Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай - ка»
рабочая программа (старшая группа)

Елена Владимировна Вершкова

Дополнительная общеразвивающая программа (ФЭМП)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop._obrazovanie_21-22.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дополнительная

общеразвивающая программа «Развивай - ка»

на 2021-2022 уч. год

                                                           

   

Возраст обучающихся: 5-6 лет    

Срок реализации: 1 год

 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:

1.1 Пояснительная записка

Программа «Развивай-ка» разработана на основе комплексной программы «Общеобразовательная программа «Школа 2100 (Детский сад 2100), курса «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666).

Сегодня родители значительно отличаются от вчерашних. Большинство из них проявляют активный интерес к развитию ребёнка с самого раннего детства. В наше время, уже рождаясь, человек попадает в мир обилия информации и скоростных технологий. Современные дети зачастую легко ориентируются в компьютерах, но при этом испытывают трудности в обучении.

Первой ступенькой познания является дошкольный период детства. Дошкольное и начальное обучение создают фундамент качественного образования для всех последующих звеньев. Вопросы выбора дошкольного учреждения, а потом и школы актуализированы у современных мам и пап, как никогда. Это заслуга СМИ, обилие литературы и многообразие образовательных программ.

Существует и запрос времени – это воспитание человека завтрашнего дня активным, способным к самоопределению. Сегодня как никогда актуально звучит известная фраза: «Ребёнок – не кувшин, который надо заполнить до краёв, а факел, который нужно зажечь!»

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (5-6 лет).

Срок реализации программы: 2021-2022 уч. год (1 год)

Объем программы (40 ч.)- общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.

Формы обучения - очная.

Отличительные особенности: содержание курса предусматривает усвоение детьми теоретических и практических знаний, умений и навыков. Деятельность представляет систему занимательных игр, которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность. С помощью логических игр дети тренируют внимание, память, восприятие.

Преимущество программы и в том, что дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет, абстрагируют в предметах одно, два, три свойства.

Методы проведения: Занятия проводятся в игровой форме.

Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями (табл. 1):

Таблица 1

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

показ видеоматериалов, иллюстраций

тренировочные упражнения и др.

беседа, объяснение

показ педагогом приемов исполнения

Решение логических задач

и др.

наблюдение

Постановка и разрешение проблемных ситуаций.

работа по образцу и др.

Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.

1.2. Цель и задачи программы:

Цель

Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Задачи

Основными задачами математического развития дошкольников в программе  «Развивай-ка» являются:

1.        Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.

2.        Увеличение объёма внимания и памяти.

3.        Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

4.        Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

5.        Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6.        Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7.        Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.

1.3 Содержание учебно – тематического плана

1 образовательная ситуация в неделю, всего 40 образовательных ситуаций

(октябрь  - май)

№ образовательной ситуации

Теория

Количество образовательных ситуаций

1-2

Повторение

2

3-4

Свойства предметов и символы

2

5

Таблицы

1

6

 Число 9. Цифра 9.

1

7

Число 0. Цифра 0.

1

8

Число 10. Запись числа 10.

1

9

Сравнение групп предметов. Знак =

1

10

Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠

1

11-13

Сложение

3

14-16

Вычитание

3

17-19

Сложение и вычитание

3

20

Знаки > и <

1

21

На сколько больше? На сколько меньше?

1

22

На сколько длиннее (выше)?

1

23-25

Измерение длинны

3

26

Объёмные и плоскостные фигуры

1

27

Сравнение по объёму

1

28-29

Измерение объёма

2

30-32

Повторение

3

Резерв

8

1.4 Планируемые  результаты

К завершению третьего года обучения (к 6 годам) ребенок:

-  умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов;

- умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, >, <, ≠. отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда;

- умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5;

- умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти;

- умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки;

- умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги.

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график

Продолжительность занятий в старшей группе не более 25 минут.  Занятия проходят во второй половине дня в 15.20, один раз в неделю по средам.

В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения, тематически связанные с учебными заданиями.

2.2. Методическое обеспечение программы:

Иллюстрации, картинки, наборы геометрических фигур «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, мягкие игрушки, коврограф, куклы, мячи, методические материалы.

2.3. Формы аттестации – участие в конкурсах, викторинах.

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов решения задач поискового характера, активности воспитанников на занятиях и т.п.;

- мониторинг: карты оценки результатов освоения программы, оформление листов индивидуального образовательного маршрута.

2.4. Перспективно-тематическое планирование

Месяц

Тема

задачи

Методическая литература

Октябрь

1-2. Повторение

Актуализировать знания детей по теме «Числа от  1  до  8»,  представления о геометрических фигурах, сравнение  предметов  по  длине, изученные пространственные отношения; выявить уровень сформированности умений считать до трех, соотносить цифры 1—8 с количеством, различать геометрические фигуры по форме, сравнивать численность групп предметов с помощью счета, ориентироваться на плоскости.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.19 - 23

3-4. Свойства предметов и символы

Сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов), опыт придумывания и использования таких обозначений. Тренировать умение понимать и использовать символы, сформировать представление о том, как обозначить отрицание «не» с помощью зачеркивания.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 27 - 33

Ноябрь

5. Таблицы

Сформировать представления о таблице, строке, столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.39

6. Число 9. Цифра 9.

Познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9, сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.44

7. Число 0. Цифра 0.

Сформировать представления о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.49

8. Число 10. Запись числа 10.

Сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.54

Декабрь

9. Сравнение групп предметов. Знак =

Сформировать представление о равных группах предметов, умение устанавливать их равенство путем идентичных пар, познакомить со знаком =.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.59

10. Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠

Сформировать  представление  о  равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков = и ≠

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.65

11-13. Сложение

Сформировать   представление   о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +. Сформировать   представление   о переместительном свойстве сложения. Сформировать   представление   о соответствии между сложением мешков и сложением чисел.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.71 – 85

Январь

14-16. Вычитание

Сформировать   представление   о вычитании как об удалении части из целого, о записи вычитания с помощью знака -, составлять и решать задачи по картинкам, сформировать представление о взаимосвязи между целым и частью.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.93 – 109

Февраль

17-19. Сложение и вычитание

Сформировать  представление  о  сложении и вычитании, умение их выполнять на основе предметных действий, тренировать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + и -, сформировать представление о взаимосвязи между сложением и вычитанием, составлять и решать задачи на сложение и вычитание по картинкам.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.113 - 125

20. Знаки > и <

Сформировать  представление  о  знаках > и <, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, к какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.133

Март

21. На сколько больше? На сколько меньше?

Сформировать  представление  о  сравнении чисел на основе их расположения в числовом ряду, умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос «На сколько одно число больше или меньше другого?»

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.143

22. На сколько длиннее (выше)?

Уточнить представления о сравнении по длине (высоте) и сформировать умение определять на предметной основе, на сколько одна полоска длиннее (выше) или короче (ниже), чем другая.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.152

23-25. Измерение длинны

Сформировать представления об измерении длины предметов с помощью мерки.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.159 - 172

Апрель - Май

26. Объёмные и плоскостные фигуры

Сформировать  представление   о   том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные фигуры, и о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.179

27. Сравнение по объёму

Сформировать  представление   о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости), умение с помощью переливания (пересыпания) определять, какой сосуд больше по объему, а какой меньше.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.186

28-29. Измерение объёма

Закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливание, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощью мерки.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.192-196

30-32. Закрепление пройденного материала (повторение на выбор воспитателя)

Закрепить и обобщить знания детей.

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка» (5-6)//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова

Мониторинг

Подведение итогов.

3. Список литературы

  1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.
  2. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А.  Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.
  3. Михайлова, З.А. Математика от 5 до 7 / З.А. Михайлова– СПб.: Питер, 2006. – 194 с.
  4. Петерсон, Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 208 с.
  5. Петерсон, Л.Г. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 5-6 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 54 с.
  6. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева – М.: Владос, 2009. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Играя, развиваюсь"

Задачи программы:1. Развитие зрительных, слуховых и тактильных ощущений.2. Развитие творческих способностей и воображения.3. Развитие сенсомоторных навыков.4. Развитие коммуникативных навыков ребенка....

Дополнительная общеразвивающая программа "РАЗВИВАЙ-КА"

Как научить ребенка читать, играя?  Очень легко: с помощью кубиков Н.А.Зайцева!Мой вариант программы обучения чтению....

Дополнительная общеразвивающая программа "Развивай-ка"

     Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» опирается на технологию «Сказочные лабиринты игры» Т.Г. Харько и В.В. Воскобовича, содержанием...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Развиваем речь,играя"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.Значимость...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развивай-ка»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Очень важно помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потреб...