Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по теме : "Форма. Цвет".
план-конспект занятия по математике
Восприятие формы и цвета.
Форма – одна из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира.
Восприятие формы треб. выделения предмета из фона, а это часто треб. выделения контура, т.е. границы пространственных эл-в фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. В окруж. нас мире сущ-ют не отдел. св-ва сами по себе, а предметы, вещи, яв-я. Поэтому нам необходим еще один познават. процесс более высок. уровня – процесс отражения предметов в целом, в сов-ти их св-в. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.
Восприятие формы обычно осуществляется с помощью:
– зрительного анализатора;
– тактильного анализатора;
– кинестетического анализатора.
Наиболее информативный признак, к-й нужно выделить при ознакомлении с формой, – это контур. Контур -разделитель, другими словами, грань двух реальностей – фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаза выделяют границы объектов, а с помощью прослеживающих движений – следуют по границе предмета и фона. Аналогично осущ-ся восприятие формы при помощи осязания.
Восприятие цвета – сл. процесс, обуслов. физич. и психологич. стимулами. С одной стороны ощущение цвета вызыв. волнами определ. длины, сущ-ми объективно и независимо от нас, с другой – восприятие цвета невозмож. без посредничества глаз. Это созд. впечатление, что цвет сущ-т лишь в восприятии. Психология выдел. в цвет. зрении три качественных уровня: ощущение цвета и восприятие цвета, чувства цвета. Если ощущение понимается как простейший психологич. акт, непосредственно обуслов. физиологией зрения, а восприятие – как более сл. процесс, определен. рядом закономерностей психологич. х-ра, то чувство цвета в наибол. степени относится к эмоцион. и эстетич. сфере. Ощущение цвета как простейший зрит. акт свойственно и нек-м видам животных, обладающих цвет. зрением. Но для ч-ка чистого ощущения цвета не сущ-т. Всегда видим цвет в определ.окружении, на том или ином фоне, в связи с предметной формой. В ощущении приним. участие и сознание. На качество восприятия цвета оказ. влияние состояние глаза, установка наблюдателя, возраст, воспитание, общее эмоцион. состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr.docx | 842.43 КБ |
Предварительный просмотр:
2 Младшая группа
Игра: «Найди свой цветочек»
Цель: Развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Закрепление умения различать круг и квадрат.
Материал: карточки с цветами, кругами и квадратами
Ход:
У детей квадраты и круги. Педагог предлагает рассмотреть цветы на поляне, выяснить, какой формы у них серединка. Встать рядом с тем цветком, у кого такая же серединка.
Игра: «Найди свой домик»
Цель: Закреплять знание о треугольнике, на основе его сравнения с квадратом.
Материал: Квадраты и треугольники по числу детей.
Ход:
На ковре лежат квадрат, треугольник. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те у кого в руках квадрат, бегут к квадрату, те, у кого треугольник, к треугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Средняя группа
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: Познакомить с объемными геометрическими фигурами, Учить находить и называть фигуру по осязательному ощущению.
Материалы: Мешочек и набор объемных фигур (шар, куб, цилинд
Ход:
Игра идет по принцип: найди и объясни, что нашел. Дети по очереди опускают в мешочек руку, нащупывают предмет. Каждый должен рассказать, что он нашел не вытаскивая руку из мешочка и не подсматривая.
Игра: «Что бывает такой формы?»
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах.
Материал: Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
Ход:
Педагог показывает детям геометрическую форму. Дети называют предметы такой же формы.
За каждый правильный ответ ребенку выдаётся фишка. Побеждает тот, кто больше всего наберет фишек.
Старшая группа
Игра: «Узнай по описанию»
Цель: Выделять основные признаки геометрических фигур (количество сторон и углов); определять фигуру по данным признакам
Материалы: Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал
Ход:
Дети рассматривают и называют 8-10 разных фигур, но одного размера и цвета. Воспитатель закрывает фигуры, описывает одну из них и предлагает ребенку вновь рассмотреть все фигуры и выбрать соответствующую описанию. Если ребенок не ошибся, он становится ведущим и описывает фигуру, которую задумал
Игра: «Домино форм»
Цель: научить различать форму предметов, выбирать предмет определенной формы
Материалы: 28 карточек домино с изображением на каждой половине по одному предмету разной формы: (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, цилиндр, куб, прямоугольник, овал, четырехугольник).
Ход:
Правила игры как в обычном домино. Дети делают ходы по очереди, выбирая нужную карточку из лежащих на столе.
Подготовительная группа
Игра: «Найди пару»
Цель: Формировать умение классифицировать предметы по трем признакам: цвет, форма, величина. Закрепить знания о геометрических фигурах. Воспитывать усидчивость
Материалы: Набор карточек с изображенными на них геометрическими фигурами.
Ход:
Детям предлагается найти карточки с одинаковым расположением фигур и соотнести их
Игра: «Заполни квадрат»
Цель: Закреплять умение упорядочивать предметы по различным признакам
Материал: Набор геометрических фигур
Ход:
В. предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой, затем спрашивает: «Как можно сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу прямоугольников? (кругов)». Дети группируют фигуры. «Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов? (овалов, треугольников, прямоугольников). Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Каких фигур поровну? Как еще модно сгруппировать фигуры? (по цвету). Сколько будет групп?». (Дети группируют фигуры по цвету, а затем по размеру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия Инновационн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Картотека преднозначена для воспитателей на НОД и индивидуальных занятиях....
Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...
Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по ФЭМП...
Картотека дидактических игр по Формированию Элементарных Математических Представлений для детей дошкольного возраста.
Цель методического пособия: создание условий для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания....
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
картотека дидактических игр по ФЭМП...