Конспект познавательной беседы по ФЭМП «Знают ли пчёлы математику?» для детей старшей группы детского сада
занимательные факты по математике (старшая группа)

Кузнецова Наталья Ивановна

Конспект познавательной беседы по ФЭМП «Знают ли пчёлы математику?» для детей старшей группы детского сада с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znayut_li_pchyoly_matematiku.doc47 КБ
PDF icon znayut_li_pchyoly_matematiku.pdf966.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной беседы

по ФЭМП «Знают ли пчёлы математику?» для детей старшей группы детского сада с использованием презентации

Разработала воспитатель

Кузнецова Наталья Ивановна

Задачи:

1. Расширить знания и представления о жизни пчёл.

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Речевое развитие, задачи:

1. Развивать связную диалогическую речь детей.

2. Активизировать словарь детей за счёт слов: медонос, соты, геолог, синоптик.

Социально-коммуникативное развитие, задачи:

1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками

Физическое развитие, задачи:

1. Развивать координацию движений.

Материалы и оборудование: мультимедийная техника (экран, проектор, ноутбук, презентация «Знают ли пчёлы математику?»

Ход познавательной беседы:

1. Организационная часть.  

- Ребята, отгадайте загадку:

«Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее…» (пчела) (Слайд 2)

- Правильно!

-Что вы знаете о пчеле? Кто это? Кто попробует доказать, что это насекомое? (Дети говорят, что имеет брюшко, голову и 6 лапок).

- Ребята, а кто хотя бы раз пробовал мёд?

- А было ли у кого такое, что его кусала пчела?

А многое ли мы знаем из пчелиной жизни? Кто может представить, какой труд возлагается на столь маленькое существо? И при чём здесь математика? Давайте во всём разберёмся!

2. Основная часть.  

Пчела - необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость, плодородие, трудолюбие, экономность, порядок, чистоту и целомудрие. Известно, что пчёлы - древнейшие обитатели нашей планеты. Ученые считают, что появились они на свет 60-80 миллионов лет назад. Изображение пчёл можно найти на гробницах фараонов, обелисках. (Слайд 3)

Пчелу без сомнения можно назвать одним из самых известных и самых уважаемых насекомых. Во-первых, пчела - единственное, дающие человеку полезную и вкусную пищу.

-А давайте рассмотрим пчелу с геометрической точки зрения (Слайд 4)

-Какие фигуры мы используем, чтобы нарисовать пчелу? (Дети: круг (это голова), овал (туловище и крылья) и, конечно же черно-желтые прямоугольники (полоски на теле пчелы).

-Только глядя на обычный рисунок пчелы можно сказать, что в жизни пчелы присутствует математика. Ребята, а как вы думаете, почему пчела полосатая? (Дети рассуждают) Оказывается, что такая окраска предупреждает, что обладатель «одежки» ядовит, а значит, кушать его - себе дороже. Птицы - основные враги насекомых - отлично знакомы с этим законом природы. А потому обходят, то есть облетают, пчел, ос и прочих «полосатиков» стороной.

-А где живут пчёлы? Какой формы их дом? (ответы детей)

 -Чаще всего ульи имеют прямоугольную форму (Слайд 5). Но так было не всегда. Дикие пчёлы селились в дуплах деревьев, а люди разыскивали их гнёзда в лесу, (Слайд 6)

-А из чего же делают ульи? (ответы детей)

-Из чего бы ни сделан пчелиный домик, пчёлы сразу же начинают заниматься его внутренним обустройством. "Мебелью" для них служат соты. (Слайд 7)

-А как вы думаете из чего пчёлы строят соты? (Рассуждения детей)

-Пчелы строят соты из воска, который выделяется железами, расположенными в нижней части их брюшка. Медоносные насекомые – общепризнанные строители. Они самостоятельно делают воск, из которого строят соты, используемые как колыбельки для личинок, а также, как хранилища для меда и перги.

Пчёлы – «математики». Соты, построенные ими, отличаются точностью размеров, строгостью и правильностью форм. При этой форме образуется самое плотное примыкание ячеек друг к другу и экономится место застройки, обеспечивается наивысшая прочность этих хрупких построек. Древнегреческие учёные пришли к выводу: в природе нет более экономного по расходу и более прочного вместительного сосуда, чем пчелиная ячейка.

Сегодня принцип пчелиных сот применяется учеными для создания конструкций, сочетающих в себе упругость и компактность. Например, в авиастроении используются панели со структурой в виде сот (Слайд 8). Самолеты, изготовленные из таких конструкций, обладают большей прочностью и легкостью, что снижает расход топлива.

Физкульминутка «Трудолюбивая пчела» (Слайд 9)

Пчелка трудится весь день

(Руками рисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.

(Круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосет,

Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет.

(«Раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей

(Изображают полет)

И назад вернется пулей.

(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами)

Скоро ведь зима придет.

(Поеживание)

Будет пчелкам чем питаться.

(Имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты)

-А вы знаете, чем занимаются пчёлы в улье? (Ответы детей) (Слайд 10)

Юные пчелы начинают свой жизненный путь и работу внутри улья. У пчёл много профессий, они-строители (занимаются постройкой сот), няни (ухаживают за личинками), охранники (охраняют улей), уборщики (убирают мусор в улье). Эти процессы, также требуют хороших навыков в расчете своей энергии и уменьшения перемещения, иначе им никогда не выполнить такой большой объем работы. Именно, таким образом пчелы и оттачивают свои математические навыки.

О других профессиях пчёл (Слайд 11)

Пчёлы - геологи. Учёные Англии установили, что по химическому составу пыльцы, принесённой в улей можно определить характер почвы, на которой растут эти растения.

Пчёлы - чемпионы по обонянию. Они воспринимают и различают запахи в 1000 сильнее, чем человек.  Не только пыльцу, но и взрывоопасные вещества умело находят эти летающие крохи. Проведенные исследования показали, что они находят взрывчатку, лучше и быстрее хорошо обученных и натренированных псов.

Пчёлы - синоптики. Перед дождём они, как по команде, возвращаются в свой улей.

Ребята, а как вы думаете, сколько глаз у пчелы? (ответы детей)

-Пчёлы обладают цветным зрением. (Слайд 12). Они видят не только цвета, воспринимаемые человеческим глазом, но и до 30 их оттенков, неуловимых человеком. Однако пчёлы предпочитают белый, голубой и жёлтый цвета. Но красный они путают с чёрным. У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди.

-Ребята, а как вы думаете, может ли пчела заблудиться? (Рассуждения детей) 

-Пчела никогда не заблудится. Насекомые могут улетать на 8 километров от своего дома, но как бы далеко она не отлетела от родного улья, всегда найдет дорогу обратно.  Они с успехом могут почувствовать цветок, обладающий нектаром, даже если растение находится на расстоянии в километр.

-А как вы думаете, могут ли пчёлы разговаривать? (Ответы детей).

Чтобы рассказать семье о новом источнике пыльцы, пчелы используют специальный танец: круговой – если полянка недалеко, и танец восьмерками – если лететь далеко (Слайд 13).

Чтобы приготовить мед весом 100г, медонос иногда пролетает 46 тысяч километров, это тоже самое, что облететь весь земной шар по экватору.

Чтобы получить одну ложку меда, 200 пчелкам нужно трудиться целый день, причем столько же рабочих будет задействовано в улье для обработки и запечатки меда в сотах.

Интересный факт о пчелах и муравьях – как первые, так и вторые могут поднимать и переносить вес в сорок раз больше, чем их собственный (Слайд 14).

3. Заключительная часть.  

- Ребята, вам понравился рассказ о пчёлах? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей). 

- Где живут пчёлы? (ответы детей)

- Какой формы соты? Из чего они сделаны? (ответы детей)

-Для чего пчёлам нужны соты? (ответы детей)
- О каких профессиях пчелы вы сегодня узнали? (если возникнут трудности, показать слайды)

-Какой вес может поднять пчела? (ответы детей)

- Очень надеюсь, что вам понравился мой рассказ, вы много нового узнали и расскажете об этом всем своим родным и друзьям!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада на тему: «В мире доброты»

Главная цель занятия: воспитывать любовь, уважение друг к другу, окружающим людям. Углублять представление о добре как ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (...

Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада на тему: «Путешествие в зимний лес».

Занятие по экологии для детей старшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес". Автор Юрьева Елена Сергеевна.Программное содержание:•         закрепить представ...

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада «Путешествие в зимний лес»

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:бережного отношени...

КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы детского сада по познавательно - исследовательской деятельности По сказке "Колосок"

Цель: сформировать способность к исследовательскому типу мышленияЗадачи:Образовательные:Закрепить знаний детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Формировать у де...