Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Ритм»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Копошилова Инна Иосифовна

Цель:

• Формирование представления о ритме (закономерности), умения

в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур;

Задачи:

• Формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

• Закрепление изученных геометрических фигур, умения

определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач;

• Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. Воспитывать у детей взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ritm.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Красногвардейского района Санкт-Петербург

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Ритм»

                                                                                    Воспитатель: Копошилова И.И.

                                                       2023г.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Ритм»

Цель:

• Формирование представления о ритме (закономерности), умения

в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур;

Задачи:

• Формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

• Закрепление изученных геометрических фигур, умения

определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач;

• Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. Воспитывать у детей взаимопомощь.

Материал/оборудование:

Демонстрационный: бубен, картинки для иллюстрации понятия ритма, парные карточки с изображением ритма.

Раздаточный: зеленые, белые, желтые, голубые квадраты, квадраты двух цветов.

Ход НОД 

Воспитатель:

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

- Поприветствуйте, ребята друг друга.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Сейчас какое время года? (Зима). 

 - Скажите, есть ли у вас любимое время года? (да)

-  Какое? (Мое любимое время года … лето, зима).

За что вы любите лето?  (тепло на улице, можно купаться, отдыхать на даче у бабушки). 

- Какое время года всегда бывает перед зимой? (Осень)

Какое время года обязательно наступит после зимы? (Весна) 

Какое время года наступит после весны? (Лето)

Ребята, у каждого из вас есть свое любимое время года. А мое любимое время года зима, ведь зимой так красива природа, вся укрыта белым снегом, словно покрывалом, а еще можно кататься на коньках и лыжах.

Красиво любое время года. Во все времена года поэты писали стихи, художники - картины, восхищаясь всеми временами года.

2. Актуализация знаний.

Стук в дверь. Вам пришло письмо, получите, пожалуйста!

Открываю, читаю:

«Здравствуйте, ребята! Это вам пишет Лунтик из страны «Волшебных красок». Мне надо нарисовать времена года, но я не знаю какие краски выбрать. И расставить картины с временами года по порядку. Приезжайте, помогите мне, пожалуйста!»

- Ребята, вы хотите помочь Лунтику? (да, хотим).

-  Как мы можем добраться до страны? (поехать на машине, на поезде).

- Я предлагаю отправиться на воздушном шаре. Давайте займём места на воздушном шаре (Стульчики по кругу, ленточками привязаны к воздушному шару) Звук полёта.

Пусть нам звезды засияют,

И дорогу озаряют.

Ты, шар, лети, лети, нас по небу прокати.

- Вот мы и в стране Волшебных красок.

Голос Лунтика. А вот и я Лунтик!  Как я рад, ребята, что вы пришли ко мне на помощь! Совсем я запутался, какие краски выбрать для изображения времен года.

- Пойдёмте в мою мастерскую.

Для рисования каждого времени года можно выбрать только одну краску.

 (Дети подходят к доске).

Помогите мне, выбрать краску для изображения зимы. (Для того, чтобы нарисовать зиму необходима белая краска, потому что зимой все укрыто белым снегом).

Я возьму белую гуашь (белый квадратик) и поставлю под этой картинкой, чтобы не забыть. 

Какую выбрать краску для изображения весны? (Для того, чтобы нарисовать весну необходима голубая краска, потому что весной тает снег, текут ручьи, небо голубое).

Я возьму голубую гуашь (голубой квадратик) и поставлю под этой картинкой, чтобы не забыть.

Ребята, какую же краску нужно выбрать для изображения лета?

(Для того, чтобы нарисовать лето необходима зеленая краска, потому что летом зеленая трава, листочки на деревьях тоже зеленые).

Хорошо, я возьму зеленую гуашь (зелёный квадратик) и поставлю под этой картинкой, чтобы не забыть.

Ребята, какую краску надо взять, чтобы изобразить осень?

(Для того, чтобы нарисовать осень, необходима желтая краска, потому что осенью все деревья в желтой листве).

- Я возьму желтую гуашь (жёлтый квадратик) и поставлю под этой картинкой, чтобы не забыть.

Вот мы помогли Лунтику разобраться в красках для изображения времен года.

3.Затруднение в игровой ситуации.

Ребята, а сейчас вы расставьте времена года при помощи квадратов, по порядку, начиная с зимы. (А сейчас надо заменить времена года квадратиками и расставить по порядку)

Садитесь за столы. Один ребёнок работает перед док. камерой.

(Перед детьми вперемешку лежат 2 желтых, 2 белых,1 зеленый и 2 голубых квадрата.)

 Какого цвета будет первый квадрат?

Дети: Белый - зима,

Что всегда бывает после зимы?

- Какого цвета будет следующий квадрат? (голубой – весна)

Что всегда наступает после весны?

- Третий квадрат, какого цвета будет? (зеленый – лето)

После лета какое время года наступает? (осень)

-Далее какой квадрат? (желтый – осень)

- а дальше сами выкладывайте квадраты, так, чтобы они чередовались: за осенью - желтым квадратом положим какой квадрат?! Дети выкладывают дальше…зима, весна,

(больше зеленого квадрата нет).

- Ребята, смогли ли мы выполнить задание? (нет). 

- Почему не смогли? (не хватает зеленого квадрата).

-А что же делать?  Как быть? Давайте положим следующий квадрат.

4.Открытие нового знания

- А можно ли положить вместо зеленого желтый следующий квадрат? (нет).

Почему нельзя положить вместо зеленого цвета желтый квадрат? (потому что после весны наступает лето, а у нас получается, что после весны наступит осень, если мы используем желтый квадрат)

Совершенно верно, всегда после весны идет лето.

Что же нужно сделать, чтобы задание было выполнено? (нужен еще один зеленый квадрат)

Правильно. Вот возьмите зеленый квадрат. Выкладываю зеленые квадраты, дети заканчивают задание.

Давайте с вами проговорим как мы выкладывали времена года при помощи квадратов: зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень.

Что заметили? (повторяются времена года).

ВЫВОД. Времена года идут друг за другом в определённом порядке, который повторяется.

 Такое повторение называется – чередование или ритм. Запомнили? (да). Повторите! Времена года идут друг за другом, ритмично. Из квадратов мы выложили ритм!

Игра «Времена года»

Сейчас каждый возьмёт себе шляпку и наденет ее.

(шляпки голубого, зелёного, белого и жёлтого цвета)

Что они напоминают? (Времена года)

Задание: Под музыку вы танцуете. Как только музыка закончиться построиться, как идут времена года, начиная с зимы.

Получился ритм? Чередовались времена года?

Какая шляпка нужна мне, чтобы встать после Лизы (последняя в строю)

Я вам предлагаю подвигаться по группе в определенном ритме. И в этом нам поможет бубен.

- Будьте внимательны.

(Дети ходят, бегают в ритме, заданным воспитателем)

ВЫВОД. Какие движения мы чередовали? (ходьбу и бег.)

- Ребята, как мы двигались по залу? (Ритмично)

Шагали, бежали, шагали, бежали.

- Вот видите и в движениях можно использовать ритм.

5. Включение знания в систему знаний

Ребята, пойдемте, погуляем по волшебной стране, в ней столько интересного!

А пойдём мы по красивым коврикам.

Ой, злой ветер унёс все коврики. Ребята поможем найти коврики?

Д/игра «Найди коврик»

Вот коврики надо выбрать только те коврики, на которых изображён ритмичный (повторяющий) узор.

Давайте проверим, ритмичный ли узор на этом коврике.

Дети хором называют фигуры: квадрат, круг, квадрат, круг… Делается вывод, что узор ритмичный.

Следующий коврик.

Жёлтый, зелёный, жёлтый, зелёный, зелёный, жёлтый, зелёный

Ритмичный ли узор на этом коврике? (Этот коврик не подходит)

Рассматривают ещё коврик

Большой треугольник, маленький треугольник, большой треугольник, маленький треугольник, большой треугольник, маленький треугольник

делают вывод.

Проговаривают, ритм сначала по форме, потом по цвету, потом по размеру.

Проходят по коврикам.

Ну, а мы продолжаем   путешествие по стране!      

По дороге мы идем,

На носочки все встаем.

Поднимаем выше ноги,

Ну а здесь мы видим дом,

Рядом с домом ёлочку.

Колкую иголочку

Скоро праздник Новый год

Все встанут в хоровод

А ёлочку не нарядили.

Видно про неё забыли.

Давайте нарядим ёлочку.

Лунтику будет приятно.

Сделаем бусы для ёлочки.

Игра «Собери бусы»

Работа в парах (конструктор)

- Вам нужно собрать бусы в такой же последовательности, как нарисовано на карточке. Карточка у каждого своя.

Перед детьми лежат наборы конструктора и карточки с чередованием цвета и формы.

Задание проверяется по мере его выполнения. Дети выполняют задание самостоятельно.

- Ребята, что вы заметили, выполняя задание? (повторяются цвета), у кого-то повторяется и форма.

Какие красивые у вас получились бусы! Посмотрите, внимательно на бусы своих друзей и найдите, у кого из ребят бусы с таким же узором.

А теперь соедините одинаковые бусы и украшайте ими ёлочку.

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по Волшебной стране.

Нам пора возвращаться в детский сад? Занимайте места на воздушном шаре, отправляемся в детский сад.

Звук полёта.

Вот вы и снова в детском саду. Где же вы были? (в стране «Волшебных красок» у Лунтика)

А чем вы смогли помочь Лунтику?

(Помогли подобрать краски для изображения времен года, коврики составить, собрали бусы в определенном ритме для ёлочки).

Скажите, пожалуйстачто на ваш взгляд было самым сложным? 

А что было самым интересным? (Помогать Лунтику, играть с Лунтиком, собирать бусы)

Ребята, посмотрите на свои места на воздушном шаре, какие ленточки у каждого, назовите. Красный, жёлтый, зелёный, красный. Что заметили? Чередование (ритм)

Ребята, вы все молодцы, у вас все получилось. Потому что вы дружные и умелые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: "Родник".

Конспект занятия по познавательному развитию  в                         сре...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Спички детям не игрушки".

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Спички детям не игрушки"....

конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: "Как выращивать хлеб"

В данном конспекте представлено занятие по познавательному развитию на тему "Как выращивать хлеб" для детей средней группы...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Солнце и я"

Конспект НОД предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Спички детям не игрушки».

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Спички детям не игрушки».  Цель: пополнять знания детей о том, какую польза приносит огонь человеку, и к чему может п...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Лед- вода»

Данное занятие помогает развить у детей интерес к познанию и экспериментированию...