Палочки Кюизенера средство развития математических представлений дошкольников
занимательные факты по математике (подготовительная группа)

Кириллова Вероника Владимировна

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, знакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной детям форме. Одна из универсальных технологий – палочки Кюизенера. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Палочки Кюизенера средство развития математических представлений дошкольников

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальное развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления, приобретается опыт общения со сверстниками.

Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школ.

Методика Кюизенера – универсальна, удачно дополняет существующие методики. Дети привыкают к палочкам еще в раннем возрасте, воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Эффективное применение палочек возможно в сочетании с другими материалами, например, с логическими блоками Дьенеша, а так же самостоятельно. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действие, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода к абстрактному мышлению, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, для развития логического мышления.

Рассмотрев актуальность и важность дидактического материала, а именно, палочек Кюизенера поставила перед собой цель: изучить методическую литературу, создать предметно-развивающей среды, подбрать дидактический материал.

Решая определенные задачи, нужно учитывать, что процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои психологические особенности.

Жизнь ребенка – это игра, труд, занятия, поэтому приобретенные знания следует использовать именно в этих видах деятельности. Известно, что использование знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными. Обучение наиболее продуктивно, если оно сочетается с игровой деятельностью. Играя, дети незаметно для себя учатся складывать числа, считать, сравнивать, анализировать, решать логические задачи, ориентироваться в пространстве.

В работе активизируется у детей слуховые ощущения, зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные, процесс мышления, нацеливающий на самостоятельный поиск объекта, на поставленный вопрос или задачу.

Абстрактное мышление у малышей ещё не сформировано, поэтому важен наглядный рабочий материал. Разнообразие пособий, яркость красок увлекают детей, стимулируют активность и желание работать.

Впервые с палочками Кюизенера я познакомилась в пособии Марии Фидлер «Математика уже в детском саду», выпущенной в 1981 году издательством Просвещение – Москва. В книге Марии Фидлер раскрывает содержание программы по математике, конкретные методы и приёмы изучения материала в соответствии с возрастными возможностями детей. Автор предлагает большой методический и иллюстративный материал для использования его воспитателем в процессе игр, бытовых ситуаций, а также собственных занятий. Большое внимание в работе уделяется цветным палочкам Кюизенера, как один из методов развития у детей логического мышления.

В журнале «Обруч» №3 за 2004 год меня заинтересовал опыт работы Татьяны Беневольской, которая работает по программе «Детство» и большую роль она отводит в своей работе так же нестандартным дидактическим средствам, а именно, палочкам Кюизенера. Этот многофункциональный материал, по мнению Т. Беневольской, сегодня решает по математике многие задачи: сенсорные, познавательные, логические, количественные отношения, ориентировку в пространстве и другие. Я решила так же использовать в своей работе палочки как дополнительный материал по математике.

Особый интерес вызвало пособие Комаровой Любови Дмитриевны «Как работать с палочками Кюизенера», в данном пособии предлагается ряд занятий по обучению детей дошкольного возраста математике на материале комплекта цветных палочек (полосок) Кюизенера. игры и упражнения представлены в порядке усложнения. Они помогут в игровой форме уточнить представления детей о цвете, длине, ширине, высоте; учат сравнивать и измерять предметы, помогут освоить состав чисел и научиться решать простые арифметические и логические задачи.

В пособии В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет» представлены игровые занятия с палочками. Современная образовательная технология, реализуется в дошкольных учреждениях с участием родителей. С помощью занимательных игр дети знакомятся с числом, величиной, геометрическими фигурами; упражняются в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления; стимулируют развитие творческого воображения; воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Особый интерес представляет дидактический материал альбомы заданий и игр объединения «Корвет» в Санкт-Петербурге, автор Финкельштейн Б.Б.: «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки», «На золотом крыльце...», «Кростики» - комплект игр 4-7 лет, 3.

С одной и той же игрой могут заниматься и трех и семилетние дети. Игры начинаются с простого манипулирования, а затем усложняются за счет развивающих и познавательных заданий.

Предлагаемые игры с палочками предназначены для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми от 3 до 8 лет.

Особенность структуры палочек позволяет их по-разному интерпретировать, варьировать возможности их использования на различных этапах обучения;

Известно, что интеллект ребёнка лежит на кончиках его пальцев, а значит, чем богаче у ребёнка мелкая моторика рук, тем быстрее он начинает говорить, тем успешнее продвигается в своем развитии. Палочки Кюизенера позволяют упражнять кисти рук, направляют на активизацию тонких движений пальцев.

Используя палочки с детьми трёхлетнего возраста, мною был составлен перспективный план работы. Разработан ряд игр и игровых упражнений, которые используются как на занятиях по математике, так и в свободной детьми деятельности. Задания предлагаются в определённом порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребёнок плохо усвоил материал.

Мой опыт работы показал, что, играя с палочками, малыш с трехлетнего возраста учится ориентироваться на плоскости, различать и правильно называть не только основные цвета, но и оттенки, правильно определять фигуры и их размеры, знакомятся с понятиями высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий.

В каждом игровом упражнении идёт закрепление цветов и числовое обозначение палочек. Дети учатся соотносить цвет и число, и, наоборот, число и цвет. На протяжении четырёх лет идёт развитие художественных способностей у детей – умение воплощать свой замысел в работе, выбирать средства, необходимые для этого.

В ходе игр и упражнений детям предлагаются задания, в которых палочки сгруппированы по разным признакам, и которые развивают представления о количественных отношениях.

Игры и упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия - эталонов цвета и размера, развивающие представление о геометрических фигурах. Так, например, строя из палочек лестницы, дети располагают их на плоскости стола, как в двухмерном, так и в трёхмерном пространстве. В этом случае выделяются длина, ширина и высота лестницы. Осваивая цвет и размер, дети с удовольствием составляют коврики сначала одного цвета и размера, а затем задание усложняется: нужно составить коврик так, чтобы палочки были разного цвета, но размер определяется квадратом или прямоугольником. При всём этом развивается зрительный глазомер, ребёнок учится понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

Упражнения, состоящие в группировке палочек по разным признакам: «Длинные и короткие ленточки для кукол», «Заборы низкие и высокие», «Лесенка широкая и лесенка узкая».

Игры и упражнения, развивающие у детей количественные представления. Данные игры помогают освоить состав чисел из единиц детям среднего возраста и состав чисел из двух меньших детям старшего возраста. Дети учатся увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу, называть «соседей» данного числа, устанавливать логические связи и закономерности. Здесь же начинает формироваться навык самоконтроля и самооценки: игровые упражнения «Кто в домике живёт?», «Покажи, как растут числа», «Сломанная лесенка».

Игры, способствующие измерению длины объектов палочками Кюизенера.

Игры и упражнения, которые учат детей старшего возраста пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации: игровые упражнения «Палочки можно складывать», «Палочки можно вычитать».

Игры, которые помогут детям старшего возраста решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Здесь дети учатся понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно: логическая задача «Детская железная дорога».

Для организации более эффективной деятельности по развитию логического мышления мною были использованы в работе цветные палочки Кюизенера.

Результаты анализа научно-методической литературы и проводимой мною работы явились основанием для следующих выводов:

Использование технологии позволяет решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника – это развитие мысли, фантазии, логического мышления;

Устанавливает логические связи и закономерности на основе зрительно воспринимаемой информации, формирует у детей представление о сенсорном восприятии окружающего мира.

С помощью дидактического материала дети получают возможность производить сложение и вычитание чисел, понять смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения, например, закон неизменности суммы при перестановке слагаемых, наглядно представить состав числа.

Игровая деятельность обеспечивает сочетание интересов детей и педагога. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации задач, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленными самими детьми в процессе деятельности.

Я считаю работу с палочками Кюизенера актуальной, интересной и нужной как для детей, так и для взрослого, поскольку математические и логические игры детства влияют на дальнейшую учёбу ребёнка в школе, учат его принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, поверить в свои силы. Это и есть составляющая моей работы, главный результат – развитие способностей к дальнейшему образованию.

Список литературы:

  1. Беневольская Т. Цветная алгебра. Журнал «Обруч» № 3, 2001.
  2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. М. 2007.
  3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет М., Мозаика-Синтез, 2012.
  4. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981.
  5. Финкельштейн Б.Б. Волшебные дорожки. СПб., «Корвет» 2007.
  6. Финкельштейн Б.Б. Кростики. СПб., «Корвет» 2007.
  7. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце.СПб., «Корвет» 2003.
  8. Финкельштейн Б.Бом. Дом с колокольчиком. СПб., «Корвет» 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Мастер-класс "Палочки Кюизинера как средство развития математических представлений дошкольников"...

«Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников

laquo;Палочки Кюизенера как средстворазвития математических представленийдошкольников...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников»....

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников в старшей-подготовительной к школе группе

Перспективный план по использованию игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для развития экологических представлений дошкольников  в старшей-подготовительной к школе  группе...

мастер класс "Палочки Кюизенера в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста"

последовательность знакомства детей с игровой технологией палочки Кюизенера....