"Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений».
консультация по математике
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений».
Воспитатель: Двойнишникова Е.А.
Математические представления у детей формируются постепенно, в процессе познавания окружающего мира. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
Решению каждой задачи посвящается несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года.
Среди основных задач предматематической подготовки детей в детском саду, согласно программе воспитания и образования выделяются следующие:
- Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. Усвоение понятий «множество», «отношение», «число», «величина».
- Формированием математических представлений и способностей (обучение детей счету, развитие представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, деление предметов на равные части).
- Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур (классификации, обобщения, упорядочивания).
- Формировать умение делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений,
- Формировать умение пользоваться грамматически правильными оборотами речи. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи.
Задачи решаются не отдельно, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Несмотря на то, что в основном они направленны на математическое развитие детей, они сочетаются с выполнением задач нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, развивают организованность, дисциплинированность, т. е. способствуют всестороннему развитию личности дошкольников. Кроме того, ребенок овладевая математическими представлениями на занятиях, находится в коллективе сверстников, это расширяет сферу и опыт коллективных взаимоотношений между детьми.
Наиболее эффективному овладению знаний по математике способствует соблюдение следующих условий:
- учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;
- создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы;
- развивающий характер заданий.
- смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
- интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия.
При решения любых математических задач, чтобы сохранять занимательность учебного процесса, необходимо применять игровые методы, игровые элементы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Достижению целей и задач по математике помогает осуществление следующих принципов:
- принципа сознательности и активности;
- принципа доступности и индивидуализации;
- принципа научности;
- принципа систематичности и последовательности;
- принципа развивающего обучения;
- принципа наглядности.
Постепенное усложнение материала позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, что способствует в свою очередь развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.
Роль и значение игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре детьми достигается очень высокий уровень активности, причем всегда добровольно, даже неосознанно для ребенка.
Выделяют следующие особенности игры для дошкольников:
- Игра является основным и наиболее доступным видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка.
В процессе обучения математике детей дошкольного возраста необходимо использование дидактических игр, так как способствуют участию ребенка в познавательном процессе, помогают восприятию материала.
Выделяют следующие типы занятий:
- занятия в форме дидактических игр;
- занятия в форме дидактических упражнений;
- занятия в форме дидактических упражнений и игр.
Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.
Дидактическая игра, в зависимости от возраста детей, цели и содержания занятия, может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит игровой характер.
Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом приводит к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.
Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Данный вариант объединяет предыдущие. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях, последовательность определяется программным содержанием
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Однако, главной целью всех видов игр является развитие умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Также при использовании математических игр необходимо:
- варьировать игровые действия и вопросы;
- индивидуализировать требований к детям;
- повторять игры, усложнять со временем.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Итак, существуют различные методы и приемы, помогающие формировать у детей элементарные математические представления. Ведущая роль среди них отводится занятиям в форме дидактических игр и упражнений.
Дидактические игры, способствующие формированию элементарных математических представлений.
Основное назначение дидактических игр – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествие во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Игры с цифрами и числами | Игры - путешествие во времени | Игры на ориентирование в пространстве | Игры с геометрическими фигурами | Игры на логическое мышление |
Обучение детей счету в прямом и обратном порядке. | Знакомство детей с днями недели. | Развивать умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. | Развивать знания о форме геометрических фигур. Учить детей узнавать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. | Формирование элементы логического мышления. Формирование умения рассуждать, делать свои умозаключения. |
Образование чисел в пределах 10 (20) путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Состав числа. | Знакомство с названиями месяцев, их последовательностью. | Учить детей употреблять слова для обозначения положения предметов. | Повторение упражнений в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек. | Выполнение заданий на формирование логического мышления - задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. |
Учить свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия. | Знакомство со способами присоединения, построения одной формы из другой. Знакомство детей со способом построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). |
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Они всегда требуют активной умственной деятельности, создания нового способа решения, их нельзя решить просто ранее усвоенным способом.
Условно, для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы:
- Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
- Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
- Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек для преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, в которых дети применяют усвоенные детьми умения и навыки, и постепенно усложняя действия.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Тема | Пример игры | |
«Форма и цвет» | Проведение дидактических игр. | • «Сложи предмет из геометрических фигур» (по образцу и без него) • «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами) • «Подбери ключик к замочку» • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры» • «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным) • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг) • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.) • «Найди свою пару» (варежку) |
Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием. | • Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д. | |
Проведение игр – соревнований. | • «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы) | |
Количество и счёт | Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП | «Магазин игрушек» (много, один, поровну) «Зоопарк» (счёт) «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну) «Путешествие на корабле» |
Игровые математические знания с театрализацией: | «Математика в сказках» «Стоит в поле теремок» «Колобок ищет друзей» | |
«Ориентирование во времени и пространстве» | Настольно – печатные игры: | • «Лото» • «Парные картинки» • «Домино» • «Цветная мазайка» • «Пазлы» |
Дидактические игры: | «Собери сказочного героя» (из частей) «Кто больше найдёт отличий?» «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку) «Когда это бывает? » — игра с мячом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы использования игр с экологическим содержанием в формировании элементарных математических представлений
В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д.Ушинского говорится, что прежде всего следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые н...
«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»
Преемственность в средствах, методах, формах достигается грамотной организацией работы по развитию элементарных математических представлений в детском саду и школе. Игровая форма обучения является пре...
«Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня: сенсорное развитие в младшей группе – первая ступень в формировании элементарных математических представлений»
Презентация «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня: сенсорное развитие в младшей группе – первая ступень в формировании элементарных математических предст...
ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)
МБДОУ Д/с №27 «Сказка» ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...
Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».
Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...
«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»
laquo;Дидактический комплект игрпо формированию элементарных математических представленийв условиях преемственности содержания математического образования»...
Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...