Формы и методы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
статья по математике

Волосиенко Татьяна Владимировна

В статье рассматривается необходимость использования  различных видов игр в процессе обучения дошкольников математике, применение   наглядно-деятельностного подхода в организации занятий;   указываются основные дидактические методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metody_i_formy_femp.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы

формирования элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста.

Подготовила: Ушкалова Т. В.

1. Применение игры в образовательной деятельности

и формировании элементарных математических представлений дошкольников.

   Основным видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  в современном детском саду повышается статус игры, а в занятиях преобладает совместная деятельность ребёнка и взрослого, наглядно – деятельностный подход к обучению. В обучении дошкольников математике используются дидактические и ролевые игры.

   

Дидактическая игра

   Дидактическая игра – это форма обучающего воздействия взрослого на ребёнка, созданы с целью обучения и воспитания детей. Малышей привлекает в первую очередь игровая ситуация, но в процессе игры они решают учебную задачу, поставленную педагогом.

  Дидактические игры классифицируются по разным критериям. Одна из них – классификация по типу познавательной деятельности детей:

   

1. Репродуктивные игры – многократное повторение действий по образцу.

Пример репродуктивной игры «Украсим ёлочку» для детей младшего дошкольного возраста. В данной игре закрепляются навыки сравнения групп предметов путём наложения или приложения, если положить один предмет перед другим. Для отработки этого навыка игру можно повторять необнократно с различным раздаточным материалом (листочки и божьи коровки, белочки и орешки, ежи и яблочки и т.п.).

   Цель игры: совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами «поровну», «столько-сколько».

   Раздаточный материал: коробка, ёлочные игрушки и ёлочки (картинки по количеству детей).

   Содержание игры: воспитатель предлагает детям украсить ёлочки. Для этого каждому ребёнку нужно взять из коробки по одной игрушке  и подойти к ёлочкам, разложенным в ряд. Воспитатель ставит задачу: «Как расположить игрушки и ёлочки, чтобы было видно, что их количество одинаково?» Дети предполагают, что игрушки можно положить возле ёлочек или на них (любой способ). Воспитатель задаёт вопрос: «Что можно сказать о количестве ёлочек и игрушек?», побуждая детей использовать в своих ответах выражения, обозначающие равенство: «поровну», «столько – сколько».

2. Частично-поисковые игры – предполагают творческую деятельность детей, способствуют частичному решению поставленной проблемы.

   Пример игры для детей младшего дошкольного возраста «Цветная полянка».

   Цель игры: совершенствовать умение детей различать основные цвета.

   Раздаточный материал и оборудование: обручи (разноцветные или обозначенные разноцветными картичками), картинки с изображением предметов различных цветов (красное яблоко, красный зонт, жёлтые плащ и осенний листочек, синие шапочка и машина и т.п.).

   Содержание игры: на полу разложены обручи. Дети берут со стола одну картинку, ищут обруч одного цвета с изображённым предметом и становятся в него. Игра повторяется несколько раз.

   Для среднего и старшего дошкольного возраста можно провести игру с применением счёта: на карточках - изображения нескольких предметов или групп предметов, возможно записанный пример. В обручах – карточки с числами. Детям необходимо произвести вычисления по карточке и встать в обруч с нужным результатом.

3. Исследовательские игры – обеспечивают творческое применение знаний.

Пример исследовательской игры для детей среднего дошкольного возраста «Волшебная вода»

Цель: Вызвать у детей  познавательный  интерес,  поддержать их исследовательскую деятельность, расширить представление детей о качестве и свойстве льда (тает, замерзает, принимает определенную форму).

Оборудование: кусочки льда с замороженными предметами внутри, мелкая тарелка или блюдце с малым количеством воды.

Содержание игры: детям предлагается рассмотреть кусочки льда, попробовать их размять и что-нибудь слепить из них, заморозить воду в блюдце, а затем разморозить её. В ходе исследовательской деятельности дети делают выводы, что лёд прозрачный, так как сквозь него видно замороженные предметы; лёд твёрдый и неэластичный – из него нельзя ничего вылепить; лёд можно получить, заморозив воду, и снова получить воду, разморозив лёд.

Ролевая  игра

Ролевые игры – игры, в которых происходит моделирование  определённых событий. В основе – семейный быт, профессии, мультфильмы, сказки и т.д.

   Например, играя в «Магазин», дети учатся распознавать монеты разного достоинства, их набор и размен, узнают значение цены товара, соответствие стоимости и количества товара, учатся счёту.

   В игре «Повар» детям можно,  например, предложить измерить сыпучие и жидкие продукты мерными стаканчиками, штучные продукты (фрукты, орешки и др.) отложить по счёту или взвесить на весах с гирьками. Можно использовать рецепты, прочитав их детям.  Дети в такой игре учатся измерять объём и вес с помощью условной меры.

2. Наглядно-деятельностный подход к организации занятий по

формированию элементарных математических представлений.

  Суть воспитания и обучения детей с точки зрения деятельного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность ребёнка со взрослым, реализация совместно выработанных задач, а не просто деятельность. Ребёнок при помощи взрослого решает созданную проблемную ситуацию. Такой подход формирует не робота, обученного выполнению определённых видов действий, а человека, способного оценивать, выбирать те виды деятельности, которые восполняют потребности в самореализации и саморазвитии.

   Принципы деятельностного подхода:

  1) принцип субъектности воспитания: воспитанник – это субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация, а не просто субъект воспитательно-образовательного процесса и исполнитель;

  2) принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены: учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребёнка;

  3) принцип учёта сензитивных периодов развития: ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий;

  4) принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых: изучая самостоятельную деятельность детей, развитие вчерашнего дня, возможности решения задач в сотрудничестве, определяем развитие завтрашнего дня;

  5) принцип создания ситуации воспитывающей деятельности, которая должна быть социально-значимой и общественно-полезной;

  6) принцип обязятельной результативности каждого вида деятельности;

  7) принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

  8) принцип обязательной рефлексии: анализ субъектом собственных действий, поступков;

  9) принцип наглядности: учитывая виды мышления дошкольника (предметно-действенное и наглядно-образное), на занятиях необходимо использовать наглядность, предметы для осуществления практических действий (палочки и мелкие предметы для счёта, панно и картинки для решения арифметических задач, геометрические фигуры, счёты и др.) в соответствии с целями и задачами занятия.

     В соответствии с данными принципами структура непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений значительно отличается от традиционной и выглядит следующим образом:

   1. Введение в образовательную деятельность (организация детей) – создание психологической направленности на образовательную деятельность.

   2. Создание проблемной ситуации: целевая установка и мотивация к деятельности (создаётся проблемное затруднение в хорошо знакомой ситуации, которое активизирует детей, вызывает у них интерес к теме).

   3. Проектирование решений проблемной ситуации: педагог с помощью подводящего диалога помогает детям самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения.

   4. Выполнение действий с использованием дидактического наглядного материала.

   5. Рефлексия групповой  и собственной деятельности ребёнка.

Организация занятий с традиционным и наглядно-деятельностным подходами значительно отличаются:

Традиционный подход к

организации занятий

Наглядно-деятельностный подход к

организации занятий

Общая цель занятия

Накопление детьми личностного опыта

Использование детьми опыта приобретённого, самостоятельное добывание знаний

Рабочее пространство

Учебная форма:

воспитатель напротив детей - отдалён, за столом.

Партнёрская форма:

Воспитатель рядом с детьми, вместе с ними.

Позиция взрослого

Взрослый руководит ребёнком,

активность педагога  выше активности детей.

Взрослый и ребёнок – субъекты взаимодействия.

Регламентирование образовательного процесса

Процесс регламентирован:

педагог движется по заранее намеченному плану, отклонение от которого нежелательно.

Внесение изменений в план допустимо, исходя из потребностей и интересов детей.

3. Методы формирования элементарных математических представлений дошкольников.

   Метод обучения в дидактике – это способ деятельности или совокупность приёмов, ведущих к достижению цели обучения и воспитания.

   Методы ФЭМП в соответствии с классификацией методов по источнику получения знаний – это словесные, наглядные, практические.

   В процессе применения словесных методов воспитатель излагает учебный материал вербально, а дети усваивают его посредством слушания, запоминания, осмысливания – это рассказ, беседа, объяснение, инструктаж.

   Однако, в занятиях по ФЭМП с дошкольниками предпочтение отдаётся методам наглядным и практическим.

Наглядные методы.

1. Наблюдение – умение всматриваться в объекты окружающего мира. Выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Принципы применения метода:

1) постепенное расширение круга наблюдаемых объектов –

                                         

- наблюдение в групповой комнате;

- наблюдение помещений дошкольного учреждения;

- наблюдение на участке дошкольного учреждения;

- наблюдение за пределами ДОУ

(сквер, парк, стадион, остановка транспорта и т.д.).

2) увеличение концентричности наблюдения при знакомстве с одними и теми же объектами –

- узнавание объектов;

- выделение существенных признаков объекта;

- сравнение с другими объектами;

- обобщение.

Виды наблюдений.

1. Кратковременные наблюдения позволяют зафиксировать объект в памяти детей, выделить его отличительные признаки.

2. Длительные налюдения дают возможность детям ознакомиться с процессом развития, изменением состояния объекта. Процесс длительного наблюдения способствует развитию мыслительной деятельности: это и сравнение, и выделение существенных признаков, и установление причинно-следственных связей.

3. Сравнительные наблюдения развивают внимание детей.

4. Повторные наблюдения тренируют память и создают предпосылки для развития анализа.

2. Демонстрация   заключается в чувственном ознакомлении детей с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

   

Алгоритм применения метода:

- демонстрация внешнего вида

(величина, форма, части и их взаимоотношения)

- внутреннее устройство, отдельные свойства объекта

(принцип действия, особенности применения и т.д.)

   При формировании элементарных математических представлений детям демонстрируют наборы картинок, игрушки и предметы, объёмные и плоские геометрические фигуры, приборы и механизмы (весы, часы), схемы, планы, графические материалы.

   Условия эффективности применения метода демонстрации:

1) обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем детям;

2) широкое вовлечение самих детей в работу по подготовке и проведению демонстрации;

3) тщательно продуманные пояснения.

Практические методы.

1. Упражнение – многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания. В процессе упражнений дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Виды упражнений:

1. Подражательные упражнения,  в которых дети подражают педагогу.

2. Конструктивные: в них решаются задачи аналогичные тем, которые ребёнок решал под руководством педагога.

3. Творческие упражнения, требующие комбинированных знаний и умений, которыми владеет ребёнок.

2. Элементарные опыты и эксперименты используются в обучении детей математике с целью преобретения новых знаний о предметах и объектах, усвоения их новых свойств и некоторых признаков. Многие предметы и вещества (вода, песок и др.) обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах, прозрачность) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, смена состояний воды и т.д.). Элементарные опыты способствуют выявлению этих скрытых признаков.

3. Метод моделирования.  В основе метода – принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, условным знаком. У младших дошкольников это технические игрушки, модели построек, а у старших – предметно-схематические модели (чертежи, выкройки).

Список использованных источников:

1. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М., 1984.

2. Михайлова 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С.26-29.

3. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996.

4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА, СИНТЕЗ, 2014.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе   образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

6. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012.

  7. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста:  

    учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной. –

     Екатеринбург: Ур ГПУ, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Методы и приемы, используемые педагогами при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Бондаренко Т.А.)

Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста средствами проектного метода.

Использования разнообразных средств и приемов проектной деятельности детей дошкольного возраста в развитии математических знаний и навыков....

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по теме : "Форма. Цвет".

Восприятие формы и цвета.Форма – одна из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира.Восприятие формы треб. выделения предмета из фона, а это часто треб. выделения контура, т....

Игровые методы и приёмы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою прит...