Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «В царстве математики» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «В царстве математики» для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 2.1
«Организация НОД».
Каким образом педагог может организовать НОД с детьми? Разработайте конспект/технологическую карту НОД.
Выполнила:
Апатова Диана Расуловна
(ФИО)
воспитатель
(должность)
МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия»
(место работы)
Пояснительная записка
В разработке представлена технологическая карта занятия «В царстве математики».
Мною был разработан конспект НОД, который предназначен для реализации в старшей группе, обучающихся в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» и с учетом ООП ДО «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Непосредственно образовательная деятельность представлена в соответствии с ФГОС ДО, в области «Познавательное развитие», проводится в рамках образовательной деятельности; с соблюдением требований и норм СанПиН 2.4.3648-20 и применением современных образовательных технологий: игровая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная. Образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с учетом интегративного подхода и включает в себя: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В ходе образовательной деятельности использовала максимум наглядности и создала условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Занятие построено логично, этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме.
Организационный приём «Приветствие» в стихотворной форме направлен на развитие коммуникативных качеств, на внимание.
С целью мотивации детей введена проблемная ситуация (злой волшебник заколдовал всех жителей, все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои названия). Использован сюрпризный момент (появление сундучка в группе). На данном этапе создаётся настрой на дальнейшую познавательную деятельность.
Дети полностью погрузились в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли.
На занятии дети были заинтересованы, активны и внимательны, чувствовали себя комфортно. В ходе занятия дети показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях в выполнении заданий. Материал для занятия подобран по возрасту, соответствует их психологическим особенностям и рационален для решения поставленных задач.
Считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.
Таким образом, поставленные цель и задачи реализованы полностью.
Технологическая карта занятия
ФИО разработчика: Апатова Диана Расуловна, воспитатель МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия».
Тема: «В царстве математики»
Цель: выявление знаний детей, полученных в течение года по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
-тренировать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;
-закреплять знания о геометрических фигурах;
-закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев;
-закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги;
-закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие:
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
-воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям;
-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её;
-воспитывать интерес к математическим занятиям.
Интеграция образовательных областей (условные обозначения): речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы: групповая, подгрупповая.
Оборудование: магнитная доска, мультимедийный проектор, цифры от 1до 10, сундук, яблоки, ножницы, лэпбук, ковер-самолет, замок с геометрическими фигурами.
Раздаточный материал: набор цифр от 1 до 10 и геометрических фигур на каждого ребенка, набор палочек Кюизенера, тетради, цветные карандаши.
Предварительная работа: игры с палочками Кюизенера, повторение названия геометрических фигур, повторение счета в пределах 10, отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, дидактические игры, индивидуальные занятия.
Планируемый результат занятия: сформированы умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, составлять числовой ряд; закреплены представления детей о геометрических фигурах: умения различать и сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине); сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги, умение действовать в соответствии с указаниями воспитателя, решать задачи, называть дни недели.
Методы и приемы:
Словесный: прием психологического настроя «Приветствие»; эмоциональная окраска голоса; проблемные вопросы; художественное слово; положительное подкрепление (похвала, одобрение), педагогическая оценка.
Наглядный:
Практический: коммуникативное регулирование деятельности; решение проблемной ситуации; выполнение заданий.
Игровой: динамические паузы; дидактические игры.
Этапы | Время | Деятельность педагога | Деятельность | РППС |
Вводная часть Организационный момент Основная часть Актуализация Проектирование решений проблемной ситуации «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | 3 минуты 7 минут 10 минут | Ребята, у нас сегодня гости, давайте мы с ними поздороваемся и им улыбнемся. В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три. А теперь пойдем налево, раз, два, три. В центре круга соберемся, раз, два, три. И на место все вернемся, раз, два, три. Улыбнемся, подмигнем, И общаться мы начнём! Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. (включается видео, на экране появляется ворона) - Кар-кар-караул, в стране математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей. Все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои названия. Королева математики целый год наблюдала за тем, как вы интересно занимались математикой и поняла, что только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. - Мы поможем жителям страны математики? - Ребята, вы ничего необычного не заметили в нашей группе? Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну Математики. - Садитесь на корточки и закрывайте глаза. Раз, два, три – в математической стране очутись! - Мы попали с вами в страну математики. Посмотрите, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя. - Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? - Есть ли здесь одинаковые фигуры? - Сравните их и скажите, что у них есть общее? - Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов). Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство. Первое задание: «Случай странный, Случай редкий, Цифры в ссоре, Вот те на! Со своей стоять соседкой, Не желает ни одна, Нужно цифры помирить. И их строй восстановить» Чтобы выполнить это задание вы должны разделиться на 2 команды. Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке? Давайте все вместе повторим числовой ряд. Одна команда считает числа по порядку. Вторая в обратном направлении от 10 до 0. - Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9? Восемь. - Все согласны? - Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9. - Назовите число, которое больше числа 3 на 1. - Назовите число, которое больше числа 5 на 1. - Назовите число, которое больше числа 7 на 1. - Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Второе задание: Дидактическая игра «Подбери предметы по форме» Физминутка Быстро встаньте, улыбнитесь Выше, выше потянитесь Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернитесь Пола ручками коснитесь Сели-встали, сели-встали И на месте поскакали. Вот какие молодцы! - Отправляемся дальше в путь. Третье задание: Игра «Разложи полоски» Детям предлагается палочки Кюизенера выложить их в ряд: от самой высокой до самой низкой. | Дети делают круг выполняют движения и сопровождают действия текстом Дети здороваются. Ответы детей Дети обращают внимание на сундук Дети садятся на корточки и представляют, что летят на ковре самолете. Дети отвечают на вопросы воспитателя Дети сравнивают фигуры по форме, цвету, величине. Дети делятся на 2 команды. Ответы детей Дети выкладывают числовой ряд и отвечают на вопросы воспитателя. После выполнения задания дети складывают материал в кармашки для будущего Лэпбука Ответы детей Дети садятся за стол и выполняют задание После выполнения задания дети складывают материал в кармашки для будущего Лэпбука Дети встают в круг и выполняют движения согласно тексту Дети выполняют задание и проверяют правильность выполнения взаимопроверкой После выполнения задания дети складывают материал в кармашки для будущего Лэпбука | Интерактивная доска Сундук Ковер самолет Замок с геометрическими фигурами. Набор цифр от 1 до 10. Палочки Кюизенера |
Осмысление (итог) Создание ситуации успеха. Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели. | 4 минут | - Вы сегодня большие молодцы! Вы порадовали и меня и королеву Математики. За то, что вы хорошо справились с заданиями, царица «Математики» прислала ключ. - Для чего этот ключ? Может, этим ключом мы сможем открыть сундук? - Давайте посмотрим, что там лежит. (воспитатель открывает сундук, а в нем одно яблоко.) Что же делать, ребята? Яблоко одно, а вас много? Совершенно верно, нужно разделить яблоко на части. - Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились. (воспитатель демонстрирует собранный лепбук) | Дети высказывают свое мнение Дети отвечают на вопросы Дети выполняют задание, делят яблоко на части, сравнивают их. | Лэпбук Сундук с яблоком. Яблоки, ножницы. |
Рефлексия | 1 минута | «Солнышко - тучки» Воспитатель предлагает выбрать солнышко тем детям, кому было интересно на занятии, кому было скучно и не интересно – выбрать тучку. Ребята, что вам понравилось? Воспитатель благодарит детей за работу. | Дети делятся впечатлениями, выбирают солнышко или тучку | Солнышки и тучки вырезанные из цветной бумаги |
Литература:
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)
- Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.
- Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. 21; №2. с. 20.
- Позина В. А., Помораева И. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений.
- Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
- Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.19.
- Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 673 c.
- Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8. с. 42-54.
- Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
- Шиян О. А. ФГОС Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 л.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей подготовительной к школе группы....
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»
Предлагаемый материал посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказки в математике» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений о природе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Там, на неведомых дорожках».
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, интеграция образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художестве...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания и картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».
Материал разработан для проведения исследований свойств воды с детьми старшего дошкольного возрастах. Предложенные опыты с водой помогут детям систематизировать знания о свойствах воды. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Познаю свой край) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Животные тундры»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(Познаю свой край)для детей сстаршего дошкольного возрастаТема: «Животные тундры»...