Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «В царстве математики» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Апатова Диана Расуловна

                                                           Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП  на тему: «В царстве математики» для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание  № 2.1

 «Организация НОД».

                Каким образом педагог может организовать НОД с детьми? Разработайте конспект/технологическую карту НОД.

Выполнила:

Апатова Диана Расуловна

 (ФИО)

воспитатель

(должность)

МДОАУ  ЦРР-д/с «Фантазия»

 (место работы)

Пояснительная записка

 

В разработке представлена технологическая карта занятия «В царстве математики». 

Мною был разработан конспект НОД, который предназначен для реализации в старшей группе, обучающихся в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МДОАУ ЦРР – д/с  «Фантазия» и с учетом ООП ДО «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.  Непосредственно образовательная деятельность представлена в соответствии с ФГОС ДО, в области «Познавательное развитие», проводится в рамках образовательной  деятельности;   с соблюдением требований и норм СанПиН 2.4.3648-20 и применением современных образовательных технологий: игровая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная. Образовательная деятельность  проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с учетом интегративного подхода и включает в себя: речевое развитие,  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В ходе образовательной деятельности использовала максимум наглядности и создала условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Занятие построено логично,  этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме.

Организационный приём «Приветствие» в стихотворной форме  направлен на развитие коммуникативных качеств, на внимание.

 С целью мотивации детей введена проблемная ситуация (злой волшебник заколдовал всех жителей, все числа перепутались в числовом ряду,  геометрические фигуры забыли свои названия). Использован сюрпризный момент (появление сундучка в группе). На данном этапе создаётся настрой на дальнейшую познавательную  деятельность.

Дети полностью погрузились в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли.

         На занятии дети были заинтересованы, активны и внимательны, чувствовали себя комфортно. В ходе занятия дети показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях в выполнении заданий. Материал для занятия подобран по возрасту, соответствует их психологическим особенностям и рационален для решения поставленных задач.

     Считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.

Таким образом, поставленные цель и задачи реализованы полностью.

Технологическая карта занятия

ФИО разработчика: Апатова Диана Расуловна, воспитатель МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия».

Тема: «В царстве математики»

Цель: выявление знаний детей, полученных в течение года по формированию элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

-тренировать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке,  умение составлять числовой ряд;

-закреплять знания о геометрических фигурах;

-закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев;

-закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги;

-закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие:

- развивать  логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

-воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям;

-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её;

-воспитывать интерес к математическим занятиям.

Интеграция образовательных областей (условные обозначения): речевое развитие,  познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы: групповая, подгрупповая.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийный проектор, цифры от 1до 10, сундук, яблоки, ножницы, лэпбук, ковер-самолет, замок с геометрическими фигурами.

Раздаточный материал: набор цифр от 1 до 10 и геометрических фигур на каждого ребенка, набор палочек Кюизенера, тетради, цветные карандаши.

Предварительная работа: игры с палочками Кюизенера, повторение названия геометрических фигур, повторение счета в пределах 10, отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, дидактические игры, индивидуальные занятия.

Планируемый результат занятия:  сформированы умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, составлять числовой ряд;  закреплены  представления детей о геометрических фигурах: умения различать  и сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);  сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги, умение  действовать в соответствии с указаниями воспитателя, решать задачи, называть дни недели.

Методы и приемы:

Словесный: прием психологического настроя «Приветствие»; эмоциональная окраска голоса; проблемные вопросы; художественное слово; положительное подкрепление (похвала, одобрение), педагогическая оценка.

Наглядный:

Практический: коммуникативное регулирование деятельности; решение проблемной ситуации; выполнение заданий.

Игровой: динамические паузы; дидактические игры.

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность
ребёнка

РППС

Вводная часть

Организационный момент

Основная часть

Актуализация
знаний

Проектирование решений проблемной ситуации

«Открытие»

детьми новых знаний, способа действий

3 минуты

7 минут

10 минут

Ребята, у нас сегодня гости, давайте мы с ними поздороваемся и им улыбнемся.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

И общаться мы начнём!

Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку.

 (включается видео, на  экране появляется ворона)

 - Кар-кар-караул, в стране математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей. Все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои названия. Королева математики    целый год наблюдала за тем, как вы интересно занимались математикой и поняла, что только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания.

 - Мы поможем жителям страны математики?

- Ребята, вы ничего необычного не заметили в нашей группе?

Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну Математики.

- Садитесь на корточки и закрывайте глаза.

Раз, два, три – в математической стране очутись!

- Мы попали с вами в страну математики.

Посмотрите, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

- Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке?

- Есть ли здесь одинаковые фигуры?

- Сравните их и скажите, что у них есть общее?

- Чем фигуры отличаются?

 Как вы считаете, какая фигура лишняя?

(круг – не имеет углов). 

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

Первое задание:

«Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на!

Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить.

И их строй восстановить»

Чтобы выполнить это задание вы должны разделиться на 2 команды. 

Как можно помирить цифры? Что нужно сделать,

чтобы они встали в нужном порядке?

 Давайте все вместе повторим  числовой ряд.

Одна команда считает числа по порядку.

Вторая в обратном направлении от 10 до 0.

- Ребята,  давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9?

Восемь.

- Все согласны?

- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9.

- Назовите число, которое больше числа 3 на 1.

- Назовите число, которое больше числа 5 на 1.

- Назовите число, которое больше числа 7 на 1.

 - Молодцы,  вы отлично справились с этим заданием.

Второе задание: 

Дидактическая игра «Подбери предметы по форме»

Физминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели-встали

И на месте поскакали.

Вот какие молодцы!

 - Отправляемся дальше в путь.

Третье задание: 

Игра «Разложи полоски»

Детям предлагается палочки Кюизенера  выложить их в ряд: от самой высокой до самой низкой.

Дети делают круг

выполняют движения и сопровождают действия текстом

Дети здороваются.

Ответы детей

Дети обращают внимание на сундук

Дети садятся на корточки и представляют, что летят на ковре самолете.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети сравнивают фигуры по форме, цвету, величине.

Дети делятся на 2 команды. 

Ответы детей

Дети выкладывают числовой ряд и отвечают на вопросы воспитателя.

После выполнения задания дети складывают материал в кармашки для будущего Лэпбука

Ответы детей

Дети садятся за стол и выполняют задание

После выполнения задания дети складывают материал в кармашки для будущего Лэпбука

Дети встают в круг и выполняют движения согласно тексту

Дети выполняют задание и проверяют правильность выполнения взаимопроверкой

После выполнения задания дети складывают материал в кармашки для будущего Лэпбука

Интерактивная доска

Сундук

Ковер самолет

Замок с геометрическими фигурами.

Набор цифр от 1 до 10.

Палочки Кюизенера

Осмысление

(итог)

Создание ситуации успеха.

Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.

4 минут

 - Вы сегодня большие молодцы! Вы порадовали и меня и королеву Математики.  За то, что вы хорошо справились с заданиями, царица «Математики» прислала ключ.

 - Для чего этот ключ?  Может, этим ключом мы сможем открыть сундук?

 - Давайте посмотрим, что там лежит.

(воспитатель открывает сундук, а в нем одно яблоко.)

 Что же делать, ребята?  Яблоко одно, а вас много?

Совершенно верно, нужно разделить яблоко на части.

- Молодцы, ребята,  со всеми заданиями вы справились.

(воспитатель демонстрирует собранный лепбук)

Дети высказывают свое мнение

Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют задание, делят яблоко на части, сравнивают их.

Лэпбук

Сундук с яблоком.

Яблоки, ножницы.

Рефлексия

1 минута

 «Солнышко  - тучки»

Воспитатель предлагает выбрать солнышко тем детям, кому  было интересно на занятии, кому  было скучно и не интересно – выбрать тучку.

Ребята, что вам понравилось?  

Воспитатель благодарит детей за работу.

Дети делятся впечатлениями, выбирают солнышко или тучку

Солнышки и  тучки вырезанные из цветной бумаги

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)
  2. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.
  3. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. 21; №2. с. 20.
  4. Позина В. А., Помораева И. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений.
  5. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
  6. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.19.
  7. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 673 c.
  8. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8. с. 42-54.
  9. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
  10. Шиян О. А. ФГОС Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 л.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки  для детей подготовительной к школе группы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»

Предлагаемый материал  посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений о природе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Там, на неведомых дорожках».

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, интеграция образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие",  "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художестве...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания и картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».

Материал разработан для проведения  исследований свойств воды с детьми старшего дошкольного возрастах. Предложенные опыты с водой помогут детям систематизировать знания о свойствах воды.   ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Познаю свой край) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Животные тундры»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(Познаю свой край)для детей сстаршего дошкольного возрастаТема: «Животные тундры»...