Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Воробьева Татьяна Александровна

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Образовательные задачи:

• Учить работать с логическими блоками Дьенеша;

• закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур (цвет, форма, толщина, размер);

• закреплять умение угадывать форму предметов на ощупь;

• совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданном направлении, меняя его в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);

Развивающие задачи:

• развивать логическое мышление;

• развивать умение анализировать и сравнивать предметы по форме, толщине, размеру.

Воспитательные задачи:

• воспитывать умение работать в коллективе, считаться с мнением сверстников.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: вопросы, художественное слово, поощрение, показ детей, игровой момент, музыкальное сопровождение, проблемная ситуация.

 

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Демонстрационный: набор блоков Дьенеша, простынка, сотовый телефон; три обруча синего, красного и желтого цвета, четыре обруча одного цвета, тонкий бумажный ключ, игрушки – Крокодил Гена и Чебурашка

2. Раздаточный материал: блоки Дьенеша.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Оля, Серёжа, Настя, Саша закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур (цвет, форма, толщина, размер)

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД:

Для детей 1 уровня (красные флажки) – задания с четырьмя свойствами.

Для детей 2 уровня (синие флажки) – задания с тремя свойствами.

Ход ОД

Ребята, мне сегодня на телефон пришла смс! От Крокодила Гены и Чебурашки. Ребята я предлагаю прочитать его. (Читает)

«Дорогие ребята! К Вам обращаются Крокодил Гена и Чебурашка. С нами случилась беда – кто-то запер нас в нашем доме и мы никак не можем выбраться оттуда. Помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель (хватается за голову) : Ой-Ой-Ой! Бедные они, бедные! А как - же мы им поможем? Мы ведь не знаем, где они живут! Подождите, тут еще что-то написано! (Читает) «Чтобы найти наш дом, где мы живём, нужно пройти такой путь – от вашего детского садика пройти 3 шага прямо, повернуть направо, потом 2 шага прямо, повернуть налево, пройти 4 шага прямо и увидите наш дом».

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем нашим героям? Кто самый смелый и сможет провести нас к дому наших друзей?

Дидактическое упражнение "Найдем дом"

Воспитатель: Ребята посмотрите, вот они где, бедненькие! Сидят дрожат. А как-же нам их освободить? Может, в смс еще что-то написано? Давайте посмотрим. Слушайте внимательно: «Чтобы нас освободить, нужно найти волшебный ключ, который находится в лесу где живут геометрические фигуры. Надеюсь, что все ребята знакомы с ними. Только помните – у вас есть всего одна попытка, иначе ключ исчезнет, и мы навсегда останемся в этом лесу».

Ребята, вы все знаете геометрические фигуры? Давайте вспомним их, чтобы нам не ошибиться и найти ключ, иначе наши друзья никогда не выйдут из своего дома. Поиграем в игру «Собери по цвету».

Дидактическое упражнение "Собираем по цвету"

Разложить все блоки по цвету в соответствующий обруч.

(вопросы к детям) Оля, почему ты положила этот треугольник в этот обруч?

Даня, почему ты положил этот квадрат в этот обруч?

Маша как ты думаешь, Даня правильно положил синий квадрат в синий обруч?

Почему?

Воспитатель: Молодцы, одно свойство - цвет- закрепили. А теперь закрепим такое свойство геометрических фигур, как форма.

Дидактическое упражнение "Собираем по форме"

Ребята Вам надо разложить все блоки по форме согласно схеме в соответствующем обруче (в одном обруче – блоки треугольной формы, в другом – квадратной и т. п.)

(вопросы к детям) Тоня, почему ты положила эти прямоугольники в этот обруч?

Прочитай, пожалуйста, эту схему.

Воспитатель: И с этим заданием справились – все знают формы фигур. А теперь вспомним о таком свойстве, как толщина.

Дидактическое упражнение "Собери по толщине"

Разложить все блоки по толщине в соответствующий обруч – в обруч слева кладем все толстые фигуры, независимо от цвета, а в обруч справа – все тонкие. Воспитатель: Молодцы, и это свойство закрепили. У нас осталось еще одно свойство. Может быть, кто-нибудь подскажет, какое?

Дидактическое упражнение "Собери по размеру"

Разложить согласно условному обозначению все блоки по толщине в соответствующий обруч – в обруч слева кладем все толстые фигуры, независимо от цвета, а в обруч справа – все тонкие. Воспитатель: Молодцы! Все свойства повторили. Ребята, а сейчас, чтобы уж точно нам не ошибиться и найти ключ именно под нужной для нас фигурой, о которой сказано в письме попробуем описать каждую фигуру? Поиграем в игру «Волшебный мешочек». Надо достать любую фигуру и описать ее.

Игра "Чудесный мешочек"

Все фигурки складываются в мешок.

Аня достань, пожалуйста, первую попавшуюся фигуру из мешочка, не подглядывая, и дай ей характеристику по четырем свойствам.

Дима достань, пожалуйста, фигуру из мешочка, не подглядывая, и дай ей характеристику по четырем свойствам.

Воспитатель: Вот и молодцы! Теперь у каждого из вас в руке по одной фигуре, которую вы описали по свойствам. А давайте найдем ей пару, ведь вместе веселее!

ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»

Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой круг встает в пару с маленьким кругом, по толщине и т. д. и т. п.

Ира, почему ты встала рядом с маленьким зелёным кругом?

Воспитатель: Вот теперь вы всё-всё знаете о каждой геометрической фигуре. Даже пару смогли отыскать каждой фигуре! А теперь попробуем открыть замок и выпустить наших героев из плена? Только помните условие – у нас ведь всего одна попытка! Но где же искать ключ? Под какой фигурой? Посмотрим, что написано в смс.

Читает«Ключ находится под большой толстой желтой фигурой прямоугольной формы».

Давайте думать, ребята, про какую фигуру говорится в смс. У нас только одна попытка.

ИГРА «НАЙДИ КЛЮЧ»

Ход игры: Под одним из блоков находится ключ.

Воспитатель: Ура! Молодцы, ребята! Своими знаниями о геометрических фигурах вы спасли наших героев! Давайте этим ключом откроем замок и выпустим наших пленников.

Ребята я вам предлагаю построить для них согласно схемам дорожку из фигур. Мальчики делают дорожку для Крокодила Гены, а девочки – для Чебурашки.

ИГРА «ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ»

Ход игры: Дети строят согласно схемам дорожку для героев, мальчики – для Крокодила Гены, девочки – для Чебурашки.

Ну, и напоследок – давайте построим из блоков общий большой дом для Чебурашки, Крокодила Гены и их друзей. Пусть они живут там долго и счастливо, и никто их не обидит.

У вас у всех на груди есть эмблемы

У кого на эмблеме изображён красный флажок они будут строить первый этаж, и подбирать строительный материал согласно условным обозначениям, изображённым на карточках которые находятся в красном конверте, а у кого на эмблеме изображён синий флажок они будут строить второй этаж и подбирать строительный материал согласно условным обозначениям, изображённым на карточках которые находятся в синем конверте

Вот мы с вами и помогли нашим друзьям.

С Математикой дружите,

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старание,

Память, логика, внимание!

Организуется беседа с детьми:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие к нашим друзья крокодилу Гене и Чебурашке?

- Какие игры были вам интересны? (спросить 3-4 детей).

- Что показалось самым трудным?

- Хотели бы вы еще раз кому либо помочь?

Воспитатель поощряет детей, анализирует, как они справились с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по ФЭМП в старшей  группе с использованием блоков Дьенеша

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Образовательные задачи:

• Учить работать с логическими блоками Дьенеша;

• закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур (цвет, форма, толщина, размер);

• закреплять умение угадывать форму предметов на ощупь;

• совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданном направлении, меняя его в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);

Развивающие задачи:

• развивать логическое мышление;

• развивать умение анализировать и сравнивать предметы по форме, толщине, размеру.

Воспитательные задачи:

• воспитывать умение работать в коллективе, считаться с мнением сверстников.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: вопросы, художественное слово, поощрение, показ детей, игровой момент, музыкальное сопровождение, проблемная ситуация.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Демонстрационный: набор блоков Дьенеша, простынка, сотовый телефон; три обруча синего, красного и желтого цвета, четыре обруча одного цвета, тонкий бумажный ключ, игрушки – Крокодил Гена и Чебурашка

2. Раздаточный материал: блоки Дьенеша.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Оля, Серёжа, Настя, Саша закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур (цвет, форма, толщина, размер)

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД:

Для детей 1 уровня (красные флажки) – задания с четырьмя свойствами.

Для детей 2 уровня (синие флажки) – задания с тремя свойствами.

Ход ОД

Ребята, мне сегодня на телефон пришла смс! От Крокодила Гены и Чебурашки. Ребята я предлагаю прочитать его. (Читает)

«Дорогие ребята! К Вам обращаются Крокодил Гена и Чебурашка. С нами случилась беда – кто-то запер нас в нашем доме и мы никак не можем выбраться оттуда. Помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель (хватается за голову) : Ой-Ой-Ой! Бедные они, бедные! А как - же мы им поможем? Мы ведь не знаем, где они живут! Подождите, тут еще что-то написано! (Читает) «Чтобы найти наш дом, где мы живём, нужно пройти такой путь – от вашего детского садика пройти 3 шага прямо, повернуть направо, потом 2 шага прямо, повернуть налево, пройти 4 шага прямо и увидите наш дом».

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем нашим героям? Кто самый смелый и сможет провести нас к дому наших друзей?

Дидактическое упражнение "Найдем дом"

Воспитатель: Ребята посмотрите, вот они где, бедненькие! Сидят дрожат. А как-же нам их освободить? Может, в смс еще что-то написано? Давайте посмотрим. Слушайте внимательно: «Чтобы нас освободить, нужно найти волшебный ключ, который находится в лесу где живут геометрические фигуры. Надеюсь, что все ребята знакомы с ними. Только помните – у вас есть всего одна попытка, иначе ключ исчезнет, и мы навсегда останемся в этом лесу».

Ребята, вы все знаете геометрические фигуры? Давайте вспомним их, чтобы нам не ошибиться и найти ключ, иначе наши друзья никогда не выйдут из своего дома. Поиграем в игру «Собери по цвету».

Дидактическое упражнение "Собираем по цвету"

Разложить все блоки по цвету в соответствующий обруч.

(вопросы к детям) Оля, почему ты положила этот треугольник в этот обруч?

Даня, почему ты положил этот квадрат в этот обруч?

Маша как ты думаешь, Даня правильно положил синий квадрат в синий обруч?

Почему?

Воспитатель: Молодцы, одно свойство - цвет- закрепили. А теперь закрепим такое свойство геометрических фигур, как форма.

Дидактическое упражнение "Собираем по форме"

Ребята Вам надо разложить все блоки по форме согласно схеме в соответствующем обруче (в одном обруче – блоки треугольной формы, в другом – квадратной и т. п.)

(вопросы к детям) Тоня, почему ты положила эти прямоугольники в этот обруч?

Прочитай, пожалуйста, эту схему.

Воспитатель: И с этим заданием справились – все знают формы фигур. А теперь вспомним о таком свойстве, как толщина.

Дидактическое упражнение "Собери по толщине"

Разложить все блоки по толщине в соответствующий обруч – в обруч слева кладем все толстые фигуры, независимо от цвета, а в обруч справа – все тонкие. Воспитатель: Молодцы, и это свойство закрепили. У нас осталось еще одно свойство. Может быть, кто-нибудь подскажет, какое?

Дидактическое упражнение "Собери по размеру"

Разложить согласно условному обозначению все блоки по толщине в соответствующий обруч – в обруч слева кладем все толстые фигуры, независимо от цвета, а в обруч справа – все тонкие. Воспитатель: Молодцы! Все свойства повторили. Ребята, а сейчас, чтобы уж точно нам не ошибиться и найти ключ именно под нужной для нас фигурой, о которой сказано в письме попробуем описать каждую фигуру? Поиграем в игру «Волшебный мешочек». Надо достать любую фигуру и описать ее.

Игра "Чудесный мешочек"

Все фигурки складываются в мешок.

Аня достань, пожалуйста, первую попавшуюся фигуру из мешочка, не подглядывая, и дай ей характеристику по четырем свойствам.

Дима достань, пожалуйста, фигуру из мешочка, не подглядывая, и дай ей характеристику по четырем свойствам.

Воспитатель: Вот и молодцы! Теперь у каждого из вас в руке по одной фигуре, которую вы описали по свойствам. А давайте найдем ей пару, ведь вместе веселее!

ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»

Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой круг встает в пару с маленьким кругом, по толщине и т. д. и т. п.

Ира, почему ты встала рядом с маленьким зелёным кругом?

Воспитатель: Вот теперь вы всё-всё знаете о каждой геометрической фигуре. Даже пару смогли отыскать каждой фигуре! А теперь попробуем открыть замок и выпустить наших героев из плена? Только помните условие – у нас ведь всего одна попытка! Но где же искать ключ? Под какой фигурой? Посмотрим, что написано в смс.

Читает«Ключ находится под большой толстой желтой фигурой прямоугольной формы».

Давайте думать, ребята, про какую фигуру говорится в смс. У нас только одна попытка.

ИГРА «НАЙДИ КЛЮЧ»

Ход игры: Под одним из блоков находится ключ.

Воспитатель: Ура! Молодцы, ребята! Своими знаниями о геометрических фигурах вы спасли наших героев! Давайте этим ключом откроем замок и выпустим наших пленников.

Ребята я вам предлагаю построить для них согласно схемам дорожку из фигур. Мальчики делают дорожку для Крокодила Гены, а девочки – для Чебурашки.

ИГРА «ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ»

Ход игры: Дети строят согласно схемам дорожку для героев, мальчики – для Крокодила Гены, девочки – для Чебурашки.

Ну, и напоследок – давайте построим из блоков общий большой дом для Чебурашки, Крокодила Гены и их друзей. Пусть они живут там долго и счастливо, и никто их не обидит.

У вас у всех на груди есть эмблемы

У кого на эмблеме изображён красный флажок они будут строить первый этаж, и подбирать строительный материал согласно условным обозначениям, изображённым на карточках которые находятся в красном конверте, а у кого на эмблеме изображён синий флажок они будут строить второй этаж и подбирать строительный материал согласно условным обозначениям, изображённым на карточках которые находятся в синем конверте

Вот мы с вами и помогли нашим друзьям.

С Математикой дружите,

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старание,

Память, логика, внимание!

Организуется беседа с детьми:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие к нашим друзья крокодилу Гене и Чебурашке?

- Какие игры были вам интересны? (спросить 3-4 детей).

- Что показалось самым трудным?

- Хотели бы вы еще раз кому либо помочь?

Воспитатель поощряет детей, анализирует, как они справились с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша...

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша "В гостях у Феи Математики"

Конспект разработан в игровой форме для детей старшей группы с использованием логических блоков Дьенеша...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе, с использованием блоков Дьенеша: «День рожденья Миши».

 Конспект занятия по ФЭМП в средней группе, с использованием блоков Дьенеша: «День рожденья Миши».Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, вн...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с использованием Блоков Дьенеша. Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Задачи: учить называтьгеометрические фигуры, описывать их  свойства по 3признакам (цвет, форма, величина); упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5, в количественномсчете...

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе с использованием Блоков Дьенеша "У Лукоморья

Задачи приоритетной образовательной области:«Познавательное развитие»: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование первичных пр...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша. «Путешествие в страну Математики»

Образовательная область – познавательное развитие.Цель: развитие логического мышления, выделение свойств и признаков предметов посредством дидактической игрыЗадачи:ОбразовательныеРазвивать умени...