Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Развиваем речь,играя"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область
«Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Актуальность программы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка. Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область
«Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Актуальность программы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка. Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_rechigraya_litovchinko.docx | 200.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.3 | Учебный план занятий по программе «Развиваем речь, играя » | 5 |
1.4 | Содержание программы дополнительного образования «Развиваем речь, играя » Общая характеристика программы дополнительного образования . | 9 |
1.5 | Календарно-учебный график | 10 |
1.6 | Планируемые результаты | 12 |
2 | Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1 | Описание образовательных и учебных форматов :описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 12 |
2.2 | Формы аттестации | 13 |
2.3 | Оценочные /контрольно-измерительные материалы | 14 |
2.4 | Материально-техническое оснащение | 16 |
2.5 | Методические материалы | 16 |
2.6 | Список литературы. | 17 |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка.
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.
Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область
«Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Актуальность программы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка. Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Программа кружка «Развиваем речь, играя» направлена на развитие речи детей дошкольного возраста 4-5 лет. Программа разработана в соответствии с основными требованиями существующих программ дошкольного обучения, одобренных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст. 14 ФЗ
«Об образовании в РФ»).
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст.43,72.
- Конвенция о правах ребёнка (1989г.).
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации».
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи СП 2.4.3648-20, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28
- Устав ДОУ детского сада №26 (утвержден главой города №4390-па от 12.12.2014г
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2103 №1155 «Об утверждении федерального
государственного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольногообразования».
Система оценки результатов освоение Программы
Оценкой результатов освоения Программы является педагогическая диагностика, предлагаемая Ушаковой О.С, Струниной Е.М., которая проводится 2 раза в год (Приложение 1).
Объем и сроки усвоения программы:
Количество часов в неделю | Количество часов в месяц | Количество часов в год |
2 час | 8 час | 64 часа |
Особенности организации образовательного процесса:
Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 8 – 10человек. Для успешной формы организации образовательного процесса дошкольников целесообразнее разделить на две группы.
Расписание занятий
Группа | Дни недели, время | |
вторник | четверг | |
I подгруппа | 16.20-16.40 | 16.20-16.40 |
II подгруппа | 17.00-17.20 | 17.00-17.20 |
Содержание работы по программе ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель: Создание условий дляовладение нормами и правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить детей овладевать родным языком.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
- Развивать у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
- Развитие коммуникативных способностей.
- Развивать связную речь (диалогической и монологической форм).
- Воспитание звуковой и лексической культуры речи.
1.3. Учебный план занятий по программе «Развиваем речь, играя»
Учебный план
№ | Название раздела, блока, модуля | Общее кол-во часов | Теория / практика | Форма аттестации /контроля | |
1 | Вводное занятие. Диагностика. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах. |
2 | Описание игрушеккошки и собаки. Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида. Активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.Закреплять произношение звуков «у, а, г, к, в», учить правильно, произносить в словах звуки «с» - «сь», выделять в речи слова с этими звуками; закреплятьпредставления о значении терминов«слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов. Развивать интерес кживотным. Воспитывать усидчивость. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах. |
3 | Составление рассказа по картине: «Кошка с котятами» Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы). Развивать интерес к составлению рассказов по картине. Воспитывать умение внимательно слушать рассказы других детей | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
4 | Описание игрушек: собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушекУчить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения. Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, упражнять в использовании форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных; формировать представления о предлогах «за, под, на, в», навыки их применения в речи. Отрабатывать навыки правильного произношения звуков «с» - «сь» изолированных, в словах и фразах; учить произносить звук «с» длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова. Развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах. |
5 | Составление описательного рассказа о питомцахУчить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта. Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек), их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произношение звука «с» в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком «с» и вслушиваться в их звучание. Развивать внимание, память. Воспитывать любовь к животным. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах. |
6 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек. Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа. Закрепить правильное произношение изолированного звука «з», учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.Развивать желание рассказывать об игрушках. Воспитывать интерес к занятию. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах. |
7 | Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. Учить правильно, называть детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов. Развивать умение понимать и оценивать поступки и характеры героев, образное содержание и идею произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах. |
8 | Составление сюжетного рассказа по ролям Учить самостоятельно, задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения. Учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук. Развивать диалогическую речь. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах. |
9 | Придумывание загадок-описаний об игрушках Учить описывать предмет, не называя его; учить задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать в речи глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах. Продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов. Развиватьдиалогическую речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах. |
10 | Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем. Учить правильно, называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно, использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Развивать представление о ближайшем окружении. Воспитывать познавательный интерес. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
11 | Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Подвести к составлению небольшого рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Учить правильно, образовывать формы родительного падежа существительных; активизировать в речи глаголы. Развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение к животным. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
12 | Описание игрушек: белки, зайчика, мышонка Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке. Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением. Учить слышать и правильно произносить звук «ш», изолированный, в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание. Воспитывать усидчивость | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
13 | Составление рассказа о любимой игрушке Учить описывать и сравнивать кукол; правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения.Активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления понятии «мебель». Развивать выразительность речи. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
14 | Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»Учить давать описания зимней одежды. Учить правильно, называть зимнюю одежду, формировать представление ееназначении; закрепить понятие«одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить выделять на слух и правильно произносить звук «ж», изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук. Развивать интерес к занятию. Воспитывать усидчивость. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
15 | Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передаватьпрямую речь персонажей. Упражнять в образовании формы родительногопадежа множественного числа существительных. Закрепитьпредставления о значении терминов «слово», «звук»; учить самостоятельно, подбирать слово со звуком «с».Развивать умение внимательно слушать воспитателя. Воспитывать интерес к художественной литературе. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
16 | Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» Учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложен- ному воспитателем. Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук. Развивать связную речь. Воспитывать умение слушать друг друга. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
17 | Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» Учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем. Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения. Учить выделять и четко произносить звук «ч» в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. Развивать диалогическую речь. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
18 | Составление описания внешнего вида Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка). Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др. Дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности. Развивать речевую активность. Воспитывать интерес к занятию. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
19 | Составление рассказа с использованием предложенных предметов Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами. Упражнять в образовании названий посуды. Учить правильно, произносить звук «ч», отчетливо проговаривать слова с этим звуком. Развивать представление ближайшем окружении. Воспитывать познавательный интерес | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
20 | Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Учить пересказывать рассказ. Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать Сравнение предметных картинок определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе. Учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию. Развивать способность к целостному восприятию рассказа. Воспитывать любовь к окружающей природе. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
21 | Описание потерявшихся зайчат по картинкам Учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки. Упражнять в подборе глагола к существительному. Учить четко правильно произносить звук «щ», выделять этот звук в словах. Развивать интерес к занятию. Воспитывать умение внимательно слушать других детей. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
22 | Составление рассказа по картине «Мама моет посуду» Учить составлять рассказ по картине. Закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды. Закрепить произношение звука «щ», представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Развивать произвольное внимание. Воспитывать усидчивость. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
23 | Составление описания животных по картинкам. Учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку. Учить составлять сложноподчиненные предложения. Закрепить правильное произношение звука «щ», учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки. Развивать речевую активность. Воспитывать усидчивость | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
24 | Составление описания по лексической теме «Овощи» Учить описывать овощи, правильно их называть. Уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию. Развивать интерес к окружающему. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
25 | Употребление в речи слов с пространственным значением Продолжать учить составлять описания предметов, игрушек. Учить правильно, употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе – дальше, впереди – сзади). Учить четко и правильно произносить звуки «л – ль», выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками «л – ль», закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове. Развивать память, внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать усидчивость. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
26 | Описание внешнего вида животных Продолжать составлять описание предметов. Упражнять в образовании форм глагола хотеть (хочу – хочет, хотим – хотят). Закреплять правильное произношение звуков «л – ль», изолированных, в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи; правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями; выделять голосом определенные слова (логическое ударение); продолжать учить определять первый звук в слове; закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Развивать интерес к окружающему. Воспитывать умение слушать рассказы товарищей. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
27 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий. Закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно, подбирать слова с определенными звуками – «с», «ш». Развивать умение слушать. Воспитывать интерес к художественной литературе. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
28 | Описание внешнего вида животных Продолжать учить составлять описание предметов, упражнять в образовании форм глагола, закреплять правильное произношение звуков «л-ль.» | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
29 | Составление рассказа по картине«Куры» Учить составлять короткий описательный рассказ по картине. Учить сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
30 | Составление описаний персонажей "Теремок" Учить составлять описание предметов. Учить подбирать нужные по смыслу слова. Закреплять усвоение обобщающих понятий. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
31 | Определение специфических признаков предмета Учить составлять описание игрушки, называя характерные признаки; упражнять у образовании форм родительного падежа в мн. число существительных. Закреплять представление о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные. | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
32 | Итоговое | 2 | 1 | 1 | Работа в альбомах |
итого | 64 | 32 | 32 |
1.4. Содержание программы дополнительного образования
«Развиваем речь, играя »
Общая характеристика программы дополнительного образования .
Содержание психолого-педагогической работы с детьми средней группы
Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает, формирование правильного звукового произношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания. Важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка. Детей знакомят с термином «звук», «слово». Формировать представление о том, что звуки и слова произносятся в определенном порядке. Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия: игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда. Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают действие к предмету. Осуществляется работа, ориентированная на правильное употребление ребёнком слов, обозначающих пространственные отношения. Важное место в системе речевой работы занимают упражнения на узнавание и подбор слов, близких и противоположных.
Грамматический строй речи. Продолжать обучение образованию форм родительного падежа единственного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк), согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; усиливается окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, весёлая девочка, голубое ведро). Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении, дети учатся в играх, отдавая поручение зверятам, игрушкам, друзьям. Большое место отводиться обучению различным способам словообразовании на материале слов, выраженных разными частями речи. Детей учат соотносить название животных и их детенышей, употреблять их названия в единственном и множественном числе, а так же в родительном падеже множественного числа. Упражнять в образовании названий предметов посуды. Особенное внимание уделяется образованию разных фор глаголов, умению правильно спрягать глаголы по числам и лицам. Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр – каркает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит). В развитие синтаксической стороны можно вводить «ситуацию письменной речи» (взрослый записывает то, что ребенок диктует) — это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций и, наряду с формированием синтаксической стороны речи, является важным условием развития связной речи.
Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок. В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). В средней группе продолжается обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме, состоящей из нескольких частей:
1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение говорящего к нему.
У детей продолжают формировать навыки повествовательной речи, для этого им даются схемы составления совместного рассказа. Тем самым дети глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Параллельно с этим развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Широко используется в средней группе коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.
Специальную роль в обучении рассказыванию играет индивидуальная работа (при описании игрушки, предмета, картинки) и при подведении ребенка к самостоятельному рассказыванию. Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями. Обучение детей связности высказывания совершенствует умение составлять описательные и повествовательные рассказы, использовать элементы рассуждения, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц. Описание может органически включаться в повествовательный рассказ. При этом сначала идет выполнение лексических и грамматических упражнений, которые помогут детям сделать содержание рассказа занимательным и интересным. Развитие образной речи. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту русского языка.
1.5 Календарно-учебный график
№ | Месяц | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Приме чание |
1 | Октябрь | Вводное занятие. | НОД | 2 | Работа в альбомах | ||
2 | Описание игрушеккошки и собаки. | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
3 | Составление рассказа по картине: «Кошка с котятами» | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
4 | Описание игрушек: собаки, лисы. | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
5 | Ноябрь | Составление описательного рассказа о питомцах | НОД | 2 | Работа в альбомах | ||
6 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
7 | Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
8 | Составление сюжетного рассказа по ролям | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
9 | Декабрь | Придумывание загадок-описаний об игрушках | НОД | 2 | Работа в альбомах | ||
10 | Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
11 | Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
12 | Описание игрушек: белки, зайчика, мышонка | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
13 | Январь | Составление рассказа о любимой игрушке | НОД | 2 | Работа в альбомах | ||
14 | Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
15 | Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд» | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
16 | Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» | НОД | Работа в альбомах | ||||
17 | Февраль | Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» | НОД | 2 | Работа в альбомах | ||
18 | Составление описания внешнего вида | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
19 | Составление рассказа с использованием предложенных предметов | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
20 | Пересказ рассказа Е. Чарушина«Курочка». Учить пересказывать рассказ. | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
21 | Март | Описание потерявшихся зайчат по картинкам | НОД | 2 | Работа в альбомах | ||
22 | Составление рассказа по картине «Мама моет посуду» | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
23 | Составление описания животных по картинкам. | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
24 | Составление описания по лексической теме «Овощи» | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
25 | апрель | Употребление в речи слов с пространственным значением | НОД | 2 | Работа в альбомах | ||
26 | Описание внешнего вида животных | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
27 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
28 | Описание внешнего вида животных | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
29 | Май | Составление рассказа по картине«Куры» | НОД | 2 | Работа в альбомах | ||
30 | Составление описаний персонажей "Теремок" | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
31 | Определение специфических признаков предмета | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
32 | Досуг | НОД | 2 | Работа в альбомах | |||
Итого: | 64 |
1.6 Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДОречевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками; высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Описание образовательных и учебных форматов :
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
Форма занятий: совместная игровая – познавательная деятельность взрослых и детей, (игры и продуктивная деятельность), индивидуальные, групповые.
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы:
Словарь
Понимает слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
Понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
Подбирает признаки, качества и действия к названию предметов;
Сравнивает и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика
Соотносит названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);
Употребляет глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
составляет предложения разных типов.
Фонетика
Правильно произносит звуки родного языка;
находит слова, сходные и различные по звучанию;
правильно пользуется умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь
Умеет пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
Умеет описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
Умеет пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
2.2 Формы аттестации.
Формы оценки и контроля усвоения учебной программы: психолого-педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапе, промежуточная диагностика.
Пространство занятий готовит малыша к общению в коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой – быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Дети учатся усидчивости и дисциплине, речи. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы – открытое занятие для родителей.
Ребенок получит возможность научиться:понимает слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
Понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
Подбирает признаки, качества и действия к названию предметов;
Сравнивает и называть предметы по размеру, цвету, величине.Соотносит названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);
Употребляет глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
составляет предложения разных типов.Правильно произносит звуки родного языка;
находит слова, сходные и различные по звучанию;
правильно пользуется умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.Умеет пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием. Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым. Умеет описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
Умеет пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Методы работы с детьми:
- Наглядные.
- Словесные.
- Практические.
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
- Чтение и рассказывание художественных произведений.
- Заучивание наизусть.
- Пересказ.
- Обобщающая беседа.
- Рассказывание без опоры на наглядный материал.
- Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Приемы работы с детьми:
- Словесные.
- Речевой образец.
- Повторное проговаривание.
- Объяснение.
- Указание.
- Оценка детской речи.
- Вопрос.
- Наглядные.
- Показ иллюстративного материала.
- Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
- Игровые.
- Игровое сюжетно-событийное развертывание.
- Игровые проблемно-практические ситуации.
- Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
- Имитационно-моделирующие игры.
- Ролевые обучающие игры.
- Дидактические игры.
Формы работы с детьми:
- Фронтальные.
- Индивидуальные.
- Подгрупповые.
Средства работы с детьми
- Общение взрослых и детей.
- Взаимодействие с родителями.
- Культурная языковая среда.
- Обучение родной речи на занятиях.
Художественная литература.
2.3 Оценочные /контрольно-измерительные материалы
Оценкой результатов освоения Программы является педагогическая диагностика, предлагаемая Ушаковой О.С, Струниной Е.М., которая проводится 2 раза в год.
Мониторинг освоения детьми 4-5 лет Программы «Развиваем речь, играя»:
№ | Критерии оценки | Фамилия, имя ребенка | итог | |||||||||
1 | Понимает слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова; | |||||||||||
2 | Понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, овощи, посуда); | |||||||||||
3 | Подбирает признаки, качества и действия к названию предметов; | |||||||||||
4 | Сравнивает и называть предметы по размеру, цвету, величине | |||||||||||
5 | Соотносит названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок); | |||||||||||
6 | Употребляет глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши); | |||||||||||
7 | правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, | |||||||||||
8 | составляет предложения разных типов | |||||||||||
9 | Правильно произносит звуки родного языка | |||||||||||
10 | находит слова, сходные и различные по звучанию; | |||||||||||
11 | правильно пользуется умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности. | |||||||||||
12 | Умеет пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием. | |||||||||||
13 | Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым. | |||||||||||
14 | Умеет описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку; | |||||||||||
15 | Умеет пользоваться разнообразными вежливыми формами речи. |
Не сформированч, что составляет %, находиться в стадии формирования ч - %,
сформировано ч, что составляет %
2.4 Материально-техническое оснащениеПрограммы
Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи. В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту. Разработаны картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок. Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.
- Методические материалы
1.Конституция РФ, ст.43,72.
2.Конвенция о правах ребёнка (1989г.).
3.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4.Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи СП 2.4.3648-20, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28
5.Устав ДОУ детского сада №26 (утвержден главой города №4390-па от 12.12.2014г
6.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2103 №1155 «Об утверждении федерального
государственного стандарта дошкольного образования».
7.Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Основными формами взаимодействия педагога с семьями детей являются:
- Знакомство: анкетирование, вводное родительское собрание
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, размещение информации на сайте ДОУ.
- Образование родителей: беседы-консультации, проведение мастер-классов, тренингов.
2.6 Список литературы.
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985.
2.Ушаковой О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред.— 2012.
3.Ушаковой. О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов./ Под ред. - М., 2012.
4.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М., 1981.
5.Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2017 г.
7.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». ТЦ Сфера 2017 г.
8.Ушакова. О.С.Развитие речи и творчества дошкольников. ТЦ Сфера2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...