Формы и методы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
статья по математике
В статье рассматривается необходимость использования различных видов игр в процессе обучения дошкольников математике, применение наглядно-деятельностного подхода в организации занятий; указываются основные дидактические методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metody_i_formy_femp.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы
формирования элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста.
Подготовила: Ушкалова Т. В.
1. Применение игры в образовательной деятельности
и формировании элементарных математических представлений дошкольников.
Основным видом деятельности дошкольника является игра, поэтому в современном детском саду повышается статус игры, а в занятиях преобладает совместная деятельность ребёнка и взрослого, наглядно – деятельностный подход к обучению. В обучении дошкольников математике используются дидактические и ролевые игры.
Дидактическая игра
Дидактическая игра – это форма обучающего воздействия взрослого на ребёнка, созданы с целью обучения и воспитания детей. Малышей привлекает в первую очередь игровая ситуация, но в процессе игры они решают учебную задачу, поставленную педагогом.
Дидактические игры классифицируются по разным критериям. Одна из них – классификация по типу познавательной деятельности детей:
1. Репродуктивные игры – многократное повторение действий по образцу.
Пример репродуктивной игры «Украсим ёлочку» для детей младшего дошкольного возраста. В данной игре закрепляются навыки сравнения групп предметов путём наложения или приложения, если положить один предмет перед другим. Для отработки этого навыка игру можно повторять необнократно с различным раздаточным материалом (листочки и божьи коровки, белочки и орешки, ежи и яблочки и т.п.).
Цель игры: совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами «поровну», «столько-сколько».
Раздаточный материал: коробка, ёлочные игрушки и ёлочки (картинки по количеству детей).
Содержание игры: воспитатель предлагает детям украсить ёлочки. Для этого каждому ребёнку нужно взять из коробки по одной игрушке и подойти к ёлочкам, разложенным в ряд. Воспитатель ставит задачу: «Как расположить игрушки и ёлочки, чтобы было видно, что их количество одинаково?» Дети предполагают, что игрушки можно положить возле ёлочек или на них (любой способ). Воспитатель задаёт вопрос: «Что можно сказать о количестве ёлочек и игрушек?», побуждая детей использовать в своих ответах выражения, обозначающие равенство: «поровну», «столько – сколько».
2. Частично-поисковые игры – предполагают творческую деятельность детей, способствуют частичному решению поставленной проблемы.
Пример игры для детей младшего дошкольного возраста «Цветная полянка».
Цель игры: совершенствовать умение детей различать основные цвета.
Раздаточный материал и оборудование: обручи (разноцветные или обозначенные разноцветными картичками), картинки с изображением предметов различных цветов (красное яблоко, красный зонт, жёлтые плащ и осенний листочек, синие шапочка и машина и т.п.).
Содержание игры: на полу разложены обручи. Дети берут со стола одну картинку, ищут обруч одного цвета с изображённым предметом и становятся в него. Игра повторяется несколько раз.
Для среднего и старшего дошкольного возраста можно провести игру с применением счёта: на карточках - изображения нескольких предметов или групп предметов, возможно записанный пример. В обручах – карточки с числами. Детям необходимо произвести вычисления по карточке и встать в обруч с нужным результатом.
3. Исследовательские игры – обеспечивают творческое применение знаний.
Пример исследовательской игры для детей среднего дошкольного возраста «Волшебная вода»
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес, поддержать их исследовательскую деятельность, расширить представление детей о качестве и свойстве льда (тает, замерзает, принимает определенную форму).
Оборудование: кусочки льда с замороженными предметами внутри, мелкая тарелка или блюдце с малым количеством воды.
Содержание игры: детям предлагается рассмотреть кусочки льда, попробовать их размять и что-нибудь слепить из них, заморозить воду в блюдце, а затем разморозить её. В ходе исследовательской деятельности дети делают выводы, что лёд прозрачный, так как сквозь него видно замороженные предметы; лёд твёрдый и неэластичный – из него нельзя ничего вылепить; лёд можно получить, заморозив воду, и снова получить воду, разморозив лёд.
Ролевая игра
Ролевые игры – игры, в которых происходит моделирование определённых событий. В основе – семейный быт, профессии, мультфильмы, сказки и т.д.
Например, играя в «Магазин», дети учатся распознавать монеты разного достоинства, их набор и размен, узнают значение цены товара, соответствие стоимости и количества товара, учатся счёту.
В игре «Повар» детям можно, например, предложить измерить сыпучие и жидкие продукты мерными стаканчиками, штучные продукты (фрукты, орешки и др.) отложить по счёту или взвесить на весах с гирьками. Можно использовать рецепты, прочитав их детям. Дети в такой игре учатся измерять объём и вес с помощью условной меры.
2. Наглядно-деятельностный подход к организации занятий по
формированию элементарных математических представлений.
Суть воспитания и обучения детей с точки зрения деятельного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность ребёнка со взрослым, реализация совместно выработанных задач, а не просто деятельность. Ребёнок при помощи взрослого решает созданную проблемную ситуацию. Такой подход формирует не робота, обученного выполнению определённых видов действий, а человека, способного оценивать, выбирать те виды деятельности, которые восполняют потребности в самореализации и саморазвитии.
Принципы деятельностного подхода:
1) принцип субъектности воспитания: воспитанник – это субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация, а не просто субъект воспитательно-образовательного процесса и исполнитель;
2) принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены: учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребёнка;
3) принцип учёта сензитивных периодов развития: ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий;
4) принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых: изучая самостоятельную деятельность детей, развитие вчерашнего дня, возможности решения задач в сотрудничестве, определяем развитие завтрашнего дня;
5) принцип создания ситуации воспитывающей деятельности, которая должна быть социально-значимой и общественно-полезной;
6) принцип обязятельной результативности каждого вида деятельности;
7) принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
8) принцип обязательной рефлексии: анализ субъектом собственных действий, поступков;
9) принцип наглядности: учитывая виды мышления дошкольника (предметно-действенное и наглядно-образное), на занятиях необходимо использовать наглядность, предметы для осуществления практических действий (палочки и мелкие предметы для счёта, панно и картинки для решения арифметических задач, геометрические фигуры, счёты и др.) в соответствии с целями и задачами занятия.
В соответствии с данными принципами структура непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений значительно отличается от традиционной и выглядит следующим образом:
1. Введение в образовательную деятельность (организация детей) – создание психологической направленности на образовательную деятельность.
2. Создание проблемной ситуации: целевая установка и мотивация к деятельности (создаётся проблемное затруднение в хорошо знакомой ситуации, которое активизирует детей, вызывает у них интерес к теме).
3. Проектирование решений проблемной ситуации: педагог с помощью подводящего диалога помогает детям самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения.
4. Выполнение действий с использованием дидактического наглядного материала.
5. Рефлексия групповой и собственной деятельности ребёнка.
Организация занятий с традиционным и наглядно-деятельностным подходами значительно отличаются:
Традиционный подход к организации занятий | Наглядно-деятельностный подход к организации занятий |
Общая цель занятия | |
Накопление детьми личностного опыта | Использование детьми опыта приобретённого, самостоятельное добывание знаний |
Рабочее пространство | |
Учебная форма: воспитатель напротив детей - отдалён, за столом. | Партнёрская форма: Воспитатель рядом с детьми, вместе с ними. |
Позиция взрослого | |
Взрослый руководит ребёнком, активность педагога выше активности детей. | Взрослый и ребёнок – субъекты взаимодействия. |
Регламентирование образовательного процесса | |
Процесс регламентирован: педагог движется по заранее намеченному плану, отклонение от которого нежелательно. | Внесение изменений в план допустимо, исходя из потребностей и интересов детей. |
3. Методы формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Метод обучения в дидактике – это способ деятельности или совокупность приёмов, ведущих к достижению цели обучения и воспитания.
Методы ФЭМП в соответствии с классификацией методов по источнику получения знаний – это словесные, наглядные, практические.
В процессе применения словесных методов воспитатель излагает учебный материал вербально, а дети усваивают его посредством слушания, запоминания, осмысливания – это рассказ, беседа, объяснение, инструктаж.
Однако, в занятиях по ФЭМП с дошкольниками предпочтение отдаётся методам наглядным и практическим.
Наглядные методы.
1. Наблюдение – умение всматриваться в объекты окружающего мира. Выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Принципы применения метода:
1) постепенное расширение круга наблюдаемых объектов –
- наблюдение в групповой комнате;
↓
- наблюдение помещений дошкольного учреждения;
↓
- наблюдение на участке дошкольного учреждения;
↓
- наблюдение за пределами ДОУ
(сквер, парк, стадион, остановка транспорта и т.д.).
2) увеличение концентричности наблюдения при знакомстве с одними и теми же объектами –
- узнавание объектов;
↓
- выделение существенных признаков объекта;
↓
- сравнение с другими объектами;
↓
- обобщение.
Виды наблюдений.
1. Кратковременные наблюдения позволяют зафиксировать объект в памяти детей, выделить его отличительные признаки.
2. Длительные налюдения дают возможность детям ознакомиться с процессом развития, изменением состояния объекта. Процесс длительного наблюдения способствует развитию мыслительной деятельности: это и сравнение, и выделение существенных признаков, и установление причинно-следственных связей.
3. Сравнительные наблюдения развивают внимание детей.
4. Повторные наблюдения тренируют память и создают предпосылки для развития анализа.
2. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении детей с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.
Алгоритм применения метода:
- демонстрация внешнего вида
(величина, форма, части и их взаимоотношения)
↓
- внутреннее устройство, отдельные свойства объекта
(принцип действия, особенности применения и т.д.)
При формировании элементарных математических представлений детям демонстрируют наборы картинок, игрушки и предметы, объёмные и плоские геометрические фигуры, приборы и механизмы (весы, часы), схемы, планы, графические материалы.
Условия эффективности применения метода демонстрации:
1) обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем детям;
2) широкое вовлечение самих детей в работу по подготовке и проведению демонстрации;
3) тщательно продуманные пояснения.
Практические методы.
1. Упражнение – многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания. В процессе упражнений дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).
Виды упражнений:
1. Подражательные упражнения, в которых дети подражают педагогу.
2. Конструктивные: в них решаются задачи аналогичные тем, которые ребёнок решал под руководством педагога.
3. Творческие упражнения, требующие комбинированных знаний и умений, которыми владеет ребёнок.
2. Элементарные опыты и эксперименты используются в обучении детей математике с целью преобретения новых знаний о предметах и объектах, усвоения их новых свойств и некоторых признаков. Многие предметы и вещества (вода, песок и др.) обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах, прозрачность) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, смена состояний воды и т.д.). Элементарные опыты способствуют выявлению этих скрытых признаков.
3. Метод моделирования. В основе метода – принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, условным знаком. У младших дошкольников это технические игрушки, модели построек, а у старших – предметно-схематические модели (чертежи, выкройки).
Список использованных источников:
1. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М., 1984.
2. Михайлова 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С.26-29.
3. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996.
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА, СИНТЕЗ, 2014.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
6. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012.
7. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста:
учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной. –
Екатеринбург: Ур ГПУ, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
Методы и приемы, используемые педагогами при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Бондаренко Т.А.)
Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста средствами проектного метода.
Использования разнообразных средств и приемов проектной деятельности детей дошкольного возраста в развитии математических знаний и навыков....
Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по теме : "Форма. Цвет".
Восприятие формы и цвета.Форма – одна из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира.Восприятие формы треб. выделения предмета из фона, а это часто треб. выделения контура, т....
Игровые методы и приёмы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою прит...