Обобщение опыта " Развитие воображения, творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам методики ТРИЗ"
статья по теме
Тема ТРИЗ в детском саду в последнее время стала актуальной. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. Самая главная цель ТРИЗа - это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
когда он живет в мире, игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества
Без этого – он засушенный цветок».
В.А. Сухомлинский
(Сайд №1)
В структуре познавательной деятельности особое место занимает воображение ( фантазия). Благодаря этому психологическому процессу человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее. Детский возраст – период бурного развития воображения. Воображение – одно из важных качеств творческой личности. По справедливому замечанию М. Берклинблита и А. Петровского: «Воображение выступает как временно исполняющее обязанности логического мышления». В работах А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева раскрыты основные закономерности формирования умственных действий и понятий у дошкольников. Среди закономерностей можно выделить одну основополагающую, которая заключатся в том, что развитие мышления ребенка, его воображение связано с практической деятельностью. На мой взгляд самым результативным направлением в развитии воображения, творчества является ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач).
Почему же я решила выбрать это направление? По результатам диагностики выявлен слабый уровень развития воображения, творческих способностей детей в этом разделе, а именно применение знаний в разных ситуациях, незнакомых детям.
Тема « ТРИЗ в детском саду» в последнее время стала актуальной. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. Самая главная цель, которую ставлю перед собой – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
По данной теме я работаю не первый год с детьми дошкольных групп, и считаю целесообразно начинать работу по ТРИЗ уже с первой младшей группы. ( Слайд №2) Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте от 2 до 11 лет. Запоздалое формирование таких структур протекает с большими трудностями, и может остаться незавершенным. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. А ТРИЗ позволяет их снять, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как неопределенных препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
Из опыта работы с детьми дошкольного возраста и младшего возраста, очевидно, что потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Творческий потенциал его выражается в желании создать что - нибудь в рисунке, игре, труде, в настойчивом доведении дела до конца. Всех этих качеств не будет, если не развито воображение. А развивается оно в игре. В кого только дети не перевоплощаются в коллективных играх! Все это развивает их фантазию, творческое воображение.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых ситуациях их не интересует и на которых сосредоточить внимание не удается. Игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в детском саду или в семье, а также воспитанием и обучением ребенка в школе. Именно с изучения игр по ТРИЗу началась моя работа. Они оказались очень полезными и интересными, развивающими мышление, логику, воображение. Затем я изучила опыт работы Сидорчук Т.А. « Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи» и решила вплотную заняться этой темой. (Слайд картотека). В своей работе применяю опыт педагогов новаторов: Гудкович И.Я « Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками»; Самойлова Л.Ф. « Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками» ; Симановский А.Э. « Развитие творческого мышления»; Димитрова Т.В. « Сто фантазий в голове»; Клеймахина Т, Крейнина С. « От Незнайки до…»;
Страуминг А.М. « Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»; Страуминг А.М. « Игры по развитию творческого воображения по книге Д. Родари « Грамматика фантазий»; Никишин А.И. Страуминг М.А. « Системный подход в ознакомлении с окружающим миром». Применение игр на развитие воображения, речи дает возможность ребенку хорошо усваивать свойства предметов: цвет, величину, форму и т.д. Использование наглядности, широко применяемых в играх, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, служит основой развития понятийного мышления. Помимо этого использование игр и упражнений на занятиях и в повседневной деятельности позволяет снять утомляемость детей, изменяет эмоциональный фон. Дети чаще улыбаются и смеются, им интересно. Ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, которая стимулирует активность ребенка. Для того, чтобы легче было ориентироваться при выборе игр, я составила картотеку игр и упражнений. Все игры распределила по разделам: математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность.
В каждом разделе игры распределила по степени сложности от простого к сложному. Например, в разделе развития речи: « Восстановим сказку», «Каламбур», «Цветные сказки», «Только веселые слова», «Рисунок – ассоциация», « Что было бы, если бы…», « Завиральные истории» по Дж. Родари и т.д.
Такая картотека помогает легко подобрать игру для каждого ребенка или группы детей. Игры и упражнения использую как готовые, (слайд гот.игр) так и изготовленные своими руками. Много игр придумано и изготовлено совместно с детьми. Например: игры с точкой, игры с линией. Все игры расположены на виду в уголке игр, (слайд уголок.) что позволяет детям при желании взять любую из них. В совместной и самостоятельной деятельности дети часто и с удовольствием играют в игры на внимание, воображение: «Лабиринты», «Найди общее», « Дорисуй», « Художник», « На что похоже», «Кто здесь живет?», «Дорисуй портрет» и т.д.
Особое внимание я уделяю занятиям. Именно на занятиях по изодеятельности, развитию речи, математике использую многие приемы и методы ТРИЗа. Мой девиз: « Можно говорить все!». Дети раскрепощаются и говорят, придумывают, изобретают. Занятия по развитию творческого воображения ( РТВ)- это импровизация, игра, мистификация. На таких занятиях детей не надо искусственно возбуждать, заводить. На ТРИЗовых занятиях детей учу придумывать свои сказки, и не одну, а столько сколько детей в группе и даже больше. Здесь они познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя ежеминутные открытия. Наиболее хорошо проходят занятия по изобразительной деятельности, развитию речи, математике.
Дошкольный возраст- это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего становится устойчивым увлечением, не только « особо» одаренных, но и почти всех детей. Увлекая ребенка сказочным миром искусства, я незаметно развиваю воображение и способности ребенка. Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим. Все свои занятия я провожу по принципу от простого к сложному.
При проведении этих занятий я выполняю следующие правила:
1.Ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал: цветные, простые карандаши, акварель, гуашь, тушь, цветные мелки, восковые свечи, сангину, пластилин, глину, камешки, ракушки, лей, различный бросовый материал т.д.
Весь этот материал находится в доступном для ребенка месте на протяжении всего времени пребывания его в саду.
2.Выбор материала, на который будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, к любому материалу должен быть доступ. Это может быть различная бумага ( цветная, бархатная и т.д.) фольга, картон, фанера и прочее.
3. Ребенка необходимо научить различной технике изображения на обучающих занятиях. Сначала учу применять каждый вид изображения отдельно , затем различные виды в комплексе.( слайд дети рисуют)
Все занятия поделены на циклы например:
« Новогодний», по сказке «Колобок», « Фантастические страны», « Кубизм», «Авангард», « Рисуем музыку», « Салат сказок», « Чудо -дерево», « Фантастические животные» и т.д. В конце каждого цикла организовываю выставку работ детей (слайд).
На занятиях по развитию речи в младших группах я сначала применяю такие игры, как «На что похоже», «Какая игрушка», «Радио», «Фотограф», «Перевертыши», «Несуществующее животное», «Придумай загадку» и д.т.
В среднем и старшем возрастах - « Устный кроссворд», «Рисование по воображению», «Придумай свое», «Эмпатия», «Гоняем мух», «Лабиринт», «Хорошо – плохо» и т.д. На занятиях по развитию речи (описание игрушки, или картины) использую методику Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.
« Картинки без запинки» (слайд карточки). Также использую прием фантазирования по Дж. Родари.
Принципы, которых я придерживаюсь при подборе и проведению игр и игровых упражнений на занятиях:
-дидактическая задача, состоящая в игре, должна тесно быть связана с программой занятия.
-каждую игру связываю с сюжетом занятия, игровой ситуацией.
-стараюсь, чтобы игра была эстетически оформлена.
- продумываю обеспечение каждому ребенку возможности активно участвовать в игре.
-стараюсь придумать такую ситуацию, которая заставила бы каждого ребенка думать, искать, находить ответ.
-продумываю, какие игры предложить детям для совместных игр с родителями. ( слайд систем. работы по использ. игр и упр. )
В начале каждого занятия по математике провожу « гимнастику для ума». Для этого я использую задачи – шутки, задачи на сообразительность, на воображение, находчивость. Решение этих задач приводит, во – первых, к более высокому, чем обычно, уровню сообразительности. Во- вторых, приобретается значительная уверенность ребенка в своих силах, что необходимо для разумного и управляемого поведения. В – третьих, вырабатывается творческая, авторская позиция в отношении любых заданий, что поможет успешно и с интересом усваивать материал в школе. Эти задачи требуют от детей неординарности мышления. Чаще всего на каждом занятии решаем 3-4 таких задачи, легкие и сложные чередуются. Делаю это для того, чтобы в решении задач участвовали все дети. Стараюсь сделать так, чтобы дети самостоятельно искали решение. Если ошибаются, то сразу не указываю на ошибку, а предлагаю подумать, используя намек, ассоциацию. При оформлении и подготовке вопросов, заданий, ориентируюсь на задачи, соответствующие данному возрасту, программным требованиям, а также на разный уровень развития детей.
Высоких результатов не достичь без установления тесного контакта с семьей. В осуществлении взаимодействия с родителями использую такие формы, как:
- родительские лектории;
- сообщение на родительских собраниях;
- групповые и индивидуальные консультации;
- анкетирование;
- практикумы;
-папки – передвижки;
Считаю эффективной такую работу с родителями, как открытые занятия в начале и в конце года. Беседы и анкеты для родителей говорят о том, что проведение таких занятий очень важный момент в формировании педагогических знаний у родителей. Они дают возможность увидеть каждому родителю уровень развития своего ребенка. Большим интересом у родителей пользуется практикумы по методике ТРИЗа, на которых показываю как правильно играть с детьми, как объяснять правила, оценивать успехи и неудачи ребенка ( Слайд род собр).
Результаты моей работы по данной теме показали эффективность применения методики ТРИЗа в процессе развития творческого воображения. Игры и упражнения по ТРИЗу способствуют движению мысли ребенка, развивают логику, формируют математические представления, обогащают словарный запас ребенка, а также формируют умение применять полученные знания в незнакомых ситуациях.
Об эффективности работы по развитию воображения, творческих способностях говорят хорошие результаты успеваемости детей в первом классе и положительный отзыв учителей, а также результаты диагностики при выходе из детского сада. ( диагностика) Всё это свидетельствует о необходимости применения ТРИЗа в воспитании детей дошкольного возраста.
Чем раньше начать развивать у детей логическое мышление, воображение, тем плодотворнее будет эта работа.
Опыт работы
« Развитие воображения, творческих способностей у детей дошкольного возраста посредствам использования методики ТРИЗ»
МДОУ « Улыбка»
г. Сосновка
Соколова Л.А.
2008 г.
Использование игр и упражнений способствует решению творческого развития дошкольников, а именно:
- Формирование мотивации удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличению объема внимания и понятий.
- Формированию мыслительных операций ( анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогии)
- Развитию образного, вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитию речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработке умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со с сверстниками и взрослыми.
- Формированию умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий.
Разделы картотеки:
-классификация
-закономерность
-внимание и память
-геометрическое мышление
-логическое мышление
-развитие грамматического строя речи
- обогащение словарного запаса
Теории Л.С. Выгодского определяют следующие положениями:
1) соответствие содержания обучения зоне ближайшего развития детей;
2)наличие последовательной системы обучения;
3)развивающей эффективностью используемых методов изучения;
4) логикой изменения форм обучения : от коллективной
Совместной со взрослым деятельности детей к самостоятельной работе ребенка как индивидуального субъекта деятельности.
Принципы развивающего обучения:
- Принцип активности заключается в том, что дети должны выступать в совместной учебной деятельности не как пассивные объекты, а как равноправные соучастники учебного процесса.
-Принцип креативности связан с тем, что активность воспитанников должна носить не репродуктивный, а продуктивный характер, то есть быть творческой активностью.
- Принцип коллективности требует организации учебного процесса как коллективного процесса, в котором дети выступают во взаимные отношения, ведущие к взаимному обогащению.
-Принцип проблемности заключается в том, что любой материал, предлагаемый для усвоения, должен даваться как способ решения той или иной коммуникативной, познавательной, социальной и др. задачи. Умственное воспитание при этом будет выступать как последовательность подобных задач.
-Принцип индивидуализации предлагает учет педагогом индивидуальных особенностей воспитанников, а также самостоятельное нахождение ребенком своего места в коллективной работе в соответствии со своими интересами и личностными особенностями.
- Принцип вариативности заключается в вариативном преподнесении проблем детям: не только через умственное усилие, Нои через физический, производственный труд, через занятия искусством, споротом и т.д.
-Принцип успешности предполагает создание для детей ситуации достижения, где успех служит вознаграждением, определенным стимулом, позволяющим преодолевать трудности в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад (обобщение опыта) «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста»
Направить ребенка в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. ...
Описание педагогического опыта на тему" Пластилинография-как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Описание педагогического опыта...
Обобщение педагогического опыта Тема: «Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Тема:«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».“Ум ребенка - на кончиках его пальцев”.В....
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА -4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ В.В.ВОСКОБОВИЧА «ФИОЛЕТОВАЯ КОМНАТА ЗА 2020-2021г.
Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано...
Обобщение опыта Тема: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений»
Обобщение опыта Тема: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений»...
Круги Луллия - современная образовательная технология ТРИЗ, для развития интеллектуально – творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Круги...
Обобщение опыта на тему: «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционные форм рисования»
Обобщение опытом по теме: Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционные форм рисования....