Конспект НОД по познавательному развитию/ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Часы и время»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Чуркина Светлана Владимировна

Цель: - формировать умение определять время по часам.

Задачи:

- активизировать словарь по теме.

- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;

- способствовать развитию логического мышления; слухового и зрительного внимания;

- развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; строить полные предложения.

- воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Словарная работа: циферблат, минутная стрелка, часовая стрелка, час, полчаса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasy.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по познавательному развитию/ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Часы и время»

подготовила воспитатель: Чуркина С.В.

2023

Цель: - формировать умение определять время по часам.

Задачи:

- активизировать словарь по теме.

- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;

- способствовать развитию логического мышления; слухового и зрительного внимания;

- развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; строить полные предложения.

- воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Словарная работа: циферблат, минутная стрелка, часовая стрелка, час, полчаса

Предварительная работа:

- Чтение пословиц, разгадывание загадок о времени, частях суток, днях недели («Делу время, потехе – час», «Каков Емеля – такова и неделя» и т. п.);

- Формирование умения определять время с помощью часов-тренажера;

- Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов часов;

- Речевое упражнение «Часики».

Материалы, оборудование:

- интерактивная доска

- разные виды часов: песочные часы, механические часы

- заготовки из картона с изображением циферблата по количеству детей,

- фломастеры,

- цифры от 1 до 12

- презентация «Часы бывают разные».

Ход НОД

Вводная часть

Приветствие:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

Топнем левою ногой,

Щёлкнем правою рукой.

Улыбнемся, подмигнем

И на место все вернёмся.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. К нам на электронную почту пришло видеописьмо. Хотите узнать от кого оно? Давайте посмотрим.

Видеозапись. Обращение Незнайки к ребятам:

Незнайка: «Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка. Мне сказали, что в этом детском саду самые умные ребята и смогут мне помочь. Я постоянно везде опаздываю. Вот, например, вчера, я опоздал к другу на день рождения, а сегодня проспал в детский сад и так каждый день. А ещё я никак не могу попасть в Цветочную страну, где живут мои друзья – Знайка, Пончик, Пилюлькин… Поезд туда уходит рано утром, и когда я прихожу на вокзал, мне говорят, что я опоздал… Что же мне делать?

Основная часть

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чём причина постоянных опозданий Незнайки? Как же нам помочь ему? (ответы детей) Правильно, ребята! Без часов тут никак не обойтись, а Незнайка не знает, что это такое…

- Как вы думаете, зачем нам нужны часы?

Ответы детей: 1. Чтобы вовремя ложиться спать.

2. Вовремя вставать, вовремя кушать.

3. Вовремя приходить на работу, в детский сад.

4. Узнать, когда приходит Новый год.

- Что было бы, если бы часов не было?

Ответы детей: 1. Папа бы не знал, когда идти на работу.

2. Мы бы пошли на день рождения, пришли – а там уже никого нет.

3. Пошли бы в магазин – а он закрыт.

4. Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет.

Воспитатель: Вы, ребята. в этом году пойдёте в школу, и чтобы не опаздывать на уроки, вам тоже надо уметь определять время по часам. А чтобы и Незнайке мы помогли жить по часам, я приглашаю вас в волшебную страну – страну Часов. Для этого нам надо подготовить наши глазки.

Гимнастика для глаз

Раз – налево, два - направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взглядом пальчик наш проводим.

Окажись в стране часов,

Ко всему ты будь готов.

Закройте глаза, зажмурьтесь, откройте глаза!

(Звучит музыка. На экране изображение Волшебной страны.)

Проходите на стульчики и присаживайтесь.

Воспитатель: Как же люди раньше жили без часов? Как они определяли время? (Дать детям возможность поразмышлять, выслушать все ответы).

- Оказывается, ребята, что часы были и раньше, но в давние времена они были другие.

Как вы думаете, какие это были часы? Догадайтесь, что это за «живые часы»? Включить звуки петух.) (1 СЛАЙД) Да, оказывается, петух – это тоже «часы». О чём он нам сообщает?

Ответы детей: 1. Он сообщает своим криком, что уже наступило утро.

2. Это живой будильник!

Воспитатель: Как вы думаете, ещё живыми часами весной и летом могут быть кто, отгадайте?

Ответы детей: Птицы. Это жаворонок, соловей. Они поют самые первые утром.

Воспитатель: Затем люди придумали солнечные часы. (2 СЛАЙД) Это самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время. Человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы : вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Кто догадается, почему?

Ответы детей: 1. В пасмурную или дождливую погоду солнечные часы ничего не показывают.

2. Их нельзя взять с собой в квартиру; время они показывают неточно.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

А теперь настало время поиграть! Давайте превратимся в часики. (вышли в круг на ковёр)

Физминутка «Часики»

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (стоят руки на поясе, наклоны влево-вправо)

Это маятник в часах, отбивает каждый час (стоят руки на поясе, наклоны влево – вправо)

Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут, то они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Воспитатель: Молодцы. Отдохнули? А теперь давайте отправимся дальше.

Вскоре человек изобрел песочные часы (показ песочных часов). Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени.

- Чем они схожи с хорошо знакомыми нам механическими часами? (Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду).

- Чем они отличаются от других часов? (У них нет стрелок и цифр, сделаны они из стекла.) Посмотрите, у нас есть часы, в которых песок пересыпается за 1 минуту. Как вы думаете, это много или мало? Мы сейчас с вами поиграем и проверим.

Игра с песочными часами.

Цель игры: наглядно показать детям принцип работы песочных часов.

- За 1 мин., пока бежит песок в часах, вы должны успеть смотать верёвочку. Победит тот, кто успеет сделать это за 1 минуту.

Воспитатель: Затем люди стали придумывать новые часы и придумали очень много разных часов. (Краткий рассказ о механических и электронных часа) (3,4 СЛАЙД)

Воспитатель достаёт крупные часы со стрелками и показывает на них циферблат с цифрами, и стрелки – большую и маленькую. Объясняет, что маленькая стрелка показывает часы, она называется часовая и движется медленно, а большая указывает на минуты, и движется быстрее. Если минутная стрелка сделает целый круг, то пройдёт один час.

– А сколько времени пройдёт если минутная стрелка сделает только половину круга? (Половина часа). Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, длинная узкая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а широкая и короткая – на той цифре, которая показывает данный час. Если сейчас ровно, например, 8 часов, короткая часовая стрелка будет стоять на цифре 8, а длинная минутная, всегда смотрит прямо вверх и показывает на цифру 12. Отсчёт времени начинается ночью, когда мы спим. Обе стрелки тогда стоят на цифре 12, но в этом случае они обозначают ноль часов. Это полночь. А если две стрелки встречаются днём, то это? (полдень)

- Что обозначает длинная и узкая стрелка на часах?

- Что обозначает короткая и широкая стрелка?

Воспитатель: Ребята, я знаю игру про часы. Хотите в неё поиграть?

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

На полу по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель встает в центре и произносит вместе с детьми:

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)

Воспитатель: Пять часов!

(Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12).

Игра повторяется 3-4 раза. Стоят в кругу.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам надо помочь Незнайке не опоздать на поезд и уехать в Цветочную страну вовремя. Я посмотрела в расписании, что этот поезд уходит рано утром в 7 часов. Значит встать Незнайке надо раньше на час. Во сколько ему нужно проснуться? (В 6 часов утра).

- Давайте подарим Незнайке наши большие часы, а вы нарисуете для него маленькие и укажете на них, в какое время он должен встать.

Дети проходят к столам где, лежат заготовки часов с изображением циферблата.

- Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 6 часов.

- Как расположены стрелки? (Минутная, длинная указывает на цифру 12, а часовая короткая — на цифру 6.)

- Как вы думаете, помогли мы Незнайке? (Ответы детей)

- Теперь Незнайка точно не забудет. Во сколько ему нужно вставать. Ваши часы ему обязательно помогут.

Рефлексия

Воспитатель: Ну вот, ребята и закончилось наше путешествие в страну Часов. Сегодня вы узнали много нового. Поделились своими знаниями, поиграли, нарисовали отличные часы для Незнайки. Вам понравилось путешествие?

- Давайте вспомним, как называются стрелки на часах?

- В какое время суток начинается отсчёт времени?

- Сколько времени пройдёт если минутная стрелка сделает целый круг?

- Что дольше минута или час?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ШАР»

Конспект составлен на основании методических рекомендаций ( Игралочка Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова.- М.:Ювента, 2014.-224с. (Образовательная система "Школа 2100", Образовательная программа"Детски...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики".

Организационный моментДети проходят в группу. Звучит песня «Сказки гуляют по свету»Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.(Дети здороваются, выстраив...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) во 2 младшей группе по теме «Птицы»

Закреплять умение сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами: больше – меньше, столько – сколько, поровну....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной группы на тему: «Знатоки математики»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной группы на тему: «Знато...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (познавательное развитие ФЭМП), для детей подготовительной группы на тему: «Полет в космос»

Продолжать учить решать задачи на смекалку.Закрепить знание множества чисел, знаками <, >, =.Формировать навыки шифрования сдвигом, навык использования ключа.Расширять первоначальные представлен...

Конспект образовательной деятельности познавательное развитие (ФЭМП) с детьми подготовительной группы «Беспорядок в царстве Математики» (квест-игра).

ОО «Познавательное развитие»:- учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;- продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах...

Конспект ОД по познавательному развитию. ФЭМП с детьми подготовительной группы Тема. Состав числа 6 из двух меньших чисел. Образование чисел второго десятка в пределах 15.

Формировать умения составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.Познакомить с измерение...