Консультация для воспитателей «Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» - 2023
консультация по математике

    Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_oktyabr_2023_g.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Сказка» с. Становое

Консультация

для воспитателей

 «Развивающие игровые технологии

как средство интеллектуального развития

дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Лаухина Валентина Николаевна

С. Становое

Октябрь 2023г

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития

Игра — это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

                                                                                              В. А. Сухомлинский.

 

 Актуальность развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала дошкольника на современном этапе.

    Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Исходя целей и задач ФГОС ДОУ разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность. Поэтому мы в своей работе с детьми, наряду с другими формами развивающего воспитания и обучения, применяем развивающие игры.

Цель: повышение уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Задачи:

  1. Создание условий для развития логического мышления у детей с учётом их возрастных особенностей.
  2.  Развитие у дошкольников логических приёмов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация).
  3. Формирование умений прослеживать, понимать причинно- следственные связи и на их основе делать           простейшие умозаключения, а также навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности и           инициативности в процессе умственной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.
  4. Развитие любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, количество, число)

     Возможны различные способы классификации развивающих игр по различным критериям, например с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

     В младшем дошкольном возрасте используются игры на сенсорное развитие, на развитие мелкой моторики:

-Игры Монтессори (Рамки и вкладыши)

-«Почини коврик»

-«Блоки Дьенеша»

-«Помоги бабочке найти цветочек»

     В среднем дошкольном возрасте игры усложняются к сенсорным эталонам добавляются игры на развитие целостного восприятия, развитие способностей к анализу и синтезу:

-«Сложи узор» (кубики Никитина)

-«Блоки Дьенеша»

- «Цветные Палочки Кюизенера»

-«Танграмм»

     В старшем дошкольном возрасте используем игры на развитие самостоятельности и инициативности, развитие творческих способностей:

-«Волшебный квадрат» Воскобовича

-«Игровизор»

-«Сложи квадрат»

- «Сложи круг»

-«Геоконт»

- «Танграмм»

- «Цветные Палочки Кюизенера»

-Соты Кайе»

-«Блоки Дьенеша»

     Организуя работу по развитию познавательной активности с помощью развивающих игр в соответствии с ФГОС ДО учитывается принцип интеграции образовательных областей. Образовательная область «Познавательное развитие» является стержнем в развивающих играх и интегрируется с другими ОО: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое» развитие.

 Содержание развивающих игр.

     Первое условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это ранее начало их использования (начиная с младшего дошкольного возраста)

     Самые первые игры, которые мы используем в работе с детьми младших группах детского сада — это вкладыши и рамки по методу М.Монтессори.  Мы используем различные варианты (геометрические фигуры, фигурки животных и фруктов, фигурки с шнуровкой).

     Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Почини коврик», «Помоги бабочке найти свой цветочек» и др. Они вырабатывают у малышей умение различать и узнавать форму плоскостных фигур и их положение на плоскости зрительно и на ощупь, знакомят с геометрической терминологией- названием фигур. Использовать их можно и для овладения навыка владения карандашом при обведении границ фигур, развивает умение увидеть линии контура, а также для сравнения по цвету, размеру и форме.

     И ещё одна игра, о которой хотелось бы рассказать, это «Цветные палочки Кюизенера».

     На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Они строят из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.  Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.

     На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения математики: для упражнения в счете и отсчете предметов.

     Дети с интересом сравнивают палочки по цвету, длине., выкладывают лесенки от большего к меньшему; выполняют такие задания как, «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной». «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?».  Из палочек детям очень нравиться строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки. Описание этой игры можно найти в пособии Б.Б. Финкельштейна «На золотом крыльце…» Она развивает мелкую моторику рук, помогает научиться ориентироваться на листе бумаги. А также подходит для развития активности и самостоятельности, упражнения в плоскостном моделировании, для развития восприятия, воображения.

     Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (Например, с логическими блоками Дьенеша), а также и самостоятельно.

     Начиная со средней группы дети знакомятся с более сложными играми. Например, игра «Сложи узор». Эта игра способствует развитию у детей способности к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструктивной работы. Вместе с детьми  рассматриваем кубики, описываем их, называем цвета, а также уточняем, что две грани кубиков состоят из треугольников. Первые задания очень простые:

— построить дорожку из 4,5 и т.д. кубиков одного цвета, побеседовав при этом: «Какого они цвета?» (например, желтые), «С каким временем года их можно связать?» (с осенью, т.к. в это время много желтых листьев);

-выполняли задание «Походи пальчиками по желтой дорожке», «Сосчитай, сколько на дорожке кубиков и т.д.

— по аналогии знакомились с кубиками красного, белого и синего цвета.

     Далее применяются  карточки –схемы по степени сложности складывания узора:

-Сначала только с гранями квадратами двух цветов, трех и четырех;

-Потом применение кубиков с треугольными гранями.

     Дети выкладывают такие фигуры как елочка, грибок, молния, бантик и др. Учим детей выкладывать узор последовательно, начиная с кубиков верхнего ряда, слева направо. Такой алгоритм действий позволяет детям быстрее справляться с более трудными заданиями. Усложнение в этой игре идет за счет увеличения количества кубиков с треугольными гранями. Детям предлагается сложить самостоятельно по рисунку узоры из серии «Зоопарк», «Алфавит «, «Цифры», «Предметы». Складывание узоров в виде букв или цифр поможет ребенку быстрее их выучить и запомнить. Детям старшего дошкольного возраста предлагается еще одно усложнение в задании – не расчленённое изображение узоров. Ребенку нужно мысленно расчленить узор, и понять, какие ему нужны кубики для выполнения задания, а затем экспериментальным путем проверить свою догадку.

     Самый сложный вид задания – это самостоятельное придумывание и составление узоров из кубиков.  В этой работе ребенок не только использует полученные навыки, но и проявляет фантазию.

     Игры «Сложи квадрат», «Сложи круг» способствуют тренировке в развитии цветоощущения, сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения.

     Обучение этим играм начинаем со складывания квадрата по квадратной решетке, чтобы ребенку хорошо было видно форму, которую можно получить из разноцветных квадратов, разрезанных на 2,3,4 части. Получая части квадрата, ребенок выполняет несколько видов работ, не одинаковых по содержанию и степени сложности:

— он понимает, что из частей иногда очень разной формы можно сложить квадрат;

— что кусочки квадрата нужно поворачивать на лицевую сторону. Выбрав все одного цвета, при чем, в наборе все квадраты с оттенками основных цветов;

— получает тренировку по мелкой моторике;

— ориентируется во взаиморасположение частей собираемого им квадрата.

     Еще одна игра, которую мы используем в работе с детьми по развитию интеллекта и творческих способностей – это «Геоконт». Она, несомненно, привлекает внимание детей и способствует развитию психических процессов позволяет развивать мелкую моторику.

     Использование этой игры со схемами в системе, которую предлагает В.В. Воскобович, стимулируется математическое развитие, предполагающее умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять и делать простейшие обобщения. В игре «Геоконт» развиваются конструкторские умения, происходит тренировка тонких движений пальцев. Детям очень нравится задания, которые носят соревновательный характер «Кто быстрее построит треугольник», «Кто найдет спрятанную фигуру», на пространственную ориентировку «Какая фигура находится в правом верхнем углу», игра может носить развлекательный характер, дети очень любят изображать снежинки из разноцветных резинок.

     Ознакомление с этой игрой происходит через игру-сказку, предлагаемую В.В. Воскобовичем. Мы знакомим детей с лучом, отрезком, разными видами углов, геометрическими фигурами, которые воспроизводятся на «Геоконте» с помощью разноцветных резиночек.

     Еще одна игра В.В. Воскобовича «Волшебный квадрат» или как его дети называют «Веселый квадрат». Его можно использовать на занятиях, в самостоятельной деятельности. Методическое пособие автора В.В. Воскобовича позволяет развивать воображение детей, делает занятие более развлекательными. Освоив большинство фигур, предлагаемых автором, создавая свои предметы из квадрата. Они превращают квадрат из большого, в меньший, в самый маленький, в прямоугольник, треугольник, который сравниваем по размеру, считаем углы, изображаем животных (ежика, мышку, летучую мышь).

     Есть ещё комплект карточек с изображением изделий из квадрата в цветном варианте. Они позволяют ребенку сделать те фигуры, которые ему нравятся и которые не всегда удаются. Для наглядности можно изготовить несколько квадратов большого размера, которые более наглядно демонстрируют последовательность складывания фигур. Детям очень нравиться создавать объемные фигуры из больших квадратов, воображаемые предметы (морская звезда, осьминог).

     Еще одна игра,  «Танграмм» З.А. Михайловой. Ее называют «Головоломкой из картона». Используя все 7 частей, присоединяя плотно их одну к другой, можно составить много различных изображений по предлагаемым образцам и по собственному замыслу. Работу с этой игрой начинаем с выкладывания различных видов полосок из 2-3 фигур с последовательным усложнением. Например, из 2 больших треугольников составить квадрат и т. д.

     Последовательно переходим к более сложным заданиям: составление фигур силуэтов по расчленённым образцам.     Несмотря на кажущуюся легкость копирования способа пространственного расположения частей, дети допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении. Можно  при работе по составлению фигуры силуэта использовать речевое обьяснение. Речевое сопровождение при выкладывании фигур (Например, Голова — это большой треугольник, уши – 2 маленьких треугольника, хвост- маленький треугольник…

     Знакомство с еще одной игрой В.В. Воскобовича «Прозрачные квадраты» происходит в старшей группе. Цель этой игры:

— развитие сенсорных способностей (форма, величина);

— развитие психических процессов (внимание, память, мышление)

— развитие творческих способностей (умение самостоятельно придумывать и конструировать различные предметы и абстрактные фигуры, придумывать им оригинальные названия)

— предметная подготовка (знакомство со свойствами: гибкость, прозрачность, соотношение части и целого);

— развитие конструктивной деятельности.

Дети выполняют сначала простые задания:

— разложи прозрачные квадраты по стопкам с одинаковыми элементами;

— сложи квадрат из двух (4…) одинаковых пластинок.

— разложи по алгоритму «большие-маленькие».

     Эту игру можно брать на индивидуальные занятия, дети также любят играть в группах, сравнивать какие фигуры получились.

     Из игр В.В.Воскобовича  используется игра «Игровизор». Эта игра способствует развитию интеллектуальной культуры умению учиться, принимать учебную задачу, находить средства для ее решения, контролировать в процессе работы.  Задания через «Игровизор» могут быть самыми разными: покажи стрелкой недостающую фигуру, пройди по лабиринту, соедини число и цифру, найди на картинке предметы…, дорисуй недостающие части предмета.

     Дети с удовольствием занимаются с «Игровизором». Он удобен в использовании тем, что его можно передать другому ребенку, быстро стерев рисунок салфеткой (дети работаю на «Игровизоре» маркером или фломастером). Дети уже играют самостоятельно, дают друг другу задания, проверяют, проходят лабиринты и т. д.

     Хочется рассказать еще об одной развивающей игре «Соты Кайе». Эта игра многофункциональна и вариативна. Она используется:

— в качестве графического конструктора для создания фигур, из частей рисунков на элементах;

— в качестве графического трансформера, для изменения полученных фигур;

— в качестве плоской, крупной мозаики;

— для конструирования и экспериментирования в области детского дизайна и архитектуры.

     Эта игра формирует творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации. Она помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, творческое начало. Способствует формированию таких качеств как, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость и терпение. Также способствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве. Кроме того, результаты занятий детей с игрой вызывают эстетические чувства, положительные эмоции. Ценным качеством игры является то, что его можно использовать, как материал для проектного конструирования, так и экспериментирования в художественном конструировании. Схемы и правила игры представлены в методическом пособии, альбоме соты Кайе.

     Еще одна многофункциональная и вариативная игра «Блоки Дьенеша». Эта игра помогает наиболее доступно и интересным образом выяснить свойства фигур, способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышление и математических представлений. Основная цель игры – научить детей решать логические задачи на различие фигур по свойствам, т.е. выявить их, назвать и удержать в памяти 1,2,3,4 свойства по цвету, размеру, форме и толщине.

     Начинается обучение с ознакомления с фигурами по 2 признакам, потом по 3, и наконец освоили все 4 признака. Задания могут быть самыми разными. Например, выложить цепочку фигур так, чтобы рядом не оказалось фигур одинакового цвета (одинаковой формы, одинакового размера и одинаковой толщины).

     Используя «Блоки Дъенеша» на занятиях по развитию речи, предлагаем выбрать любую фигуру и рассказать о ней, или загадать загадку-описание о фигуре, которую ребенок спрячет, а пришедший на занятие герой ее должен отгадать.     В свободной игровой деятельности дети строят из фигур «Блоки Дьенеша» объемные сооружения (дома, мосты, ворота). Методика работы с игрой логические «Блоки Дьенеша» описана в книге М.Фидлера «Математика уже в детском саду».

 Система работы по реализации комплекса развивающих игр в образовательном процессе с детьми.

     Все выше перечисленные игры можно и нужно использовать в работе с детьми в системе, в разные режимные моменты: в утренние и вечерние часы, в НОД, в свободной деятельности, при проведении развлечений, досугов. Важно, чтобы данные игры находились в доступном месте для детей. Рекомендовано знакомить родителей  с  картотекой  развивающих игр и поиграть с детьми в них.

Результативность интеллектуального развития дошкольников.

     Система работы по реализации развивающих игр направлена на развитие у детей дошкольного возраста умственных, математических и творческих способностей. Она позволяет достигать положительных результатов в интеллектуальном развитии дошкольников в комплексе с НОД, проектной и экспериментальной деятельностью.  У выпускников детского сада наблюдается оптимальный уровень логического мышления, зрительной памяти, тонкой и мелкой моторики. Оценка уровня познавательного развития детей показывает достигать увеличение количество детей с высоким уровнем развития детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развивающая среда по ФГОС в подготовительной группе"

Консультация для воспитателей "Развивающая среда по ФГОС в подготовительной группе"...

Консультация для воспитателей "Развивающие игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС."

Консультация для воспитателей "Развивающие игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"....

Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС

В материале раскрыто содержание работы с дошкольниками по экспериментированию с использованием цифровой лаборатории Наураша" и экспериментального набора MEKRUPHY...

«Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

В материале описан опыт работы по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками....

Выступление в рамках городского методического объединения «Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Выступление по теме "Детское игровое эксперементирование - средство интелектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС"...

Консультация для воспитателей "Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство интеллектуального развития дошкольников"

Консультация    для воспитателей "Развивающие игры   В. В. Воскобовича как средство интеллектуального развития дошкольников"   Игровая деятельность являетс...