Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по сенсорному развитию «Развивалочка» для детей 2-3 лет
материал по математике (младшая группа)

Пояснительная записка

 

Сенсорное развитие – это развитие у   ребенка  процессов восприятия и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.  С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayka.docx64.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ»-детский сад №9 «Улыбка»

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

______________С.А.Шуряшкина

Дополнительная общеобразовательная  программа социально-педагогической направленности по сенсорному развитию «Развивалочка»

 для детей 2-3 лет

Автор: Янина Анжела Владимировна

г. Светлый, 2021 г.

Пояснительная записка

Сенсорное развитие – это развитие у   ребенка  процессов восприятия и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.  С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность программы:

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

        Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

        Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и  ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха. Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы.

Адресат программы:

Программа предназначена для работы с детьми 2 – 3 лет, наполненность группы 8 – 10 детей, поскольку придется работать индивидуально.

Объем и срок освоения программы:

Программа включает в себя 36 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 10 – 15 минут.

Форма проведения образовательной деятельности  –  игровая.

 Продолжительность освоения программы – 1 год.

Возрастной диапазон освоения программы – 2-3 года.

Образовательная область – «Познавательное развитие».

Форма организации образовательной деятельности - групповая, индивидуальная.

Цель программы – формирование сенсорной культуры ребенка в период младшего дошкольного возраста в процессе игр с дидактическим материалом.

Задачи: 

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.
  2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  3. Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предметному окружению.
  2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

Образовательные:

  1. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).
  2. Способствовать умению детей называть свойства предметов.
  3. Активизировать речь детей.

Отличительные особенности данной программы по дополнительному образованию:

  • использование дидактических игр по методике Марии Монтессори;
  • использование дидактических игр, изготовленных своими руками.

Ожидаемый результат

К концу года дети должны:

  • быть успешными в предметной деятельности;
  • знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и их оттенки (голубой, розовый);
  • различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
  • идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).

Программа способствует:

  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.;
  • развитию мелкой моторики;
  • созданию положительного эмоционального фона;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Форма подведения итогов: итоговая образовательная деятельность по сенсорному развитию для родителей и воспитателей.

Форма отчетности: мониторинг по сенсорному развитию детей, который проводится 2 раза: в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

В целях изучения сенсорного развития проводится мониторинг по методике Т. В.  Николаевой и включает в себя следующие параметры определения результативности по сенсорному развитию детей:

  • восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
  • восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • разрезные картинки (2-2,5 г. – две части; 2,5-3 г. – три части);
  • детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма – крыша, столбик);
  • складывание пирамиды из трех колец одного цвета, уменьшающихся по величине (2-2,5 г.); складывание трех пирамид разного цвета из трех колец, уменьшающихся по величине (2,5-3 г.); 
  • постройка дорожки из трех кирпичиков (2-2,5 г.); постройка дорожки узкой из трех кирпичиков и дорожки широкой из трех пластин (2,5- 3 г.);
  • постройка башни из двух кубиков и трехгранной призмы (2-2,5 г.); постройка дома из четырех кубиков и трехгранной призмы (2,5-3 г.);
  • постройка кроватки из кирпичика, положенного плашмя, и двух по краям (2-2,5 г.); постройка диванчика из трех кубиков и трех кирпичиков, поставленных вертикально (2,5-3 г.). 
  • игровые задания: «Нарисуй круг, яблоко, дождик», «Слепи мячик, яблоко, пряник, грибок».

Материалы и оборудование, необходимые для проведения образовательной деятельности:

  1. Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.
  2. Наглядный материал:

а) демонстрационный:  

  • карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного);
  • карточки с изображением предметов разной величины (большой – маленький);
  • карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную);
  • геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма);  
  • модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).

б) раздаточный:

  • рамка-вкладыш Монтессори;
  • дидактический материал к играм: плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов» и т.д.

в) ИКТ:

  • компьютерные технологии (ноутбук, интернет);
  • мультимедийный проектор;
  • СD – проигрыватель;
  • CD – диски с аудиозаписями.

Учет возрастных особенностей воспитанников

Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.    Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе  воспитания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные, разнообразные свойства. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. У младшего дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Важнейшей особенностью восприятия детей  выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.

В результате сенсорного развития младший дошкольник усваивает сенсорные эталоны. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, в процессе игр с дидактическим материалом, у детей должны сформироваться сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, форме и величине предметов.

Воспитательная работа в коллективе

Индивидуальная работа      

В начале учебного года выявить наиболее способных детей, к их развитию и воспитанию подходить индивидуально в зависимости от склонностей ребенка. Аналогичная работа проводится с детьми, недостаточно хорошо усваивающими программу.

Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводится с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх должны усложняться. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.

Воспитательная работа

Одним из направлений системы сенсорного воспитания является работа с родителями. При включении данного направления следует исходить из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей.

 С началом работы кружковой деятельности следует провести анкетирование родителей на тему «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития дошкольников младшего возраста» с целью изучения их мотивации к сенсорному развитию. Для родителей нужно проводить консультации воспитательного характера, беседы, обеспечить их полезной информацией в родительском уголке, организовывать показы игр с детьми, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.

Учебно – тематический план на год

№ п/п

Название раздела

Количество ОД

1.

Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету.

12

2.

Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине.

8

3.

Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме.

12

4.

Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно  с отвлечением от третьего признака.

4

Календарно – тематический план на год

Месяц

№ ОД

Тема

Всего ОД

Задачи

  1. Раздел «Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету».

Сентябрь

1

2

3

4

Д/и «Рыбки».

Д/и «Ежики».

Д/и «Чей колпачок».

Д/и «Разноцветные круги».

1

1

1

1

Знакомство детей с сенсорной категорией «Цвет», знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим;  развивать мелкую моторику рук. Закрепление умений различать и называть основные цвета.

Октябрь

5

6

7

8

Д/и «Спрячь мышку».

Д/и «Разноцветные комнаты».

Лото «Цвет».

Словесная игра «Что бывает такого цвета?».

1

1

1

1

Знакомство с основными  цветами спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); учить детей соотносить предметы по цвету.

Ноябрь

9

10

11

12

Мини-эксперимент «Синий и белый».

Мини-эксперимент «Красный  и белый».

Мини-эксперимент «Окраска воды».

Д/и «Подбери к своему цвету»

1

1

1

1

Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом. Закреплять умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый.

  1. Раздел «Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине».

Декабрь

13

14

15

16

Д/и «Матрешка».

Д/и «Спрячь игрушки в коробки».

Д/и «Построим диванчики для большой и маленькой кукол».

Д/и «Посади бабочку на цветок».

1

1

1

1

Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький».

Январь

17

18

19

20

Д/и «Мячи».

Д/и «Куклы и медведи».

Д/и «Разложи мишкам мисочки».

Д/и «Квартира для медведя, лисы и мышки».

1

1

1

1

Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. Развитие умения соотносить три разных предмета по величине.

  1. Раздел «Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме».

Февраль

21

22

23

24

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1).

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2).

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3).

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4).

1

1

1

1

Знакомство детей с сенсорной категорией «Форма». Познакомить детей с четырьмя плоскими геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Март

25

26

27

28

Д/и «В царстве «фигурок-человечков».

Д/и «Разложи фигуры по местам!»

Д/и «Почини одежду зайчикам».

Д/и «Гости».

1

1

1

1

Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Апрель

29

30

31

32

Д/и «Найди предмет такой же формы».

Д/и «Чудесный мешочек-1».

Д/и «Чудесный мешочек-2».

Д/и «Разрезные фигурки».

1

1

1

1

Закреплять представления о 4 геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша. Развивать умение составлять целое из двух частей.

  1. Раздел «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно  с отвлечением от третьего признака».

Май

33

34

35

36

Лото «Цвет и форма».

Лото «Величина и форма».

Д/и «Магазин» (Вариант №1). Д/и «Магазин» (Вариант №2).

1

1

1

1

Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно  с отвлечением от третьего признака.

Итого:

36 ОД

Перспективный план

Содержание программы

Материал

Деятельность детей

  1. Раздел «Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету».

1. Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий); развитие мелкой моторики рук.

Вырезанные из картона силуэты рыбок красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов.

Д/и «Рыбки». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на хвостик красной рыбки, прищепки синего цвета – на синюю рыбку и т.д.

2. Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий); развитие мелкой моторики рук.

Вязаные фигурки ежиков красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов.

Д/и «Ежики». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на красного ежика, прищепки синего цвета – на синего ежика и т.д.

3. Закрепление умений различать и называть основные цвета – красный, желтый, синий.

Изображения гномов красного, желтого и синего цвета, Колпаки такого же цвета, что и гномы.

Д/игра «Чей колпачок?». Дети «надевают» гномам колпаки соответствующего цвета, называя при этом какого цвета колпак и гном.

4. Закрепление умений различать и называть основные цвета – красный, желтый, синий, развитие мелкой моторики.

Вязаные круги красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов.

Д/и «Разноцветные круги». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на красный круг, прищепки синего цвета – на синий круг и т.д.

5. Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).       Обучение идентификации цвета. 

Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, «домик». Квадраты тех же цветов – «дверцы». «Домики» и «дверцы» раздаются на каждого ребенка.

Д/игра «Спрячь мышку!». Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.

6. Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).      

  1. Развитие умения выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Большие листы бумаги шести цветов – «комнаты». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка.

Д/игра «Разноцветные комнаты». Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги 6 цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «комнатам» подходящего цвета.

7. Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).      

6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 основных цветов спектра. Маленькие карточки с теми же цветами.

Лото «Цвет». Дети внимательно рассматривают карточки с 6 цветами спектра, которые поочередно достает из коробки ведущий (воспитатель), и закрывают такие же цвета на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все цвета на своей карте.

8. Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету.

Карточки с 6 цветами спектра.

Словесная игра «Что бывает такого цвета?». Воспитатель поочередно показывает карточки определенного цвета из 6 цветов спектра. Дети называют, что бывает такого же цвета.

9.  Знакомство детей с оттенком спектра: голубым цветом.

Гуашь синего и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра.

Мини-эксперимент «Синий и белый». Воспитатель показывает способы смешивания синей и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски.

10. Знакомство детей с оттенком спектра: розовым цветом.

Гуашь красного и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра.

Мини-эксперимент «Красный  и белый». Воспитатель показывает способы смешивания красной и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски.

11. Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом.

Две большие банки с наклейками - голубой и розовой, красная и синяя гуашевые краски, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.

Мини-эксперимент «Окраска воды». Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале – розовую, набирая на кисть немного красной краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем голубую, набирая на кисть немного синей краски и разводя ее в другой банке). Цветную воду, слитую в большие банки, дети выносят на прогулку (зимой), разливают ее в формочки и делают цветные льдинки.

12. Закрепление умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый. Развивать умение идентифицировать цвета. 

Разнообразные предметы 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)      и двух его оттенков (голубой, розовый). Цветные медальоны для детей.

Д/и «Подбери к своему цвету». Дети надевают цветные медальоны и каждый называет свой цвет и цвета других детей. Заранее в разных местах комнаты надо разместить предметы (игрушки) разного цвета. Затем каждый ребенок должен найти игрушки цвета своего медальона. Дети с игрушками одного цвета образуют «желтую нитку бус», «зеленую гусеницу» и т.д. Во время игры дети 2 раза меняются медальонами.

  1. Раздел «Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине».

13. Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой»,  маленький» Развитие умения соотносить два предмета одинакового цвета по величине.

Игрушка матрешки, круги двух размеров (большой и маленький) одинакового цвета из картона на каждого ребенка.

Д/и «Матрешка». Дети собирают матрешку и устанавливают различие между кругами: один круг большой, другой маленький.

14. Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой»,  «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству.

2 коробки разной величины, 2 куклы разной величины.

Д/и «Спрячь игрушки в коробки». Дети рассматривают кукол и располагают их по величине: большая, маленькая. Затем вместе с воспитателем подбирают каждой кукле коробку – «домик».

15. Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой»,  «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству.

Кубики, кирпичики, большая и маленькая куклы.

Д/и «Построим диванчики для большой и маленькой кукол». Дети рассматривают кукол и определяют их размер. Совместно с воспитателем приходят к выводу, что для большой куклы надо построить большой диванчик, а для маленькой – маленький. Дети самостоятельно строят большой и маленький диванчики.

16. Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер).

Большая бабочка красного цвета, маленькая бабочка синего цвета, большой цветок розового цвета, маленький цветок голубого цвета (все на каждого ребенка).

Д/и «Посади бабочку на цветок». Дети рассматривают бабочек и цветы. Затем «рассаживают» бабочек на цветы идентично по их размеру и цвету.

17. Развитие умения соотносить три предмета разного цвета по величине.

Три мяча разного размера и цвета.

Д/и «Мячи». Дети рассматривают ' мячи, располагая их по величине и называя цвет мячей: большой мяч красного, средний (поменьше) зеленого, самый маленький мячик желтого цвета; учатся обозначать величину мячей соответствующими словами. Затем играют с мячами: сначала с большим (чтобы его поймать, руки надо расставить пошире), затем - со средним (руки расставлены не так широко), затем - с маленьким (руки надо держать близко друг к другу).

18. Развитие умения соотносить три разных предмета по величине.

Игрушки кукол и мишек трех размеров.

Д/и «Куклы и медведи». Дети рассматривают трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой (рассаживают на стульчики, расположенные в ряд). Так же располагают дети и трех медведей разной величины. Затем дети играют, выполняя поручения: "Уложи большую куклу спать", "Принеси маленькому мишке бочонок меда" и т.д.

19. Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой.

Картинка с изображением 3 мишек, стоящих по росту, 3 мисочки разного размера; по  3 мисочки из картона разного размера на каждого ребенка.

Д/и «Разложи мишкам мисочки». Дети вместе с воспитателем рассматривают, как стоят мишки (по росту), говорят, какой мишка самый большой, какой поменьше и какой самый маленький. Далее вместе с воспитателем играют - раскладывают миски в соответствии с величиной медведей (самому большому медведю - самую большую миску, тому, кто поменьше – поменьше мисочку, самому маленькому – маленькую мисочку). Затем дети самостоятельно раскладывают картонные мисочки так же у себя на столах.

20. Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой.

Картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величины; по 3 квадрата разной величины на каждого ребенка.

Д/и «Квартира для медведя, лисы и мышки». Дети рассматривают изображенных зверей (медведь, лиса, мышка), располагая       их   по-порядку: самый большой, поменьше (средний), самый маленький. Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их "квартир" (кубов). Затем дети самостоятельно строят башни для зверей из картонных квадратов.

  1. Раздел «Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме».

21. Знакомство детей с кругом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1). Дети рассматривают форму «круг», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» круглой формы.

22. Знакомство детей с квадратом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.)  из картона на каждого ребенка.

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой формы, дети закрывают «окна» квадратной формы.

23. Знакомство детей с треугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.), формы треугольника (3 шт.)  из картона на каждого ребенка.

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой и квадратной формы, дети закрывают «окна» треугольной формы.

24. Знакомство детей с прямоугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.), формы треугольника (3 шт.), формы прямоугольника (3 шт.)  из картона на каждого ребенка.

Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой, квадратной и треугольной формы, дети закрывают «окна» прямоугольной формы.

25. Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными "лицами" - "фигурки-человечки"

        

.         .

     ˡ

      ͜͝  

По 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка.

Д/и «В царстве «фигурок-человечков». Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальчиком и "рисуя" их в воздухе; называют имена человечков. Затем дети играют: Фигурки-человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинки печенья (испеченные для них) той же формы, что сами фигурки (для круга - печенья круглой формы и т.д.). В игре дети повторяют названия геометрических форм.

26.           Закрепить умение различать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Д/и «Разложи фигуры по местам!»

Дети вынимают фигурки из углублений и играют с ними совместно с воспитателем:             «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

27.    Закрепить умение детей различать и называть цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Рамка-вкладыш Монтессори в виде силуэтов одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Д/и «Почини одежду зайчатам».

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

28. Развивать умение группировать геометрические фигуры по форме с отвлечением от величины и цвета.

Альбомные листы бумаги с изображением круга и квадрата («домики» фигурок-человечков); круги и квадраты разных цветов и размеров на каждого ребенка.

Д/и «Гости». Дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и квадрата с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (их домики): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Затем дети играют: помогают младшим братишкам и сестричкам круга и квадрата (кружки и квадраты меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев (т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все квадраты - на лист бумаги с изображением квадрата).

29. Закреплять представления о 4 геометрических фигурах, развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша.

Геометрические фигуры круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, по 2 предмета каждой из этих форм.

Д/и «Найди предмет такой же формы». Дети рассматривают образец формы, предложенной воспитателем, затем выбирают предмет такой же формы среди игрушек и предметов, лежащих на столе, кладут его рядом с образцом.

30. Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик.

Д/и «Чудесный мешочек – 1». В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

31. Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе зрительно – осязательного обследования и называть их.

Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма; плоскостные изображения круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

Д/и «Чудесный мешочек – 2». Ребенку показывают определенную плоскостную геометрическую фигуру, он ищет  в мешочке объемную  фигуру, называет ее и вынимает. Дети выполняют задание, находя в мешочке каждый раз новую фигуру.

32.  Развивать умение составлять целое из двух частей.

Разрезанные на 2 части формы круга, квадрата, треугольника и прямоугольника на каждого ребенка.

Д/и «Разрезные фигурки». Детям предлагаются перемешанные части форм. Задача каждого ребенка найти две одинаковые части и собрать целую форму круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.

  1. Раздел «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно  с отвлечением от третьего признака».

33. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины).

4 карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета: 16 вырезанных фигур 4-х форм 6-ти цветов.

Лото «Цвет и форма». Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте.

34. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величина и форма) с отвлечением от третьего признака (цвета).

4 карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного размера; 16 вырезанных фигур 4-х форм 6-ти цветов.

Лото «Величина и форма». Игра проводится аналогично предыдущей игре.

35. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины).

Игрушки и предметы разной формы и разного цвета.

Д/и «Магазин» (Вариант №1). Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разный цвет и форму. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, не называя (какого она цвета, формы), чтобы "продавец узнал и продал ее. Например: "Дайте, пожалуйста, игрушку красного цвета, круглую" (мяч).

36.           Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величину и форму) с отвлечением от третьего признака (цвета).

Игрушки и предметы разной формы и разной величины.

Д/и «Магазин» (Вариант №2). Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разную форму и величину. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, используя два признака (величину и форму), чтобы «продавец» узнал и продал ее. Например: «Дайте, пожалуйста, маленькую игрушку квадратной формы» (кубик).

Список литературы:

  1. Габова М. А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Детский сад: теория и практика. – 2013. –№ 12. – С. 16 – 29.
  2.  Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 72 – 76.
  3. Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. – М., 2014. – 64 с.
  4. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики» / Изд–во Молодой ученый. – Чита, 2013. – С. 53 – 55.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Патриотическое воспитание детей 3-7 лет»

Цель программы: воспитание у детей патриотического отношения к своей семье, городу, природе, культуре, стране, формирование гражданской позиции, в соответствии с их возрастными возможностями....

«Чудеса сенсорики» Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей от 2 до 3 лет.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы....

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце»  для детей 6-го и 7-го года жизни    срок реализации 2 года...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...