Технология "Развивающий диалог" на занятиях математики в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
видеоурок по математике
Ссылки на видеофрагменты: https://youtu.be/qyXS2ROZzKk
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchiy_dialog.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Развивающий диалог»
Что такое развивающий диалог?
Развивающий диалог - обсуждение с детьми проблемной(противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.
Основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления. В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники , сотрудники . Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
Основные признаки развивающего диалога:
Проблемная ситуация;
Дети активно включаются в диалог:
задают вопросы, поддерживают беседу, детям интересно мнение других, проявляют своё отношение к сказанному,
высказывают своё мнение,
аргументируют своё мнение;
Использование новых слов;
Появляются суждения.
Какие задачи стоят перед педагогом?
«Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве» Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова
Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.
Структура развивающего диалога:
Проблемная ситуация;
Высказывания детьми своего отношения к проблемной ситуации;
Обсуждение проблемы;
Структурирование ответов детей;
Анализ высказываний;
Формулирование гипотезы (возможное решение проблемы);
Проверка гипотезы и вывод.
Основная цель развивающего диалога - помочь развитию творческого, продуктивного диалектического мышления дошкольника (форма мышления, позволяющая видеть противоречия в объектах познания и продуцировать на структурного преобразования этого противоречия новые идеи ). Действия диалектического мышления - обнаружение, постановка и решение диалектических мыслительных задач:
- диалектическое превращение – базовое действие творческого мышления, когда для любой идеи всегда существует противоположная;
- диалектическое объединение – появление чего-то нового в объекте через внутреннюю борьбу противоположностей;
- диалектическое опосредствование – предполагает способность находить такое решение, когда взаимоисключающие потребности реализовываются в конкретных действиях и в результате удовлетворяются;
- диалектическое обращение – предполагает, что результат того или иного процесса является его началом, а начало, наоборот, является состоянием, к которому процесс стремится;
- диалектическое отождествление - противоположности рассматриваются как одно и то же.
Три задачи развивающего диалога:
1.Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;
3. Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
Как сделать диалог развивающим?
Педагог – модератор:
Ставит проблему;
С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
Не
прерывает и не торопит детей;
Не даёт готовых ответов;
Использует противоречия;
Аргументирует свой ответ.
Старается не упустить ни одного ребёнка;
Отвечает на вопросы детей. Должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно).
Должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.
Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов: создание проблемных ситуаций; постановка проблемных вопросов; работа с правилами; круги доверия (работа в парах, мини группах ).
Что должен учитывать воспитатель?
- Интересы и потребности детей;
- Опыт;
- Возраст;
- Индивидуальные особенности детей;
- Текущие события в группе.
Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций: Задаётся проблемный вопрос (Как вы думаете? Как вы считаете?). Выдвигаются версии детей с обоснованием; Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии. Возвращаются к проблемному вопросу и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Следующий этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. Существуют вопросы следующего характера: Субъективный (Что вы думаете об этом?), Уточняющий (Верно ли?), Почемучкин (Объясните, почему?), Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?), Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если).
Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д ).
Ну и как последний этап - круги доверия (утренний круг ) которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
Образовательные результаты: -Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками , готовности к совместной деятельности . - Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. - Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила. - Ознакомление с окружающим миром, развитие речи. - Обеспечение эмоционального комфорта. Показатели успешности проведения развивающего диалога: 1. Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми). 2. Содержание диалога переходит на новый уровень: охвачено большинство детей; проявляют своё отношение к сказанному; высказывают своё мнение и аргументируют его. 3. Возникает диалог между детьми.
Технологию «Развивающий диалог» рекомендуется использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?). На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос «Почему?» используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.
Список используемой литературы
Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника/
Т.И.Алиева
[и др.]: Науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М.: Просвещение,2003 – 335 с.
Программа воспитания в детском саду/ Под ред. М.И. Васильевой.
–М
.: Просвещение, 1962 – 174 с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2001 –С. 126-144.
Чулкова А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста. – Волгоград: Перемена, 2003 – 168 с.
Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой «От рождения до школы», МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Цели:· Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...
Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности детей....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по развитию речи с элементами математики "Волшебный лес"
Данный конспект занятия преднозначен для детей с ОНР 3 уровня....
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме «Сокровища царицы Математики» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Ход НОД:Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по развитию речи с элементами математики Путешествие в волшебный лес, полный сказок и чудес
Конспект для детей логопедической группы с элементами математики...
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема занятия «Отряд юных гагаринцев»
Совершенствование знаний детей о космосе и космонавтах....
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».
Конспект занятия описывает совместную работу (в тесной взаимосвязи) учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.Данное занятие позволяет закрепить и систематизировать знания...