Общеразвивающая программа дополнительного образования социально – педагогической направленности «Развивай - ка» для детей с нарушением зрения подготовительной группы (6 - 7 лет)
методическая разработка по коррекционной педагогике
«Развивай - ка» – кружок по развитию ориентировки в пространстве для детей подготовительного возраста 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_razvivay-ka_podgotov._gr.docx | 77.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
МАДОУ Детский сад № 16
«Ромашка» г. Бирска
от 25.08.2022 г. № 147-К
ПРИНЯТО
Протокол
Педагогического совета № 1
МАДОУ Детский сад № 16
«Ромашка» г. Бирска
от 24.08.2022 г.
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
социально – педагогической направленности
«Развивай - ка»
для детей с нарушением зрения
подготовительной группы (6 - 7 лет)
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: учитель – дефектолог Титова Н.С.
.
Бирск - 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Актуальность программы | 3 |
Новизна и педагогическая направленность программы | 4 |
Цель программы | 4 |
Задачи программы | 5 |
Возраст детей и срок реализации программы | 7 |
Форма организация занятий | 7 |
Планируемые результаты реализации программы | 7 |
Календарный учебный график | 8 |
1. Учебно-тематический план | 8 |
2. Содержание программы | 9 |
3. Методическое обеспечение программы | 20 |
4. Организационно-педагогические условия реализации программы | 20 |
Литература | 21 |
Пояснительная записка
«Развивай - ка» – кружок по развитию ориентировки в пространстве для детей подготовительного возраста 6-7 лет.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык медленно и с большими трудностями. Особенно сложно формируется этот навык у детей с нарушениями речи.
Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.
В дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы представления о расположении объектов и предметов в окружающем пространстве по отношению к себе и другим предметам. Успешность овладения пространственными представлениями во многом определяется состоянием сенсорных функций и, в первую очередь, состоянием зрения.
Актуальность программы
Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.
Дети, имеющие серьезные нарушения зрения, ограничены не только в зрительном, но и в пространственном познании. Они испытывают значительные затруднения и в задачах зрительного поиска, и в задачах, требующих трансформации форм, и в запоминании больших объемов информации.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро - и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.), т.к. именно дошкольный возраст является сензитивным для восприятия ориентировки в пространстве.
Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется на специальных занятиях, в дидактических играх и упражнениях; в них дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем.
Пространственная ориентировка – это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредствам взаимосвязанной деятельности анализаторной системы. Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности.
Дидактические игры и упражнения для формирования пространственной ориентировки у дошкольников позволит детям дошкольного возраста в совместной деятельности с взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки.
Графические диктанты (рисование по клеточкам на листе бумаги) – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, произвольного внимания, усидчивости. Расширяет кругозор ребенка, развивает логическое мышление, память.
Новизна и педагогическая направленность
Программа «Развивай - ка», заключается в целенаправленной деятельности по обучению навыкам ориентировки в пространстве, необходимой для создания у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
Цель программы: развитие зрительно-пространственной ориентировки детей с нарушением зрения подготовительного возраста.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Учить определять направления движения в пространстве (в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов, например заводной игрушки).
- Совершенствовать умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями педагогов, с учетом ориентиров.
- Закреплять представление детей об относительности пространственных отношений.
- Учить словесно обозначать сравниваемые реальные и отображенные в зеркале пространственные отношения.
- Закреплять умение детей выделять парнопротивоположные направления окружающего пространства (направо — налево, вверх — вниз, с точкой отсчета от себя).
- Закреплять умение детей определять парнопротивоположные направления своего тела после поворота на 90 и 180 градусов.
- Учить определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90 и 180 градусов.
- Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа, фланелеграфа, стола, доски).
- Учить самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства; менять месторасположение предметов в микропространстве, определять разницу в расположении предметов вмикропространстве; словесно обозначать расположение предметов в микропространстве.
- Самостоятельно ориентироваться на территории детского сада; учить, как пройти до участка своей группы, соседних групп, спортивной площадки, до ворот детского сада, вокруг детского сада; словесно описывать свой путь.
- Учить детей ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице: как пройти к автобусной остановке), до ближайшего магазина, школы, почты и т. д.
- Учить детей выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.
- Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице (ходить можно только по пешеходному переходу; переходить улицу только на зеленый сигнал светофора; нельзя ходить, бегать, играть на проезжей части улицы); закреплять эти знания в подвижных и дидактических играх.
- Учить активно использовать полученную с помощью различных анализаторов информацию о пространстве в практической ориентировке.
- Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме, словесно обозначая направление своего движения.
- Составлять схемы помещений группы (групповой, спальной и туалетной комнат), детского сада (музыкального зала, кабинета врача, кухни, прачечной), участка группы; соотносить их с реальным пространством.
- Отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве; словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве.
- Учить читать схемы пути и окружающего пространства.
Развивающие задачи:
- Развивать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, а также между предметами.
- Развивать пространственное воображение детей: учить их мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.
- Развивать умение детей определять стороны стоящего впереди и напротив человека, соотносить со сторонами своего тела; при их словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины (правая — левая и т.д.).
- Развивать умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.
- Развивать активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине).
- Развивать умение детей самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к кабинетам ортоптистки, врача, тифлопедагога, логопеда, заведующей, методиста детского сада, в музыкальный и физкультурный зал, на кухню, в прачечную; словесно обозначать свой путь до различных помещений детского сада.
- Развивать умение получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов.
- Развивать умение составлять схемы пути передвижения на территории и вокруг детского сада.
- Развивать умение детей моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства (кукольная, групповая, спальная комнаты, кабинет врача, кухня, прачечная и т.д.)
Воспитательные задачи:
- Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам;
- Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей;
- Формировать желание участвовать в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками;
- Формировать у детей обобщенное представление об окружающем пространстве.
- Испытывать чувство удовлетворения от хорошо выполненных заданий;
- Воспитывать стремление к поддержанию порядка.
В процессе занятий дошкольники знакомятся с различными видами обучения ориентировки в пространстве:
- обучение детей ориентировке в пространстве по картинке – плану;
- знакомство с условными (схематическими изображениями игрушек, реальных предметов и окружающего пространства.);
- обучение ориентировке:
- по схеме пространства;
- по планам пространства;
- по схемам и планам пути передвижения;
- обучение детей самостоятельному составлению простейших схем и планов.
Возраст детей и срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 5-6 лет.
Форма организации занятий.
Занятия проводятся 1 раза в неделю (среда) в групповой форме.
Планируемые результаты реализации программы.
Главным результатом является умение каждого ребенка самостоятельно ориентироваться в микро и макро пространстве, используя зрительные ориентиры, а также умение менять и словесно обозначать пространственные отношения между предметами.
К концу срока реализации программы у ребенка могут быть сформированы:
- умения ориентироваться в пространстве по схеме – плану
- умения использовать различные зрительные ориентиры и условные схематические изображения игрушек, реальных предметов и окружающего пространства
- умения ориентироваться в пространстве по схеме и планам пути передвижения
- умения самостоятельно составлять простейшие схемы, планы, лабиринты.
Разделы | Уровни развития | ||
низкий | средний | высокий | |
Обследование ориентировки в схеме собственного тела. | Ребенок не справился с заданием | Ребенок выполнил задания с помощью взрослого | Ребенок самостоятельно справился с заданиями. |
Обследование восприятия пространственных признаков предметов | Ребенок не справился с заданием | Ребенок выполнил задания с помощью взрослого | Ребенок самостоятельно справился с заданиями. |
Обследование восприятия пространственных признаков предметов | Ребенок не справился с заданием | Ребенок выполнил задания с помощью взрослого | Ребенок самостоятельно справился с заданиями. |
Обследование ориентировки в окружающем пространстве | Ребенок не справился с заданием | Ребенок выполнил задания с помощью взрослого | Ребенок самостоятельно справился с заданиями. |
Обследование зрительно-пространственной ориентировки | Ребенок не справился с заданием | Ребенок выполнил задания с помощью взрослого | Ребенок самостоятельно справился с заданиями. |
При составлении схемы обследования и способов психолого-педагогической коррекции использовались методы нейропсихологического исследования, разработанные Т.В. Ахутиной, Е.Н. Винарской, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, М.Г. Храковской и др.
Обследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).
Календарный учебный график
Занятия проводятся 1 раза в неделю. Длительность занятий с детьми 6-7 лет –– 30 минут - 36 занятий в год.
- Учебно-тематический план.
Месяц | № заня- тия | Тема | Количество занятий |
сентябрь | 1. | «Овощи, фрукты» | 1 |
2. | Урожай собирай! | 1 | |
октябрь | 3. | Осень | 1 |
4. | Культурно-гигиенические навыки | 1 | |
5. | Правила поведения на улице | 1 | |
6. | Игрушки | 1 | |
ноябрь | 7. | Одежда | 1 |
8. | «Мы пойдем с тобой гулять, что мы будем надевать?» | 1 | |
9. | В гостях у фермера (домашние животные и птицы) | 1 | |
10. | Посуда | 1 | |
декабрь | 11. | Зима. Снег | 1 |
12. | Мастерская Деда Мороза | 1 | |
13. | Обитатели зимнего леса | 1 | |
14. | Моя семья | 1 | |
январь | 15. | Зимние забавы | 1 |
16. | Транспорт | 1 | |
17. | Мебель | 1 | |
февраль | 18. | Мой детский сад | 1 |
19. | Профессии. Строим дом | 1 | |
20. | День защитников Отечества | 1 | |
21. | «Моя мама» | 1 | |
март | 22. | Весна. Прилетели птицы | 1 |
23. | Звездное небо | 1 | |
24. | В гостях у сказки | 1 | |
25. | Прогулка по улице города | 1 | |
апрель | 26. | Электроприборы | 1 |
27. | «Кто такие рысь и лось» | 1 | |
28. | Я и мое тело | 1 | |
29. | «Как радуга ягоды раскрасила?» | 1 | |
май | 30. | «Бывает ли цвет сладким?» | 1 |
31. | Насекомые | 1 | |
32. | «В гости к Мухе – Цокотухе» | 1 | |
33. | «Кто живёт в Цветочном городе?» | ||
Итого | 33 |
2. Содержание программы.
Сентябрь
Занятие 1. «Овощи, фрукты»
Программное содержание:
- Продолжать учить загадывать и отгадывать загадки.
- Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на доске, на листе).
- Учить правильно использовать пространственные термины (вверху, внизу, между, около и т. п.).
- Учить четко дифференцировать основные направления пространства (слева направо, сверху вниз и т. п.).
- Развивать зрительно-моторную координацию.
Оборудование: демонстрационный материал — выставка свежих овощей и фруктов, магнитная доска, плоскостное изображение дерева, куста, грядки, карточки с цветным изображением овощей и фруктов; раздаточный материал — карточки с контурными изображениями овощей и фруктов, расположенных в три ряда, наборы цветных картинок соответственно карточкам; карточки с изображением четырех яблок, среди которых два одинаковых; лабиринт «Помоги Кате дойти до корзины с яблоками» (рис. 1, прил.); простые карандаши, цветные карандаши, магниты, индивидуальные фланелеграфы, набор силуэтов овощей и фруктов семи величин.
Занятие 2. «Урожай собирай!»
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на листе, фланелеграфе).
- Развивать мышление, внимание, память.
- Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: демонстрационный материал — корзина с натуральными овощами и фруктами, образцы расположения овощей и фруктов (заслоненность одного объекта другим: 3 — 4 предмета на каждой карточке); раздаточный материал —- карточки с заданиями; простые карандаши; индивидуальные фланелеграфы, набор фигурок овощей (морковь, свекла, картофель, капуста, огурец, редиска).
Октябрь
Занятие 1. «Осень»
Программное содержание.
- Учить детей ориентироваться в микропространстве (на доске, листе в клеточку).
- Учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относи телыю друг друга.
- Совершенствовать умение использовать в речи пространственные термины (около, рядом, между и т. п.).
- Развивать внимание и зрительную память.
Оборудование: демонстрационный материал — цветные силуэты деревьев (дуб, береза, рябина); раздаточный материал — карточки к заданиям, простые карандаши, цветные карандаши.
Занятие 2. «Культурно-гигиенические навыки»
Программное содержание:
1.Учить активно использовать в речи пространственные термины (в, над, под, рядом и т. п.).
- Развивать умение ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги).
- Учить детей воспринимать картинки по заданному алгоритму.
- Закреплять умение сличать контурное изображение с реальным изображением предмета.
- Развивать внимание, зрительную память.
Оборудование: демонстрационный материал — картина «Комната неряхи», картинки-алгоритмы распорядка дня ребенка; раздаточный материал — карточки с заданиями, простые карандаши.
Занятие 3. «Правила поведения на улице»
Программное содержание:
1. Дать детям представление о правилах поведения пешеходов на улице; познакомить с понятиями «улица», «тротуар», «пешеходный переход», «проезжая часть».
2. Учить детей выделять сигналы светофора и передвигаться по улице в соответствии с их указаниями.
3. Совершенствовать умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира.
- Развивать зрительную память, внимание.
Оборудование: демонстрационный материал — разметка на полу группы; макеты — 4 светофора, здания школы, д/с, жилые дома, дорожные знаки «пешеходный переход на подставке», дорожные знаки 15x15 см для игры «Дорожные знаки», игрушки — крокодил Гена и Чебурашка; раздаточный материал — карточки с заданиями, простые карандаши, цветные карандаши.
Занятие 4. «Игрушки»
Программное содержание:
- Развивать пространственное воображение.
- Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на листе в клетку, на фланелеграфе).
- Учить правильно использовать пространственные термины (около, между и т. п.)
- Развивать логическое мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — рисунок полки, набор игрушек; раздаточный материал: карточки с заданиями, листы в клеточку, простые карандаши, цветные карандаши, индивидуальные фланелеграфы, бросовый материал, счетные палочки, пуговицы.
Ноябрь
Занятие 1. «Одежда»
Программное содержание:
- Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на листе, на фланелеграфе).
- Закреплять умение правильно использовать пространственные термины (на, около, перед и т. п.).
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать творческое воображение, внимание.
Оборудование: демонстрационный материал — клубок ниток, две картонки с приклеенными переплетенными нитями (плетение разное), набор образцов ткани разной фактуры, расцветки и рисунка; раздаточный материал — простые карандаши, карточки с образцами для штриховки, лист в клеточку с образцами орнамента, лабиринт «Распутаем клубки», карточки «Смотай клубок», индивидуальные фланелеграфы, набор геометрических фигур (5 желтых кругов, 20 белых кругов, по 5 зеленых квадратов, треугольников, кругов, по 5 красных и по 5 синих); карточки с образцами переплетения нитей.
Занятие 2. «Мы пойдем с тобой гулять, что мы будем надевать?
Программное содержание:
1. Закреплять знания детей о разновидностях одежды
2. Познакомить с названиями наиболее распространенных видов ткани и
способах их получения.
3. Учить классифицировать одежду по сезонам: зимняя, летняя, демисезонная.
4. Формировать умение одеваться соответственно времени года.
Оборудование: разрезные картинки (времена года), демонстрационные
картинки с изображением зимнего, летнего, весеннего и осеннего пейзажа;
картинки с изображением различной одежды (зимней, летней, демисезонной); образцы шерстяной, шелковой, хлопчатобумажной ткани, картинки с изображением овцы, хлопка; лоскутки различных тканей на каждого ребенка; карточки к игре «Подбери к одежде подходящую ткань».
Занятие 3. «В гостях у фермера» (домашние животные и птицы)
Программное содержание:
- Учить читать схемы пути, уметь словесно обозначать направление своего движения.
- Учить правильно, использовать пространственную терминологию.
- Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве.
- Развивать воображение, логическое мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — схема фермерского хозяйства (АЗ или лист ватмана, рис. 10, прил.); цветные картинки с домашними животными (не менее 5 шт.) и домашними птицами (не менее 5 шт.), карточки с изображением скотного и птичьего двора (рис. 10, прил.); раздаточный материал — карточки с изображением схемы пути до скотного и птичьего дворов (рис. 11, прил.), карточки с заданиями, простые карандаши, цветные карандаши.
Занятие 4. «Посуда»
Программное содержание:
1. Учить самостоятельно располагать предметы в названных направлениях, по указанию педагога менять их местонахождение.
2. Закреплять умение словесно обозначать место, где расположен предмет.
3. Развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — 6 кукол, набор игрушечной посуды, схема-план стола; раздаточный материал — листы в клеточку, карточки к заданию, цветные карандаши, простые карандаши.
Декабрь
Занятие 1. «Зима. Снег»
Программное содержание:
- Продолжать учить ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, на фланелеграфе).
- Учить детей самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микро-и макропространства.
- Развивать умение детей словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве, в микропространстве.
4. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: демонстрационный материал — лед, снег, выставка картин «Зима»; трафареты снежинок; раздаточный материал — карточки с заданиями, бумага (салфетки), ножницы, простые карандаши, индивидуальные фланелеграфы, набор геометрических фигур синего и белого цветов, счетные палочки.
Занятие 2. «Мастерская Деда Мороза»
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на листе, на доске).
2. Учить самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства, словесно обозначать расположение предметов.
3. Учить детей определять направление и местоположение предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.
4. Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение, внимание.
Оборудование: демонстрационный материал — рисунок елки на магнитной доске; рисунок с образцом елочной игрушки, рисунок «Дед Мороз с мешками подарков»; раздаточный материал — карточки с заданиями; простые карандаши, цветные карандаши, ножницы.
Занятие 3. «Обитатели зимнего леса»
Программное содержание:
1. Развивать активное использование детьми пространственных терминов (за, перед и т. п,).
2. Закреплять понимание детьми заслоненности изображений.
3. Развивать логическое мышление, память.
Оборудование: демонстрационный материал — магнитная доска с рисунками деревьев! (летними и зимними вариантами), цветные изображения диких животных; рисунки с «Taнграмом»; раздаточный материал —карточки с заданиям; трафареты диких животных, деревьев, листы бумаги, простые карандаши, ножницы, бумажные квадраты к заданию «Танграм».
Занятие 4. «Моя семья»
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на листе).
2. Развивать представления об относительности пространственных отношений.
3. Развивать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначении расположения
предметов.
4. Развивать зрительно-моторную координацию.
Оборудование: демонстрационный материал — выставку фотографий «Я и моя семья», сюжетная картина или коллаж с изображением большого количества людей разного возраста, макет двух- или трехкомнатной квартиры с мебелью, картина «Три медведя»; раздаточный материал — карточки с цифрами от 1 до 10, карточки с заданиями, куклы, простые карандаши.
Январь
Занятие 1. «Зимние забавы»
Программное содержание:
1. Совершенствовать умения детей ориентироваться в микроиространстве (на доске, листе).
2. Учить описывать местоположение предмета при помощи пространственных терминов (возле, около и т. п.).
3. Учить моделировать простейшие пространственные отношения с помощью фишек.
4. Совершенствовать умение детей передвигаться в заданном направлении, сохранять и изменять направление движения.
5. Развивать внимание, глазомер.
Оборудование: демонстрационный материал — сюжетная картина «Зимние забавы», карта леса; раздаточный материал — карточки с заданиями; схемы пути, простые карандаши, листа бумаги, фишки.
Занятие 2. «Транспорт»
Программное содержание:
1. Расширять навыки ориентировки в окружающем пространстве, учить четко дифференцировать основные направления пространства.
2. Обозначать пространственными терминами месторасположение предметов (справа, слева, за и т. п.)
3. Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на листе в клеточку).
4. Развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: раздаточный материал — карточки с заданиями; листы в клеточку, простые карандаши, цветные карандаши. Карточки для игры «Гаражи»; демонстрационный материал - картина или макет с улицей с двухсторонним движением и разными видами транспорта.
Занятие 3. «Мебель»
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение детей работать со схемами, правильно читать их, рассказывать о местоположении предметов мебели с использованием в речи пространственных терминов (около, на, между, справа, слева, напротив и т. п.)
2. Развивать умение детей располагать предметы по предложенной схеме (расстановка кухонной мебели на кухне у куклы Маши).
3. Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве.
4. Развивать глазомер.
5. Развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование: раздаточный материал — лабиринт «Маша идет в магазин»; два рисунка комнат с различным расположением мебели; вырезанные детали мебели (стол, диван и др., по 2—3 предмета каждому ребенку), из которых можно собрать целый предмет; рисунок и планы комнаты; схемы кукольной комнаты; задание на листе в клеточку; кукольная мебель, простой карандаш.
Февраль
Занятие 1. «Мои детский сад» (ознакомление с территорией)
Программное содержание:
- Развивать умение детей читать и составлять схемы территории детского сада.
- Учить словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме.
- Совершенствовать умение правильно использовать пространственные термины (за, около, между, справа, слева и т. п.).
- Развивать пространственные представления на основе практической ориентировки на участке.
Оборудование: демонстрационный материал — макет территории детского сада, схема детской площадки (лист АЗ); раздаточный материал — схема детской площадки (лист А4, рис. 1, прил.), карточки к заданию «Цветные домики» (рис. 2, прил.), индивидуальные фла-нелеграфы, силуэты предметов, изображенных на схеме площадки, простые карандаши, цветные карандаши.
Занятие 2. «Профессии. Строим дом»
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о своем городе, микрорайоне, улице, территории, прилегающей к детскому саду.
2. Развивать пространственное воображение детей.
3. Закреплять умения детей сличать контурные, силуэтные и реальные изображения предметов.
4. Развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — макет города, микрорайона, фотовыставка «Мой город»; набор карточек «Строительство в нашем городе»; раздаточный материал — карточки с заданиями, деревянные кубики разной формы и величины, простые карандаши.
Занятие 3. «День защитников Отечества»
Программное содержание:
1. Учить детей работать со схемами, знать условные обозначения (дерево, куст и т. п.).
2. Развивать активное использование детьми пространственных терминов (между, за, около и т. п.).
3. Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на листе бумаге).
4. Развивать пространственное воображение детей.
5. Развивать внимание, координацию движений, глазомер (стрельба по мишени).
Оборудование: демонстрационный материал — карта (размер — лист ватмана), выставка картин с изображениями военнослужащих, военной техники и т.п.; материалы к игре «Дартц» с использованием магнитов; раздаточный материал — карточки к заданиям «Пройди лес», «Найди недостающую фигуру», «Соедини и раскрась», цветные карандаши, простые карандаши, звезды, вырезанные из бумаги, красные и золотые.
Занятие 4. «Моя мама»
Программное содержание:
1. Развивать навыки ориентировки в микропространстве.
2. Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.
3. Развивать умение соотносить форму предметов с соответствующими геометрическими эталонами.
4. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: демонстрационный материал — магнитная доска, вырезанные из бумаги цветы, образец тюльпана; раздаточный материал — листы с нарисованными сарафанами, трафареты круга и овала, простые и цветные карандаши, цветная бумага.
Март
Занятие 1. «Весна. Прилетели птицы»
Программное содержание:
1. Учить детей выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами, определять
пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.
2. Развивать умение получать, анализировать информацию, полученную с помощью всех анализаторов.
3. Развивать активное использование детьми пространственных терминов (направо, вверх, в центре и т. п.).
4. Развивать логическое мышление, зрительную память.
Оборудование: демонстрационный материал — подборка картин о весне и перелетных птицах; 3—5 шт. вырезанных из картона деревьев для магнитной доски, запись пения птиц, картина с заданием «Найди перышко»; раздаточный материал: карточки с заданиями, скворечники, вырезанные из бумаги, магниты, простые карандаши.
Занятие 2. «Звездное небо»
Программное содержание:
1. Развивать пространственное воображение детей: учить их мысленно представлять себя на месте, которое
занимает в пространстве тот или иной предмет.
2. Закреплять представления детей об относительности пространственных отношений.
3. Совершенствовать умение ориентироваться на поверхности листа.
4. Развивать зрительную память.
Оборудование: демонстрационный материал — карта звездного неба, макеты Земли и Луны, Солнца, карточки с изображением созвездий; раздаточный материал — набор карточек со схематическим изображением созвездий, индивидуальные фланелеграфы, набор звездочек и палочек, карточки с заданиями.
Занятие 3. «В гостях у сказки»
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве.
2. Совершенствовать умение детей определять и словесно обозначать направление движения.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: демонстрационный материал — две карточки с изображением фантастических животных; раздаточный материал — карточки к заданиями, простые карандаши.
Занятие 4. «Прогулка по улице города»
Программное содержание.
1. Познакомить детей с картой района, с расположением домов на улице.
2. Расширять представления детей о величине предметов.
3. Упражнять в понимании и правильном употреблении пространственных терминов.
4. Развивать логическое мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — фотографии улицы, карта района, картинки с изображением жилых домов, школы, магазина, силуэты жилых домов, магазинов, школы, кинотеатров и т. д.; раздаточный материал — карточки с заданием, простые карандаши.
Апрель
Занятие 1. «Электроприборы» (бытовая техника)
Программное содержание:
1. Развивать пространственное воображение детей: учить их мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.
2. Закреплять умение детей ориентироваться в микропространстве (на листе, на фланелеграфе).
3. Тренировать зрительные функции — различения, локализации и прослеживания. Развивать логическое мышление, память.
Оборудование: демонстрационный материал — карточки с изображением электрических приборов и предметов быта; карточки с изображением кухни, ванной комнаты, зала, детской, спальни; раздаточный материал — карточки с заданиями, простые карандаши, индивидуальные фланелеграфы.
Занятие 2. «Кто такие рысь и лось»
Программное содержание:
1. Закреплять умение выделять главные и существенные признаки (цвет, форма, величина, пространственное положение частей тела диких животных).
2. Продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений диких животных.
3. Активизировать зрительные функции при чтении иллюстрации, понимании заслонённости изображений.
4. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: демонстрационный материал: карточки с изображением зверей: лось, лошадь, северный олень, рысь, кошка, собака; панно0-тренажер «Лес»; сериационный ряд «полоски», палитра для моделирования окраски шерсти; перфокарта «Проследи по линиям, кто, что любит есть». Раздаточный материал: перфорированное поле «Звери»; прозрачные картинки кошка, рысь, северный олень, лось; кусочки шерсти или цветные бумажные прямоугольники: коричневого цвета для рыси, кошки; серого цвета для северного оленя, лося; незаконченные рисунки зверей: кошка, рысь – без ушей, северный олень, лось – без рогов.
Занятие 3. «Я и мое тело»
Программное содержание:
- Расширять представления детей об индивидуальных особенностях внешности человека, о строении тела.
- Закреплять знания о схематическом изображении тела человека.
- Дать представление об относительности пространственных отношений: в процессе определения детьми парно-противоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека.
4. Учить активно использовать в речи соответствующие пространственные термины (правая, левая и т. д.).
5. Развивать логическое мышление, смекалку.
Оборудование: демонстрационный материал — картина с изображением большого количества детей и взрослых; алгоритм составления описательного рассказа «Кто я? Какой я?»; карточки к игре «Замри»; схема тела человека (на листе А4); раздаточный материал — зеркала, по 5 фишек на каждого ребенка с его именем, карточки к заданиям, простые карандаши.
Занятие 4. «Как радуга ягоды раскрасила?»
Программное содержание:
1. Закреплять знание основных цветов спектра и их оттенков, правильно используя эталоны цвета при описании, классификации групп предметов.
2. Продолжать учить создавать цветные декоративные композиции, передавая характерный цвет, строение веточки с ягодами.
3. Развивать прослеживающие функции глаз.
4. Прививать навыки аккуратности в работе с изобразительными материалами.
Оборудование: демонстрационный материал: классификационный ряд «Радуга»; образцы для рисования «Облепиха» в круге, квадрате, полосе; панно для развития прослеживающей функции зрения «Ягоды в банке». Раздаточный материал: карточка с изображением разных ягод, расположенных
рядами; лабиринт «Ягоды на кустах»; картинки с изображением ягод: черника,
ежевика, голубика; карандаши, цветные полоски всех цветов радуги.
Май
Занятие 1. «Бывает ли цвет сладким?»
Программное содержание:
1. Закрепить знание основных цветов и оттенков.
2. Учить создавать цветные панно и композиции на фланелеграфе в линейной перспективе и срисовать их.
3. Воспитывать привычку в здоровом образе жизни и правильном питании.
Оборудование: буквы для магнитной доски Магазин. Цветовой ряд радуга. Лабиринт «Полезное – не полезное» на каждого ребёнка. Зашумлённое изображение на цветном фоне (контуры), силуэтные изображения продуктов к нему (на каждого ребёнка).
Занятие 2. «Насекомые»
Программное содержание:
1. Развивать умение определять пространственные отношения между предметами.
2. Развивать активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий.
3. Учить срисовывать предметы в зеркальном отражении.
4. Развивать зрительную память, логическое мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — картина «Солнечная поляна», карточки с изображением насекомых; раздаточный материал — вырезанные из бумаги насекомые, листы с изображением контура бабочки, листы в клетку, простые и цветные карандаши.
Занятие 3. «В гости к Мухе – Цокотухе»
Программное содержание:
1. Учить детей выделять различные признаки насекомых, тренируя зрительные функции различения, прослеживания, аккомодации.
2. Формировать умения располагать и словесно обозначать пространственное положение насекомых на микроплоскости и в макропространстве.
3. Развивать умение составлять схемы пути и считывать пространственное
положение предметов на схеме.
4. Воспитывать гуманное отношение к живым существам.
Оборудование: перфорированное поле для выкладывания плоскостных изображений: демонстрационное и индивидуальное (по количеству детей). Плоскостные изображения: ёлка, берёза, клён, куст; ромашка, колокольчик; грибок, мухомор; паук, пчела, жук, стрекоза, бабочка, муравей, комар.
Занятие 4. «Кто живёт в Цветочном городе?»
Программные задачи:
1. Учить выделять пространственные признаки, правильно использовать эталоны цвета при описании цветочных растений.
2. Упражнять в соотнесении формы частей цветочных растений с эталоном формы.
3. Формировать представления о том, что человек – часть природы. Он должен беречь её и ухаживать за ней.
Оборудование: демонстрационный материал: большой конверт с иллюстрациями цветов – тюльпан, нарцисс, георгин, незабудка, роза, флоксы, бархатцы; ромашка, одуванчик, василёк, подорожник; ландыш, подснежник; бальзамин, герань, лилия, фуксия, бегония, фиалка; круги по насыщенности оттенка цвета (красный, жёлтый, синий). Раздаточный материал: цветы в горшочках по величине, стилизованное изображение цветов для фланелеграф.
3.Методическое обеспечение программы.
Формы занятий, приемы и методы организации образовательного процесса.
Форма занятия - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы проведения занятия - комбинированная (индивидуальная, групповая работа, самостоятельная и практическая работа). При проведении занятий используются приемы и методы: игровые, словесные (беседа, инструкция педагога), наглядные (показ образца, рассматривание планов, схемы-карты, лабиринтов), практические.
- Организационно-педагогические условия реализации программы.
Для эффективного развития творческой деятельности старших дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
- Разработанное планирование образовательной работы по развитию ориентировки в пространстве.
- Создание творческой среды для занятий.
Для проведения занятий необходимо помещение, хорошо освещенное, проветренное, проведена влажная уборка в соответствии с СанПиН. Количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей, размеры мебели – соответствовать ростовым показателям.
Оборудование, методические пособия, наглядный демонстрационный материал должны быть содержательно-насыщенны, безопасны, практичны, доступны. Для проведения занятий необходимо следующее оборудование, материалы и инструменты:
Оборудование:
- фланелеграф
- листы белой бумаги
- листы бумаги в клеточку
- цветные карандаши, простые карандаши
- клей, кисточки
- фломастеры
- образцы лабиринтов, карт, схем, планов
Список литературы:
- Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А Дружинина]. —Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой 2008. — 144 с.
- Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие для работы с детьми. – М.: «Владос», 2003.
- Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
- Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. С-Пб.: Детство – пресс ,2002.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001.
- Подколзина Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки. // Дефектология 1994 № 3
- Голубина Т.С. Чему научит клеточка… Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Заведующий МАДОУ Детский сад №16 «Ромашка» г.Бирска ___________ И.Р. Белобородова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"
Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации ...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"
Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Развиваемся играя» занятия для малышей, с использованием элементов методики М.Монтессори» для детей от 3 до 4 лет срок реализации 1
Представлен опыт работы по программе "Развиваемся играя" с детьми раннего возраста...