"Логико-математические сюжетные игры для детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему
Методические рекомендации для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov_logiko_matei_s-r_igry.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Маячок» г. Воркуты
Методические рекомендации для педагогов
«Логико-математические сюжетные игры
для детей дошкольного возраста»
Баракова Ирина Михайловна
воспитатель
Логико-математические представления детей дошкольного возраста
разнообразны и практически значимы для ребёнка в разных видах деятельности. Они являются средством успешного осуществления
игровых, конструктивных, простейших трудовых действий, приобщения
ребёнка к познанию и творчеству.
Наряду с дидактическими играми в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»; в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов, в больницу, магазин, школу, ферму. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребёнка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и общественный характер. Поэтому советские психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способа перехода от незнания к знанию.
Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребёнок практически ещё не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.
«Игра, - писал выдающийся психолог А.В.Запорожец, - даёт возможность
воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более
широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной
практики ребёнка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздаёт труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребёнком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих
способностей».
Дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях
отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского
сада, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются
ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребёнок может производить разнообразные счётные и измерительные действия. Например,
в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчёты,
измеряет ткань, ленты, верёвочки и др.
Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять
обучение ребят математическим основам, а именно операциям счёта и
действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть
организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения
игровых действий возникала объективная необходимость в практическом
применении счёта и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.
Иначе говоря, в такой игре должен быть развёрнутый сюжет, включающий
разнообразные роли, и необязательно с математическим содержанием, но
определённые игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребёнку в виде игровых правил. Речь идёт о сюжетно-дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. Чтобы развернуть эти игры с детьми, надо познакомиться с принципами их организации:
- Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх дошкольников;
- Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически
входят действия счёта и измерения;
- Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и
содержании игр;
- Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к
выполнению ролей, включающих математические действия;
- Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего
наряду с детьми игровую роль;
- Индивидуальный подход к детям (учёт знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребёнка)
- Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане
представлений, а затем к операциям с числами.
Сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий,
даёт ребёнку возможность практически использовать, закреплять и уточнять
полученные на занятиях представления. Например, если на 3-4 занятиях
дети знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью
сюжетно-дидактической игры «Зоопарк», организованной вслед за занятиями, будет практическое использование порядковых числительных в
пределах 10. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой.
Сюжетно-дидактические игры под контролем воспитателя целесообразно
проводить 2-3 раза в неделю, в свободное от занятий время. Самостоятельно
в эти игры дети могут играть и в другие дни.
В сюжетно-дидактической игре одновременно могут быть заняты от 6-8
до 12-14 детей. Воспитатель, принимая в ней непосредственное участие, в то же время должен держать в поле зрения и остальных детей группы. Это
довольно сложно. Поэтому, организуя новые игры с группой детей, необходимо остальных занимать хорошо знакомыми играми («Семья», «Визажист»
и др.) Это позволит воспитателю принимать участие в новой сюжетно-дидактической игре.
В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно
Выделить три этапа. На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю.
Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счётных и измерительных действий каждым ребёнком, развивает умение принимать эти знания в ирге. Например, дети играют в «Молочную ферму», доярки, надев фартуки, готовят корм для коров и телят, раскладывают его в стойла, чистят помещение, выгоняют стадо на пастбище, доят коров. Надоенное молоко нужно доставить на молокозавод, а затем в детский сад, больницу, магазин, а значит, его нужно разлить во фляги.
Теперь доярки, взяв различные условные мерки, разливают
молоко в одинаковые бидоны, устанавливая каждый раз зависимость числа
от величины меры (чем больше мерка, тем меньшее число раз она уложится).
Второй этап. По мере овладевания счётом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль воспитателя. Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Так, задумав развернуть игру в «Зоопарк», ребята предлагают роль директора зоопарка
Даниле: он не ошибается в счёте и всегда помогает другим. Взяв на себя роль организатора игры, дети стремятся выполнить её ответственно и добросовестно. Например, Данила, выполняя роль директора зоопарка, не только определяет задания проводникам, доставляющим в зоопарк животных, но и по ходу игры проверяет правильность их выполнения.
Третий этап. На этом этапе характерно развёртывание сюжетно-ролевых игр по инициативе самих детей. Какая же роль отводится здесь воспитателю?
Его роль сводится к контролю за ходом игры и вовлечению малоактивных
детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счётные задачи.
Дети с интересом выполняют все роли, но особенно увлечённо те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить. Каждый стремится
правильно выполнить счётно-измерительные действия, иначе читатель не получит нужную корреспонденцию (игра в «Почту»), в заповеднике не
отловят нужное количество животных (игра в «Зоопарк»), на ферме не хватит корма (игра в «Молочную ферму») и т. д. Войдя в роль, ребята испытывают
чувство гордости от приобщения к труду, которым занимаются взрослые. Это содействует развитию у них понимания смысла труда взрослых и воспитания уважения к нему.
Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование логико-математических игр в обучении математике детей дошкольного возраста"
Иры для дошкольников по математике...
Использование логико - математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
laquo;Математика приводит в порядок ум» М. Ломоносов.Математика играет огромную роль в умственном воспитании и интеллектуальном развитии ребёнка. Обучение математике детей дошкольного воз...
Использование логико - математических игр в работе с детьми дошкольного возраста
laquo;Математика приводит в порядок ум» М. Ломоносов.Математика играет огромную роль в умственном воспитании и интеллектуальном развитии ребёнка. Обучение математике детей дошкольного возр...
Использование логико - математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Логико – математические игры отличаются большим разнообразием: - готовые игры, купленные в магазине; - игры, придуманные и сделанные ВАМИ; - игры повторы покупных настольных игр, сделанных ВАМИ,...
Статья "Использование логико - математических игр в работе с детьми дошкольного возраста".
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и интеллектуальном развитии ребёнка. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. ...
Статья "Использование логико - математических игр в работе с детьми дошкольного возраста"
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и интеллектуальном развитии ребёнка. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр....
Значение логико-математических игр в развитии мышления детей дошкольного возраста
Консультации для педагогов. Значение математических игр в развитие мышления детей дошкольного возраста....