Образовательный проект "Что такое время?"
проект по математике (подготовительная группа)

Николаева Наталья Александровна

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы, поэтому современным детям уже в старшем дошкольном возрасте  необходимо  учиться определять и измерять время. Умение регулировать и планировать деятельность по времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Время всегда в движении. Его нельзя увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать, но время  нельзя терять напрасно, нужно уметь пользоваться им, и распределять его правильно, для того, что бы всегда успевать сделать то, что запланировано, для того, что бы быть дисциплинированным, не потеряться в пространстве. Ориентация во времени является важным жизненным навыком человека. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо научить детей определять и измерять время, планировать свою деятельность во времени, правильно отражать время в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Образовательный

      П Р О Е К Т

  в подготовительной к школе группы

             

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=15f6d087c928d8551fdaf46f69f9ee85&n=13

          «Что такое время?»                    

                     

                 

                   Подготовила воспитатель: Николаева Н.А.

                                     2021 г.                      

      Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что наш проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!

       Проект «Что такое время?»          

 

                                           « Ничем не может человек распорядиться в              

                                         большей степени,  чем временем».

                                                                          Людвиг Андреас Фейербах 

                 

                                      Паспорт проекта.

Тип проекта:  исследовательско-творческий, информационный.

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: средне-продолжительный (январь-март 2021 года)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, специалисты.

Актуальность: С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы, поэтому современным детям уже в старшем дошкольном возрасте  необходимо  учиться определять и измерять время. Умение регулировать и планировать деятельность по времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Время всегда в движении. Его нельзя увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать, но время  нельзя терять напрасно, нужно уметь пользоваться им, и распределять его правильно, для того, что бы всегда успевать сделать то, что запланировано, для того, что бы быть дисциплинированным, не потеряться в пространстве. Ориентация во времени является важным жизненным навыком человека. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо научить детей определять и измерять время, планировать свою деятельность во времени, правильно отражать время в речи.

Проблема: Идея проекта возникла однажды, после того, как на настенных часах в группы «остановилось время», просто вышла из строя батарейка. Ребята заметили, что на циферблате стрелки перестали двигаться и задались вопросом: « Что же теперь делать? Сможем мы ориентироваться во времени без часов? И вообще, зачем нам нужно время? Что  такое время?»

Цель проекта: формирование представлений  детей подготовительной к школе группы  о времени.

Задачи:

1.Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости и последовательности времен года, частей суток, дней недели, месяцев;
  • сформировать умение устанавливать время по часам с точностью до получаса и четверти часа;
  • расширить представления детей о способах определения времени с помощью различных видов часов и календарей;

2.Развивающие:

  • развивать умение пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и тоже время»;
  • формировать умение различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час);

3.Воспитательные:

  • воспитывать понятие о ценности времени в жизни людей;
  • воспитывать желание «беречь» время;
  • воспитывать познавательный интерес к проектно-исследовательской  деятельности;

Ожидаемые результаты: 

 У детей подготовительной к школе группы:

  • систематизируются и обобщатся знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти час);
  • сформируется представление о времени.
  • разовьется навык использования в речи слов, обозначающих временные категории.
  • научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности, в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности);
  •  сформируется   представление  о единицах измерения времени - секундах, минутах, часах;
  • ребята обогатят свой словарный запас новыми словами  по теме проекта;
  • поймут, что такое  ценность времени в жизни человека.

С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени детей использовались различные методы:

  • наглядные (показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов, организация выставок, и т.д.);
  • словесные (чтение сказок, отгадывание загадок, заучивание стихов);
  • практические (игры, упражнения, опыты);
  • игровые (игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые).

формы:

  • НООД по образовательной области «Познавательное развитие»;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • работа с родителями (анкетирование, консультации, открытое занятие и т.д.).

Продукт проекта: выставка часов, коллекция календарей, создание альбома «Что такое время?».

           

                  П Л А Н   Р Е А Л И З А Ц И И    П Р О Е Т А.

I. Подготовительный этап:

1.1. Постановка цели и формулирование задач.

1.2. Определение необходимого ресурсного обеспечения:

  • методическая литература о временных представлениях (энциклопедия, книги, журналы);
  • наглядный материал (открытки, фотографии, иллюстрации, картинки, мультимедиа презентации);
  • интернет-ресурс;
  • создание модели: «Дни недели», «Части суток», «Времена года», «Месяц», «Год», (объемная «многослойная» модель),  модель «Часы»;
  • подбор и составление картотеки дидактических игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • подбор художественной литературы стихов и загадок игр для детей старшего дошкольного возраста по теме проекта;
  • диагностика уровня развития детей по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП, раздела «Ориентировка во времени»;
  • подготовка анкет для родителей на тему: «Осведомленность родителей о формировании временных представлений у детей».

II. Основной этап реализации проекта.

№ п/п

Образовательная область

  Содержание

1.

Познавательное развитие

Беседы: 

  • «Немного истории о часах»
  • «Какие бывают часы?»
  • «Как появился календарь?»
  • «Что такое время? Из каких элементов состоит время?»

НОД по ФЦКМ «Что такое время?»

НОД по ФЭМП «Учимся определять время с помощью часов»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»; Опыт с песочными часами: «Течёт ли время?»; Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать»; Эксперимент с водяными часами; Эксперимент с огненными часами.

Дидактические игры:

  • «Часы – минутки»;
  • «Деньки-недельки»
  • «Где мое место?»
  • «Угадай, что за время года» 
  •  «Когда это бывает?»
  •  «Веселые часы»
  •  «Каждому предмету своё время»
  •  «Кто быстрее»
  •  «Кто больше знает»
  •  «Выбери, что нужно для часов»
  •  «Кто потрудился»
  •  «Узнай который час?»
  •  «Какие часы ты знаешь?».

Игровые задания:

  • «Напиши цифры»
  • «Впиши пропущенные числа на циферблат»,
  • «Найди такие же часы»

2.

Речевое развитие

Беседы:

  • «Как организовать свое время»
  • «Всегда ли  мы были такими?» 
  • «Что мы делаем в разное время?»
  •  «Что случится, если часы будут идти по- разному?»
  •  «Часы у меня дома»
  • «Что я знаю о часах»
  •  «Измерение времени»
  •  «Современные часы»

Чтение худ.литературы:

  • «Сказка о четырех сестричках – временах года»  
  • Е. Шварц "Сказка о потерянном времени"; 
  • Т. И. Ерофеева «Девочка и время»;
  • В.И.Даль сказка «Старик-годовик»;
  • И. Суриков «Четыре времени года».

Заучивание стихотворений: Б.Заходера «Муха-чистюха»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Я. Аким «Апрель», Е. Серова «Подснежник»,  А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало…».

Просмотр мультфильмов: «Двенадцать месяцев»; «Паровозик из Ромашкова», «Фиксики-часы»

Дидактические игры:

  • «Было-будет»
  • «Что сначала, что потом» 
  •  «Все о времени»
  • «Распорядок дня»

Составление рассказов «Мой день», по сюжетным  картинкам «Гадкий утёнок»

3.

Социально-коммуникативное развитие

Викторина «Наш веселый календарь»

Экскурсия с родителями в магазин «Часы»

Виртуальная экскурсия в музей часов

Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Я - экскурсовод музея часов», из цикла  «Распорядок дня», «Часовая мастерская».

4.

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование: «Машина времени», изготовление часов из бумажной тарелки.

Рисование «День и ночь», «Моё любимое время года», «Мой любимый день недели»

Аппликация «Куранты»

Пластилинография: «Весёлый будильник»

Слушанье музыки:

  • цикл «Времена года» П. И. Чайковский, А Вивальди;
  • «Песня об обиженном времени» (из дискоспектакля «Алиса в стране чудес»);

Игра-инсценировка:«Неделька, стройся!»

5.

Физическое развитие

Игра тихой подвижности «Лови, бросай времена года называй»

Игры: «Заяц, заяц, сколько время?», «День-ночь», «Живая неделя»;

Утренняя гимнастика «Часики»

Физкультминутки по теме проекта: «Часы», «Осень», «Весна - красна».

Взаимодействие с родителями:

  • анкетирование родителей;
  • просвещение родителей в вопросах формирования у детей представлений о времени;
  • привлечение родителей к пополнению коллекции календарей и оформлению выставки часов;
  • экскурсия выходного дня в магазин часов;

Взаимодействие с педагогами:

  • консультация «Формирование временных представлений у дошкольников;
  • взаимодействие со специалистами (инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель) в организации и проведении совместных развлечений по теме проекта.

III. Заключительный этап.

3.1. Организация выставки часов

3.2. Оформление коллекции календарей

3.3. Составление презентации проекта

Проект «Что такое время?» - это попытка актуального вопроса познавательного и интеллектуального развития дошкольников посредством формирования у детей представлений о времени. Важно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Проект  детей все делать вовремя. Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.

Консультация для родителей «О временных представлениях у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «О временных представлениях у детей дошкольного возраста»

 Во всех видах деятельности человека требуется ориентировка во времени, чувство времени. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Необходимо детям показывать и объяснять временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом (это дни недели, части суток, месяца, времена года и т. д.) . Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости, от наличия времени).

Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. Необходима постоянная систематическая работа по формированию у дошкольников представлений времени. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающий повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий и по дням недели.

В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к различным параметрам времени....В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по формированию представлений о таких временных отрезках как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится светлее и т. п.) . Дома с детьми родители могут беседовать о том что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня. В качестве наглядного материала можно использовать картинки, календарь наблюдения. Лучше всего, если дети будут заполнять календарь погоды в дошкольном учреждении и дома с родителями. Дети путают такие понятия как: вчера, сегодня, завтра из – за их изменчивости и относительности. Смысловое значение этих слов можно раскрывать при заполнении календаря, задавая дополнительные вопросы: «Чем завтра будите заниматься в садике? », «Что делали вчера? », «Когда мы ходили в парк?». На занятиях дети узнают, о том, что сутки, которые в разговоре обычно называют словом день, сменяются одни другими. Для лучшего понимания мы предлагаем дома использовать отрывной календарь, каждый день вместе отрывать лист и проговаривать, что сегодня наступил новый день. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда… Последовательность дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей: «чем вы занимаетесь по понедельникам? Что будете делать во вторник, т. е завтра? И т. д. » Пусть ребенок сам снимает листки календаря и складывает из суток неделю, из недель - месяц. Необходимо оформить коробку, куда он будет складывать листы календаря. У ребенка будет наглядное представление о смене дней, месяцев, он может подойти посчитать, сколько прошло дней, сколько осталось до конца недели. При окончании одного месяца необходимо проговорить, что наступает новый месяц, посчитать, сколько дней было в прошлом месяце уложить стопочку листов и начать складывать новый месяц.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при систематической работе с календарем дома и в детском саду, будет способствовать формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости.

ЧТО ЗНАЕМ? ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ? ГДЕ МОЖЕМ ОБ ЭТОМ УЗНАТЬ? Время идёт (Тимофей) Часы идут (Рита) Часы бывают разной формы (Тимофей) Часы бывают наручные, настенные, электронные (Данил) Часы бывают с кукушкой (Вова) По часам определяют во сколько надо идти в детский сад (Рита) Время года это время (Карина) Смена суток время (Артур) Время смотрят по часам (Ульяна) Время идёт, а его не видно (Тимофей) Карта детских идей Из чего делают часы? (Рита) Как двигаются часы? (Артур) Как устроены песочные часы? (Кристина) Как в часах появилась кукушка?(вова) Как раньше определяли время? (Рома) Какие часы были раньше? (Лиля Б.) Если есть время, как его можно увидеть? (Лиля Б.) Можно ли самим сделать часы? (Таисия) В библиотеке (Рита) В интернете (Тимофей) В книгах (Ульяна) Спросить у родителей (Кристина) Посмотреть по телевизору (Полина) Спросить у друзей (Данил)

Анкетный опрос

Дата: «___»______________ 20__ г.

Цель: Выяснить у родителей уровень осведомленности о формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задание:

Внимательно прочитайте вопросы, и отметьте (+ знаю; v знаю немного; - не имею представления).

Вопросы

1.Что вы знаете о формировании у детей представлений о временах года?____

2.Что вы знаете о формировании у детей представлений о признаках времен года?____

3.Что вы знаете о формировании у детей представлений о частях суток?___

4.Что вы знаете о формировании у детей представлений о днях недели?_____

5.Должен ли ребенок уметь пользоваться календарем?____

6.Что вы знаете о формировании у детей представлений о процессе измерения временного интервала?____

7.Что вы знаете о формировании у детей умения ориентироваться в показаниях часов со стрелками (с точностью до часа)?_____

8.Знаете ли вы как научить ребенка планировать свою деятельность?___

Спасибо за участие в анкетировании!

____________________________________________________________________________

Анкетный опрос

Дата: «___»______________ 20__ г.

Цель: Выяснить у родителей уровень осведомленности о формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задание:

Внимательно прочитайте вопросы, и отметьте (+ знаю; v знаю немного; - не имею представления).

Вопросы

1.Что вы знаете о формировании у детей представлений о временах года?____

2.Что вы знаете о формировании у детей представлений о признаках времен года?____

3.Что вы знаете о формировании у детей представлений о частях суток?___

4.Что вы знаете о формировании у детей представлений о днях недели?_____

5.Должен ли ребенок уметь пользоваться календарем?____

6.Что вы знаете о формировании у детей представлений о процессе измерения временного интервала?____

7.Что вы знаете о формировании у детей умения ориентироваться в показаниях часов со стрелками (с точностью до часа)?_____

8.Знаете ли вы как научить ребенка планировать свою деятельность?___

Спасибо за участие в анкетировании!

Материалы для консультации с родителями:

«Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы».

Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в его существовании.

Анализ научных работ показал, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств для формирования временных представлений у дошкольников. Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной “картины мира”. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Т.Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени три различных аспекта временных представлений:

  • адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);
  • понимание обозначающих время слов (от более простых “вчера-сегодня - завтра” до более сложных “прошлое-настоящее-будущее” и т.д.);
  • понимание последовательности событий, действий, явлений.

При знакомстве с временами года можно употребить модель времен года:

  • каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – белая, лето красивое – красное и т.д.
  • каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т.п.

Для того чтобы дети лучше запомнили временные отрезки, следует использовать в совместной деятельности с детьми пословицы, стихи, рассматривание репродукций картин великих художников, чтение художественных произведений, слушание музыки. Например, прочитав стихотворение о Мухе-чистюхе Я. Бжехва:

Жила-была Муха-чистюха. 
Всё время купалась Муха. 
Купалась она в воскресенье 
В отличном клубничном варенье. 
В понедельник – в вишневой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду – в лимонном желе.
В четверг – в киселе и смоле. 
В пятницу – в простокваше, 
В компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах, 
Сказала: “Я больше не в силах! 
Ужжасно-жужжасно устала, 
Но, кажется, чище не стала”.

Таким образом, развитию временных представлений у старших дошкольников будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др.), которые используются в процессе образования в детском саду и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент образовательной деятельности "ТАКАЯ РАЗНАЯ БУМАГА"

экспериментальная деятельность. ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗНАНИЙ О БУМАГЕ И ЕЕ СВОЙСТВАХ. интеграция образовательных областей: ПОЗНАНИЕ, ТРУД, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ...

Конспект образовательной деятельности "Такие разные птицы"

Конспект разработан для детей старшей группы по формированию знаний о перелетных и зимующих птицах....

Непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые»

Коллективная непосредственная образовательная деятельность «Такие разные насекомые» одно из мероприятий в рамках краткосрочного экологического проекта «Насекомые вокруг нас». В данном НОД основной фор...

Конспект коррекционно-образовательного занятия «Такая разная посуда»

Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о посуде.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания детей о посуде.формировать умение класси...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие разные мальчики и девочки» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе.

Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения понимать различия между мальчиками и девочками; развивать навыки общения мальчиков и д...