Математические игры с геометрическими фигурами.
картотека по математике (старшая группа)
Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление.
Обучение ребёнка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как ребёнок запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребёнку круглые предметы, пощупайте их, пусть малыш проведёт по ним пальчиком. Так же можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием получит ребёнок, тем лучше и быстрее он его запомнит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_igry_s_g_f.docx | 120.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические игры
с геометрическими фигурами
Задача №1. Выявить знания детей о свойствах плоскостных геометрических фигур.
1. «Чудесная коробочка»
Материал: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник (все фигуры одного цвета, по 2 фигуры каждого вида).
Правила.
В присутствии ребенка взрослый показывает, а затем кладет в коробочку плоскостные геометрические фигуры: треугольники, овалы, квадраты, круги, прямоугольники. Затем взрослый предлагает ребенку на ощупь достать из коробочки названную геометрическую фигуру.
2. «Чего не стало»
Материал: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник (все фигуры одного цвета).
Правила.
На столе перед детьми расположены плоскостные геометрические фигуры квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник. Дети внимательно их рассматривают. Затем детям предлагают закрыть глаза. Воспитатель прячет одну карточку. После условного знака ребенок открывает глаза и говорит. Что спрятано.
3. «Собери фигуру»
Материал: счетные палочки.
Правила.
Воспитатель называет по очереди плоскостные геометрические фигуры. Дети собирают фигуры из счетных палочек.
Общие вопросы:
1. Как называется эта плоскостная геометрическая фигура?
2. Чем эти фигуры похожи?
3. Чем они отличаются друг от друга?
4. Как их можно назвать, одним словом?
5. Почему?
Задача №2. Выявить знания детей о свойствах объемных геометрических фигур.
Дидактические игры.
1. «Чудесный мешочек»
Материал: объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, пирамида).
Правила.
Педагог называет предмет, ребенок определяет на ощупь и достает из мешочка.
2. «Фанты»
Материал: объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, пирамида).
Правила.
Дети сидят на стульчиках в ряд, в носках, сняв сандалики. Напротив них, на расстоянии 4, 5 метров лежат объемные геометрические фигуры.
Воспитатель берет один сандалик и говорит: «Этому фанту надо допрыгать на одной ножке до шара. Ребенок узнает свою обувь и выполняет задание.
(Задания могут быть разные).
Например:
-проползти на коленках до пирамиды;
- допрыгать на двух ногах до куба;
- пройти, плетя косичку ногами до цилиндра;
- проползти на животе до призмы и т. д.
3. «Прокати мяч»
Материал: объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, пирамида).
Правила.
На полу в ряд лежат геометрические фигуры. Воспитатель предлагает прокатить мяч в сторону цилиндра. В сторону призмы. В сторону шара и т. д.
Общие вопросы:
1). Как называется эта объемная геометрическая фигура?
2). Чем они похожи?
3). Чем они отличаются друг от друга?
4). Как их можно назвать, одним словом?
5). Почему?
Задача №3. Выявить умение классифицировать плоскостные геометрические фигуры с изменением критерия.
1. «Волшебный цветок»
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал (всех геометрических фигур по шесть); пять стеблей сделанных из картона.
Правила.
На полянке выросли цветы, необыкновенной красоты. Но подул ветерок и листочки с цветов опали. Воспитатель предлагает детям помочь цветам стать красивыми.
Лепестки должны быть такой же формы, как и середина цветка.
2. «Чего не хватает?»
Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (квадрата, круга, овала, треугольника, прямоугольника).
Правила.
Показать детям карточку с пятью геометрическими фигурами (квадратом, кругом, овалом, треугольником, прямоугольником). Разложить перед детьми пять карточек с четырьмя геометрическими фигурами. Дети должны определить, какой фигуры не хватает на каждой карточке?
3. «Разные дорожки»
Материал: 5 кружков, квадратов, треугольников, овалов, прямоугольников; разных по цвету (красные, желтые, синие, зеленые, черные); разных по форме (маленькие, средние, большие).
Правила.
Предложить детям выложить дорожки из камней, выбрав сначала все круглые камешки, потом все квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные.
Ребенок должен выложить геометрические фигуры друг за другом так, чтобы получились дорожки из треугольников, квадратов, кружков и т. д.
После усвоения игры задание усложняется: все дорожки должны начинаться с одного цвета и быть одинаковыми при чередовании цветов.
Общие вопросы:
- Назови эти плоскостные геометрические фигуры?
- Как ты разложил?
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Как их можно назвать, одним словом?
- Почему?
Задача №4. Выявить умение классифицировать объемные геометрические фигуры.
- «Играем в хоккей»
Материал: шары, кубы, пирамиды, призмы, цилиндры (синие, белые, красные – всех по 3 штуки); 5 пластиковых ворот; 1 клюшка.
Правила.
Ворота стоят по кругу. Игроку предлагается загнать в ворота объемные геометрические фигуры так, чтобы они совпадали по форме, или по цвету.
- «Найди лишнюю фигуру»
Материал: пять коробок с объемными геометрическими фигурами (шары, кубы, пирамиды, призмы, цилиндры) - всех фигур по 5 штук.
Правила.
В каждой коробке лежит одна ненужная фигура (например, 4 куба и 1 шар). Ребенок отыскивает ее и перекладывает на свое место.
- «Собери бусы»
Материал: небольшого размера, объемные, деревянные геометрические фигуры с отверстиями, (кубы, пирамиды, призмы, цилиндры, шары) – каждого вида по 6 штук; 5 шнурков.
Правила.
Предложить детям собрать бусы, но так, чтобы на одном шнурке были одинаковые фигуры. Сколько бус получилось?
Общие вопросы:
- Назови эти объемные геометрические фигуры?
- Как ты разложил?
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Как их можно назвать, одним словом?
- Почему?
Задача №5. Выявить умения пользоваться плоскостными геометрическими фигурами как эталонами.
1. «Проведи линию»
Материал: картинки с изображением предметов и геометрических фигур.
Правила.
Дети рассматривают предметы и геометрические фигуры, изображенные на картинке. Воспитатель дает задание: «Соедини линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.
2. «Найди предмет такой же формы».
Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Правила.
Воспитатель показывает ребенку одну из фигур, например круг. Ребенок должен найти предметы такой же формы в окружающей обстановке.
3. «Где спряталась фигура».
Материал: геометрические плоскостные фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); объемные геометрические фигуры (шар, куб, пирамида, призма, цилиндр).
Правила.
Воспитатель показывает ребенку одну из плоскостных геометрических фигур, например треугольник. Ребенок должен определить, у какой объемной фигуры стороной является треугольник (у пирамиды). Или:
- у какой объемной фигуры - стороной является квадрат (у куба);
- у какой объемной фигуры - основание круг (у конуса, цилиндра).
Общие вопросы:
1. Что это за плоскостная геометрическая фигура?
2. Назови предметы, похожие на эту геометрическую фигуру?
3. Назови геометрическую фигуру похожую на этот предмет?
4. Как ты догадался?
Задача №6. Выявить умения пользоваться объемными геометрическими фигурами как эталонами.
1. «Положи ленточку»
Материал: картинки с изображением предметов; объемные геометрические фигуры (шар, куб, пирамида, призма, цилиндр); 5 разноцветных ленточек по 1 метру.
Правила.
Дети рассматривают картинки с изображенными предметами и объемные геометрические фигуры. Воспитатель дает задание: «Соедини ленточками каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож».
Например: купол башни - пирамида, подзорная труба – цилиндр и т. д.
2. «На какую объемную геометрическую фигуру похож предмет?»
Материал: картинки с изображением предметов; объемные геометрические фигуры (шар, куб, пирамида, призма, цилиндр).
Правила.
Взрослый называет предмет, а ребёнок словесно определяет его форму. Например, крыша-призма, мяч - шар и т.д.
3. «Игра в прятки».
Материал: объемные геометрические фигуры (шар, куб, пирамида, призма, цилиндр); геометрические плоскостные фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Правила.
Воспитатель показывает ребенку одну из объемных геометрических фигур, например цилиндр. Ребенок должен найти и сказать, какая плоскостная фигура спряталась в цилиндре (круг), или, какая плоскостная фигура спряталась в кубе (квадрат), в призме – прямоугольник и т. д.
Общие вопросы:
1. Что это за объемная геометрическая фигура?
2. Назови предметы, похожие на эту геометрическую фигуру?
3. Назови геометрическую фигуру похожую на этот предмет?
4. Как ты догадался?
Задача №7. Выявить умение видоизменять плоскостные геометрические фигуры.
1. «Волшебные палочки»
Материал: счетные палочки, плоскостные геометрические фигуры.
Правила.
Предложить детям сложить из счетных палочек любую геометрическую фигуру. Эту фигуру разделить на две другие геометрические фигуры и т. д.
Например: прямоугольник на два квадрата; квадрат на два или четыре треугольника; треугольник на два треугольника и т. д.
2. «Разрежь на части»
Материал: геометрические плоскостные фигуры (круг, квадрат разделенные разметками).
Правила.
Предложить детям разрезать квадрат и круг по разметкам, назвать получившиеся фигуры и выложить из фигур изображения по предложенным схемам.
3. «Собери фигуру»
Материал: геометрические плоскостные фигуры (треугольники, прямоугольники, квадраты).
Правила.
Предложить детям из двух квадратов сложить один прямоугольник, из двух треугольников – квадрат и т. д.
Общие вопросы:
- Что это за фигура?
- Как можно сделать из квадрата два прямоугольника?
- Как можно сделать из квадрата два треугольника?
- Как можно сделать из прямоугольника два квадрата?
- Как можно сделать из треугольника два треугольника?
- Как можно сделать из квадрата круг?
- Как можно сделать из прямоугольника овал?
- Как можно сделать из этой геометрической фигуры две другие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой образовательной ситуации по формированию элементарных математических представлений "Остров геометрических фигур"
Данный конспект можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста при формировании математических представлений....
Технологическая карта дня воспитательно-образовательной работы в младшей возрастной группе ДОУ (дети от 3 лет до 4 лет) по формированию математических представлений (тема): геометрическая фигура – круг
Дання методическая разработка может быть интересна педагогам ДОУ, в ней представлен развернутый план мероприятий в течении дня, расчитанный на знакомство с геометрической фигурой круг детей младшей гр...
Конспект по формированию элементарных математических представлений "Царство геометрических фигур"
Данный конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей страшего возраста, знакомство детей с геомтерическими фигурами....
Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений Тема "Геометрические фигуры"
Образовательная область «Познавательное развитие»Формирование элементарных математических представленийТема: «Геометрические фигуры»Возраст 4-5 летВиды детской деятельности: иг...
Подвижные игры с геометрическими фигурами как средство формирования элементарных математических представлений.
Подвижные игры с геометрическими фигурами как средство формирования элементарных математических представлений....
Игры с геометрическими фигурами «Весёлые фигуры»
Одной из форм развития математических представлений у дошкольников является изучение геометрических фигур. Варианты деятельности могут быть самыми различными. Работаем с Фигурами и на заняти...