Консультация для педагогов "Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников"
консультация
Консультация по познавательному развитию докольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 706.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированного вида
Консультация для педагогов
«Проблемно-игровая технология как средство
математического развития дошкольников»
Подготовила: воспитатель:
Руденко А.Р.
г. Пыть-Ях
2022-2023 учебный год
Консультация для педагогов
«Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников»
Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе применения в работе проблемно-игровой технологии как средства математического развития дошкольников.
Под математическим развитием дошкольников понимают позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены следующие задачи математического развития дошкольников:
• формирование математических представлений детей как основы их математического развития;
• обеспечение понимания детьми количественных, пространственных и временных отношений и преобразований окружающей действительности;
• формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, числе, части и целом, моделировании;
• создание условий для овладения дошкольниками математической терминологией, развития способности к диалогу с взрослыми и сверстниками как основе коллективной мыслительной деятельности, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
• осуществление общего интеллектуального развития ребенка, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, сериации;
• развитие познавательных интересов и способностей.
Одним их ведущих направлений развития ребенка дошкольного возраста на современном этапе является формирование элементарных математических представлений. С точки зрения их содержания, овладения ребенком, способами их усвоения и систематизации, это направление является, по существу, основой интеллектуального, логического развития ребенка. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Для достижения наилучших результатов в работе с дошкольниками следует использовать те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и «прежде всего активность обучающегося» (по определению В. А. Ситарова). Это технологии поисково-исследовательской деятельности математического содержания, развивающих логико- математических игр, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. Другими словами, это современные проблемно-игровые технологии математического развития дошкольников.
Применение данных технологий позволит:
• сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным;
• создать условия для освоения детьми математических понятий, связей и зависимостей; для формирования вычислительных и комбинаторных навыков, знаний о способах преобразования объектов;
• развить у дошкольников познавательные интересы;
• развить способность строить простейшие умозаключения;
• сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации;
• накопить детям логико-математический опыт решения познавательных задач;
• способствовать развитию логического мышления у дошкольников.
Схематически проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности, можно представить следующим образом:
1. Логико-математические, развивающие игры.
2. Логико-математические сюжетные игры (занятия).
3. Проблемные ситуации, вопросы.
4. Математическое экспериментирование и исследовательская деятельность.
5. Творческие математические, логические задачи, вопросы и ситуации.
Характерные черты проблемно-игровой технологии:
ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т. д.;
взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность, мыслительные операции.
Современные логические и математические, развивающие игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, математическими понятиями, мыслительными операциями. При организации образовательного процесса мною были использованы в работе с детьми следующие игры:
настольно-печатные: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Подбери цифру», «Математические домики», «Логический поезд» и др.
игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Змейка», «Геометрический конструктор» и др.
игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Колумбово яйцо»
игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Разноцветные квадраты», «Волшебные квадраты» и др.
игры на составление целого из частей: «Сложи квадрат», «Волшебный круг» и др.
математические головоломки, игры-забавы (пазлы, мозаики, лабиринты, магические квадраты; головоломки с палочками)
развивающие игры, т. е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера- это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Мы занимались с детьми, используя палочки Кюизенера, индивидуально и подгруппами. Игры иногда носили соревновательный характер. Достаточно эффективным оказалось использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети познали отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3, и т.д.», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел, начали практически выполнять действия сложения и вычитания.
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который синтезирует элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств.
Игры с логическими блоками позволяют:
• Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
• Развить пространственные представления.
• Формировать представление о множестве, операции с множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
• Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
• Развить умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
• Воспитать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
• Развить творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
• Способствовать развитию речи.
• Успешно овладеть основами математики и информатики.
Логико-математические сюжетные игры (занятия).
Логико-математические сюжетные игры направлены на накопление логико-математического опыта и математического развития детей. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие. Логико-математические сюжетные игры являются эффективным дидактическим средством. Такие игры рассматриваются в качестве аналога традиционных математических занятий.
Этапы организации и проведения:
1 этап – педагог сообщает детям основной сюжет (завязка)
2 этап – развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками сценария:
• Осваивают, преобразуют, изменяют информацию
• Овладевают системой познавательных действий (способов познания)
• Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации
3 этап – подведение итогов: «Удалось ли нам выполнить задание (помочь (имя персонажа?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось?»
Проблемные ситуации математического содержания.
Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей. Проблемная ситуация - ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.
Процесс постановки и разрешения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
- постановки формулирования проблемы;
- выдвижения предположений и гипотез;
- выбора, проверки, обоснования гипотез;
- подведения итогов, вывод.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск,
подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность математического содержания помогают различные приёмы решения проблемных ситуаций:
- система вопросов, переформулирование условий задачи;
- наводящие задачи или задачи-подсказки;
- цепочка наводящих задач:
- готовый вариант решения.
Структурными компонентами проблемной ситуации при организации образовательного процесса по математическому развитию, являются:
• проблемные вопросы (Сколькими способами можно разрезать квадрат на 4 части);
• занимательные вопросы (У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить? Сколько месяцев в году содержат 30 дней);
• занимательные задачи (Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной? Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре футбольных команд «Спартак» и «Динамо» перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет);
• задачи-шутки (Выше какого забора ты можешь прыгнуть? Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему).
Привлечение родителей воспитанников к решению проблемы математического развития детей.
Известно, что ни одну воспитательную, развивающую, образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества и взаимодействия с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к математическому развитию детей, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть математических понятий и операций.
Для ознакомления родителей с проблемно-игровой технологией математического развития дошкольников планирую провести мастер-класс по использованию развивающих логико- математических игр – числовых палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша, организовать индивидуальные и подгрупповые консультации для родителей моих воспитанников «Развиваем логическое и математическое мышление дошкольников», «Занимательная математика дома», «Математика – это интересно!», оформить стенгазету «Изучаем математику с увлечением».
Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность, им интересны логико-математические игры
Приложение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»
Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.
Математическая игра, как средство математического...
Презентация "Проблемно -игровые технологии как средство математического развития дошкольников"
Математическое развитие дошкольников – это изменения в познавательной сфере ребёнка, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций....
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...
Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников: игры Воскобовича
Занятие на мастер-класса по играм Воскобовича....
Проблемно-игрвоая технология как средство математического развития дошкольников
Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, Московская область, 2023...
Консультация для воспитателей «Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» - 2023
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навык...