"Развитие математических представлений у дошкольников по программе "Истоки"
методическая разработка по математике (старшая группа)
Формирование элементарных математических представлений для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_27.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Развитие математических представлений у дошкольников по программе "Истоки"
Математика — это инструмент к грамотному пониманию ребёнком красоты природы и окружающего мира. Ведь детей, начинающих жизнь, на всех перекрёстках и во всех уголках встречают: количество, числа, цифры, расстояния, предметы той или иной формы... И им надо жить в этом окружении, ориентируясь в нём, т.е. математические представления весьма важны для формирования целостной картины мира и расширения кругозора детей.
Для познания самого себя надо уметь посчитать: сколько у тебя рук, ног, глаз, ушей и пр. И кроме того, математические представления детей способствуют интенсивному развитию смекалки, логического мышления, формируют способность к абстрагированию, лаконичность и точность речи.
Программа дошкольного образования "Истоки" составлена с учётом возрастных возможностей детей. Она включает в себя:
- определение количественных отношений;
- знакомство с числом и цифрой;
- определение пространственных отношений;
- знакомство с различными формами предметов;
- определение времени.
Занимаясь с детьми математикой, воспитатель проводит занятия в виде игр (дидактических, подвижных), забавных ситуаций, занимательных упражнений.
Конспект занятия в старшей группе по развитию математических представлений.
Задачи:
- проверить, насколько дети усвоили цифры от 1 до 5;
- развивать произвольное внимание, умение договариваться взглядом, находить себе партнера в игре;
- учить выстраивать сериационный ряд из пяти предметов по длине в обоих направлениях: от большого к меньшему и наоборот;
- учить выполнять заданное количество движений под счёт.
Демонстрационный материал: карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и 5 полосок разных неповторяющихся цветов (красная, синяя, зелёная, жёлтая и белая) шириной примерно 3 см (каждая последующая длиннее предыдущей на 2,5 см). Размер самой длиной полоски примерно 30x3 см.
Счётный материал: различные игрушки.
Ход занятия.
На столе у воспитателя предметы (игрушки, счётный материал), стоящие группами. Группы состоят из одного, двух, трёх, четырёх, пяти предметов. Желательно, чтобы предметы были однородными. Подальше от предметов на том же столе лежат цифры вперемешку: 3, 2, 4, 1, 5. К столу выходят пятеро детей. Выбирают соответствующую цифру, они подкладывают её к той или иной группе. Другие дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания, обсуждают соответствие количества предметов и цифры. После этого воспитатель снова перемешивает карточки с цифрами и выкладывает их на столе. Задание выполняет следующая группа детей с последующим обсуждением другими детьми. Затем то же задание выполняет ещё одна группа детей.
Игра "Разведчики"
К доске выходят четверо детей. Желательно, чтобы это были два мальчика и две девочки.
Воспитатель (уточняет с детьми). Сколько вышло человек?
Дети. Четверо.
Воспитатель. Сколько девочек и сколько мальчиков?
Дети. Две и два. А вместе четыре.
Воспитатель предлагает вышедшим к доске найти себе пару среди сидящих за столами детей. Каждый должен найти пару только взглядом, не помогая себе ни руками, ни кивком головы. Примерно через 20 с по сигналу воспитателя найденные взглядом дети выходят к доске, а стоявшие ранее садятся на свои места. Это происходит одновременно. теперь вновь вставшие у доски ищут взглядом себе пару, но только не из тех детей, которые уже были у доски. По сигналу воспитателя стоящие у доски и выбранные дети одновременно меняются местами. Вновь вышедшие также ищут себе пару, но не из тех детей, которые уже выходили. Если в игре возникнут ситуации, что к доске вышли, например, три девочки и один мальчик или три мальчика и одна девочка, то воспитатель уточняет, сколько всего (четыре) и кого сколько (например, три и один). Игра повторяется 3 – 4 раза.
После игры дети садятся на свои места. Воспитатель прикрепляет к доске яркую вертикальную линию. Внизу слева от линии ставит точку отсчёта. У воспитателя пять разноцветных полосок одной и той же ширины с разницей в длине в 2,5 см.
Воспитатель. Давайте мы с вами построим лесенку.
Воспитатель сравнивает полоски по длине, прикладывая их на глазах у детей друг к другу, выбирает самую длинную. Кладёт на заготовленную линию снизу, прикладывая самую длинную полоску к вертикальной линии рядом с точкой отсчёта.
Первая ступенька положена.
Далее предлагает двум детям подойти к столу и подобрать следующую полоску, незаметно подсказывая им, какую взять. Дети кладут вторую полоску поверх "первой ступеньки", располагая её начало точно на линии. Следующая пара детей осуществляет то же самое с "третьей ступенькой" и т.д. Далее воспитатель уточняет общее количество и характеризует последовательность выложенных полосок.
Получилась лесенка. В ней пять ступенек. Самая длинная - красная. Зелёная короче красной, но длиннее жёлтой. Жёлтая короче зелёной, но длиннее синей. Синяя короче жёлтой, но длиннее белой. Белая - самая короткая. Белая короче всех.
Затем воспитатель просит детей сравнить между собой названные полоски (в произвольных сочетаниях).
Воспитатель разучивает с детьми игру "Джек, будь ловким". Дети встают в круг, в центре ребёнок, исполняющий роль Джека, который выбирается по считалке. Все произносят слова, а Джек выполняет движения.
А вы знаете, что Джек
Очень ловкий человек?
Посмотрите, как сейчас
Прыгнет он вперёд пять раз.
Начинайте-ка считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
А теперь пять раз подряд
Прыгнет ловкий Джек назад.
Начинайте-ка считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Игра повторяется 3 – 4 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие математических представлений младших дошкольников
Данная статья поможет педагогам групп раннего возраста понять "природу" формирования математических представлений в прцессе конструирования.Определить этапы построения работы при формировании элемента...
«Развитие математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи»
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППОВОМ ПОМЕЩЕНИИ. ЦЕНТР МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.ПЛАН-ПР...
Развитие математических представлений у дошкольников на основе новых технологий – моделирование
Развитие математических представлений у дошкольников на основе новых технологий - моделирования...
Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТААктуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд дос...
Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"
Автором представлены игры для дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений....
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно...
Перспективное планирование по образовательной области познавательное развитие: Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 4-5 лет (Н.В Нищева)
Перспективное планирование по образовательной области познавательное развитие: Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 4-5 лет (Н.В Нищева)...