Рекомендации по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
материал по математике
Рекомендации по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_lmm.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №68 «Ромашка»
Рекомендации по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
Разработала: Изибаирова О. В.
Нижневартовск
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
На этой основе хотелось бы обратить внимание на развивающих играх, автором которых является Вячеслав Вадимович Воскобович, служащих для развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.
Самые известные из них – «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».
Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
В таких играх дети через практику постигают теорию. Так же автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр, например, «Волшебная восьмерка» и букв («Конструктор букв»); обучению чтению, например, по универсальному пособию «Складушки». Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет (хотя можно и до 99 лет).
Особенности развивающих игр Воскобовича
- широкий возрастной диапазон участников игр;
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется и система постоянно усложняющихся, развивающих вопросов и познавательных заданий.
- многофункциональность;
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры; узнает и запоминает цвет и форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
- вариативность игровых заданий и упражнений;
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
- творческий потенциал каждой игры;
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.
Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течении длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Этапы знакомства с играми.
Знакомство с развивающими играми В.В.Воскобовича условно можно разделить на три этапа:
На первом этапе дети знакомятся с такими играми как: «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Чудо –Головоломки», «Чудо –Головоломки» Ларчик, «Коврограф «Ларчик», «Игоровизор», «Математические корзинки», «Лепестки».
Второй этап включает в себя: «Квадрат Воскобовича» (черырехцветный), «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра». «Геоконт», «Игровизор», «Коврограф «Ларчик», «Волшебная восьмерка 1.3», «Планета умножения», «Кораблик «Брызг – Брызг», «Математические корзинки», «Счетовозик».
Третий этап: «Змейка», «Прозрачная цифра», «Игровизор, «Волшебная восьмерка», «Планета умножения», «Домино», «Счетовозик», «Коврограф «Ларчик», «Кораблик «Брызг – Брызг».
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы:
1.Унивесальные игровые обучающие средства.
Они могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных видах деятельности. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют радость детям.
2.Игры, с буквами, звуками, слогами и словами.
В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.
3.Игры, направленные на логико-математическое развитие.
Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями-манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
Организовывать и проводить логико-математические игры можно следующим образом.
Эту игру характеризует единый динамичный сюжет с наличием интриги и логично выстроенной мотивацией, побуждающей ребенка к действию или самостоятельному решению задачи.
Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему. Ребенок, как правило, является активным участником игры, а не просто слушателем, отвечающим на поставленные вопросы.
Для организации такой логико-математической игры можно использовать сказки-методики Фиолетового Леса. Педагог может проявить творчество и адаптировать известные сказки, например, вложить игровой квадрат в руки Незнайки. Сюжет логико-математической игры может включать одну игру, особенно на этапе первого знакомства с развивающими играми, или комбинировать большое количество игр с небольшим набором игровых заданий, упражнений и интеллектуальных задач для каждой, особенно на этапе, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения. Логико – математические игры можно проводить и в виде викторины, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В.В. Воскобович говорил: «Обучение должно быть весёлым и непринуждённым».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационное направление в развитии музыкально - двигательных способностей у детей дошкольного возраста "Как найти волшебные яблочки"
Совместное физкультурное развлечение детей раннего возраста с родителями.Данный методический материал помогает обогащать двигательный опыт, развивает координацию, ориентировку в пространст...
Обобщение опыта " Развитие воображения, творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам методики ТРИЗ"
Тема ТРИЗ в детском саду в последнее время стала актуальной. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. Самая главная цель ТРИЗа - это формирование у детей творческого мышления,...
Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»» Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательная: -практическое закрепление
Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»»Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...
Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста....
Доклад (обобщение опыта) «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста»
Направить ребенка в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. ...
«Развитие познавательно - творческих способностей у детей дошкольного возраста через организацию конструктивной деятельности.»
Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет ...
"Логико-математические сюжетные игры для детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации для педагогов...