Развитие математических представлений у дошкольников
статья по математике

Криштофик Светлана Михайловна
Опыт работы с детьми показывает, что они могут быть подготовлены к изучению математики при соблюдении ряда условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_femp.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических представлений у дошкольников

Криштофик Светлана Михайловна

Воспитатель ГБДОУ 32

Математика учит точности мысли, подчинение логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это – формирует личность.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов во множестве, а также  выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педаго-гические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

Опыт работы с детьми показывает, что они могут быть подготовлены к изучению математики при соблюдении ряда условий. Как представляется, самыми существенными являются: раннее выявление трудностей в обучении и своевременное включение ребенка в процесс специально организованной работы; наличие научно обоснованной системы формирования элементарных математических представлений у детей, в том числе и с помощью занимательного материала; его целенаправленное и систематическое применение с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка и т.д. 

Только при условии осуществления целенаправленного, систематизированного подхода к обучению детей  математическим представлениям, можно добиться повышения качества знаний, умений и навыков, а также развития мышления и познавательной деятельности в целом.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста включает в себя ряд разделов:

  1. «Количество и счет», предполагает развитие представлений детей о числе, счете, множестве, об арифметических действиях, а также предполагает решение детьми элементарных текстовых задач.
  2. «Величина» ориентирован на развитие представлений детей о величинах, о способах их сравнении и измерения (толщине, площади, длине, ширине, высоте, объеме, массе, времени).
  3. «Форма» отражает развитие представлений детей о форме предметов, геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах, а также существующих отношениях.
  4. «Ориентировка во времени» содержит программный материал, направленный на развитие представлений детей о времени суток и их частях, о днях недели, месяцах и временах года, а также предполагает развитие у детей «чувства времени».
  5. «Ориентировка в пространстве» предполагает, что дети учатся ориентироваться в отношении собственного тела, относительно себя самих, другого человека, расположенных вокруг предметов, а учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, в т.ч. на листе бумаги и в движении[2].

На каждом возрастом этапе ставятся свои цели и задачи. Так программа второй младшей группы ориентирована на дочисловой период – на этом этапе дети учатся сравнивать предметы, знакомятся с их формой, учатся различать пространственные направления, а также ориентироваться во времени на элементарном уровне. В средней группе программа усложняется и наполняется новым содержанием, вводится счет при помощи числительных, изучают величину, форму предметов, учатся ориентироваться в пространстве и во времени. В старшей группе продолжается работа по обучению детей счету, закрепляются приобретенные умения и навыки, дети учатся сравнивать, измерять при помощи условной мерки (вводится деление предмета на равные части, развитие глазомера). Проводится работа по развитию представлений о геометрических фигурах, развитию умений ориентировки в пространстве и во времени. В подготовительной группе материал усложняется: предусматривается обязательное усвоение детьми материала, изучаемого в предыдущих группах, приобретенные знания, умения и навыки детей расширяются и углубляются. Это касается навыков счета, в т.ч. порядкового, вводится количественный состав числа из отдельных единиц и т.п., обратный счет, дети учатся составлять и решать простые арифметические задачи.

Подводя итог всему выше сказанному отмечу, что ФЭМП представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Н.Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильев. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  2. Габова, М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность  – 2011.
  3. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2010.
  4. ФГОС дошкольного образования//

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие математических представлений младших дошкольников

Данная статья поможет педагогам групп раннего возраста понять "природу" формирования математических представлений в прцессе конструирования.Определить этапы построения работы при формировании элемента...

«Развитие математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи»

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППОВОМ ПОМЕЩЕНИИ. ЦЕНТР МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.ПЛАН-ПР...

Развитие математических представлений у дошкольников на основе новых технологий – моделирование

Развитие математических представлений у дошкольников на основе новых технологий - моделирования...

Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТААктуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд дос...

Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"

Автором представлены игры для  дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений....

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно...

Перспективное планирование по образовательной области познавательное развитие: Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 4-5 лет (Н.В Нищева)

Перспективное планирование  по образовательной области познавательное развитие:  Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 4-5 лет (Н.В Нищева)...