Игровые методы и приёмы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
консультация по математике
Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_metodobedinenii_po_femp.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые методы и приёмы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций, внимания, памяти.
При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта работы, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.
Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.
Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.
Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон).
Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью в занятия можно ввести знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных игр), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:
- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей, вызывает живой интерес к заданию;
- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.
Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:
1.учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;
2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
3. широкое использование игровой мотивации;
4. интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
6.развивающий характер заданий.
На занятиях можно применять: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.
Например:
1 видео - игра с мячом тренирует детей считать как в прямом, так и в обратном счёте, с заданными параметрами счёта, менять направление счёта. Так ребёнок учится ориентироваться в числовом пространстве, помогает усвоить числовой ряд. Такой приём активизирует внимание ребёнка, заставляет его следить за счётом, потому что в любой момент он может его продолжить (эффект внезапности), развивает быстроту мыслительной реакции. Можно применять счёт предметов, употребляя в речи числительные. Такой приём способствует развитию речи. Особенно это актуально для детей коррекционных групп.
2 видео – Игра «Молчанка» (работа с кассой цифр).
Эта игра формирует у детей навыки устного счёта. Кроме того, этот приём позволяет каждому ребёнку проявить свои возможности, повышает работоспособность и результативность. Для педагога очень важно, когда существует обратная связь с каждым ребенком, когда он может оценить степень понимания и усвоения программного материала всех детей в группе одновременно и соответственно наметить план индивидуальной работы с неуспевающими детьми.
3 видео – Игровое упражнение на развитие счётных операций.
Это упражнение позволяет закрепить с детьми знание цифр, умению считать в уме, выполнять определённые счётные операции, а также развивает координацию движений. Детям непросто интересно считать в уме, но и отвечать на вопрос каким-нибудь действием (хлопнуть, топнуть, прыгнуть, присесть, наклониться и т.д.)
4 видео – Игра «Курочка и цыплята».
Данная игра развивает у детей слуховое восприятие и внимание.
5 видео – Занятие «Игры с Незнайкой».
Введение игрового персонажа через игру « Юный шифровальщик»
(дети прежде чем узнать, кто к ним пришёл на занятие, должны расшифровать его имя). Эта игра повышает интерес к занятию, закрепляет порядок чисел в числовом ряду. Работа в команде учит детей работать сообща, учитывать интересы друг друга.
6 видео – «Угадай, где живёт Незнайка» (найди и исправь ошибку Незнайки). Игра-соревнование развивает быстроту мыслительных операций, внимание; упражняет в сравнении чисел.
7 видео - Физминутка «Незнайкина зарядка» позволяет снять напряжение, повысить положительный эмоциональный фон, а также в ней присутствуют задания на ориентировку в пространстве(повернуться влево, вправо).
8 видео - Игра «Фокусник» способствует формированию представлений детей о геометрических фигурах и их признаках (форма, цвет, размер). Она развивает сенсорное восприятие, слуховое внимание и логическое мышление.
9 видео- Игра «Озорной художник».
Дети, угадывая цифры в рисунках, в игровой форме повторяют и закрепляют образ цифры. Эта игра развивает зрительную память и внимание.
В конце занятия необходимо подведение итога. Чему научились, что больше всего понравилось, что получилось, а что нужно ещё повторить.
Дидактические и развивающие игры, которые можно использовать на занятиях и в свободной деятельности.
- Игра «Живые цифры»
Закрепляет количественный , порядковый счёт, порядок чисел в числовом ряду.
2.Игра «Муха»
Развитие ориентации в пространстве,
Лепка цифр
Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.
Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.
Игра «Дополни картинку треугольниками», например, чтобы получилась конфетка, рыбка и др.
Пальчиковые игры с математическим содержанием обычно находят применение после заданий на карточках.
Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.
Игры с монетками. Известно, что медь положительно влияет на весь организм в целом. Выполняя данные упражнения, мы не только развиваем мелкую мускулатуру руки, но и закрепляем графический образ цифры.
Количественный счет. Здесь используется прием счета предметов на картине.
Порядковый счет
В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных занятиях)
Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного.
Игра «Прятки»
Этот прием способствует обучению понимать речевую инструкцию, опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. Это игра в прятки. Персонажи мультфильмов спрятали в нашей группе коробочки с цифрами. Давайте их найдем. Я буду вам подсказывать. Я даю словесную инструкцию, а дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы.
Так же на занятии по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Примерные игры и упражнения с блоками
- Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
- Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
- Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
- Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
- Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
- Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
- Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
- Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
- Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
- Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
- Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
- Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
- Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
- По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
- С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
- Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
- Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
- В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
- Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
- Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
- Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
- Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
- Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.
- цвет обозначается пятном
- величина - силуэт домика (большой, маленький).
- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.
Затем задания с карточками постепенно усложняются
Палочки Кюизенера.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки Кюизенера могут стать своеобразной "цветной алгеброй". Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа.
С помощью составления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения), решаются "цветные" уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).
Детям можно предложить следующие упражнения: "Назови число — найди палочку", «Строим из палочек пирамидку», «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20», из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки и множество других упражнений.
Логико-малыш.
В Логико-Малыш играют дети по всему миру. Пособие, придуманное немецкими авторами Дорис Фишер и Манфредом Криком.
Пособие состоит из планшета с разноцветными передвижными фишками и комплектов карточек по разным темам: математика, развитие речи, психология, мир природы, бытовая культура, ОБЖ, география. Каждый комплект содержит 8 иллюстрированных карточек по конкретной теме. Комплекты карточек выпускаются по разным направлениям развития и для разных возрастных групп. Карточки по конкретному направлению развития сохраняют последовательность и преемственность в изложении материала как в отдельном комплекте, так и между различными комплектами карточек для разных возрастных групп, что обуславливает их оптимальное применение в учебном процессе детского сада, лицея или в семье.
Каждый комплект карточек сопровождается необходимыми методическими рекомендациями и пояснениями для методистов, воспитателей, родителей.
Комплекты подготовлены российскими педагогами в традициях отечественной школы педагогики и отражают современные подходы в развитии и обучении дошкольников.
Основные достоинства пособия Логико-Малыш:
- обучение происходит через игру;
- предусмотрена возможность самоконтроля;
- благодаря занятиям с пособием происходит комплексное развитие логического мышления, памяти, внимания, речи;
- для занятий не требуются такие материал как ручка, карандаш и т.д.;
- карточки и планшет выполнены очень качественно;
- карточки приобретаются отдельно и можно подобрать их по интересующей теме.
Пособие "Логико-Малыш" позволяет:
- Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей.
- В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь.
- Долгие годы использовать планшет, постепенно пополняя комплект новыми карточками.
- Длительно использовать пособие благодаря применению специального плотного картона для карточек и экологически стабильных пластмасс для планшета, а в сравнении с рабочими тетрадями - существенно сэкономить финансовые средства учебных учреждений.
- Повторять и закреплять полученные ранее знания, используя уже имеющиеся комплекты карточек.
- Постепенно комплектовать и дополнять методический фонд детского сада вновь выпускаемыми комплектами карточек.
- Использовать "Логико-Малыш" в любом дошкольном учреждении, вне зависимости от базовой программы, выбранной учебным учреждением, благодаря легкости интегрирования в существующие программы развития ребенка дошкольника.
Ребенок поочередно вставляет карточки в планшет и, передвигая фишки, отвечает на поставленные вопросы - подбирает пары изображений (объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс и т.д.). Детям очень нравится передвигать эти фишки, при этом тренируется мелкая моторика ребенка, что немаловажно! Оборотная сторона содержит ответы для самопроверки – если цвет фишки Планшета и цвет кружочка с «ответом» напротив этой фишки совпали – значит, ответ был да верно. Так же она содержит дополнительные вопросы и темы бесед по иллюстрации.
Такие занятия значительно расширят кругозор ребенка, помогут развить речь, умение формулировать свои мысли. Вопросы в карточках даны по конкретным темам, но при этом задания самые разнообразные: на развитие логики, памяти, мышления.
Комплекты карточек «Логико-малыш» серии «Математика» способствуют формированию у детей основных математических представлений.
Взаимосвязь самообучения и самоконтроля – основной принцип «Логико-малыш», благодаря которому пособие за короткое время получило признание и высокую оценку педагогов более 20 стран мира.
Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.
Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве можно использовать игру «Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах, упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур
Пользуется интересом у детей младшего возраста игра «Окошечко». Используется в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. С помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия.
Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат.
Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...
Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....
Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...
Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...
«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....
Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повышение уровня знаний педагогов по форм...
Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей по теме:«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...