Дополнительная общеразвивающая программа "Играя, развиваюсь"
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Задачи программы:
1. Развитие зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
2. Развитие творческих способностей и воображения.
3. Развитие сенсомоторных навыков.
4. Развитие коммуникативных навыков ребенка.
5. Расширение познавательной сферы.
6. Гармонизация эмоционального состояния ребенка.
7. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_platnym_uslugam_igraya_razvivayus_dlya_4-7_let_2.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ИГРАЯ, РАЗВИВАЮСЬ»
(для детей 4-7 лет)
Покачи, 2015 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Играя, развиваюсь» |
2 | Основание для разработки программы | Воспитание и развитие дошкольников на основе содержания системного подхода нескольких программ по умственному и социально-эмоциональному развитию |
3 | Основные разработчики программы | Артамонова Р.Ф. - педагог-психолог; Юмагужина З.С. – воспитатель; Кипко – Кулага С.Г. - воспитатель |
4 | Основная цель программы | Охрана и укрепление психического здоровья детей дошкольного возраста. |
5 | Задачи программы | 1. Развитие зрительных, слуховых и тактильных ощущений. 2. Развитие творческих способностей и воображения. 3. Развитие сенсомоторных навыков. 4. Развитие коммуникативных навыков ребенка. 5. Расширение познавательной сферы. 6. Гармонизация эмоционального состояния ребенка. 7. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях. |
6 | Условия достижения цели и задач программы | Создание условий для личностного развития ребенка и гармонизации его внутреннего состояния психолого-педагогическими средствами. |
7 | Основные направления программы |
|
8 | Сроки реализации программы | 1 год |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Воспитанники МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» 4-7 лет |
10 | Ожидаемые результаты | Развитие внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер, мышления, развитие фонематического слуха, умение концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. |
Пояснительная записка
Самое прекрасное, что мы можем испытать,
– это ощущение тайны. Она источник всякого
подлинного искусства и науки. Тот,
кто никогда не испытывал этого чувства,
кто не умеет остановиться и задуматься,
охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу,
и глаза его закрыты...
Альберт Энштейн
Актуальность. Детский сад – первое звено в системе образования.
В условиях современных преобразований воспитание и обучение в ДОУ направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных).
Игровая деятельность является для детей ведущей. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает законы системы человеческих отношений. В процессе игры у детей развиваются внимание, память, мышление, интеллектуальные и творческие способности. Игровая ситуация оказывает постоянное влияние на всестороннее и умственное развитие дошкольника.
Именно поэтому была разработана компилятивная программа «Играя, развиваюсь», которая сочетает в себе 3 направления:
- Развивающие игры В. Воскобовича;
- Игры с материалами М. Монтессори;
- Занятия в сенсорной комнате.
Развивающие игры В. Воскобовича. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идёт слабо и вяло. Технология интеллектуально-творческого развития – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием и постепенным усложнением. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Игры В. Воскобовича учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. Занимаясь с игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).
Игры с материалами М. Монтессори. «Помоги мне сделать это самому» – вот основной девиз педагогики Монтессори. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из пяти областей развития:
- жизненная практика,
- сенсорное развитие,
- языковое развитие,
- математическое развитие,
- естественнонаучное и космическое развитие.
Занятия в сенсорной комнате. Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) – одна из значимых категорий психологии, информатики, социологии и других наук. Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). В качестве одного из определений этого термина в контексте использования его темной сенсорной комнаты важным является понимание интерактивности как технологии виртуальной реальности.
Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
Новизна программы в том, что ребенку в процессе работы отводится роль активного участника. Ведущий создает условия, стимулирует спонтанную игровую активность и открытое выражение чувств участников детской группы, используя технологии недирективной игровой терапии.
Данная программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста направлена на развитие способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешной адаптации в дальнейшей жизни. Это определяет несомненную актуальность и педагогическую целесообразность программы, поскольку она реализует комплекс задач, включающий развитие познавательной и эмоциональной сферы ребенка и расширение коммуникативных навыков в процессе общения и игры со сверстниками. При составлении программы использованы положения субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщинков, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков и другие); положения комплексного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, В.А. Бодров, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.Л. Журавлев, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский и другие); положения специальной психологии (Э. Сеген, П.Я. Трошина, Л.С. Выготский, А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.В. Дубровина и другие); положения телесноориентированной терапии (В. Райх, А. Лоуэн, Ф.М. Александер, М. Фельденкрайз, А. Янов), положения психосемантики (В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко, А.А. Нистратова, С.В. Василенко и другие).
Цель программы: развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, математических способностей; охрана и укрепление психического здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
2. Развитие творческих способностей и воображения.
3. Развитие сенсомоторных навыков.
4. Развитие коммуникативных навыков ребенка.
5. Расширение познавательной сферы.
6. Гармонизация эмоционального состояния ребенка.
7. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
8. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Принципы построения занятий:
- Системность.
- Учёт возрастных особенностей детей.
- Дифференцированный подход.
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
- Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
- Поэтапное использование игр.
- Гуманное сотрудничество педагога и детей.
Используемые методы в сенсорной комнате:
- Сказкотерапия.
- Арттерапия.
- Психогимнастика.
- Техники и приемы ауторелаксации и саморегуляции.
- Песочная терапия.
- Игровая терапия.
Большинство занятий в сенсорной комнате имеют четкую структуру:
1 часть - разминка,
2 часть - гимнастика,
3 часть - эмоции и общение,
4 часть - заключение.
Оборудование сенсорной комнаты:
- детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
- пуфик-кресло;
- цветные подушки;
- световой проектор;
- музыкальный центр и набор музыкальных дисков;
- оптоволоконная лампа «Волшебный цветок»;
- напольная сенсорная дорожка;
- интерактивная доска.
– С помощью мягкого напольного покрытия, пуфов, трапеций и подушек снимаются негативные эмоции, регулируется мышечное напряжение; идет развитие воображения, крупной моторики, пространственных представлений, осознание образа тела;
– аквалампа позволяет снимать эмоциональное напряжение в процессе идеомоторных движений и представления образов; развивает визуальное и тактильное восприятие, цветовосприятие, активизирует внимание, способствует развитию связной речи;
– проектор динамической заливки цвета снимает напряжение воздействием зрительных образов; развивает внимание, воображение, связную речь;
– зеркала снижают психоэмоционального напряжение; зеркала способствуют развитию мимики, пантомимики, умения выражать различные эмоциональные состояния; кривое зеркало повышает настроение;
– музыкальный центр и набор дисков позволяет снимать эмоциональное напряжение воздействием слуховых образов.
Программа предназначена для детей 4-7 лет.
Продолжительность занятий, опираясь на требования СанПиН – 25-30 минут.
Периодичность проведения занятий 2 раза в неделю.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма занятий – групповая.
Ожидаемый результат: улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер, развитие фонематического слуха, умение концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца.
Учебно-тематический план занятий по развитию эмоциональной сферы
№ п\п | Кол-во часов | Тема | Ответственный за проведение занятия |
1 | 1 | «Двухцветный квадрат Воскобовича» | Кипко-Кулага С.Г. |
2 | 1 | «Упражнения с водой», «Штриховка» | Юмагужина З.С. |
3 | 1 | «Игровизор» | Кипко-Кулага С.Г. |
4 | 1 | «Удивительный знакомый мир» | Артамонова Р.Ф. |
5 | 1 | «Коричневая лестница» «Выкалывание на бумаге, картоне» | Юмагужина З.С. |
6 | 1 | «Математические корзинки» | Кипко-Кулага С.Г. |
7 | 1 | «Розовая башня» | Юмагужина З.С. |
8 | 1 | «Объем и цвет» | Артамонова Р.Ф. |
9 | 1 | «Шнур Малыш» | Кипко-Кулага С.Г. |
10 | 1 | «Блоки цилиндров» «Подбор цифр» | Юмагужина З.С. |
11 | 1 | «Кораблик Брызг –Брызг» | Кипко-Кулага С.Г. |
12 | 1 | «Веселые цвета» | Артамонова Р.Ф. |
13 | 1 | «Красные штанги» «Число и цифра» | Юмагужина З.С. |
14 | 1 | «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» | Кипко-Кулага С.Г. |
15 | 1 | «Солнышко свети» «Разбери зёрнышки» | Юмагужина З.С. |
16 | 1 | «Знакомство с водой» | Артамонова Р.Ф. |
17 | 1 | «Прозрачный квадрат» | Кипко-Кулага С.Г. |
18 | 1 | «От шершавой до гладкой» «Лоскутки тканей» | Юмагужина З.С. |
19 | 1 | «Конструктор цифр» | Кипко-Кулага С.Г. |
20 | 1 | «Живые пальчики» | Артамонова Р.Ф. |
21 | 1 | «Геометрический комод» | Юмагужина З.С. |
22 | 1 | «Геоконт» | Кипко-Кулага С.Г. |
23 | 1 | «От точки к точке» «Причёска кукле» | Юмагужина З.С. |
24 | 1 | «Сквозь звезды» | Артамонова Р.Ф. |
25 | 1 | «Конструктор цифр РАДУГА» | Кипко-Кулага С.Г. |
26 | 1 | «Перекладывание бус пинцетом» | Юмагужина З.С. |
27 | 1 | « Конструктор цифр» | Кипко-Кулага С.Г. |
28 | 1 | «Веселые перемены» | Артамонова Р.Ф. |
29 | 1 | «Чудесный мешочек» «Конструктивные треугольники» | Юмагужина З.С. |
30 | 1 | «Теремки» | Кипко-Кулага С.Г. |
31 | 1 | «Определи на вкус» «Определи по запаху» | Юмагужина З.С. |
32 | 1 | «Волшебное царство» | Артамонова Р.Ф. |
33 | 1 | «Прозрачная цифра» | Кипко-Кулага С.Г. |
34 | 1 | «Числовые штанги с табличками чисел» | Юмагужина З.С. |
35 | 1 | «Чудо-крестики» | Кипко-Кулага С.Г. |
36 | 1 | «Объемное цветное настроение» | Артамонова Р.Ф. |
37 | 1 | «Шумовые цилиндры» | Юмагужина З.С. |
38 | 1 | «Чудо цветик» | Кипко-Кулага С.Г. |
39 | 1 | «Рамки с застёжками» | Юмагужина З.С. |
40 | 1 | «Игра с настроением» | Артамонова Р.Ф. |
41 | 1 | «Счетовозик» | Кипко-Кулага С.Г. |
42 | 1 | «Рамки с застёжками» | Юмагужина З.С. |
43 | 1 | «Волшебная восьмерка» | Кипко-Кулага С.Г. |
44 | 1 | «Оживи сказку» | Артамонова Р.Ф. |
45 | 1 | «Шершавые цифры» | Юмагужина З.С. |
46 | 1 | «Букв цирк» | Кипко-Кулага С.Г. |
47 | 1 | «Разноцветные капли» | Юмагужина З.С. |
48 | 1 | «Меняемся-изменяемся» | Артамонова Р.Ф. |
49 | 1 | «Геовизор» | Кипко-Кулага С.Г. |
50 | 1 | «Цветные таблички» | Юмагужина З.С. |
51 | 1 | «Снеговик» | Кипко-Кулага С.Г. |
52 | 1 | «Цирк» | Артамонова Р.Ф. |
53 | 1 | «Весовые таблички» | Юмагужина З.С. |
54 | 1 | «Лого формочки» | Кипко-Кулага С.Г. |
55 | 1 | «Рамки и вкладыши» | Юмагужина З.С. |
56 | 1 | «Колобки» | Артамонова Р.Ф. |
57 | 1 | «Коврограф» | Кипко-Кулага С.Г. |
58 | 1 | «Письмо на манке» | Юмагужина З.С. |
59 | 1 | «Лабиринт цифр» | Кипко-Кулага С.Г. |
60 | 1 | «Путешествие в изумрудный город» | Артамонова Р.Ф. |
61 | 1 | «Рамки с застёжками» Лото «Ассоциации» | Юмагужина З.С. |
62 | 1 | «Чудо-крестики» | Кипко-Кулага С.Г. |
63 | 1 | «Штриховка» «Моделирование геометрических тел» | Юмагужина З.С. |
64 | 1 | «Разноцветные путешествия» | Артамонова Р.Ф. |
65 | 1 | «Лабиринт букв» | Кипко-Кулага С.Г. |
66 | 1 | «Штриховка» «Моделирование геометрических тел» | Юмагужина З.С. |
67 | 1 | «Яблонька» | Кипко-Кулага С.Г. |
68 | 1 | «Кот Леопольд и мыши» | Артамонова Р.Ф. |
69 | 1 | «Построй предложение» «Картинка-слово» | Юмагужина З.С. |
70 | 1 | «Предметный мир вокруг нас» | Кипко-Кулага С.Г. |
71 | 1 | «Шершавый алфавит» «Звуковой паровозик» | Юмагужина З.С. |
72 | 1 | «Путешествие в волшебную страну» | Артамонова Р.Ф. |
Инструментарий для обследования эмоционального состояния ребенка:
- Выявление тревожности у ребенка. Методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой.
- Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захаров и М. Панфилова.
Вывод по итогам диагностирования детей в начале учебного года:
В октябре месяце с детьми, посещающими платную услугу «Играя, развиваюсь» (8 воспитанников), было проведено диагностирование по методикам «Рисунок семьи» и «Страхи в домиках». Результат обследования можно представить в виде диаграммы:
Обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии - одни из основных направлений работы с агрессивными детьми. В целях коррекции агрессивного поведения у детей используются подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения.
Коррекционное воздействие на гиперактивных детей осуществляется при помощи игр для развития тактильного взаимодействия, пальчиковых игр, подвижных игр с использованием сдерживающих моментов, психогимнастических этюдов для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
В работе с тревожными детьми используются такие методы и приемы: рисование для выявления и отработки страхов; проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для тревожного ребенка, подвижные игры для развития коммуникативных навыков; элементы сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем. В работе с данными категориями дети обучаются приемам саморегуляции через использование этюдов и игр релаксационной направленности, визуализаций, применение музыкотерапии.
В ходе проведения коррекционной работы на данный момент можно говорить о положительных результатах. Дети стали более уравновешенными, спокойными, уступчивыми, понимающими других (если говорить об агрессивных детях). Те дошкольники, кому данная работа была назначена для снижения тревожности, приобрели уверенность, более активно участвуют в играх.
Литература
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т.. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - Санкт-Петербург, «Стройлеспечать», 2009.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, 2008.
- Воскобович В.В., « Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2010.
- Воскобович В.В., «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2011.
- Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство» Программа развития и воспитания в детском саду, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010.
- Светлова Инна «Повышаем интеллект», 2009.
- Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие/Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. - СПб.:ХОКА, 2011.
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Ханс Горг Мелхорн «Гениями не рождаются», Москва, «Провещение», 2009.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа "РАЗВИВАЙ-КА"
Как научить ребенка читать, играя? Очень легко: с помощью кубиков Н.А.Зайцева!Мой вариант программы обучения чтению....
Дополнительная общеразвивающая программа "Развивай-ка"
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» опирается на технологию «Сказочные лабиринты игры» Т.Г. Харько и В.В. Воскобовича, содержанием...
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Развиваем речь,играя"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.Значимость...
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай - ка»
Дополнительная общеразвивающая программа (ФЭМП)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развивай-ка»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Очень важно помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потреб...