Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие по методу ТРИЗ
Тема «Огонь, вода, ветер, земля »
Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырьмя стихиями природы, дать знания о пользе и вреде их в жизни человека, помочь детям делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать.
Задачи совместной образовательной деятельности
1. Развивать исследовательские способности и навыки.
2. Развивать любознательность, познавательную активность
3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.
4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.
5. Расширять кругозор детей.
6. Воспитывать внимательность, наблюдательность, осторожность в работе
Используемое оборудование: спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках, лейки, комнатные цветы, зеленый лук в земле.
Видеоролики ( вода, огонь, воздух, земля )
Материалы к НОД: плакаты (этот прекрасный мир земли, экологическая катастрофа земли), иллюстрации ( морские пейзажи, песочные барханы, снежные торосы), картины ( вода, огонь, воздух, земля)
Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.
Предварительная работа: Игры с водой, песком, камнями
Организация детей; Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга
Формы работы: Фронтально, в парах, подгруппами.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», »Познавательно – исследовательское» «Социально – коммуникативное развитие», «Развитие речи».
Ход непосредственной образовательной деятельности( Познавательно – исследовательская деятельность) с детьми старшего возраста по теме: «Огонь, вода, ветер, земля »
Ход занятия
Мотивация: Женя пришел в детский сад с перебинтованным пальцем. Дети интересуются, что же произошло? Оказывается, накануне вечером, в доме не было света, и Женя обжегся, находясь рядом со свечкой.
Воспитатель ; Огонь для человека это хорошо или плохо?
Ответы детей
Воспитатель предлагает в скором будущем посетить помещение, где обычно проходит опытно - экспериментальная работа.
Воспитатель: Ребята, вы помните, как Женя пришел в детский сад с обожженным от свечки пальцем?
Ответы детей
Воспитатель:- Я обещала вам, что покажу помещение, где проводят опыты и эксперименты с различными материалами и мы отправляемся в опытно - экспериментальную лабораторию, глее вывешены иллюстрации 4 стихий
Воспитатель; Ребята, посмотрите, что изображено на картинах?
Ответы детей (Огонь, вода, воздух, земля) .
Воспитатель: А теперь рассмотрим две иллюстрации – ОГОНЬ
Воспитатель: Сравним два изображения. Скажите?: Огонь для человека, это хорошо или плохо?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.
Воспитатель : Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.
Видеоролик об огне – 5 сек
Воспитатель: А, теперь подойдите к первому опытному столу.
Опыт №1.( проводит воспитатель, дети стоят полукругом )
Горящая свеча. Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать и нельзя дотрагиваться, можно обжечься
Воспитатель: Давайте подойдем к стенду, где изображена ВОДА. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо?
Ответы детей
Воспитатель: Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.
Воспитатель: Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.
Видеоролик о воде – 5 сек.
Опыт№2. (проводят дети, сидя за столами) .
Воспитатель: Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить детям подойти к природному уголку и из лейки полить комнатные растения и зеленый лук. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т. д.
(Дети работают подгруппами) .
(Дети стоят полукругом) .
Воспитатель; А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха. Ветер - это хорошо или плохо?
Ответы детей
Воспитатель: Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.
Воспитатель: Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья.
Воспитатель: Рассмотрите иллюстрации про ВЕТЕР (морские пейзажи; песочные барханы; снежные торосы)
Опыт №3. (проводят дети) .
-Воспитатель: Дети сядьте напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигайте парусники друг другу.
Опыт №4. (проводят дети, сидя за столами) .
Воспитатель: При помощи медицинских спринцовок можно увидеть, как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком.
Видеоролик о ветре – 5 сек..
Воспитатель:- Осталась еще одна стихия – ЗЕМЛЯ
Рассмотрите иллюстрации о земле(этот прекрасный мир земли )
Воспитатель: Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо?
(Ответы детей) .
Воспитатель: Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. носим изделия из льна. В Земле находятся полезные ископаемые.
Рассмотрите иллюстрациями (экологическая катастрофа) .
Воспитатель: Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.
Воспитатель:- Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.
Дидактическую игру на внимание «огонь, вода, ветер, земля».
Напоминаю: Воздух- руки поднимаются вверх.
Земля- руки опускаются вниз.
Огонь- руки движутся верх- вниз, верх- вниз.
Вода- руки движутся в лево- в право, влево- в право.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали?
Ответы детей.
Воспитатель ; А вам понравилось путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель : С какими стихиями вы познакомились?
Ответы детей
Воспитатель: Что для вас показалось трудным?
Ответы детей:
Воспитатель: Что понравилось в нашем путешествии больше всего?
Ответы детей
Воспитатель: Женя, а ты теперь запомнил, как надо вести себя, если рядом огонь,?
Ответ ребенка
Воспитатель: Ребята, в следующий раз мы посетим и другие лаборатории, узнаем много нового и интересного. Полученные знания вы сможете применить в своих играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ "Мы волшебники"
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, мнемотехника....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Путешествие в Сказкинград"
Сказка - это популярный жанр устного народного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Без сказки - живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозмож...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области развитие речи составление описательного рассказа «Встреча в зимнем лесу » ( с использованием игровых технологий )
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи: Составление описательного рассказа с помощью опорных схем: Тема: «Встреча в зимнем лес » Цель совместной образовательной деятел...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие"Домашние и дикие животные" (с использованием информационных(мультимидейных) технологий)
Конспект с использованием информационных (мультимидейных) технологий....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Домашние животные и их детеныши» (с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие»«Домашние животные и их детеныш...
ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Любимые русские народные сказки» (с использованием игровых технологий)
Русские народные сказки - важнейший элемент народного фольклора. В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образы родного язык...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ «ОСЕНЬ ДОБРАЯ ПРИШЛА»
Развивать познавательную активность детей в процессе проведения дидактических игр, умение различать фрукты и овощи по запаху, формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания....