательные игры и упражнения»; мастер-класс «Волшебные палочки»; ООД по теме: «Путешествие в страну математики». На семинарах мы знакомили родителей с увлекательным пособием палочками Кюизенера, через игровые упражнения,  где на практике они  получили определённый опыт работы по формированию математических представлений у детей. Далее нами был проведён мастер-класс, на котором   были изготовлены цветные палочки Кюизенера  из картона для занятий с детьми дома. Родители являлись активными помощниками по изготовлению наглядно-дидактического материала для центра «Познавай-ка».

При совместной плодотворной работе педагогов с родителями по использованию данного дидактического материала, нами отмечены успехи детей в формировании элементарных математических представлений. Дети стали любознательней, появилась познавательная мотивация,  повысился познавательный интерес,  дети научились работать как самостоятельно, так и в парах, подгруппах.

Библиографический список

  1. Новикова В.П.Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7лет - Мозаика-синтез, 2011.
  2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера?  Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2017 года №1155].
  4. Финкельштейн Б.Б. Альбом - игра  Волшебные дорожки – ООО Корвет.
  5. Финкельштейн Б.Б. Альбом - игра Веселые цветные числа - ООО Корвет
  6. Финкельштейн Б.Б. Альбом - игра Дом с колокольчиками - ООО Корвет
  7. Финкельштейн Б.Б. Альбом – игра  На золотом крыльце - ООО Корвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Палочки Кюизенера,как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"

Материал предназначен для педагогов и родителей, желающих в интересной нетрадиционной форме, через игру познакомить ребят с составом числа 10 из 2-х и более меньших. Трудная,неинтересная таблица сложе...

Презентация "Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"

Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математически...

Презентация на тему "Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"

Игровое обучающие  пособие«Цветные  счетные палочки Кюизенера» В наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования   элементарных математиче...

Опыт работы Тема: «Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

Актуальность  Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, един...

мастер класс "Палочки Кюизенера в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста"

последовательность знакомства детей с игровой технологией палочки Кюизенера....