Консультация для педагогов "Блоки Дьениша от мала до велика"
консультация по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ванькович Светлана Антоновна

Использользование дидактических игр с блоками Дьенеша в образовательной деятельности, для детей разных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bloki_denesha.doc50 КБ
Файл prezentatsiya_bloki.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение город  Омск детский сад № 88 комбинированного вида

Мастер-класс для педагогов

 «Блоки Дьенеша от мала до велика – логико – математические игры во время ОД и в свободное время »

Воспитатель

Ванькович С.А.

Омск-2023

Цели: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы с блоками Дьенеша.

Задачи :

1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша.

2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.

Материал:  блоки Дьенеша;   методические советы  «Давайте вместе поиграем» с играми (два комплекта) на две подгруппы:   логические фигуры, карточки с символами  свойств,   «Медвежата», «Художники», «Магазин»,  «Украсим елку бусами», «Архитекторы», Логический поезд», «Мозаика цифр», 4 обруча,  методическая литература.

Ход мастер-класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса

 «Блоки Дьенеша от мала до велика – логико – математические игры во время ОД и в свободное время».

 Игра  - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.И. Сухомлинский

Предлагаю разделиться на две подгруппы. Поможет нам в этом «Волшебный мешочек» - Руку опускай,  фигуру доставай. В первой команде будут педагоги ,  у которых красные фигуры.  Во второй команде те, кто достал желтые.

Педагоги рассаживаются за два стола, на которых приготовлен практический материал.

В своей педагогической деятельности я использую логические блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика» Золтана Дьенеша.

Почему я взяла для работы именно эти блоки?

Я считаю, главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. Уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша. Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков Дьенеша. С помощью них можно решать следующие задачи:

- формировать представления детей о геометрических фигурах ,  форме, размера, объема;

- развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

- усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;

- развивать  познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;

- развивать  творческие способности.

Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.  Для начала предлагаем  самые простые игры.  Цель,  которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой».

Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

1. Покажите блок такого же цвета как этот.

2. Найди блок такой же формы.

3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

4. Найди не такой блок по цвету; по форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

5. Более сложный вариант: Найди такую же, как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.

6. Можно использовать и задания с игрушками. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.

 Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, величина – силуэтом домика (большой, маленький, форма– контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).

И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы.

Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих).

 Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?

«Кондитерская фабрика»

Цель: развивать умение группировать блоки по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету).

Материал: два обруча, блоки, знаки-символы.

Краткий сценарий. На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты»- не прямоугольные, маленькие, не синие, а во вторую – треугольные, не красные. Обосновать свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.

«Шерлок Холмс ищет преступника»

Цель: освоение способа декодирования.

Материал: блоки, знаки-символы.

Краткий сценарий. Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок.

Квадратный, большой, красный, толстый.

Треугольный, маленький, синий, толстый.

Треугольный большой, желтый, толстый.

Квадратный большой, желтый, тонкий.

«Найди три ошибки»

Цель: закрепление  умения выделять два свойства (форма-размер, форма- цвет, используя таблицу).  Научить анализировать материал по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки.

Краткий сценарий. В новый дом поселялись жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры?

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.

«Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: в одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите  пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).

3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками)

4) «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично

5) «Поезд» (билеты, места).

Вариативность игр и блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные блоки Дьенеша.

 Заключительная часть:

Рефлексия.

- Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс.

Предлагаю оценить это с помощью блоков Дьенеша.

Красный цвет – интересно, буду изучать  и  использовать в работе.

Желтый – не все понятно, сомневаюсь.

Синий – не интересно, этот материал не достоин внимания.

 В завершение нашего мастер – класса предлагаю сочинить «Синквейн» по определенному алгоритму:

 

1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.

2 строчка – 2 прилагательных.

 

3 строчка – 3 глагола

 

4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.

Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, несмотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!

Для проведения различных игр, нами используется различная методическая литература:

1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра, М., «Просвещение», 1988);

3. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е. А. (из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду», Л. ,1990).

4. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014

5 Н.И Захарова. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 20018.-

160 С.

6. Н.И Захарова. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-272 С.

7. «Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство», «Санкт-Петербург», «Акцидент» 2000

8. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб «Детство - Пресс» Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Блоки Дьенеша от мала до велика – логико – математические игры во время ОД и в свободное время »

Слайд 2

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.И. Сухомлинский

Слайд 3

Венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика ». Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр . Золтан Пал Дьенеш (1916-2014) Создатель логических блоков

Слайд 4

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур, характеризуется четырьмя признакми : четырех форм (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник); трёх цветов (красный, желтый, синий); двух размеров (большой, маленький); двух видов толщины (толстый, тонкий). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Слайд 5

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать речь. Успешно овладеть основами математики. Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют решать такие задачи :

Слайд 6

Организованная образовательная деятельность ( комплексная, интегрированная), обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности . Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры ). в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов ) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место фигуре», «Укрась елку», «Логический поезд», «Бусы» и т.д ); в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками. «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, «Поезд» - билеты, места. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Слайд 8

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, надо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Дети сначала осваивают умения выявлять в предметах : -одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. -сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д .), - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) -по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине ). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей .

Слайд 9

В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями по возрастам

Слайд 10

Игры для детей среднего возраста Знакомятся с символами свойств форма размер цвет толщина

Слайд 11

Знакомятся с понятием «НЕ» не круг не квадрат не жёлтый не тонкий не большой Покажи Попросите детей показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п. Найди все фигуры Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине). Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету

Слайд 13

Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный, не тонкий и т.д. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

Слайд 15

Практическая часть мастер-класса Игры для детей младшего возраста Угости мишку Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

Слайд 16

Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя. Что лишнее

Слайд 17

Цепочка

Слайд 18

«Покажи блок такого же цвета как этот». «Найди блок такой же формы». «Найди такой же блок по цвету и форме». «Найди не такой блок по цвету». «Найди такой же блок как этот по цвету и форме, но другого размера». «Помоги животным разделить блоки».

Слайд 19

Игры для детей старшего возраста Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой нужно объяснить ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча.

Слайд 20

Игра«Рыбки в пруду» Договоритесь с ребенком, что все большие (маленькие, желтые, красные и т.д.) блоки – это рыбки, их нужно «запустить в пруд» (в обруч). Игра «Печенье для Мальвины и Буратино» Для игры приготовьте логические блоки и обручи, отличающиеся цветом (красный и синий). Разместите на твердой поверхности обручи, чтобы они имели общую часть после пересечения. Детям предлагается разделить печенье (блоки) между Мальвиной и Буратино. У Мальвины - все круглые, а у Буратино - все красные. Игры с обручами помогают малышам развивать внимание, память, образное мышление, обучают операциям синтеза и анализа, также мы ненавязчиво подводим детей к изучению одного из вопросов математики и информатики в школе – Кругов Эйлера

Слайд 21

«Украсим елку бусами»

Слайд 22

«Выкладываем дорожки»

Слайд 26

1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна . 2 строчка – 2 прилагательных. 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела . Сочинить « Синквейн » по определенному алгоритму :

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей от мала до велика"

Пальчиковые игры для детей от мала до велика[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4411817","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"101","style":"float: left","width":...

НОД "Ловись рыбка,мала и велика"

Открытое познавательное занятие с детьми второй младшей группы. Материал на закрепление по теме "Рыбы"...

НОД "Ловись рыбка, мала и велика"

Материал на закрепление темы "Рыбы" с детьми второй младшей группы....

Конспект на тему: «От малого, до великого»

Методическая разработканепосредственно-образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирав старшей группе «Колокольчик»на тему: «От малого, до великого»....

Конспект НОД "Плыви рыбка и мала и велика"

Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования (штампы)....

Конспект НОД по нравственно патриотическому воспитанию «Белгородчина- малый уголок великой России»

Тема: «Белгородчина- малый уголок великой России».Цель: Познакомить дошкольников  с историей традиционных промыслов Белгородчины....