Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста средствами проектного метода.
методическая разработка

Использования разнообразных средств и приемов проектной деятельности детей дошкольного возраста в развитии математических знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.metod_.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста средствами  проектного метода»

 

Подготовила старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №338

Комбинированного вида» г.Казани

Пекменова  Т.В.

СЛАЙД 2.

Основное новообразование дошкольного возраста – это появление у ребенка внутреннего мира и его дифференциация (воображение, идеальные ориентирующие образцы, первичные этические инстанции, рефлексия – осознание своих переживаний, самооценка).

         Сегодня все педагоги дошкольных учреждений осваивают новые образовательные программы, используют на занятиях разные методы. Основным специфическим отличием  образовательного процесса детского сада является то, что обучающие занятия являются лишь его частью, а другими равноправными частями являются совместная деятельность, самостоятельная деятельность, игровая и развивающая среда, в которой активно действует ребенок.

Н.А. Короткова, анализируя современные подходы к организации образовательного процесса, выявила  следующие  проблемы образовательных программ:

- во-первых, ставка на единую задачу возраста, понятую как развитие одной психологической функции или способности, приводит  к выхолащиванию содержания занятий с детьми, сведению их к искусственным формализованным упражнениям, ставка на осмысленность и детский интерес связана с утерей развивающей задачи, подменой ее простым ознакомлением детей со стандартным набором явлений окружающей жизни.

- во-вторых, переход от автора программы к коллективному авторству имеет следствием «разорванность» образовательного процесса и самого ребенка в нем.

 

СЛАЙД 3.

Однако, осваивая  Основную  Образовательную Программу, мы сталкиваемся  с большим объемом содержания, который представлен  целым авторским коллективом, где каждый раздел – максимум содержания по своему вопросу.

Анализ содержания выявил либо пересечения, либо серьезные углубления в какую-либо сферу знания.

Самым актуальным стал выбор оптимальных средств, которые не просто обеспечили бы хорошее усвоение программы, а главное – вовлекли бы детей в увлекательную и понятную им практическую деятельность.  По мнению А. И. Бурениной именно проектная деятельность помогает ребенку через посильное участие в творческих проектах приобретать собственный чувственный опыт деятельности, осваивать базовые компетенции, необходимые для успешного обучения в школе и вообще для успешной жизнедеятельности.

СЛАЙД 4.

Одним  из  методов организации всей жизнедеятельности детского сада может быть проектная  деятельность, которая представляется в форме различных игровых проектов (как долговременных, так и кратковременных).

Проекты представляют интерес как для детей, так и для взрослых по следующим причинам:

- проекты позволяют ребенку получать знания через включение   в практическую деятельность,

-  дают возможность реализации игровой деятельности,

- не противоречат, а расширяют метод наглядного моделирования

- включают  в деятельность всех возможных участников  воспитательно-образовательного процесса – педагогов, детей, родителей,

- объединяют усилия всех специалистов детского сада, что дает возможность активно взаимодействовать,

- дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода, так как разные виды деятельности разных детей ведут к единому результату,

- дают возможность ребенку увидеть конкретный результат своей деятельности.

Итак, исходя из вышеуказанного, мы пришли к пониманию  необходимости включения проектного метода в образовательный процесс и, в то же время, недостаточностью профессионального опыта для применения данной технологии.

СЛАЙД 5.

Таким образом современный подход к организации образовательного процесса можно выразить следующими основными направлениями:

Создание  целостного образовательного процесса.

Выбор  оптимальных средств.

Организация  деятельности детей в форме различных игровых проектов

Создание условий  для реализации проектной технологии

Нашей  целью становится -

ЦЕЛЬ: Создание условий  для реализации проектной технологии, оптимизирующей воспитательно-образовательный процесс.

ЗАДАЧИ: 

  •   Повысить  уровень  образования педагогов ДОУ по данному вопросу.
  •   Сделать  глубокий анализ дидактической базы и развивающей среды в

    ДОУ.

  •   Оптимально подобрать  средства  для осуществления проектов.
  •   Определить цели  и содержание образовательных проектов.
  •   Определить участников и целевую группу проектов.
  •   Разработать технологические карты проектной деятельности.
  •   Разработать систему мониторинга проектной деятельности.

Эта цель и эти задачи находят отражение и в использовании проектной технологии – как средства развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД 6.

В последнее время  занятия математикой не занимают  рейтингового места в числе любимых занятий детей.

Анализ диагностики показывает, что дети более всего затрудняются в таких видах деятельности, как состав числа (более 50%), условная мерка (более 45%), определение последующего и предыдущего чисел (более 30%), решение задач на уменьшение исходного – вычитание (более 50%).

Метод проектов  позволил  использовать разнообразные средства и приемы в развитии у детей математических представлений, а  также появилась возможность интегрирования знаний и умений.

Метод интересен тем, что педагог и дети в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности.  

Осуществление проектов обогащает игры детей новыми сюжетами, большими возможностями  и расширяют  содержание  игровой  деятельности.

Вырабатывается единая стратегия, которая  помогает детям лучше подготовиться к школе и успешно адаптироваться в начальных классах.

Дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка в ДОУ

СЛАЙД 7.

Тематика   проектов  разнообразна. Однако  выбор  тем не случаен. Все темы проектов и их цели  и  задачи  соответствуют  возрастным особенностям, определённых  ООП  ДОУ.

  Темы  и  цели  проектов:

« Забавные  числа» Цель проекта: Сформировать понятие числа через практическую деятельность детей.

 «А меня сосчитали?» Цель:Обучить детей решать примеры на сложение и вычитание, находить правильное решение.

« Умные  задачки» Цель: Познакомить  детей  с  частями  задачи, развивать  логику  и  мышление.

« В  стране  геометрических  фигур» Цель: Развивать у детей конструктивные способности, умения преобразовывать один математический объект в другой, развитие аналитической деятельности, умение классифицировать.

                                        

СЛАЙД 8.

« Цифры» Цель: Познакомить детей  с историей возникновения чисел и цифр;формирование умений работать с информацией;

«Условная  мерка». Цель: Учить самостоятельно проводить исследования. Развивать творческую активность в процессе решения проблемы.

«В  мире  пространства  и  времени» Цель: Расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

« Всё  измерить  мы  хотим!» Цель: Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

СЛАЙД 9.

Примерная  технологическая   карта  проекта:

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ЧАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

Название проекта

«В стране геометрических фигур»

Тип проекта

Краткосрочный, информационно-творческий, групповой

Участники  проекта

Дети, родители воспитанников, воспитатели, специалисты ДОУ

Целевая группа

Средний возраст

Масштаб проекта

3 недели

Основания для разработки

Недостаточный  интерес к занятиям по ФЭМП  у  детей.

Слабая взаимосвязь с родителями.

СЛАЙД 10.

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ЧАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

Цель проекта

Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта

Задачи проекта

ДЛЯ ДЕТЕЙ:

•закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических формах (шар, квадрат);

•познакомить детей с понятиями «четырехугольник», «овал»;

•развитие у детей конструктивных способностей, умения преобразовывать один математический объект в другой, развитие аналитической деятельности, умение классифицировать;

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

•обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

•создать условия для реализации данного проекта;

СЛАЙД 11.

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ЧАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

Цель проекта

Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта

Задачи проекта

ДЛЯ ДЕТЕЙ:

•закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических формах (шар, квадрат);

•познакомить детей с понятиями «четырехугольник», «овал»;

•развитие у детей конструктивных способностей, умения преобразовывать один математический объект в другой, развитие аналитической деятельности, умение классифицировать;

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

•обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

•создать условия для реализации данного проекта;

СЛАЙД 12.

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ЧАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

Ожидаемый  результат

Дети смогут систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, а также развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности.

Дальнейшее развитие проекта

Создание  проектов: «В стране  объёмных  фигур»

Таким  образом  осуществляется внедрение  в деятельность ДОУ  проектной  технологии, которая развивает у детей интерес, стремление узнавать новое, любознательность, творческие способности, память, внимание.

Сегодня, когда возрастает значение индивидуализации образования, особенно детей предшкольного возраста, важно научиться проектировать содержание и формы воспитательной работы с детьми, осуществляя личностно-ориентированный подход  не на бумаге, а в реальной жизни.  

Реализация данных проектов       принесла ряд конкретных результатов

- более 80% детей справились с диагностическими занятиями на высоком уровне

-  из 20 детей, больше половины выделили математику в разряд одного из  любимых занятий (опрос)

-по результатам диагностики сюжетно-ролевой игры ( « Магазин», «Ателье», «Почта» и т. д.) педагогом психологом отмечено обогащение игр сюжетами и содержанием

- отмечена большая активность детей на занятиях, в том числе детей с дефицитом внимания (наблюдения)

- по мнению родителей (80%), такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка в ДОУ (анкетирование).

СЛАЙД 13.

Проектный  метод  позволяет  синергично (объединяя) использовать различные технологии, вовлекать детей в практическую деятельность. Это позволит нашим  воспитанникам  не  просто  получать знания, а научиться использовать их в своей жизни.

 Л.С.Выготский говорил: «Воспитывать –  значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети».

СЛАЙД 14.

Информационные ресурсы:

  • Белая К.Ю., Н. В. Теселкина, М. Р. Мурзина, Т. Т. Щеткина, О. И. Прокопов... Организация  проектной  деятельности  в  ДОУ». П., Невская перспектива,2015.
  • А. И. Буренина. « Проектирование интегративной программы предшкольного образования». М., 2007.
  • Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.
  • Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php 
  • Л. А. Венгер. « Программа « Развитие». М., 2001.
  • З. Л. Венкова. « Метод проектов в образовательной практике ДОУ». П., 2007.
  • Н. А. Короткова. « Образовательный процесс  в группе старшего дошкольного возраста». М., 2001.

СЛАЙД 15.

  • Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров.- Спб.: КАРО, Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2004. - 112с.
  • 13. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Ориентиры требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации. М., 1993.
  • С. Л. Новосёлова. « Игра дошкольника». М., 1989.
  •  Преемственность / Сост. Н.А. Федосова. М.,1999.
  • Скорлупова О.А. Играем?..Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2006.-110с.
  • Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей – М.: Дрофа, 2006. -270с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством проектного метода. Лакевич В.В.

Математические представления активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

Методы и приемы, используемые педагогами при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Бондаренко Т.А.)

Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а...

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Формы и методы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается необходимость использования  различных видов игр в процессе обучения дошкольников математике, применение   наглядно-деятельностного подхода в организации заняти...

Презентация для педсовета "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста средствами ЭОР".

Использование  ЭОР. в работе педагога делает образовательный процесс интереснее, красочнее и эффективнее....

Игровые методы и приёмы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою прит...