Методическая разработка занятия по познавательному развитию. "Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник".
план-конспект урока по математике (младшая группа)

Карагодина Валентина Николаевна

Структура конспекта занятия:

1. Цель занятия: создать условия для формирования элементарных математических представлений.

2. Задачи.

Образовательные: Закрепить умение детей различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, называя два признака (форму и цвет). Совершенствовать умение детей различать количество предметов, используя в речи выражения «на верхней полоске», «на нижней полоске», «больших кружков стало больше», «маленьких кружков стало меньше».

Развивающие: Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к математике.

3. Тип занятия: закрепление пройденного материала.

4. Форма занятия: традиционное занятие.

5. Продолжительность: 15 минут.

6. Участники: дети второй младшей группы.

7. Возраст обучающихся: 3-4 года.

8. Оборудование и материалы: «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур, блоки Дьенеша, три обруча с большими плоскостными геометрическими фигурами, раздаточный материал, магнитная доска и магниты.

9. Предварительная подготовка: игры с блоками Дьенеша, дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подбери по цвету», «Угадай форму предмета», «Назови геометрическую фигуру».

10. Методы и приемы работы с детьми: сюрпризный момент, демонстрация наглядных пособий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровых моментов, использование настольной игры, выполнение практического задания.

11. Структура занятия:

12. Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Мы сегодня вспомним названия геометрических фигур и повторим цвета.   Но сначала отгадайте загадку:

Защищать должна я дом.
Всё обнюхаю кругом.
Вас спасать я брошусь в реку,

Первый друг я человеку.
Лаю, если  где-то драка,
Потому, что я - …(Собака)

- Правильно, посмотрите какой замечательный щенок пришел к нам в гости. (Дети здороваются с ним, гладят.)

 

II. Основная часть.

- Он принес геометрические фигуры, а как они называются не знает. Поэтому он прибежал к нам за помощью. Ребята поможем щенку? (Ответы детей.) Давайте отгадывать загадки, что за фигуры принес щенок.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)

- Правильно, молодцы! (Показывает круг, крепит магнитом к доске.) Еще загадка:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Как зовут его……? (Квадрат)

- Правильно, молодцы! (Показывает квадрат, крепит магнитом к доске.) Еще загадка:

Три вершины,

Три угла,

Три сторонки –

Кто же я? (Треугольник)

- Правильно! (Показывает треугольник, крепит магнитом к доске.) Это круг, квадрат и треугольник. Я предлагаю немного поиграть, помочь щенку запомнить геометрические фигуры.

   Дидактическая игра «Твой домик».

- Вот три обруча. В одном обруче живут только, круги (метка круга), во втором обруче живут только квадраты (метка квадрата), а в третьем - треугольники (метка треугольника). Нам необходимо разложить фигуры по обручам.   (Воспитатель проверяет правильно ли дети выбрали домик, уточняет, как называются предметы в их обруче.)

- Щенку понравилось с нами играть, мы продолжим. Следующая игра «Чудесный мешочек».

- Ребята, вам надо взять из мешочка геометрическую фигуру и сказать, какой она формы и цвета. (Дети по очереди подходят к воспитателю и достают фигуру, называя два её признака.)

- Молодцы, а теперь проходите к столам, садитесь.

Работа с раздаточным материалом.

- Положить все большие кружки на верхнюю полоску, на нижнюю полоску столько маленьких кружков, сколько больших на верхней полоске.

- Поровну ли больших и маленьких кружков? (Поровну)

- Где лежат большие кружки? (На верхней полоске)

- Где лежат маленькие кружки? (На нижней полоске)

- Уберите один маленький кружок.

- Каких кружков стало больше? (Больших кружков стало больше)

- Каких кружков стало меньше? (Маленьких кружков стола меньше)

- Молодцы, все хорошо справились!

 Физкультминутка «Затейники».

Ровным кругом, друг за другом 

Мы идем за шагом шаг. 

Стой на месте, дружно вместе 

Сделаем… вот так. 

- Садитесь, мы продолжим играть. Щенку пора возвращаться домой, я предлагаю вам построить конуру для щенка, используя геометрические фигуры.

- Посмотрите, какие геометрические фигуры нам понадобятся для этого? (квадрат и треугольники).

-Я думаю, что наш гость запомнить названия геометрических фигур. Ведь его дом построен из квадрата и треугольника, а круг напоминает…(солнышко).

- Правильно.  Какие вы молодцы!

III. Итог.

-  Ребята, щенок говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь щенок тоже знает названия геометрических фигур.

- Какого цвета были геометрические фигуры?

- Щенок обязательно еще к нам придет в гости. А пока скажем ему: «До свидания!»

 

13 Литература

  1. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2014. - 128 c.
  2. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Авт.-сост. Е.Н.Панова.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С, 2007. – 79 с.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 247 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике. Тема: «Закрепление знаний о цифрах I, 2, 3, 4. Далеко - близко, закрепление знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Конспект занятия по математике.Тема: «Закрепление знаний о цифрах I, 2, 3, 4. Далеко - близко, закрепление знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник....

Конспект занятия по математике. Тема: «Закрепление знаний о цифрах I, 2, 3, 4. Далеко - близко, закрепление знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Конспект занятия по математике.Тема: «Закрепление знаний о цифрах I, 2, 3, 4. Далеко - близко, закрепление знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник....

Методическая разработка по познавательному развитию. "Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник".

Занятие на тему "Геомктрические фигуры: круг, квадрат, треугольник" для детей второй младшей группы....

Конспект занятия ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (КРУГ, КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК).

Цели: учить находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника, вырезать круг из квадрата, правильно выполнять прыжки на месте (энергично отталкиваться и приземляться на обе ноги), ориентироватьс...

Познавательное развитие. "Геометрические фигуры. Круг,квадрат, треугольник".

Дистанционное занятие для средней группы детского сада по формированию элементарных математических представлений....

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе (3–4 года) «Геометрические фигуры. Круг, квадрат, треугольник»

Цель: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Закреплять представления о геометрических фигурах.Задачи:Образовательные:• продолжать знакомить детей с геометрическими...